Оценка деятельности предприятия малого бизнеса на примере «Бродяга»




Теоретические аспекты малого предпринимательства

Понятие, сущность и критерии малого предприятия

 

Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены

федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)[1].

Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

-в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма малого предприятия устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

 

Особенности организации малых предприятий

 

В современной мировой экономике организация производства – это необходимое условие гармоничного функционирования и эффективного развития любой предпринимательской деятельности.

Существует множество определений организации производства, но более точное, на мой взгляд, является определение Н.Л. Зайцева [2], в котором говорится, что организ а ция произв о дства – это процесс рационального объединения трудовых ресурсов с материально-вещественными элементами производства для обеспечения запланированного выпуска готовой продукции и выполнения услуг с учетом минимизации затрат и трудоемкости изделия.

Принято считать, что не существует идеальной модели организации, поскольку каждое предприятие уникально. Поэтому фирмы находятся в постоянном поиске своей собственной модели управления. Современная модель организации на малом предприятии, прежде всего, должна быть гибкой и простой. Главным её критерием должно быть обеспечение эффективной работы и наличие конкурентоспособности предприятия. Без соблюдений таких условий трудно будет рассчитывать на успех.

Организация малым предприятием предполагает решение таких вопросов, как создание структуры предприятия и грамотное управление деятельностью малого бизнеса.

Ключевым аспектом в организации бизнеса является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающая их функционирование и развитие как единого целого. Работа над созданием организационной структуры должна начинаться с определения целей и выбором предпринимательской идеи. В любой деятельности необходима цель, если её нет, то нет смысла в выборе вариантов деятельности. Определяя цель деятельности для малого предприятия, следует ориентироваться на сохранение своего бизнеса, на состояние своего бизнеса в будущем.

При выборе предпринимательской идеи малый бизнес более склонен ориентироваться на потребности рынка. Как показывают социологические исследования каждый третий начинающий бизнесмен при выборе сферы деятельности оценивает дефицитность избранной продукции на местном и региональном рынке, а каждый пятый рассчитывает на быструю окупаемость вложенных средств.

Предприниматель, открывающий своё дело, может пойти проторенным путём, но мировой опыт показывает, что наиболее многообещающими с точки зрения динамики развития и отдачи вложенных средств оказываются компании, входящие на рынок с новым продуктом или услугой.

Большинство новинок, попадающих на рынок, относятся к «рядовым», т.е. не отличаются особой новизной потребительских свойств и оригинальностью технологического решения.

Однако каким бы незначительным ни было нововведение, его воплощение в практику требует определенных усилий.

Существует множество источников новых идей, но наиболее полезными западные ученые считают отзывы потребителей, сведения о продукции конкурентов, мнения работников торговли, а также патентную литературу.

Также в организационную структуру предприятия входит составление бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, составляемый на предмет получения средств, для финансирования долгосрочных экономических мероприятий, в частности организации предприятия. Он включает в себя следующие разделы:

- описание фирмы;

- маркетинговая стратегия;

- сведения о конкурентах;

- план производства;

- организационный план;

- юридический план;

- кадровая политика;

- риск и финансирование;

- финансовый план;

- стратегия планирования и финансирования.

Приступая к составлению бизнес-плана, следует собрать максимально полную информацию о проектах-аналогах, о результатах подобной работы других фирм. Хороший бизнес-план дает определить перспективность мероприятий, график действий при его реализации, источники финансирования, направления использования прибыли, роль каждого партнера.

Рассмотрим следующий аспект об организации малого предприятия – управленческая деятельность. Она должна реализоваться с соблюдением следующих принципов:

- единство решений – все принимаемые управленческие решения должны поддерживать друг друга и направлять деятельность предприятия в одну сторону;

- единство ответственности – за деятельность малого предприятия должен нести ответственность один человек;

- приоритет планирования – разработка планов должна соответствовать решению о выполнении работы.

Должны соблюдаться следующие правила управления предприятия:

- у работника должен быть один начальник;

- помощник должен иметь четкое распределение обязанностей;

- общение подчиненных с руководителем важнее всего для руководителя;

- руководитель должен уметь ясно и правильно излагать свои мысли.

Служба организации малого предприятия весьма проста. Нередко все управленческие функции выполняет один человек. Однако по мере роста предприятия структура управления усложняется. Обычно руководитель предприятия занимает должность президента, генерального директора или директора. Его помощники могут занимать должности:

- заместителя;

- помощника;

- бухгалтера;

- начальника отдела.

Помощник и заместитель организуют, координируют и контролируют различные области деятельности предприятия. Бухгалтер выполняет роль руководителя по ведению экономического учёта и экономического планирования.

Наиболее распространенный способ изображения взаимосвязи работников предприятий – это перевернутое «дерево», где руководитель является вершиной, которую линии связывают с помощниками, а от них, в свою очередь, указывается связь с сотрудниками.

На малом предприятии очень часто работники выполняют многие обязанности и взаимодействуют друг с другом, поэтому необходимо четко разделять работников по уровням управленческой власти.

Руководитель предприятия должен постараться точно определить круг обязанностей каждого сотрудника и в этом ему помогает составление должностных инструкций.

Должностная инструкция представляет собой описание характера выполняемой работы, в ней оговаривается особые условия выполнения обязанностей, требования к квалификации работника. Она включает в себя следующие параметры:

- название должности и указание вышестоящего сотрудника;

- обязанности и основные функции работника;

- вознаграждение (зарплата, сверхурочные, отпуск);

- дополнительные льготы.

Разработав должностную инструкцию, руководитель будет точно знать, что требуется от сотрудника.

В малых предприятиях практически каждый работник, как правило, – единственный специалист в своей области, и если он своими качествами и навыками не соответствует занимаемой должности, или недостаточно квалифицирован, его попросту будет некем заменить. Отсюда следует вывод, что важно правильно подбирать кадры на предприятие. Существует множество критериев отбора кандидатов на требуемую должность, но для каждого предприятия эти критерии определяются индивидуально, в зависимости от потребностей.

Также руководитель малого предприятия выбирает стиль руководства. Выделяют три основных стиля руководства:

1) Директивный – наиболее часто встречаемый в практике российского малого бизнеса. Руководитель, жестоко регламентируя задачи и методы деятельности подчиненных, сосредотачивает решение всех вопросов в своих руках, не советуясь со своими подчинёнными, не терпит возражение и обсуждение своих решений.

2) Товарищеский – на сегодняшний день популярный стиль руководства российского малого предпринимательства. В данном стиле руководитель информирует коллектив о своих планах относительно деятельности предприятия, советуется с ними и считается с их мнением в процессе принятия решений. Старается не навязывать своё мнение подчинённым, предоставляет сотрудникам самостоятельность решения вопросов, касающихся их сферы деятельности, используя их инициативность при решении возникающей проблемы.

3) Попустительский(пассивный) встречается крайне редко в малом бизнесе. Для него характерно назначение руководителя на основании родственных или дружеских связей, или в случае необходимости формального присутствия руководителя, в свою очередь подчиняющегося кому-то ещё.

В действительности каждый из указанных стилей в чистом виде встречается довольно редко, в деятельности конкретного руководителя обычно переплетаются различные стили.

В малом бизнесе многие предприниматели является одновременно и менеджерами своего предприятия.

Менеджер – это человек, профессионально осуществляющий организационно-управленческую деятельность.

Организационно-управленческая деятельность предполагает у менеджера наличие профессиональных знаний, навыков и опыта работы. Если личностные и профессиональные качества предпринимателя отвечают требованиям, предъявляемым к менеджеру, то он может успешно выполнять две роли управления. В противном случае предприниматель передает функции управления к профессиональному менеджеру.

Получение прибыли – это конечный результат малого бизнеса, который зависит от грамотной организованности деятельности предприятия. Правильная организация малого бизнеса – 80% успеха, плохая организация – путь к разорению.

Таким образом, можно сделать вывод по первой главе, что важнейшей составляющей рыночной экономики является малое предпринимательство. Малый бизнес в значительной мере способствует созданию конкурентной среды на потребительском рынке. В мировой экономике институт малого предпринимательства влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Динамика развития малого предпринимательства зависит от уровня подготовки предпринимателя к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важной причин интенсивного банкротства малых фирм.

Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес. Предприниматель является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом, он должен профессионально разбираться во всех тонкостях перечисленных ролей.

Особенностью организации малых предприятий является грамотное составлении структуры организации и управление деятельности фирмы. Одним из главных требований организации управления малого предпринимательства в условиях рынка является обеспечение его гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Предприниматель, как руководитель своего дела, должен ставить основной задачей подбора персонала, формирования работоспособных групп и дальнейшей организации предприятия[3].

 


Оценка деятельности предприятия малого бизнеса на примере «Бродяга»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: