Проксимальный эпифиз плечевой кости




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

 

Занятие № 1. Анатомическая терминология. Плоскости и оси. Позвонки. Ребра. Грудина. 7

Занятие № 2. Кости верхней конечности..................................................................................... 9

Занятие № 3. Кости таза и нижней конечности........................................................................ 12

Занятие № 4. Череп: лобная, теменная, затылочная и клиновидная кости........................... 16

Занятие № 5. Мозговой череп: решетчатая и височная кости................................................. 19

Занятие № 6. Кости лицевого черепа. Внутреннее и наружное основание черепа............ 22

Занятие № 7. Череп в целом: глазница, полость носа, височная, подвисочная, крыловидно-небная ямки........................................................................................................................................................ 27

Занятие № 8. Классификация соединений костей. Биомеханика суставов. Соединения костей туловища и головы (общие данные). Соединения черепа с позвоночником....................................... 31

Занятие № 9. Соединения костей конечностей....................................................................... 37

Занятие № 10. Итоговое занятие. Кости туловища, конечностей, их соединения. Череп. Соединения костей головы (общие данные)................................................................................................... 43

Занятие № 11. Мышцы и фасции туловища, верхней и нижней конечностей (общие данные) 46

Занятие № 12. Височно-нижнечелюстной сустав. Жевательные мышцы. Мышцы и фасции шеи 52

Занятие № 13. Общие данные о строении нервной системы. Спинной мозг. Отделы головного мозга. Продолговатый мозг.................................................................................................................... 58

Занятие № 14. Задний, средний, промежуточный мозг........................................................... 65

Занятие № 15. Конечный мозг.................................................................................................... 70

Занятие № 16. Итоговое занятие. Центральная нервная система............................................ 75

Занятие № 17. Проекционные проводящие пути...................................................................... 77

Занятие № 18. Повторительное занятие. Череп........................................................................ 84

Занятие № 19. Элементы топографии верхней и нижней конечности.................................. 85

 

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Занятие № 1. Орган зрения. Зрительный проводящий путь.................................................... 89

Занятие № 2. Орган слуха. Слуховой проводящий путь.......................................................... 94

Занятие № 3. Схема строения соматических нервов. Шейное сплетение. Обзор ветвей плечевого сплетения. Грудные спинномозговые нервы............................................................................ 99

Занятие № 4. Обзор строения поясничного и крестцового сплетений................................ 105

Занятие № 5. Пищеварительная система. Полость рта, глотка (общие данные). Пищевод, желудок, кишечник..................................................................................................................................... 108

Занятие № 6. Печень, поджелудочная железа. Топография брюшины................................. 118

Занятие № 7. Дыхательная система. Полость носа, гортань, трахея, главные бронхи....... 123

Занятие № 8. Легкие, плевра, средостение. Эндокринные железы...................................... 128

Занятие № 9. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал............ 133

Занятие № 10. Мужские и женские половые органы............................................................. 137

Занятие № 11. Итоговое занятие: пищеварительная, дыхательная, мочеполовая системы. Эндокринные железы.......................................................................................................................................... 143

Занятие № 12. Сердце. Перикард. Аорта, ее части. Ветви дуги и грудной части аорты.... 146

Занятие № 13. Артерии головы и шеи (общие данные). Подключичная и подмышечная артерии. Артерии верхней конечности................................................................................................................... 154

Занятие № 14. Брюшная аорта. Артерии таза.......................................................................... 161

Занятие № 15. Артерии нижней конечности. Система верхней полой вены (общие данные) 167

Занятие № 16. Система нижней полой вены. Система воротной вены. Межсистемные венозные анастомозы.................................................................................................................................. 172

Занятие № 17. Итоговое занятие. Ангиология........................................................................ 177

Занятие № 18. Сосуды и соматические нервы груди, живота, верхней и нижней конечностей 180

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Занятие № 1. Кости мозгового черепа: затылочная, лобная, решетчатая, клиновидная, височная. Каналы височной кости........................................................................................................................... 184

Занятие № 2. Кости лица, их индивидуальные и возрастные различия. Соединения костей головы (швы и синхондрозы черепа). Височно-нижнечелюстной сустав...................................................... 188

Занятие № 3. Череп в целом. Свод и основание черепа. Височная, подвисочная, крыловидно-небная ямки. Глазница, полость носа, полость рта (костные стенки, отверстия). Контрфорсы верхней и нижней челюстей. Формы мозгового и лицевого черепа, индексы. Череп новорожденного......... 192

Занятие № 4. Мышцы и фасции головы. Жевательные мышцы, их участие в движениях височно-нижнечелюстного сустава. Мимические мышцы. Костно-фасциальные и межмышечные пространства головы (свода черепа, височной области, боковой области лица). Их содержимое, сообщения 197

Занятие № 5. Мышцы и фасции шеи. Участие мышц шеи в движениях височно-нижнечелюстного сустава. Межфасциальные, межмышечные, костно-фиброзные пространства шеи, их стенки, сообщения, практическое значение. Треугольники шеи............................................................................ 204

Занятие № 6. Итоговое занятие. Череп в целом, соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Мышцы и фасции головы и шеи................................................................................. 208

Занятие № 7. Полость рта. Пороки развития. Язык, слюнные железы. Глотка, заглоточное и окологлоточное пространства. Лимфоэпителиальное кольцо. Зубы. Развитие, понятие о зубном органе, зубочелюстных сегментах. Части зуба, признаки зубов. Пародонт, периодонт................. 211

Занятие № 8. Клыки, резцы, премоляры, моляры (характеристика коронок, корней, полости коронок, корневых каналов). Молочные зубы. Зубочелюстная система как целое. Зубная, альвеолярная, базальная дуги. Окклюзия. Прикусы......................................................................................................... 220

Занятие № 9. Артерии головы и шеи. Подключичная, общая сонная, наружная и внутренняя сонные артерии. Кровоснабжение зубов, языка, слюнных желез, полости рта и полости носа..... 226

Занятие № 10. Вены головы и шеи. Вены головного мозга. Синусы твердой мозговой оболочки. Диплоические и эмиссарные вены. Вены свода черепа, глазницы. Вены лица и шеи (поверхностные и глубокие). Занижнечелюстная вена, лицевая вена, крыловидное сплетение. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены (топография, притоки, анастомозы). Плечеголовные вены......... 234

Занятие № 11. Общая анатомия лимфатической системы. Лимфатические сосуды и узлы головы и шеи. Лимфатические сосуды кожи головы, органов глазницы, полости носа, слюнных желез, языка. Иммунная система......................................................................................................................................... 240

Занятие № 12. Общая анатомия вегетативной нервной системы. Центральная и периферическая части краниального отдела парасимпатической нервной системы. Шейный отдел симпатического ствола. Повторение шейного сплетения............................................................................................... 244

Занятие № 13. VII и IX пары черепно-мозговых нервов....................................................... 249

Занятие № 14. V пара черепно-мозговых нервов. Связь ветвей тройничного и лицевого нервов 253

Занятие № 15. III, IV, VI, X, XI и XII пары черепно-мозговых нервов.............................. 258

Занятие № 16. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. СОСУДЫИ НЕРВЫГОЛОВЫИ ШЕИ............. 263

Занятие № 17. Иннервация, кровоснабжение, лимфоотток от кожи, мышц, органов головы и шеи (полости носа, полости рта, челюстей, языка, мягкого неба, зубов, слюнных желез, глазницы, щитовидной железы, глотки, гортани)........................................................................................................... 268

Занятие № 18. Элементы топографической анатомии сосудов и нервов головы и шеи. Зачетное занятие...................................................................................................................................................... 272

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Анатомия является одной из базовых дисциплин для формирования будущего врача, поэтому методике ее преподавания и изучения следует уделять особое внимание. В изучении анатомии студентами – стоматологами существуют дополнительные трудности, связанные с ныне действующей учебной программой. Данная программа в определенной степени нарушает оптимальный порядок изучения предмета, принятый для студентов лечебного и педиатрического факультетов.

Это выражается, в частности, в том, что отдельные темы и разделы изучаются до того, как будут изучены другие темы, необходимые для их понимания. С другой стороны, компоновка материала предполагает расширенное и углубленное изучение анатомии головы и шеи с одновременным сокращением объема изучения строения других органов и систем, что не предусмотрено основными учебниками. Весь материал излагается в них в одинаковой степени подробно; для студентов – стоматологов столь подробная детализация является избыточной и создает дополнительные трудности в изучении предмета, когда студент буквально тонет в обилии данных, не будучи в силах отделить главное, необходимое в дальнейшем при изучении клинических дисциплин, от второстепенного.

Поэтому предлагаемые методические указания направлены в первую очередь на решение именно этой проблемы – четко указать студенту, что именно он должен выучить (и что у него будут спрашивать), а что он может опустить. При этом более простой материал, хорошо изложенный в учебниках, в представленных указаниях практически не комментируется – мы говорим студенту – выучить это. В то же время сложный материал, тем более изложенный в учебниках недостаточно ясно, описывается в достаточной степени подробно.

Во-вторых, методические указания нацеливают студента на структурирование изучаемого материала, с четким разделением его по уровням анатомической иерархии – «Целое – части целого – детали строения частей». В-третьих, они представляют собой краткие конспекты изучаемых тем. Это должно облегчить студентам подготовку к итоговым занятиям и экзаменам.

Большое внимание уделено повторению материала предыдущих тем перед изучением каждой следующей темы. При этом в планах указывается, что именно студент должен повторить и из каких именно тем, опять – таки с целью устранения избыточной нагрузки и закрепления самого необходимого. Для облегчения ориентировки применена трехзначная нумерация тем, в которой первая цифра является номером семестра, а две другие – номером темы в семестре. Все это, по нашему мнению, должно облегчить студентам усвоение чрезвычайно объемного и сложного материала и повысить качество подготовки будущих врачей – стоматологов.


ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Занятие № 1.

Тема 101. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. ПЛОСКОСТИ И ОСИ. ПОЗВОНКИ. РЕБРА. ГРУДИНА

Знание материала этой темы важно для дальнейшего изучения курса нормальной анатомии, курсов травматологии, рентгенологии и хирургии.

С помощью учебников, атласа, изучения костных препаратов вы должны усвоить расположение, строение и функцию следующих анатомических образований, а также уметь показать их на препаратах:

СТРОЕНИЕ ТИПИЧНОГО ПОЗВОНКА

Дуга позвонка

- Верхняя позвоночная вырезка

- Нижняя позвоночная вырезка

- Межпозвоночное отверстие (ограничивается верхними и нижними позвоночными вырезками);

- Остистый отросток

- Поперечный отросток

o Борозда спинномозгового нерва, сонный бугорок, отверстие поперечного отростка (шейные позвонки);

o суставная поверхность бугорка ребра, реберная ямка поперечного отростка (грудные позвонки);

- Верхний суставной отросток (несет суставную поверхность)

- Нижний суставной отросток (несет суставную поверхность)

- Реберный отросток (шейные и поясничные позвонки)

- Позвоночное отверстие (Ограничивается телом и дугой позвонка)

- Позвоночный канал (образуется отверстиями всех позвонков)

Тело позвонка

- Верхняя реберная ямка

- Нижняя реберная ямка

 

АТЛАНТ

- Передняя дуга

o Передний бугорок

o Ямка зуба

- Задняя дуга

o Задний бугорок атланта

o Борозда позвоночной артерии

- Латеральная масса

o Верхняя суставная поверхность

o Нижняя суставная поверхность

o Поперечный отросток

o Реберный отросток

o Отверстие поперечного отростка

 

ОСЕВОЙ ПОЗВОНОК

- Остистый отросток

- Отверстие поперечного отростка

- Поперечный отросток

- Реберный отросток

- Верхняя суставная поверхность

- Нижний суставной отросток

- Зуб

- Передняя суставная поверхность зуба

- Задняя суставная поверхность зуба

 

КРЕСТЕЦ

- Тазовая поверхность

o Тазовые крестцовые отверстия

- Дорсальная поверхность

o Дорсальные крестцовые отверстия

- Латеральная часть

o Ушковидная поверхность

o Крестцовая бугристость

- Верхушка

- основание

- Крестцовый канал

 

РЕБРА

- Головка ребра

- Шейка ребра

- Бугорок ребра

o Суставная поверхность бугорка ребра

- Угол ребра

- Тело ребра

o Верхний край ребра

o Нижний край ребра

o Борозда ребра

 

Е ребро

Борозда подключичной артерии 1 ребра

Бугорок передней лестничной мышцы 1-го ребра

 

ГРУДИНА

- Рукоятка грудины

- Яремная вырезка грудины

- Ключичная вырезка грудины

- Тело грудины

- Реберные вырезки грудины

- Мечевидный отросток

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие оси и плоскости используются для ориентации в пространственном расположении анатомических объектов?

2. Фронтальная плоскость: ее проведение, части, на которые она делит объект, образующееся сечение и виды;

3. Сагиттальная плоскость: ее проведение, части, на которые она делит объект, образующееся сечение и виды;

4. Горизонтальная плоскость: ее проведение, части, на которые она делит объект, образующееся сечение и виды;

5. Координатные оси: фронтальная, сагиттальная и продольная. Их проведение и взаимосвязь с плоскостями. Различие понятий «продольная ось» и «вертикальная ось».

6. Грудной позвонок, его части. Части дуги позвонка. Отростки позвонка.

7. Укажите количество позвонков в каждом отделе позвоночного столба

8. Из каких частей состоит атлант?

9. Какие образования находятся на боковых массах атланта?

10. Охарактеризуйте отличия атланта от остальных позвонков

11. Охарактеризуйте особенности строения осевого позвонка

12. Охарактеризуйте особенности строения шейных позвонков

13. Охарактеризуйте особенности строения отдельных грудных позвонков: 1-го, 2-го, 10, 11 и 12-го

14. Охарактеризуйте особенности строения поясничных позвонков

15. Из каких частей состоит крестец?

16. Какие поверхности имеет крестец?

17. Какие образования находятся на дорсальной поверхности крестца?

18. какие образования находятся на вентральной поверхности крестца?

19. Какие части имеет ребро?

20. Какие поверхности имеет ребро?

21. Какие образования находятся на головке ребра?

22. Какие образования находятся на шейке ребра?

23. Какие образования находятся на теле ребра

24. Что такое угол ребра?

25. Что такое истинные и ложные ребра?

26. Укажите особенности строения 1-го и 2-го ребер

27. Какие образования находятся на 1-м ребре?

28. Укажите особенности строения 11-го и 12-го ребер

29. Из каких частей состоит грудина?

30. Какие образования находятся на рукоятке грудины?

31. Какие образования находятся на теле грудины?

32. Что такое угол грудины?

 

 

Занятие № 2.

 

Тема 102. КОСТИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

Знание материала данной темы важно для дальнейшего изучения курса нормальной анатомии, нормальной и патологической физиологии, топографической анатомии, оперативной хирургии, травматологии и ортопедии.

С помощью учебников, атласа, изучения костных препаратов вы должны усвоить расположение, строение и функцию следующих анатомических образований, а также уметь показать их на препаратах:

ЛОПАТКА

- Верхний край лопатки

o Вырезка лопатки

- Латеральный край лопатки

- Медиальный край лопатки

- Верхний угол лопатки

- Латеральный угол лопатки

o Суставная впадина лопатки

o Надсуставной бугорок

o Подсуставной бугорок

o Шейка лопатки

o Клювовидный отросток

- Нижний угол лопатки

- Реберная поверхность лопатки

o Подлопаточная ямка

- Задняя поверхность лопатки

o Ость лопатки

o Акромион

o Надостная ямка

o Подостная ямка

 

КЛЮЧИЦА

- Тело ключицы

o Реберно-ключичное вдавление

o Конусовидный бугорок ключицы

o Трапециевидная линия ключицы

- Грудинный конец ключицы

- Акромиальный конец ключицы

o Суставная поверхность акромиона

 

ПЛЕЧЕВАЯ КОСТЬ

Проксимальный эпифиз плечевой кости

- Головка плечевой кости

- Анатомическая шейка плечевой кости

- Хирургическая шейка плечевой кости

- Большой бугорок плечевой кости

- Малый бугорок плечевой кости



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: