Русская идея в философии Владимира Соловьева.




Владимиру Соловьеву принадлежит заслуга теоретического обоснования “русской идеи”, которая кратко может быть охарактеризована как идея богоизбранности русского народа. Что есть русская идея? Об этом он говорит в большой работе Национальный вопрос в России и ряде других работ, первая часть которой вышла в 1888 г оду, а в 1989 появилась вторая часть этого сочинения. Соловьев уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на нее Богом, или, как он его называет, ее “вселенская функция”, ибо человечество представляет собой некий большой организм,где все части связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них может быть вполне самостоятельной и независимой. В чем же предназначение русского народа? Именно России отведена роль “ строителя” Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его пограничного положения между Западом и Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего объединения народов.

Идеи, высказанные Соловьевым в его сочинениях и устных выступлениях, были ответом н а оживившиеся в конце века дискуссии, которые оказались как бы продолжением старого спора западников и славянофилов. Еще в магистерской диссертации Соловьев отрицает крайности обоих этих направлений. С годами его стремление отмежеваться от традиционного славянофильства, сохранив дух патриотизма и любви к своему народу становится все сильнее. Соловьев понимал патриотизм не как национальное бахвальство, а как долг нации и ее интеллигенции осуществлять самокритику. Например, подлинная любовь к русскому народу абсолютно несовместима, по его мнению, с антисемитизмом (против евреев). Усиленное возбуждение племенной религиозной вражды, как указывал Соловьев, “ в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала в нашей жизни. Антисемитизм был, в глазах Соловьева, одним из тягчайших грехов русского национализма, но далеко не главнейшим. Не менее отрицательным было его отношение к национальной “китайщине ”,национальному самодовольству и самопревознесению, к самодовольному третированию культурных достижений других народов. Недостатком этим в полной мере впавшие в национализм “ младшие” славянофилы. Соловьев отмечал, что в их теориях мы имеем дела не с национальностью, а с национализмом. Национализм славянофильства таил в себе противоречие между восхвалением народности и подспудным барством, высокомерием по отношению к теоретически превозносимому народу. Одним из самых явных его обнаружений Соловьев считал мысль, что р усский народ не способен к государственно-политической деятельности и потому предоставляет эту деятельность правительству, не нуждаясь ни в каких политических правах, не требуя их для себя. Приведя с негодованием ряд цитат из славянофильской “Руси”, утверждавшей, будто русский народ есть народ негосударственный, не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия, а посему он предоставляет правительству неограниченную власть государственную. Соловьев в разрез подобным рассуждениям доказывал, ссылаясь на опыт русской истории, что русский народ с самого начала русского государства “нисколько не отказывался от деятельного участия в политической жизни”. Проповедь аполитизма для русского народа Соловьев отвергал как реакционную утопию, неверную по существу и не соответствующую ни характеру, ни достоинству русского народа.

Безоговорочно отрицая Запад, но в то же время, страдая от общественно-политических зол русской жизни, славянофилы, по его мнению, не замечали, что их борьба против этих зол могла приобрести положительное значение, только если бы она велась средствами, выработанными историческим развитием европейского сообщества, развитием политических форм его жизни, его культуры.

Небезынтересно, что правящие круги России отреагировали на выступления Соловьева во Франции подобно славянофилам: они увидели в критическом подходе философа ущемление интересов России, о чем Победоносцев доложил Александру III. Может быть в связи с этим, опасаясь политических преследований, а может по другим причинам, но по возвращении в Россию Соловьев отошел от активной общественно-политической деятельности, полностью посвятив себя исследовательской работе.

В спорах о национальном вопросе и русской идее Соловьев отчасти продолжает ту линию, которая идет от Достоевского, а именно – развивает сущностный, глобально-исторический подход к самому содержанию и прояснению понятия “русская идея”, которое было весьма противоречивым в российских дискуссиях того времени. Достоевский различал три мировые идее – “ идею католицизма ”, “ старого протестантизма ” и “идею славянскую”, или русскую идею.

Соловьев отличал истинную русскую идею от тех многообразных конкретных рассуждений о ней, которые уже имели место или еще возникнут в соответствующих дискуссиях. Среди отвергаемых Соловьевым суждений – идея “ официальной, официозной России”, мнения тех, для кого идеалом стала старая допетровская Россия. Критической оценке подвергаются слепой “национализм”, панславизм, обскурантизм, “национальный партикуляризм”, видящий благо России в ее изоляции от других стран и народов, в частности и в особенности от Запада. Соловьев показывает, что идеи изоляционизма далеки от реальной истории России. По мнению Соловьева, Россия, к счастью, никогда не шла по этому пути. Давайте представим себе на минуту, предлагает он, что было бы, если бы народ России на деле воплощал антизападнические или любые другие изоляционистские идеи. Если бы их придерживались новгородцы в IX веке, то не было бы Российского государства. Если бы их разделял Владимир Киевский, то Русь не стала бы христианской. Если бы боярам удалось уговорить Петра не проводить западнически ориентированных преобразований, то не было бы современной ему России и ее богатой культуры. Соловьев обращал внимание славянофилов на то, что их собственные рассуждения неотделимы от судеб мирово й, в частности западной, культуры и религиозности. Национализм, изоляционизм, мессианизм Соловьев не принимал не только из философских, историко-культурных, но, прежде всего, из морально-религиозных соображений. Ибо эти идейные уклоны противоречили соловьевской идее Богочеловечества.

В судьбе русского народа, согласно Соловьеву, главное состоит в том, что он христианский народ, и поэтому он должен “ вступить в совместную жизнь христианского мира ” и в согласии с другими народами реализовать совершенное и универсальное единство. Русская идея - не что иное, как определенный аспект христианской идеи. Однако идея эта далека от воплощения. Сказанное относится к идеям других народов. Их воплощению в действительность России мешают национализм, ложные монополистические претензии на полное и единственное воплощение православием “истинной веры”, нетерпимость к другим христианским (и нехристианским) конфессиям, нежелание искать путь к “мировой церкви”. России еще предстоит, рассуждает Соловьев, продолжить движение к “социальному освобождению”, который начался 19 февраля 1861 года отменой крепостного права. “Тело” России свободно, но национальный дух ее еще ждет своего 19 февраля, считает философ. Все его идеи актуальны и сегодня. Например, описывая препятствия, стоящие на пути духовного освобождения России, Соловьев отмечает: “Государственная идея, высокая сама по себе и крепкая в державном источнике ее, в парктике жизни приняла исключительно форму “начальста”. Начальство сделалось все в стране”. Разве не тоже самое мы видим в сегодняшней уже “”демократической” России?

 

Русский духовный ренесанс связан с попыткой переосмылсение многих ценностей, во много обращение на новом ветке к своим традициям, связан с духовном, христианским возрождением, не с церковно-каноническим нет никак нет.

Обращение к духовному как оппозицию предшествующему реалистическому натуралистическому представлению жизни, усталость от позитив. отношению к человеку. Попытка вновь обрести глубину, сделать мир более сложной.

Роль философа, публициста В. С. Соловьев. Он повлиял на всех: религиозный философ, художник практика и т.д. под его влиянием. Разные сферы духовной жизни его вниманием охвачены были. Сын русского историка. Многие работы в России запрещены и печатались за границей на французском языке, хотя он и религиозен. Основа его мировозрения - учение об абсолютном всеединстве, которое мыслилось им как сфера божественного идеального достойного и должного бытия, которое обладает свободной, полнотой содержания и смысла, совершенной формой выражения. Идеальное связано с божественном. Абсолюное всеединство выступает в виде идеала, которое определяет волю человека достичь высшего благо. Благо - это сфера нравственной философии, но так же чувства и воображение человека стремятся превратить идеал в совершенную материал форму- это область искусства и эстетики уже.

Триада: истина, добро и красота. Красота важна, но выходит на перефирию. Для Соловьева эти понятия не только на одном уровне, но они взаимоссвязаны, каждое из понятий важно.

Для реализации идеалов всеединств а не достаточно истины и добра. Необходимо еще включение в этот нравственный миропорядок материального. Это возможно только через просветительство, одухотворение материального, т.е. в форме красоты. Истинная красота, с т.з. средневековья, это красота божественная, она не поддается нашему сознанию. Мы можем почувствовать отблески этой божественной красоты.

Это понимание анталогии красоты. Красота по его мнению не субъективно, Соловьев на объективности настаивает

2 момента определяющие красоту: 1. уровень развития идеи и 2. степень ее воплощенности. 1. критерий красоты по его духовности, 2. это по материальности. Это обязательно теоретическое, но одухотворенное идее обязательно.

Плод любви идеи к материи. Святая телесность. Это все абсолютная красота

У Соловьева работа, посвященная красоте не в искусстве, а красота в природе. С точки 2 критериев. Мир камней возьмем. Есть булыжник, а есть брюлик. Почему? Воплощение идеи минерала в бриллианте идеальна. Оскорида (паразит) - не красиво, у каждого рода идеи есть свои идеалы. Но у оскориды идея выше чем у бриллианта, т.к., но по степени воплощения она на самой низкой ступени находится.

Чем выше идея, тем больше претензий к воплощению. Прекраного человека сложно найти. Возвышение идей от полного отказа от телесности, от реальности. это уже его личный таракан.

Красота не может служить нечему средством. Значит она сама в своем положит содержании - мировая цель. Состояние, к которому должен стремиться мир. Когда мир и добро будет в мире, красота придет.

От сюда особое назначение художника. Не только профессия, ремесло. Статус художника не сопоставим с другими видами человеческойкой деятельности.

Главная задача искусства - создание идеала, придание ему бессмертности. Даже панда и человек смертная. Природная красота - все бессметрное символ. Художник призван увековечить красоту через искусство (пандочка же не 100 лет живет). Теург -художник. Синтез искусства и религии. Эти идеи о теургии становятся очень восстребоваными со стороны художников и идеологов серебреного века. Вечеслав Иванов- ему нравилась идея худ-ка-диурга. Они должны стать жрецами и пророками нового уровня, когда уже не религиозная идея владение. Это не повторяется художником, а продолжение художественного дела, которое начато Богом или природой.

Они сами всем уже управляют, в высшем смысле миротворцы.

Бердяев "Опыт оправдания человека" 1916.

Теургическое искусство должно быть свободным от навязанных идей внешним миров. Теургия - это внутреннее стремление художника. Реализуется предельно для человека свобода совместного с Богом творения. Конец мира - это не только суд и разрушение, но и продолжение творения, просветления.

Статус искусства подмывается на такую высоту, что ничто рядом не стояло. Мир не может завершиться, пока человек не станет соучастником творения мира вместе с Богом.

Творчество - это суть Бога, в этом человек подобен ему.

Сопоставление, связь искусства с мистикой

Творческое отношение к миру божественному называется мистикой, без нее нельзя проникнуть и понять то, что видим глазами. 2 мира по средством символов может соединяться.

Идеи Софии Премудрости пошло от Соловьева. Образ прекрасной дамы, женственности.

Церковь не принимало эти идеи Соловьева.

Апофеоз творчества распространялся на всю жизнь. Это представление, что христианское учение нуждается в продолжении, развитии =>философские вечера и т.д.

Мерешковский с Гиппиус. Объединить духовные усилия искусства и церкви, они это предложение. Состоялись. Но быстро закончилось.

Соловьев был публицистом так же о политике, работа "русская идея" поднимает проблемы национализмом, Балканы и т.д. В отличии от Леонтьева, он говорит, что есть национальность, это позитивное понятие, и есть национализм, это негативное понятие, местечковость, отпадение от христианства. Т.о. путь русского народа заключается в отказе от национального эгоизма.

Понятие Серебряный век 1939 год, Париж, Н. Оцуп. Для обозначения литературных направлений начала 20 века. направлений оппозиции к господствующему в 2 пол века реализму. Золотой век - дореалитсическая эпоха, Пушкин, потом провал и Серебряный век- это возрождение.

До него употреблял В.Розанов в своих статьях к русской литре 40-70х годов 20 века.

Современное понятие: более широкая область, не только литературные направление вся совокупность новаторских движений в духовной и художественной сере в первой трети, первая половина 20 века. туда еще и философия.

Бердяев назвал это все русским культурным ренесанс, понимая под этим возрождение активной ориентации художественной культуры.

Бычков, три основные области, столпа культуры:

Религиозная философия

Символизм

Авангард

Он же говорит, что мир искусства так же был явлением, хоть и менее значимым но все же.

Серебряный век - это еще и атмосфера, порождающие интересы большого круга людей. Вершины духовности были реализм. в высших областях, не было в низших слоях => революция. Элита Москвы и СПб, это среда культурных и образованных. Разного рода собрания стали характерным моментом этого периода.

Встречи в гостинной у Мирешковского и Гиппиус в начала 20 века. Это не просто художественное собрание, но мера поведения, поклонения красоте, привет Соловьев. Ощущение чего-то потустороннего и мистического. Эти аспекты стали духом времени, атмосферы.

Религиозно-филосоские собрания, одобрены Победоносцевым, это про церковь и элита. Первое собрание в 1900 году. Зал был набит битком. ничем закончились, но тут у всех поиски новых оснований, ответов, ощущение трагического будущего, попытка избежать перед революции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: