Вторичные симптомы и признаки ММД.




О проблеме и особенностях диагностики минимальных мозговых дисфункций.

ММД встречается у детей, матери которых испытывали различные нарушения

во время беременности:

Ø Предлежание плаценты и другие причины сильного кровотечения;

Ø Недостаток питания;

Ø Подверженность радиации (включая диагностику рентгеновскими лучами);

Ø Инфекционные заболевания (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия);

Ø Синдром наиболее распространен среди первородящих женщин (что, возможно, связано с длительными родами), при неправильном предлежании плода и несоответствии размеров таза и головки плода;

Ø Эклампсия, кровотечение при родах, преждевременное остлоение плаценты, пупочные осложнения (выпадение пуповины и обвитие пуповины вокруг шеи), резус – фактор);

Ø В постнатальный период - инфекционные заболевания, которые могут затронуть ЦНС;

Ø Врожденные нарушения метаболизма (фенилкетонурия и галактоземия);

Ø Припадки, которые могут быть вызваны высокой температурой, сами по себе могут вызывать неврологические нарушения (возможно, как результат гипоксии мозга, которая возникает при асфиксии во время судорог).

Основные признаки и симптомы ММД.

1) отставание в развитии;

2) явная и длительная гиперактивность;

3) рассеянность внимания или слабая концентрация внимания;

4) нарушения координации тонкой и/или общей моторики;

5) нарушения восприятия (нарушение тонкого зрительного распознавания предметов и тонкого слухового распознавания звуков; недостаточная тактильная чувствительность – астереогноз, как неспособность распознавания с закрытыми глазами написанных на ладони букв);

6) плохая способность запоминать (ребенок не может учиться на своих ошибках);

7) импульсивность;

8) речевые персеверации;

9) невозможность определить ведущее полушарие, что приводит к проблемам, связанным с асимметрией головного мозга;

10) «мягкие неврологические признаки» (1 группа – трудноуловимые, но определенные физические признаки неврологических нарушений: незначительные нарушения координации тонкой моторики и движений, слабые гипер- и гипоактивные рефлексы, незначительная моторная ассиметрия; 2 группа – отставание в неврологическом развитии: рефлекс Бабинского препятствует развитию высших центров в возрасте от 12 до 18 месяцев).

Вторичные симптомы и признаки ММД.

1) развитие психогенных проблем, смягчить которые может специальное образование, химиотерапия и воспитание родителей;

2) проблемы, основной источник которых – родители (реакции родителей бывают острые (реакция отрицания; реакция гиперопеки; реакция гнева; неуместное чувство вины; реакция обвинения; «что сказать людям? ») и хронические (мазохизм; чрезмерная опека ребенка; реакция ухода; «поиск доктора») приспособительные);

3) трудности, которые возникают у детей (у детей нет хронических реакций, они выросли со своим нарушением – реакция страха; замкнутость; регрессивная реакция; невротическое использование симптомов органического поражения мозга; упорное повторение; изображение из себя клоуна; импульсивность; реакции на проблемы в обученииреакция гнева; низкая самооценка).

5. Особенности нервно-психического развития старшего дошкольника. Причины неврозов у детей.

1) высокая пластичность всего организма, особенно высшей нервной деятельности и психики, легкая обучаемость;

2) богатые потенциальные возможности;

3) взаимозависимость физического и психического развития;

4) эмоциональное состояние ребенка очень сильно влияет на его отношение к окружающему миру;

5) тонкая дифференцировка эмоций;

6) потребность в разнообразной двигательной активности;

7) потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

8) очень высокая познавательная активность.

 

К пяти годам речь практически чистая (речевой аппарат сформирован, речевые центры

оформлены), дети свободно оперируют понятиями, идет закрепление материала.

Увеличивается объем памяти, а скорость запоминания снижается.

К семи годам мозг детей функционально сформирован и способен осуществлять сложные умственные действия: обобщения; выявление причинно-следственных связей, дифференцировки, запоминания. Речь чистая, ребенок свободно оперирует понятиями, может одновременно говорить, действовать с предметами, следить за действиями других, оценивать эти действия.

Но на фоне этих возможностей остается высокой функциональная истощаемость коры головного мозга: ребенок быстро устает, особенно от однообразной и неинтересной деятельности. Сложные занятия, особенно на фоне ограничения двигательной активности, в худшем могут вызвать органические повреждения клеток коры (особенно если ребенок приступает к систематическим сложным занятиям с 5-6 лет); обычно повреждение корковых клеток не наступает, а наблюдается их функциональное перенапряжение. Такие функциональные расстройства высшей нервной деятельности получили название неврозов.

Причины неврозов:

1) очень сложные задания, с которыми нервная система не может справиться. Парадокс в том, что взрослым это задание кажется легким и простым, потому что их кора имеет значительно большие возможности;

2) задания не сложные, но однообразные, неинтересные, скучные;

3) эмоциональный дискомфорт: ребенок боится, что не справится с работой, что его будут ругать, а возможно, и насмехаться над его неловкостью;

4) перенапряжение корковых клеток, которое имеет место при систематическом утомлении, в обстановке постоянных запретов и вынужденных ограничений. Нередко «пусковым» моментом в возникновении невроза является словесный раздражитель: это может быть сравнение ребенка с кем-то из его сверстников, оскорбление, унижение;

5) ссоры взрослых в семье;

6) неустойчивый стиль семейного воспитания, разное отношение родителей к ребенку;

7) третирование ребенка другими детьми и взрослыми;

8) физическое воздействие на ребенка;

9) обилие информации, особенно получаемой через телевидение и компьютер. Нервная система ребенка не способна обработать весь поток информации, отличить реальность от виртуальности;

10) нарушения сна. Во время сна мозг отдыхает, идет обработка информации (из кратковременной памяти он переходит в долговременную). При нарушениях сна этого не происходит;

11) Хронические заболевания. В процессе лечения ребенок испытывает нервно-эмоциональное воздействие, физическое, химическое, биологическое. Все эти факторы оказывают сильное воздействие на нервную систему ребенка. Лечить ребенка можно только под наблюдением врача, соблюдая рекомендации!

12) Стрессовые ситуации. Организм тратит очень много сил на борьбу со стрессом. Если стрессы возникают часто, то нервная система истощается, что провоцирует депрессию. Чаще это проявляется в гиперактивности.

Признаки неврозов.

1) Капризы.

2) Быстрая утомляемость, вялость.

3) Навязчивые движения (подергивания головой, плечами, причмокивание, покашливание, однообразные повторяющиеся движения руками и ногами).

4) Страх темноты и одиночества.

5) Вегетативные реакции организма (усиленное слюноотделение, частые глотательные движения, нервный кашель, нервные рвоты, слезы без повода, снижение звучности голоса).

6) Заикание (логоневроз).

7) Нервные тики (непроизвольное сокращение мышц).

8) Говорение во сне.

9) Энурез.

10) Отказ от пищи (анорексия).

Профилактика неврозов:

1. Исключить чрезмерные нагрузки.

  1. Не предъявлять завышенные требования к ребенку.
  2. Здраво оценивать реальные силы и возможности ребенка.
  3. Всегда найти повод похвалить ребенка.
  4. Грамотно организовывать отдых (сон, прогулки, смена деятельности).
  5. Адекватно относиться к болезням ребенка (не перелечивать и не запускать).
  6. Рациональное питание (витамины, минералы).
  7. Достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе.
  8. Занятие спортом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: