ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС: ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТЕРИИ В КУЛЬТУРЕ




 

Лектор:

Ветушинский Александр Сергеевич, преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Московского центра исследований видеоигр (Moscow Game Center)

 

День первый:

 

Лекция 1. Материализм против всех: материалистические идеи в современной массовой культуре

 

Имена материализма. Материализм как анти-спиритуализм. Материализм и вопрос о душе. Материализм как анти-идеализм. Вопрос о первичности. Материя как 1) первичное вообще, 2) первичное в познании, 3) первичное в исторических процессах. Материализм как анти-обскурантизм (анти-антропоцентризм, анти-геоцентризм, анти-теоцентризм). Массовая культура как место материалистической борьбы.

 

Фильмография:

2001 год: космическая одиссея (1968)

Видеодром (Videodrome, 1982)

Выводок (The Brood, 1979)

Куб (Cube, 1997)

Муха (The Fly, 1986)

Ной (Noah, 2014)

Общество (Society, 1989)

Район №9 (District 9, 2009)

Робот по имени Чаппи (Chappie, 2015)

Фаза 4 (Phase IV, 1974)

Чужие среди нас (They Live, 1988)

Элизиум: рай не на Земле (Elysium, 2013)

 

Игрография:

Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)

Plague Inc. (2012)

Policenauts (1994)

Snatcher (1988)

 

Лекция 2. Почему то, что приходит извне, должно вернуться обратно: материалистическая теория призраков

 

Материализм как анти-спиритуализм. Человек как животное, как растение, как машина. Материалистическая теория души (теория крестражей). Страх перед призраками как материалистический страх. Изгнание призрака из машины и радикальный экзорцизм как задача материализма.

 

Фильмография:

Извне (From Beyond, 1986)

Паранормальное явление (Paranormal Activity, 2007)

Шестое чувство (The Sixth Sense, 1999)

 

Лекция 3. Эволюция планеты обезьян

 

Тезис о человеческой исключительности и его последствия. Почему планета машин превратилась в планету обезьян. Эволюция планеты обезьян: как и почему анти-идеалистический материализм обернулся обскурантизмом? Предел корреляционизма: человек как собственное начало и собственный конец.

 

Фильмография:

Бегство с планеты обезьян (Escape from the Planet of the Apes, 1971)

Восстание планеты обезьян (Rise of the Planet of the Apes, 2011)

Интерстеллар (Interstellar, 2014)

Планета обезьян (Planet of the Apes, 1968)

Планета обезьян (Planet of the Apes, 2001)

Под планетой обезьян (Beneath the Planet of the Apes, 1970)

 

День второй:

 

Лекция 4. Критическая теория зомби: на пути к материалистической революции

 

Страх перед зомби как идеалистический страх. Антропология и онтология зомби. Зомби и теория тела. Видеоигры и универсализация зомби. Жизнь как норма и как патология. Живое, неживое и не-мертвое. Зомби-идеалист и зомби-материалист.

 

Фильмография:

28 дней спустя (28 Days Later, 2002)

Война миров Z (World War Z, 2013)

 

Игрография:

Last of Us (2013)

Plants vs. Zombies (2009)

Resident Evil (1996)

Resident Evil 4 (2005)

Resident Evil VII: Biohazard (2017)

 

Лекция 5. Супергерои после смерти Бога: можно ли спастись от спасителей?

 

Супергерои как надежда идеализма. Человеческое и сверхчеловеческое. Супергеройский идеализм: супергерой как спаситель (добро против зла). Супергеройский экзистенциализм: супергерой как личность (по ту сторону добра и зла). Супергеройская материалистическая теология: супергерой как спаситель от спасителей.

 

Фильмография:

Бэтмен против Супермена: на заре справедливости (Batman v Superman: Dawn of Justice, 2016)

Защитнег (Defendor, 2009)

Люди Икс: апокалипсис (X-Men: Apocalypse, 2016)

Неуязвимый (Unbreakable, 2000)

Пипец (Kick-Ass, 2010)

Супер (Super, 2010)

Хранители (Watchmen, 2009)

 

Лекция 6. Именем чего является искусственный интеллект: три интерпретации наследия Тьюринга

 

Разумные машины как надежда материализма. Интерпретация от природы: мышление как естественное явление (человечность машины и машинность человека). Интерпретация от культуры: мышление как социальный институт (тест Тьюринга и проект эмансипации машин). Интерпретация от инаковости: компьютер как автономное сущее (компьютер по ту сторону человека).

 

Фильмография:

Искусственный разум (Artificial Intelligence: AI, 2001)

Она (Her, 2013)

 

Игрография:

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)

 

День третий:

 

Лекция 7. Подлунные и надлунные источники зла

 

Геоцентризм и гелиоцентризм. Солярный капитализм. Звездное небо и подводные глубины. Создание телескопа и микроскопа: ужас Паскаля. CETI и SETI. Неопознанные летающие объекты. Проект «Синяя книга». Страх перед инопланетянами как идеалистический страх. Почему инопланетяне не призраки. Революционность инопланетян.

 

Фильмография:

Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind, 1977)

В пасти безумия (In the Mouth of Madness, 1994)

Вторжение похитителей тел (Invasion of the Body Snatchers, 1978)

Годзилла (Godzilla, 2014)

Дагон (Dagon, 2001)

Европа (Europa Report, 2012)

Живое (Life, 2017)

Знаки (Signs, 2002)

Контакт (Contact, 1997)

Мгла (The Mist, 2007)

Монстро (Cloverfield, 2008)

Огни в небе (Fire in the Sky, 1993)

Особь (Species, 1995)

Прибытие (Arrival, 2016)

Слизняк (Slither, 2006)

Смертельный выводок (The Deadly Spawn, 1982)

Тихоокеанский рубеж (Pacific Rim, 2013)

 

Игрография:

Mass Effect (2007)

Mass Effect 2 (2010)

Mass Effect 3 (2012)

 

Лекция 8. От теории материализма к теории материи: проект ксенологии

 

Материалистические и идеалистические теории материи. Четыре базовых теории материи. Теория чуже-странного как теория материи без имени материи. Почему чужое не то, чем кажется. Чужой и еще чужее: почему отсутствуют пределы. Материя без Бога, тела без мышления, исторический процесс без идей. Материя как радикальное зло.

 

Фильмография:

Куотермасс и колодец (Quatermass and the Pit, 1967)

Ловец снов (Dreamcatcher, 2003)

Метаморфозы: фактор чужого (Metamorphosis: The Alien Factor, 1990)

Нечто (The Thing, 1982)

Скрытые (The Hidden, 1987)

Токийская полиция крови (Tôkyô zankoku keisatsu, 2008)

Четвертый вид (The Fourth Kind, 2009)

Чужой (Alien, 1979)

Чужой 3 (Alien3, 1992)

Эмбрион (Progeny, 1998)

 

Игрография:

Dead Space (2008)

Dead Space 2 (2011)

Dead Space 3 (2013)

 

Лекция 9. Вторжение протяженной субстанции: материя и массовая культура

 

Материя и Бог. Бог как имя предельной понятности. Материя как имя предельной непонятности. Бог как предел для мышления. Материя как предел для воображения. Протяженная субстанция: все и одновременно ничто, нечто = x, слизкое, подвижное, становящееся. Ужас материи и материя как ужас. Как мыслить материю, если перестать ее бояться?

 

Фильмография:

Биослизь (Contagion, 2010)

Вкусная дрянь (The Stuff, 1985)

Зеленая слизь (The Green Slime, 1968)

Капля (The Blob, 1988)

Князь тьмы (Prince of Darkness, 1987)

Прометей (Prometheus, 2012)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: