Задания для самостоятельной работы




Практическое занятие №1

Тема:Дидактические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

(2академических часа)

План.

1. Методика формирования элементарных математических представлений как научная область.

2. Методы и приёмы математического развития дошкольников.

3. Средства математического развития, роль развивающей среды

4. Показатели математической готовности ребенка с нарушением интеллекта коррекционной школы

  1. Задачи предматематической подготовки дошкольников.
  2. Формы организации работы в ДОУ по ФЭМП.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Исторические аспекты возникновения математики как науки. Оформить в виде таблицы по этапам.

2. Методы, формы ФЭМП.

3. Что учитывается при постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников.

4. Каковы основные задачи предматематической подготовки дошкольников

5. Раскройте каждую задачу подробно.

6. Общая характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников.

7. Методы предматематической подготовки.

8. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.

9. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

10. Теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной.

11. Современные педагогические принципы отбора образовательного содержания

12. Проанализируйте возможности среды учреждения дошкольного образования(разных возрастных групп) и взаимодействия детей и взрослого с точки зрения реализации впредматематическойкультуросообразности.

 

Задания для самостоятельной работы

1. В чем взаимосвязь методики формирования элементарных математических представлений со специальной психологией, со специальной педагогикой? Пояснить эти взаимосвязи на конкретных примерах.

2. Сравнительная характеристика образовательных задач (раздел «Математика») отечественных и зарубежных программ.

3. Выделить и записать цель и объем образовательного материала по различным программам, государственному стандарту в области предматематической подготовки детей дошкольного возраста.

4. Выделить и записать усложнение программных задач в каждой возрастной группе, определить какие знания, умения и навыки дети приобретают в процессе обучения (по Учебной программе дошкольного образования).

5. Проанализируйте и сравните, какие особенности построения раздела фему в образовательных программах по ФГОС - «Истоки», «Радуга», «Детство» и т.д. у детей с нормой интеллектуального развития и с нарушениями интеллекта

6. Типы и классификация занятий по фэмп дошкольников с нарушением интеллекта, оформить в виде таблицы

7. Требования к организации занятий. Оформить в виде рекомендаций

Литература.

Основная

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 287 с.

2. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001. – 64 с.: ил.

3. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Помораева И. А.Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дополнительная.

1. Алиева Д. С. Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения / Алиева Д. С. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 1. - С. 19-23.

2. Стеценко И. Б. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / Стеценко И. Б., Машовец М. А. - М.: Сфера, 2012.

3. Томме Л. Е. Развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Томме Л. Е. // Логопедия сегодня. - 2010. - № 2. - С. 62-65.

4. Черных А. Формирование математических представлений в самостоятельной деятельности детей старшего возраста / Черных А., Морозовская Н. // Дошкольное образование (Прил. к газ."Первое сентября"). - 2013. - № 2. - С. 39-40.

 

Практическое занятие № 2

Тема: Развитие представлений детей о множестве, числе и счете в процессе обучения.

(2академических часа)

План

  1. Представление о числе у дошкольников.
  2. Методика формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада.

3. Формирование элементарных представлений о множестве

 

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Развитие у детей представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения).

2. Влияние пространственно-качественных особенностей предметов на восприятие детьми численности множеств.

3. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе. Формирование представлений о числе как результате измерения.

4. Педагогические возможности разных видов детской деятельности в процессе формирования представлений об отношениях целого и части.

5. Проследите методику формирования количественных представлений в разных возрастных группах детского сада.

6. Методика обучения количественному и порядковому счету.

7. Счет с участием различных анализаторов.

8. Специфика деятельности отсчета. Обучение детей отсчету.

9. Методические подходы к знакомству детей дошкольного возраста с составом числа из двух меньших чисел.

10. Обучение детей старшего дошкольного возраста графическому обозначению множеств и их элементов.

Задания для самостоятельной работы

1. Обосновать необходимость пропедевтического этапа формирования количественных представлений.

2. Подготовить конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений по теме «Число и цифра…» для групп первого, второго, третьего и четвертого лет обучения.

3. Виды работы по преодолению феномена Пиаже. Реферирование.

4. На основе изученной литературы составить перечень требований к каждому виду наглядности, которую следует использовать при формировании у детей устанавливать взаимнооднозначное соответствие между элементами множества, соответствие между множествами по количеству входящих элементов практическим путем.

5. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками детей с нарушением интеллекта. Разработать наглядность для закрепления записи цифр

6. На основе анализа исследований П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова подготовьте реферат на тему «Развитие числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими предметными действиями с непрерывными величинами».

7. Проанализируйте содержание книги Мухиной В.С. «Детская психология» и составьте сообщение на тему: Причины трудности усвоения детьми отношений между понятиями «часть» и «целое».

8. Использование моделей в процессе формирования у детей понимания отношений между понятиями «часть» и «целое».

9. Подберите игры и игровые упражнения, направленные на закрепление знания детьми состава числа из двух меньших чисел.

Литература.

Основная

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 287 с.

2. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2001. – 64 с.: ил.

3. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Помораева И. А.Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: планы занятий / Помораева И. А., Позина В. А. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Стеценко И. Б. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников / Стеценко И. Б., Машовец М. А. - М.: Сфера, 2012.

Дополнительная

1. Алиева Д. С. Моделирование математических понятий и действий при обучении детей с нарушением зрения / Алиева Д. С. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 1. - С. 19-23.

2. Богановская Н. Д. Роль математических субитаций в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к изучению систематического курса математики / Богановская Н. Д. // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 10-17.

3. Томме Л. Е. Развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Томме Л. Е. // Логопедия сегодня. - 2010. - № 2. - С. 62-65.

4. Ячменева И. В. Использование компьютерной программы "Состав числа" для диагностики сформированности математических представлений у младших школьников с ЗПР / Ячменева И. В. // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 50-57.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: