Функциональный подход при оценке системы менеджмента




Учеными Масловым Д.В., Ватсоном П., Чилиши Н. была разработана функциональная модель оценки менеджмента. Эта модель с одной стороны, адаптирована к российской практике управления предприятием, так как основана на принципах менеджмента Тэйлора-Файоля, с другой стороны, несет в себе идею непрерывного совершенствования системы управления[16].

В число функций менеджмента они включают также еще одну функцию – это коммуникации.

Шесть функций менеджмента составляют основу функциональной модели оценки менеджмента - ФМОМ. Первые пять функций соответствуют пяти оценочным критериям модели и формируют структуру управления, которая, в свою очередь, определяет характер взаимосвязей организации, то есть ее коммуникацию - шестая объединяющая функция. Концептуально модель представлена на рисунке 1.

 

Рис.1. Схема модели МФОМ[17]

Оценка системы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ первых пяти управленческих функций, которые соответственно являются критериями модели, и 25 оценочных категорий. Весовое содержание критериев ФМОМ отражает таблица. 1.

Таблица 1

Критерии модели ФМОМ[18]

Критерий Максимум Оценка
1. Планирование 1.1. Установка целей и стратегических задач 1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке 1.3. Детализация бизнес-процесса 1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях 1.5. Планирование ресурсов (20)  
2. Организация 2.1. Формирование организационной структуры 2.2. Распределение полномочий и установление зон ответственности 2.3. Условия для создания самообучающейся организации 2.4. Выполнение основного процесса 2.5. Эффективность процесса создания новых ценностей для клиентов (20)  
3. Мотивация 3.1. Лидерство и корпоративная культура 3.2. Условия для обучения и профессионального развития персонала 3.3. Уровень потребностей работников 3.4. Вовлечение работников в процесс совершенствования 3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности (20)  
4. Контроль 4.1. Система контроля качества на каждом этапе бизнес-процесса 4.2. Критерии оценки полученных результатов 4.3. Измерение степени удовлетворенности потребителей 4.4. Рациональное использование ресурсов 4.5. Соответствие полученных результатов установленным целям (20)  
5. Координация 5.1. Соединение и координация первых четырех функций 5.2. Установление внутренних взаимосвязей организации 5.3. Система разрешения конфликтов 5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов 5.5. Информационный менеджмент (20)  
6. Коммуникация (общая оценка менеджмента = I критериев 1-5) (100)  

 

 

Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента. Управление предполагает совокупное осуществление функций на каждой иерархической ступени, при любых особенностях производства.

Выделяют четыре ключевые функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.

Организация (организовывание) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.

Мотивация (мотивирование) - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций. Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.


Связующими процессами в реализации функций являются процессы принятия решений и коммуникаций.

Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.

Процесс принятия решений - это выбор из имеющихся возможностей альтернативы, оптимально способствующей достижению целей организационной деятельности.

Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: