Отчет по преддипломной практике является основным документом при сдаче студентом дифференцированного зачета. В нем на 30-40 страницах с необходимыми пояснениями, таблицами, диаграммами обобщается и систематизируется материал, собранный на предприятии.
Структура отчета включает:
§ краткую характеристику предприятия (фирмы) и его место в системе народного хозяйства Республики Беларусь;
§ основные показатели производственно-хозяйственной деятельности (характеристика выпускаемой продукции, структура управления предприятием, тип производства);
§ сведения о структурном подразделении, где студент непосредственно проходил преддипломную практику (общая характеристика, его место и значение в структуре предприятия, основные показатели его работы);
§ исследования, проводимые по теме дипломной работы;
§ выводы о выявленных недостатках в существующей системе управления на предприятии или его структурных подразделениях.
Кроме текстовой части отчет должен содержать необходимые схемы, диаграммы, графики.
Отчет, который представляется к защите, должен быть составлен грамотно, аккуратно и подписан руководителями практики от предприятия (организации) и университета. Основанием отчета к защите также является наличие в дневнике отзывов руководителей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ задания по преддипломной практике
Задание № 1
Ознакомление с социально-производственной структурой и материально-технической базой предприятия или организации; характером выпускаемой продукции; кадровым (количественным и качественным) составом предприятия; формами и стилем управления; перспективами развития.
Каждое предприятие имеет производственно-технический паспорт, который конкретизирует положения Устава. В паспорте содержатся общие сведения о предприятии (местонахождение, пути сообщения, год основания и перечень основной продукции, выпускаемой предприятием), сводные данные по показателям материально-технической базы (площадь, основные средства, численность производственного персонала, данные о мощностях, организационном уровне производства), сведения об энергетике, о составе предприятия (перечень цехов и хозяйств, занимаемые ими площади, данные об оборудовании и списочном числе работающих в каждом подразделении).
К производственно-техническому паспорту прилагаются: генеральный план предприятия, схематический план местности, схема энерго- и теплоснабжения, схематические планы и размеры заданий, планировки расположения оборудования в цехах, а также альбом фотографий основных промышленных объектов предприятия. Сведения, содержащиеся в паспорте, используются при разработке текущих и перспективных планов предприятия. Показатели паспорта являются динамичными и периодически корректируются.
Задание № 2
Изучение организационной структуры управления. Выполняя это задание, практикант-дипломник должен выполнить следующее задание:
2.1. Составить схему ОСУ предприятия, фирмы, организации, учитывая, что существуют 4 основных типа организационных структур: 1) линейный, 2) функциональный, 3) линейно-функциональный, 4) матричный.
2.2. Показать степень эффективности используемой системы управления на данном предприятии, проанализировать, насколько оптимально она соответствует решаемым предприятием экономическим и социальным задачам.
2.3. Дать характеристику функционирования организационных отношений в аппарате управления. Привести конкретные примеры реализации демократических методов в процессе принятия нестандартных решений в условиях конъюнктуры рынка.
2.4. Проанализировать технологию и процедуру подготовки и принятия управленческого решения, начиная с постановки проблемы и кончая формированием различных вариантов ее решения - экономических, финансовых, социальных, кадровых.
2.5. Исследовать структуру основных управленческих решений и соответствие их требованиям обоснованности, достоверности, полноты, адресности.
2.6. Показать особенности реализации принятых решений и, главное, раскрыть насколько постоянно и всесторонне и в каких формах организуется контроль за их выполнением.
Задание № 3
Дать анализ и оценку эффективности организации управленческого труда персонала предприятия, руководствуясь следующими положениями:
3.1. Оценка эффективности труда менеджера производится по критериям, носящим количественный и качественный характер.
К качественным показателям относятся:
- научно-технический уровень управления;
- уровень квалификации руководителя;
- обоснованность принимаемых решений;
- достоверность и полнота информации, которой располагает менеджер;
- уровень культуры управления;
- уровень культуры труда менеджеров.
Количественными показателями являются:
- материально-трудовые;
- финансово-денежные.
Уровень организации труда руководителя определяется при помощи:
1) оценки качества труда;
2) оценки результатов труда.
Методика оценки качества труда организует руководителя на рациональное использование рабочего времени, улучшение дисциплины и т.д.
Методика оценки результатов труда включает в себя два наиболее эффективных способа расчета эффективности труда менеджера:
- метод экспертных оценок;
- метод экспертного нормирования.
3.2. Для расчета экономической эффективности совершенствования организации управленческого труда следует применить ряд формул:
а) Для оценки результативности использования рабочего времени может применяться коэффициент использования рабочего времени, который рассчитывается по формуле:
K=Kэ * Kи,
где Kэ - коэффициент экстенсивности использования рабочего времени;
Kи - коэффициент интенсивности использования рабочего времени;
В свою очередь
Kэ = (Ф-П)/Ф
где Ф – общий фонд рабочего времени;
П - потери рабочего времени.
Коэффициент интенсивности использования рабочего времени определяет рациональность структуры рабочего времени руководителя в сравнении с нормативной, полученной экспертным путем, и рассчитывается по формуле
n
Kи =∑ Jф-Jн ,
i=1
где Jф-Jн – фактическая и нормативная доли каждого элемента в структуре баланса рабочего времени;
n – количество видов затрат рабочего времени.
В оптимальном случае значение общего показателя использования рабочего времени должно быть близким к единице. Чем ниже значение показателя, тем, следовательно, хуже использовано рабочее время руководителя.
б) Оценка экономической эффективности управления по НОУТ (научной организации управления труда) может быть определена по следующей формуле:
Э = Эв + Эд.с + Эт – З,
где Э – общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
Эв – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
Эд.с – экономия достигаемая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах, руб.;
Эт - экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
З - сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда.
Особенность этого метода расчета заключается в том, что каждая составляющая экономии – это эффект не от одного, а от многих мероприятий по НОУТ.
в) Экономия, достигнутая за счет изменения должностного состава, рассчитывается следующим образом:
Эд.с = Фз.д – Фз.п ,
где Фз.д – Фз.п = соответственно годовой фонд заработной платы (с начислениями) до и после пересмотра должностной структуры, руб.
г) Расчет экономии благодаря лучшему использованию оргтехники, средств механизации и экономии материалов производится по форммуле:
n n
Эт = ∑ С - ∑ С1,
1 1
n
где - ∑ С - стоимость технических средств и канцелярских принадлежностей
1 до проведения мероприятий по их более рациональному
использованию или изменению их числа (количества), руб.;
n
∑ С1 – то же, после осуществления мероприятий по более рациональ
1 ному их использованию, руб. (в сравниваемых ценах).
д) Затраты З на осуществление мероприятий НОУТ в расчете на год включают затраты: на механизацию труда Зм, на стимулирование работников Зс, на проведение исследований и прочие затраты Зл.
Рассмотренный метод расчета экономической эффективности достаточно прост в применении, основан на применении имеющейся, на предприятиях (в организациях) информации и не требует проведения дополнительных исследований.
е) В тех случаях, когда есть возможность определить влияние отдельных мероприятий на себестоимость, экономия в производстве может быть подсчитана по следующей формуле:
n
Эпр = ∑ (Сi1 - С2i)* Bi,
где Сi1 - С2i - себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения мероприятий НОУТ;
Bi - годовой выпуск данного вида продукции (в натуральных единицах) после внедрения мероприятия.
ж) В качестве общих показателей экономической эффективности управленческого труда рассматривается рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).
Годовой экономический эффект можно рассчитывать по формуле:
Эг = (С1 – С2) * В2 – Ен * Зед ,
где С1 – С2 – стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по научной организации труда (НОУТ) (трудовые затраты, руб.);
В2 – годовой объем работ после внедрения в натуральном выражении(документов, чертежей и т.п.);
Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффек-
тивности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн), Ен для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15;
Зед – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб.
Задание № 4
Дать технико-экономическую характеристику базы практики, сформировать основные направления совершенствования техники, технологии, планирования производства и управления персоналом.
Выполняя это задание студент должен:
1) Охарактеризовать базу практики (состав служб, участков, производств, структуру основных фондов, номенклатуру выпускаемой продукции и т.д.)
2) Проанализировать источники повышения экономической эффективности по совершенствованию организации производства, планирования и управления персоналом посредством: улучшения использования трудовых ресурсов; орудий труда; предметов труда; повышения качества труда и продукции.
Таблица 1
Использование экономического эффекта от частных мероприятий по совершенствованию организации производства.
Улучшение использования трудовых ресурсов | Улучшение использования орудий труда | Улучшение использования предметов труда | Повышение качества продукции |
Сокращение потерь рабочего времени | Более полная загрузка оборудования | Сокращение длительности производственного цикла | Сокращение потерь от внутрипроизводственного брака и дефектов |
Более полное использование квалификации работающих | Сокращение времени пребывания оборудования в ремонте | Сокращение времени освоения производства новой продукции | Уменьшение затрат на контроль качества |
Совершенствование структуры кадров | Сокращение простоев оборудования по оргтехпричинам | Сокращение времени пролеживания деталей, изделий | Сокращение потерь от рекламаций |
Сокращение времени выполнения технологических операций | Более полное использование технических возможностей оборудования | Сокращение размеров производственных запасов и заделов | Сокращение затрат на предупреждение, профилактику брака и обеспечение высокого качества |
Уменьшение текучести кадров | Сокращение времени наладки и переналадки оборудования | Сокращение времени и затрат на транспортировку предметов труда | |
Высвобождение оборудования и производственных площадей |
Следует отметить, что то или иное мероприятие по совершенствованию организации производства может ввести в действие либо какой-то один, либо несколько источников экономического эффекта. При этом одни источники могут дать положительный эффект, другие – отрицательный. Оценивая экономическую эффективность организационных усовершенствований, необходимо выявить все источники, через которые они влияют на экономический эффект, провести конкретные расчеты.
3) Определить экономическую эффективность организационных управленческих усовершенствований с помощью конкретных расчетов:
а) Общий экономический эффект рассчитывается по формуле:
Э = (Со – С1) – Ен К,
где Со – затраты на производство продукции до реализации организационного мероприятия, р.; С1 – затраты на производство продукции после реализации мероприятий, р.; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности; К – затраты на осуществление организационного мероприятия, р.
В том случае, если сумма расходов незначительна, она вычитается из разницы затрат в расчете на год.
б) Экономическая эффективность от сокращения потерь рабочего времени.
УР
Эn.p = (Фn * Вдн) * ──,
где Фn - подлежащие сокращению потери рабочего времени – внутрисменные и целосменные простои, прогулы, неявки на работу с разрешения администрации, дн.; Вдн – среднегодовая выработка на одного рабочего, исчисленная по себестоимости, р.; УР – плановый уровень рентабельности, %.
в) Экономическая эффективность от сокращения длительности производственного цикла.
Эm.ц. = (Т ''ц - Т"ц) С * n * Кm. ч ,
где Т ''ц - Т"ц - длительность производственного цикла изготовления детали, изделия до и после мероприятий по его сокращению, дн.; С - себестоимость одной детали, изделия, р.; n - размер партии деталей или изделий, шт.; Кm. ч – коэффициент нарастания затрат.
г) Увеличение эффективности производства за счет лучшего использования рабочего времени. Дополнительные возможности использования времени основных рабочих и увеличения на этой основе выпуска продукции могут быть выявлены сопоставлением фактически отработанного времени с затраченным нормативным временем. Расчеты ведутся в последовательности:
1. Определяется фактически отработанное время рабочих основанного производства за отчетный период. Общее фактически отработанное время рабочих, занятых на нормативных работах (Тобщ) в часах, определяется по данным табельного учета.
2.Рассчитывается нормативная трудоемкость производственной программы:
n
Тн = ∑ tнi Ni,
где tнi – нормативная трудоемкость i – го изделия, нормо-час; Ni – годовая программа выпуска i – го изделия, ед.; n – количество номенклатурных позиций годовой производственной программы.
3.Устанавливается коэффициент выполнения норм выработки рабочими, занятыми на нормируемых работах (Кв).
4.Рассчитывается дополнительное резервное время рабочих
Тn
Rв = Тобщ - —,
Кв
Расчет проводится по рабочим всех профессий, в том числе по рабочим управленческого состава.
2. По данной статистической отчетности определяется целодневные потери рабочего времени – целодневные простои, прогулы, неявки по разрешению администрации (Фц) в днях.
3. Рассчитывается объем продукции в денежном выражении, который может быть изготовлен при условии использования резервного времени рабочих:
ΔВ = Вдн * tсм
где tсм – продолжительность рабочего дня, ч; Вдн – средняя выработка на одного рабочего в сопоставимых ценах, р.
Задание № 5
5. Ознакомиться с содержанием, методикой и организацией составления бизнес-плана предприятия, организации, фирмы, отрасли, уделив особое внимание следующим разделам (из традиционных 10).
Проанализировать бизнес-план как инструмент управления предприятием:
1. В разделе «Экономический анализ производственной деятельности предприятия и оценка его бизнеса» обратить внимание на:
- управление и стратегическое планирование производства и реализацию продукции с учетом требований рынка и запросов потребителей;
- технико-экономическое обоснование эффективности инвестиционных проектов и получения банковских кредитов;
- выработку экономической программы развития за счет государственной поддержки и инвестиционной деятельности;
- формирование и методику составления перспективного и текущего планов социально-экономического и научно-технического развития.
II. В разделе бизнес-плана «Организация и управление предприятием» важно:
- утвердить организационную структуру управления предприятием на базе всесторонней информации;
- определить необходимую численность рабочей силы предприятия, его квалифицированный состав и затраты на оплату труда;
- рассчитать дополнительную потребность в работниках, выявить отсутствующий «ключевой» персонал, прежде всего в области маркетинга и сбыта продукции;
- наметить источники пополнения недостающих рабочих для предприятия;
- выявить наличие квалифицированных работников для внешнеэкономической деятельности;
- определить количество работников, имеющих опыт международного бизнеса;
- обосновать кадровую стратегию предприятия на перспективу;
- сформулировать основные положения эффективной организации социально-экономической деятельности предприятия с учетом белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
III. На основе анализа основных разделов бизнес-плана предприятия, организации, фирмы графически составить его структуру, определить функции разделов (элементов) в бизнес-плане и дать им логическую обоснованность. Составить схему, характеризующую существующий порядок бизнес планирования на предприятии.
IV. Обосновать необходимость совершенствования методов непрерывного бизнес планирования на предприятии. Проанализировать концепцию бизнес-плана по таблице 2.
Задание № 6
Изучить и проанализировать маркетинговую стратегию на предприятии. Выполняя это задание, студент должен:
-
Ознакомиться с принципами организации и основными направлениями деятельности отдела маркетинга;
- Определить приоритеты маркетинговой деятельности в соответствии с принципами стратегического и текущего планирования на предприятии и объединении;
- Обосновать маркетинговое обеспечение работы предприятия на рынке товарных ресурсов.
- Определить основных конкурентов и привести данные о выпускаемой продукции: технический уровень, цена, уровень качества.
- Охарактеризовать свойства продукции предприятия, которые делают ее конкурентоспособной.
- Обосновать цену и политику ее регулирования в сравнении с ценой конкурентов.
- Обосновать особенности организации продвижения продукции на рынки в условиях конкуренции, разработать меры по эффективному продвижению товаров на рынок их реализации.
- Определить возможности выхода на внешний рынок, составить перечень товаров, которые могут быть предложены для внешней торговли, их цены и льготы.
- Обосновать стратегию продаж товаров предприятия.
- Организовать на предприятии службу рекламы и расчет затрат на рекламу.
- Определить тенденции изменения объемов производства и реализации продукции и пути расширения рынков продаж выпускаемых товаров.
- Рассмотреть направления совершенствования системы управления маркетингом на предприятии: совершенствование организационной структуры управления маркетингом; совершенствование планирования маркетинга; совершенствование системы стимулирования сотрудников, занимающихся маркетингом;
- Дать анализ стратегии маркетинга на предприятии согласно таблице 3.
Задание № 7
Изучить и дать анализ кадровой политики на предприятии, в организации. Выполняя данное задание студент-дипломник обязан:
1. Проанализировать структуру управления ресурсами, которая включает в себя следующие этапы:
Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
Определение заработной платы и льгот: Разработка структуры заработной платы и льгот в условиях привлечения, найма и сохранения служащих.
Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимая того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.
Оценка трудовой деятельности: Разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения на должности с большей или меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Таблица 3
Формирование системы маркетинга на предприятии
2. Определить текучесть кадров:
Размер ее равен количеству уволенных по субъективным причинам.
Коэффициент текучести кадров определяется по формуле:
Чс
КТ= — * 100, где
Ч
КТ – коэффициент текучести;
Чс – число уволенных по субъективным причинам (по собственному жел
нию, за нарушение трудовой дисциплины);
Ч – среднесписочная численность работающих.
3. Движение кадров
Размер его равен количеству уволенных по объективным причинам. Коэффициент движения кадров определяется по формуле:
Чо
КД = — * 100, где
Ч
КД – коэффициент движения;
Чо – число уволенных по объективным причинам (уход на пенсию, учебу, призыв в армию, переход на другие предприятия)
4. Сменяемость кадров.
Размер его равен общему числу уволенных с данного предприятия независимо от причины его увольнения. Коэффициент сменяемости кадров определяется по формуле:
Чо + Чс
КС = ———— * 100, где
Ч
КС – коэффициент сменяемости кадров;
Чо – число уволенных по объективным причинам;
Чс – число уволенных по субъективным причинам;
Ч - среднесписочная численность работающих за данный период.
Итак, сменяемость персонала – это совокупный размер его перемещения независимо от вызывающих его объективных или субъективных причин; движение кадров – та составная часть их сменяемости, которая определяется совокупностью вызывающих ее объективных причин; текучесть кадров – та составная часть их сменяемости, которая обусловлена совокупностью вызывающих ее субъективных причин.
5. Расчет и использование в практике работы с кадрами коэффициента стабильности коллектива.
Стабильность коллектива – это постоянства его состава за определенный период числа работающих, полностью проработавших определенный период времени. Коэффициент стабильности за короткий период (например, за год) можно производить по упрощенной формуле:
Кст = (1 - Кс) * 100, где
Кст – коэффициент стабильности;
Кс – коэффициент сменяемости кадров.
Для расчета коэффициента стабильности коллектива за более длительный период этот метод неприемлем, поскольку искажает положение дел, суммируя число уволенных по объективным причинам, не учитывая того, что какая – то часть вновь принятых работников за этот период может быть уволена, т.е. постоянная часть их будет значительно изменена, чем среднегодовая разница сменяемости кадров.
Расчет коэффициента стабильности коллектива за 2 года и более может быть определен по формуле:
Чр.н.
Кст.н = ——— * 100, где
Чс.н
Кст.н – коэффициент стабильности за взятый период, где н – число лет;
Чр.н. – число работников, полностью проработавших этот период;
Чс.н – среднесписочная численность на весь этот период.
Расчет по этой формуле важен для прогнозирования планирования кадрового персонала на определенные периоды по закреплению кадров, их сменяемости, их ротации, их обучению. В целом для совершенствования работы с персоналом предприятий, фирм, офисов и т.д. важнейшим условием является составление баланса потребностей в кадрах.
6. Баланс потребности в кадрах.
Методика разработки баланса следующая.
6.1. Техническая служба предприятия (СП) организации, учреждения должна разработать бизнес-план технического перевооружения и технологического совершенствования производства:
6.2. Служба организации труда корректирует бизнес-план в направлении потребностей в кадрах до каждого рабочего места включительно с учетом его технического и организационного совершенствования.
6.3.Кадровая служба осуществляет следующие задачи.
Во-первых, рассчитывает баланс дополнительной потребности в кадрах взамен ушедших работников;
Во-вторых, совместно со службой организации труда разрабатывается и составляет полный баланс потребности в кадрах с учетом их сменяемости, высвобождения, дополнительной потребности (как следствия организационного и технического совершенствования производства).
7. Студент должен изучить специфику правового аспекта работы с персоналом в условиях перехода к рыночным отношениям в разных формах хозяйствования (причем следует учесть, что работу необходимо проводить комплексно, на всех уровнях одновременно, в тесном контакте и взаимодействии практически всех работников кадровых органов с законодательными органами, социологической и правовой науки).
Для этого необходимо:
7.1. Проанализировать основные уровни совершенствования правового регулирования трудовых отношений;
7.2. Обосновать основные задачи правовой работы с персоналом:
- обеспечение неукоснительного и точного соблюдения действующего трудового законодательства в повседневной работе с кадрами;
- доведение до законодательных органов имеющихся противоречий и недостатков в действующем трудовом законодательстве.
7.3. Дать анализ следующим направлениям практической деятельности кадровых органов.
§ обеспечение консультационных прав и гарантий при трудоустройстве работников и повышении их квалификации;
§ соблюдение трудового законодательства при переводах, перемещениях и увольнениях работников и дисциплинарной практике;
§ неукоснительное соблюдение законодательства, предоставляющие льготы, гарантии и компенсации несовершеннолетним, учащимся без отрыва от производства, беременным, женщинам имеющим детей работающим инвалидам, пенсионерам, работающим в неблагоприятных и вредных условиях;
§ обеспечение грамотного и юридически точного оформления кадровых документов;
§ систематическое самообразование и повышение правовой квалификации руководителей и специалистов кадровых служб.
Увязка интересов отдельных людей с интересами организации и ее стратегическими целями важная и наиболее сложная задача менеджмента, от успешного решения которой зависит эффективность ее функционирования, что отражено в таблице 4.
Таблица 4
Основные элементы организации,
требующие системности в работе с персоналом
Элементы системы управления | Классический подход к управлению (традиционная организация) | Акцент в управлении на персонал (организация будущего) |
Цели | Организация на продукт. Конечный результат - произведенная продукция. | Бескомпромиссная ориентация на клиента. Конечный результат получения прибыли. |
Персонал | Стоимость факторов производства, рабочая сила, человеческий фактор, подчинение. | Основа и источник успеха. Кадровый потенциал. Сотрудники. |
Приоритет | Результат. Человек исполнитель производственных задач. | Человек Результат зависит от человека. Его основной источник – образование, квалификация, развитие персонала. |
Ресурсы организации | Физический капитал. Денежный капитал. | Физический капитал. Человеческие ресурсы (человеческий капитал). Денежный капитал. |
Расходы на персонал | Прямые затраты. | Долгосрочные инвестиции. |
Привлечение персонала на фирму | Денежный стимул. | Активный поиск. Реклама. Социальные льготы. |
Расходы на обучение | Минимальные | Определение по критерию «затраты - выгода». |
Формы обучения | На рабочем месте. | Все формы, включая общее образование. |
Социальная инфраструктура | Отсутствует | Формирование отдельные компоненты по критерию«затраты - выгода». |
Стиль управления | Авторитарный (фирменный) | Солидарный стиль управления. |
Организация труда | Индивидуальная. | Индивидуальная. Коллективная. |
Регламентация исполнителя | Жесткая. | Разная степень свободы в организации труда. |
Мотивация к труду | Индивидуальная. | Сочетание экономических и морально – психологических стимулов, использование различных мотивов деятельности. |
Горизонт (сроки) планирования | Краткосрочный. | Период жизненных циклов человеческих ресурсов. |
Функции кадровых служб | Преимущественно учетные. | Преимущественно аналитические и организационные. |
Изменение достижений | Прибыль. | Прибыль и показатели социальных результатов. |
Эффективность труда | Разделение и специализация труда. | Осознание предела специализации с позиции удовлетворенности работника. |
Предприятие | Хозяйственная единица. | Социально-экономическая система |
Организация предприятия | Закрытая система. | Открытая система, взаимодействующая с окружающей средой. |
Реакция | Только на рынок и конкурентную среду. | На многие заинтересованные группы и социальные слои. |
Итак, в системе подготовки кадров выделяются три основных аспекта:
· управленческий – приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;
· личностный – самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;
· социальный – социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.
Задание №8
Задание по изучению существующих подсистем управления персоналом на предприятии, в организации. Выполняя данное задание, студент – дипломник должен:
1. Проанализировать структуру, принципы организации и взаимодействия служб и подразделений предприятия
§ изучить действующие на предприятии должностные инструкции;
§ оценить систему взаимоотношений производственных и вспомогательных служб; проанализировать управленческие связи подразделений в контексте линейной и функциональной подчиненности;
§ дать характеристику степени своевременности, надежности и эффективности информационного обеспечения управленческого труда; оценить степень компьютеризации управленческой деятельности.
2. Дать общую характеристику функциональных обязанностей бухгалтерии предприятия:
· ознакомиться с принципами и практическими особенностями составления балансового отчета;
· ознакомиться с реальной практикой взаимоотношения бухгалтерии с налоговыми органами;
· дать оценку эффективности работы бухгалтерского программного обеспечения с использованием метода экспертных оценок.
3. Проанализировать содержание деятельности отдела кадров на предприятии
- дать общую характеристику типовых форм учета персонала предприятия (состояния, перемещения, прибытия и убытия, анкетных данных, заявлений, распоряжений и т.п.);
- ознакомиться с принципами классификации и картирования, используемыми при составлении базы данных отдела кадров;
- изучить соответствующее программное обеспечение (кадровые органайзеры), действующие на предприятии;
- проанализировать аттестацию кадров, работу по формированию, резерва на выдвижение;
- дать обоснование своих предложений (если таковые имеются) и приложить к отчету;
- ознакомить руководство предприятия с наиболее дельными предложениями.
Задание № 9
Изучить и проанализировать инновационную деятельность, сложившуюся на предприятии, в организации, в фирме и определить вероятную стратегию её развития. Исследование проблемы следует проводить на основе мероприятий, сформулированных в Программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь. Под инновациями в широком смысле понимаются новые технологии, виды продукции и услуг, а также новые организационно-технические, управленческо-производственные, финансовые решения коммерческого и иного характера, повышающие эффективность способов осуществления конкретных мероприятий и в целом всех производственно-управленческих процессов.
Выполняя данное задание, студенту-дипломнику следует:
9.1. Выявить существующие инновации на базе практики, заполнить таблицу, придерживаясь следующей классификации.
Классификация инноваций | Характеристика инноваций | |||
І По объекту инноваций: 1. Продукт-инновация | Разработка и внедрение новых или усовершенствованных продуктов или изделий, пользующихся спросом на рынках сбыта. | |||
2. Процесс-инновация | Совершенствование методов организации управленческого, производственного и экономического процессов. | |||
3. Технологическая инновация | Разработка и освоение новых технологических процессов «ноу-хау», бесплатных лицензий, консультаций и т.д. | |||
4. Организационная инновация | Совершенствование организации и управления производством, процессами и трудовыми ресурсами, персоналом. | |||
5. Социальная инновация | Улучшение социально-бытовых условий, повышение качества жизни, условий гигиены и безопасности труда, общей и
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |