Необходима перестройка системы источников финансирования, обусловленная изменением структуры собственности в экономике РФ.




Целесообразен перенос части ответственности за финансирование на потребителей - компании, семьи и самих студентов. Не может быть адекватного реальности бесплатного образования в рыночной экономике, где знания, как и все ценное, - представляют собой товар с одной стороны и, с другой стороны - продукт, требующий определенных затрат на своё производство и материализацию. Бесплатность - фактор низкой ответственности всех участников образовательного процесса - студентов, администрации, преподавателей за содержание, качество и результат. В вузах сейчас много работы, которая делается плохо штатными сотрудниками из-за низкой оплаты - эту работу могли бы выполнять студенты, как, например, в США - технический сервис, работа в библиотеках, секретарское дело, преподавание на подготовительных и младших курсах и др. Введение определенной (возможно, дифференцированной) платы для ранее полностью бесплатного, бюджетного приема увеличит доступ к образовательным услугам более широких слоев населения.

5. Основным препятствием для расширения подготовки в вузах служит дефицит мест подготовки по востребованным рынком специальностям.
Высокий конкурс на эти специальности создает барьер в виде высоких затрат абитуриентов на персональную подготовку к вступительному конкурсу. Лучше отдать эти деньги, хотя бы частично, вузу, чтобы он мог обеспечить ситуативное, гибкое расширение подготовки по наиболее затребованным специальностям.

При этом ряд специальностей рынком менее востребован, на что вуз также должен гибко реагировать - сегодняшняя система госстандарта специальности и учебного планирования фиксированных групп по специальностям и годам обучения осложняет этот рыночный маневр.
Подготовка по не затребованным, устаревшим специальностям и дисциплинам - отчасти выброшенные деньги - студенты голосуют ногами на занятиях и не работают по несуществующей специальности на упраздненных рабочих местах. Студенты устраиваются на реальные рабочие места, предоставляемые реальным рынком и опять приходят переучиваться, теперь уже на свои деньги или опять на бюджетные места. Нужно чтобы студенты, может быть, после базовой (бакалаврской) подготовки голосовали не ногами, а своими реальными деньгами - тогда будет ясно - чему и как их надо сегодня учить и кому и за что надо платить.

Система управления вузом должна быть реорганизована в соответствии с реалиями рыночных отношений, на основе интеграции механизмов рыночного регулирования во внутреннюю среду вуза.

Каждый студент должен нести ответственность за формирование и исполнение своего индивидуального учебного плана - как это делается в американских университетах. Необходима гибкость процесса обучения, когда планируются курсы кафедр, а студент выбирает курсы и преподавателей.

Студенты в России практически не получают возможности выбора в плане определения содержания и порядка обучения. Так, студенты к моменту поступления обязаны выбрать специальность, по которой они будут обучаться,— и это гораздо более детальная и “предписанная” специализация, чем просто экономика, история, математика или химия. Поменять эту специализацию достаточно сложно: во многих случаях такая смена означает потерю нескольких лет обучения. 80-90% учебных курсов закреплено в качестве обязательных, а курсы по выбору начинаются на старших годах обучения и, как правило, носят второстепенный, уточняющий характер по отношению к курсам ядра. Например, математик не может выбрать большой курс психологии, а инженер — технической эстетики или трудового права.

И сильные студенты лишены, таким образом, возможности в полной мере получать положительную отдачу от этого эффекта, выбирая для обучения продвинутые курсы, по уровню и требуемым усилиям отличающиеся от других курсов той же образовательной программы.

Во-вторых, у преподавателей отсутствуют те стимулы к улучшению качества преподавания, которые естественным образом возникают в среде, где идет конкуренция за студентов. Если студенты “привязаны” к конкретным курсам и не имеют возможности “голосовать ногами”, у преподавателей нет необходимости инвестировать в содержание и форму учебных курсов. Впрочем, эффекты от ориентации на студентов неоднозначны. Во многих университетах можно говорить о таком феномене, как стремление преподавателей “заинтересовать незаинтересованных”, адаптировать курсы к интересам и реакциям “молчаливого большинства” студентов. В результате курсы становятся не только увлекательными, но и облегченными.

Наконец, жесткое навязывание курсов, которые студенты считают для себя ненужными, приводит, как правило, к прямым потерям эффективности — студенты минимизируют усилия на их освоение, приобретая фактически “пустые” компетенции. Отсюда и феномен массовой работы выпускников не по специальности, полученной в вузе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: