Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев




Содержание дисциплины

Тема 1.Древнерусская литература (XI-XVIIвв.).

Истоки, художественное своеобразие и проблемы изучения литературы Древней Руси.

Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности.Основные темы древнерусской литературы.Проблема художественного метода. Система жанров. Периодизация.

 

Тема 2.

Возникновение древнерусской литературы.

Литература Киевской Руси (середина XI – первая треть XII вв.)

Исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы. Основные источники. Философские основы древнерусской литературы. Житийная литература. Разновидности житий – проложные и минейные. Патерики. Апокрифы. Хождения. Историческая и «естественнонаучная» литература.

Литература Киевской Руси. Летописи и летописные своды. Историческая повесть как доминирующий жанр. «Повесть временных лет», ее состав и источники; связь с фольклором. Исторические повести и сказания в составе летописи. Общая характеристика стиля «Повести временных лет». Ораторское красноречие: «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Поучение» Владимира Мономаха.Житийная литература. Появление оригинальной агиографической литературы. Особенности стиля «Сказания о Борисе и Глебе». «Чтение о житии... Бориса и Глеба» Нестора. «Житие Феодосия Печерского». Типы героев житийной литературы. «Хождение игумена Даниила...». Переводная литература: воинские и дидактические повести.

 

Тема 3.

Литература периода феодальной раздробленности

(вторая треть XII – первая половина XIII вв.).

 

«Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Проблемы изучения памятника.Историческая основа текста. Поэтика произведения. Жанровые особенности и стиль «Слова». Значение «Слова о полку Игореве».

Областные литературы. Новгородсая литература. Смоленские памятники и творчество Кирилла Туровского. Литература южной и юго-западной Руси. Литература северо-восточной Руси. «Слово» Даниила Заточника. «Киево-Печерский патерик».

Повести о Монголо-татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке». «Повесть о приходе Батыя на Рязань».

«Слово о погибели Русской земли». «Житие Александра Невского». Переводная литература. — «Сказание об Индии богатой» и «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши».

 

Тема 4.

Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв.)

Московская литература. Летописная повесть о Куликовской битве. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Риторическо-панегирический стиль ««Слова о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича». Творчество Епифания Премудрого. Деятельность Пахомия Логофета.

Новгородская литература. Характерные особенности новгородских летописей. Развитие жанра хождений. «Хожение Стефана Новгородца». «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна

на бесе в Иерусалим». Сказания о конце Новгорода.

Псковская литература. «Псковское взятие, како взят его князь великий ВасилийИвановичь». Особенности псковского летописания.

Тверская литература. «Житие князяМихаила Александровича Тверского» и «Повесть об убиении в Орде князя Михаила Ярославича» «Словопохвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче» как риторический панегирик.

Переводная литература.

Тема 5.

Литература централизованного русского государства.

Полемика «иосифлян» и «заволжских старцев» и ее влияние на развитие публицистики 16 века. Легендарно-исторические повести о мутьянском воеводе Дракуле, Иверской царице Динаре, о Басарге.

«Хожение за три моря» Афанасия Никитина как исторический документ и памятник литературы.

Публицистические жанры и их специфика. «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы, «Послание» старца псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III в 1523 г., «Сказание о князьях Владимирских»: художественные особенности и политический смысл.

Максим Грек (1480—1556), его творчество и его роль в истории русской литературы и русского языка.

Сочинения митрополита Даниила.

«Сказание о Магмете-Салтане» Ивана Пересветова как политический памфлет.

Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным как выдающийся памятник отечественной публицистики.

 

Тема 6.

Литература формирующейся русской нации (XVII в.)

 

Повести Смутного времени. «Новая повесть о преславном, Российском царстве»

Эволюция агиографической литературы. «Повесть о ЮлианииЛазаревской».

Бытовые повести второй половины 17 века. «Повесть о Горе и Злочастии». «Повесть о Фроле Скобееве». «Повесть о Карпе Сутулове».

«Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове» как сатирическое произведение. «Калязинская челобитная». «Повесть о Куре и Лисице»

и ее аллегорический смысл.

Исторические повести. «Повести об основании Тверского Отроча монастыря».

Переводная литература.

 

Тема 7.

Литература первой трети XVIII в.

 

Литература XVIII в. Введение в историю русской литературы XVIII в. Основные тенденции развития русской литературы XVIII в. Основания периодизации. Историография. Литература первой трети XVIII в.

Предклассицизм. Петровские реформы. Книжное стихотворство. Публицистика петровского времени. Газета «Ведомости». Литература Петровской эпохи. "Повесть о российском матросе Василии Кориотском". Ораторская проза. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича.

Тема 8.

Литература второй трети XVIII в. Формирование классицизма. А.Д.Кантемир. В.К.Тредиаковский. М.В.Ломоносов. А.П.Сумароков

Русский классицизм: своеобразие художественного метода. Понятие жанрового канона.

Сатирическое творчество А.Д. Кантемира. Сатиры А.Д. Кантемира: язык, композиция, образность. Жанровые признаки сатиры.

Художественное и теоретико-литературное творчество В.К. Тредиаковского. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Реформа русского стихосложения.

Творческий путь М.В. Ломоносова. Одическое творчество М.В.Ломоносова. Канон торжественной оды. Разновидности од. Духовные стихи. Ломоносов – филолог. Ломоносов – журналист. «Рассуждение об обязанностях журналиста..» как первый этический кодекс в русской журналистике и литературной критике.

Жанровое многообразие творчества А.П. Сумарокова. Трагедии Сумарокова. Комедии и басни. Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела» - первый частный журнал в России.

Тема 9.

Литература последней третиXVIII в. Эпоха Екатерины II.

Эпоха Екатерины II. «Великая графоманка». Эпоха русского просвещения в литературе. Н.И.Новиков и расцвет публицистики.

Драматургия. Д.И.Фонвизин. «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» как новая сатира. Первая оригинальная комедия Фонвизина «Бригадир». Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Поэзия. Героическая эпопея М.М. хераскова «Россияда».История и поэтика лиро-эпической поэмы XVIII в. Творчество В.И. Майкова и И.Ф. Богдановича. Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей или раздраженный Вакх». «Душенька» богдановича как поэма-сказка. Сюжетное и языковое взаимодействие двух жанров. Жанровое своеобразие лирики Г.Р. Державина. Стилевое новаторство. Ода «На смерть князя Мещерского». «Фелица» как разрушение классицистического одического канона. «Властителям и судиям» как пример гражданской лирики. Героико-патриотическая тема в творчестве Державина. Философские оды Державина.

Проза. История и поэтика русской художественной прозы XVIII в. Творчество Ф.А. Эмина и М.Д. Чулкова. Развитие жанра романа. «Письма Ернеста и Доравры» (1766). «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».

Тема 10.

Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев

И.И. Дмитриев.

Зарождение русского сентиментализма. Особенности направления.

Александр Николаевич Радищев — кульминационная фигура русской литературыXVIII в. «Дневник одной недели» и формирование исповедального жанра в русской литературе. «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего»: репортаж и памфлет. Ода «Вольность». «Путешествия из Петербурга в Москву»: жанровое своеобразие и стилевое новаторство.

Творческий путь Н.М. Карамзина. Карамзин – критик. «Что нужно автору?» «Письма русского путешественника» как жанр сентиментального путешествия в русской литературе, его истоки. Повести Карамзина. «Бедная Лиза» - переворот в читательском сознании и русской литературе. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» - их сюжет, проблематика и поэтика. Карамзин как родоначальник романтической повести. «Ос тровБорнгольм» и «Сиерра-Морена». Поэзия Карамзина. «Мои безделки». Стилистическая языковая реформа Карамзина и «История Государства Российского» как выдающийся литературный памятник своего времени.

 

№ темы дисциплины Тематика практических занятий (семинаров)
1. Древнерусская литература (XI-XVIIвв.). Истоки, художественное своеобразие и проблемы изучения литературы Древней Руси.   Тема семинарского занятия. Переводная литература XI-XII веков. Содержание занятия. Ознакомление студентов с методами работы с памятниками древнерусской письменности. Анализ переводного текста, выявление его специфики. Вопросы для самостоятельной работы. Византийские и болгарские книги на Руси. 2. Древнеболгарская литература в роли «литературы- посредницы». 3. Жанры переводной литературы. 4. Агиография «Житие Алексия, человека Божия». Житийный канон. 5. Жанровые особенности апокрифа («Хождение Богородицы по мукам»). 6. Принципы создания образа в светских повестях «Александрия» и «Девгеньево деяние». 7. Реальное и фантастическое в естественнонаучных сочинениях «Физиолог», «Шестоднев». 8. Роль переводной литературы в культуре древней Руси.    
2.Возникновение древнерусской литературы. Литература Киевской Руси (середина XI – первая треть XII вв.)   Тема семинарского занятия. «Поветь временных лет» Содержание занятия. Ознакомление студентов с текстом памятника. Анализ жанровых особенностей летописи. Вопросы для самостоятельной работы. 1.Формирование и история создания летописи. 2.Жанровый состав: погодная запись; летописный рассказ; летописное сказание; некрологическая статья; знамение; 3.Значение «Повести…» для русской культуры и истории.
3.Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII – первая половина XIII вв.).   Тема семинарского занятия. История и проблемы изучения «Слова о полку Игореве» Содержание занятия. Ознакомление студентов с текстом памятника. Анализ художественной специфики текста. Вопросы для самостоятельной работы. 1. История открытия и первая публикация «Слова». 2. Историческая основа «Слова». 3. Сложности изучения «Слова» в литературоведении: вопрос о подлинности и датировки создания текста, проблема авторства (Б. Успенский, Д. Лихачев, В. Франчук, А. Орлов, И. Еремин, Е. Соколова и др.), «темные места». 4. Основная идея «Слова» и сюжетно-композиционные средства ее выражения (авторские отступления, сон Святослава, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны и другие). 5. Образная система «Слова». Жанровая природа «Слова». 6. Изобразительно-выразительные средства в «Слове». 7. Переводы «Слова».
4.Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв.)   Тема семинарского занятия. Творчество Епифания Премудрого. Особенности стиля «плетения словес». Содержание занятия. Ознакомление студентов с творчеством и биографией великого агиографа. Анализ стилистических особенностей древнерусского текста. Вопросы для самостоятельной работы. 1.Сведения о биографии Епифания. 2.«Житие Стефана Пермского»: особенности жанра жития; прием драматизации; прием сюжетной ретардации; лирическое обрамление. 3.«Житие Сергия Радонежского»: символизм композиции. 4.Стилевое своеобразие агиографии Епифания. Риторические особенности стиля «плетения словес».
5.Литература централизованного русского государства.   Тема семинарского занятия. «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и история жанра хождений в древнерусской литературе. Содержание занятия. Ознакомление студентов с текстом памятника. Анализ эволюции жанра. Вопросы для самостоятельной работы. 1.Паломнические и купеческие хождения. Сходства и различия. 2.Композиция «Хождения…». 3.Образ повествователя и его отличия от повествователей паломнических хождений. 4.Своеобразие языка Афанасия Никитина. 5. Составьте сводную таблицу изменения жанровых признаков хождений от 13 до 16 века.
6. Литература формирующейся русской нации (XVII в.)   Тема семинарского занятия. Жанровые разновидности повестей в литературе 17 века. Содержание занятия. Сравнительный анализ содержания и формы произведений одного жанра, с целью выявления специфики жанровой разновидности. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Воинская повесть в 17 веке. «Повесть об Азове» 2.Историческая повесть в 17 веке «Повесть о тверчскомОтроче монастыре»: сочетание документальности и вымысла. 3.Бытовая повесть в 17 веке: «Повесть о Савве Грудцыне»: поэтика и проблематика. 4.Сатирическая повесть 17 века: «Калязинская челобитная» и «Повесть о бражнике»: предмет сатиры; сатирические приемы изображения. 5.Значение древнерусской сатиры.
8.Литература второй трети XVIII в. Формирование классицизма. А.Д.Кантемир. В.К.Тредиаковский. М.В.Ломоносов. А.П.Сумароков Тема семинарского занятия. Идейно-художественное своеобразие ломоносовской оды Содержание занятия. Ознакомление студентов с понятием жанрового канона Анализ художественного стихотворного текста. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Ода в системе жанров классицизма. Характеристика оды в «Эпистоле о стихотворстве» А. Сумарокова и «Рассуждении о лирической поэзии или об оде» Г. Державина. М. Ломоносов о назначении поэзии («Разговор с Анакреоном»). 2. М. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»: а) тематика оды. Политические и социальные идеалы Ломоносова. Образ просвещенного монарха. Темы родины, науки, национальных талантов. Про-граммность содержания оды; б) приемы создания художественного образа героя (Петр I, Елизавета Пет-ровна). Идеализация, гиперболизм, роль мифологических образов; в) образ России. Природа, угол зрения в ее изображении; г) построение оды. Зачин и финал, лирический принцип связи и соотноше-ния частей; д) приемы создания высокого стиля. Лексические, синтаксические, изобра-зительные средства. Стихотворный размер, рифмовка (привлечь трактат М. Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства»). 3.Какие свойства одического стиля пародирует Сумароков в своих «вздорных одах»?
9.Литература последней третиXVIII в. Эпоха Екатерины II.   Тема семинарского занятия. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина Содержание занятия. Ознакомление студентов с биографией и творчеством Г.Державина. Анализ художественного стихотворного текста. Сравнительный анализ произведений одного жанра. Выявление отклонений от жанрового канона. Вопросы для самостоятельной работы. 1.Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила». Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хотина», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, характер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора. 2.Новаторство Державина в оде «Фелица»: а) новое понимание человека и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека; б) новизна в образе автора и в изображении одической героини; в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды;новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина); г) художественная структура образа Мурзы. 3.Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.). Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.
10.Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин. А.Н. Радищев И.И. Дмитриев. Тема семинарского занятия. Поэтика чувствительности в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» в свете массовой литературы. Содержание занятия. Ознакомление студентов с текстом произведения. Анализ прозаического произведения в свете жанрового и стилистического канона. Вопросы для самостоятельной работы. 1. Автор и произведение в эстетике русского сентиментализма («Что нужно автору?» и «Предисловие к альманаху «Аониды» Карамзина). 2. Система персонажей и ход событий в повести. 3. Субъектная организация текста. Образ повествователя. Доминирующие формы речи, их функции. 4. Оппозиция «природа – цивилизация» в тексте повести. 5. «Бедная Лиза» в историко-литературной перспективе.

 

Примерный список тем для тестирования:

1.Система жанров и стилей изображения человека и мира.

2. Основные принципы русского летописания.

3. Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» в контексте литературы XII в. и воинских повестей XIII – XIV вв.

4. Творчество Епифания Премудрого.

5. Общая характеристика литературы XVII века и идейно-художественное своеобразие бытовых, сатирических повестей.

6. Творчество Симеона Полоцкого.

7. Русская литература XVIII века – новый этап в развитии русской литературы.

8. Отражение идей петровской эпохи в русской культуре первой четверти XVIII века. Публицистика петровского времени.

9. Основные тенденции эволюции жанра сатиры в русской литературе XVIII века (Кантемир – Сумароков – Капнист).

10. Поэтика од М.В. Ломоносова.

11. Жанровый канон оды и пути его преодоления в русской литературе XVIII века.

12. Проблема авторства “Отрывка из путешествия в*** И*** Т***”.

13. “Россияда” М.М. Хераскова как национально-историческая эпопея.

14. Трансформации нормативной поэтики классицизма в творчестве Г.Р. Державина.

15. Эстетические и литературно-критические взгляды А.Н. Радищева.

16. Языковые и стилистические особенности сентиментальных повестей Н.М. Карамзина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: