Был создан в 1991 г., расположен в Лондоне, представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк).
ЕБРР - международная экономическая организация, деятельность которой направлена на оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики.
ЕБРР способствует процессу перехода к рыночно ориентированной экономике посредством прямого финансирования деятельности частного сектора, структурной перестройки национального хозяйства, приватизации, а также инфраструктуры.
Поддержка стран-заемщиков в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию, направлена главным образом:
-на организацию, модернизацию и расширение производственной, конкурентоспособной предпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;
-мобилизацию национального и иностранного капитала с целью содействия устойчивому экономическому росту и эффективному государственному управлению;
-инвестирование в производство с целью создания конкурентной среды, повышения производительности и качества жизни населения;
-оказание технической помощи в подготовке, финансировании и реализации инвестиционных проектов;
-стимулирование развития рынков капитала;
-реализацию масштабных, экономически обоснованных проектов, включающих более чем одну страну;
-обеспечение экологически устойчивого развития экономики.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/ Всемирная торговая организация (ВТО).
В результате переговоров касательно создания международной организации, деятельность которой была бы направлена на стимулирование международной торговли, в 1947 году в Женеве было подписано временное соглашение по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. Данная организация регулировала правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц (период действия 1948-1994 гг.). ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности, которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:
-принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Этот принцип может распространяться на ввоз или вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;
-принцип дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю. То есть в соответствии с этим принципом любая страна, участвующая в ВТО, не может быть поставлена в худшие условия;
- неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
- снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
- предоставление преференциального режима в торговле развивающимся странам;
- взаимность в предоставлении торговых уступок;
- развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;
- проведение консультаций странами-участницами с целью урегулирования проблем торговли.
Деятельность ВТО осуществляется посредством многосторонних переговоров, которые объединяются в раунды.
Торговые переговоры в рамках ГАТТ:
Место открытия и проведения переговоров | Годы | Основное содержание |
Женева (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | |
Эннеси (Франция) | Тоже | |
Торки (Великобритания) | 1950-1951 | Тоже |
Место открытия и проведения переговоров | Годы | Основное содержание |
Женева | 1955-1956 | Тоже |
Женева. Диллон-раунд | 1961-1962 | Тоже |
Женева. Кеннеди-раунд | 1964-1967 | Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса |
Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве | 1973-1979 | Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров |
Пунте-дель-Эсте (Уругвай). Уругвайский раунд. Работа проходила в Женеве | 1986-1994 | Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма ГАТТ, Соглашение о создании Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами |
Доха (Катар) | 2002-2005 | Правила ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения и др.) |
Основные положения Уругвайского раунда ВТО таковы:
- снижение тарифов. Должны быть устранены или существенно снижены тарифы на многие виды продукции, включая строительное и медицинское оборудование, бумагу, сталь, химикаты, древесину, платы памяти для ЭВМ и алюминий. В целом снижение тарифов составит примерно 33%;
-включение услуг. Услуги — значительный сегмент мирового рынка объемом 90 млрд. дол. США и к ним впервые были применены положения ГАТТ. Соглашение либерализует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, страхование, консалтинг, туризм, бухгалтерские, юридические, финансовые и др.;
-сельское хозяйство. Произошло "урезание" сельскохозяйственных субсидий, предоставляемых фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно;
- интеллектуальная собственность. Соглашение обеспечивает международную защиту интеллектуальной собственности от пиратства в виде патентов, торговых марок и авторских прав. Эта защита принесет крупные выгоды американским книгоиздателям, музыкальным продюсерам и фирмам, занимающимся созданием компьютерных программ;
- поэтапная отмена квот на текстиль и одежду. Эти квоты препятствуют импорту одежды в промышленно развитые страны. Их отмена благоприятно скажется на развивающихся странах, имеющих относительное преимущество в этой области;
- Всемирная торговая организация. В декабре 1993 г. был подготовлен итоговый документ Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих переговоров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.
Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:
1.ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с] обязательствами абсолютно для всех ее членов.
2. ГАТТ использовалось как "временный базис". Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.
Целью ВТО является - либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким образом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния населения. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами — членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.
Функции:
-Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их реализация.
- Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.
-Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.
-Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.
-Наблюдение за торговой политикой государств.
-Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.
Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года. За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.
История создания Таможенного союза:
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза.
6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.
В июне 2010 года Белоруссия подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.
6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.
Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.
Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 млрд. баррелей. Таможенный союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций.
Кризисные явления, наблюдавшиеся в экономике Республики Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в. привели к трудностям материальных и интеллектуальных возможностей участия в международном торгово-экономическом, производственно-техническом и иных формах сотрудничества. Прежде всего, это развитая промышленность, на долю которой приходится более 65 % валового национального продукта. В структуре промышленного производства доминируют машиностроение, приборостроение, химия, нефтехимия — отрасли, в значительной степени определяющие возможности внешнеэкономического потенциала страны. Находясь в составе СССР, Беларусь выделялась объемами поставок продукции в другие республики. Кардинальное изменение ее геополитического положения, вызванного распадом СССР, превращение Республики Беларусь в суверенный субъект системы мирохозяйственных связей выделили внешнеэкономический фактор страны в один из решающих.
Республика Беларусь осуществляла внешнеторговые операции более чем со 150 странами мира. Основными торговыми партнерами являлись: Россия — 58,4 % всего объема товарооборота, Германия — 5,3 %, Великобритания — 4,3 %, Нидерланды, Украина, Польша — по 3,5—4 %.
Несмотря на значительный рост экспорта в страны вне СНГ и, как следствие, положительное сальдо в торговле с ними, внешнеторговый баланс (по товарам) Беларуси оставался дефицитным, что объясняется в основном значительными поставками из России энергоресурсов.
Значение внешнеэкономической сферы для стабильного функционирования белорусской экономики более значимо, чем в других странах. Это объясняется тем, что национальная экономика, с одной стороны, импортозависима, с другой — экспортоориентирована.
В то же время структура экономики республики, сложившаяся в рамках внутрисоюзного разделения труда, отличается высоким энерго- и металлопотреблением, потребностью в ряде комплектующих и материалов.
Анализ основных показателей внешнеторгового оборота Беларуси показывает, что его стоимостный объем не соответствует потенциалу экономики страны, стоимость экспорта хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и негативно сказывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор, в свою очередь, в условиях жесткой зависимости экономики от импорта сырья и энергоносителей осложняет экономическую ситуацию в республике.
Недостаточно эффективной остается товарная структура экспорта, удельный вес наукоемкой продукции составляет в нем лишь 4 %, доля машин и оборудования, поставляемых за рубеж, в два раза меньше, чем среднемировой уровень.
Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и в первую очередь экспорта. Включению республики в систему международного разделения труда способствует ее геополитическое положение. Достаточно перспективны развитие международного туризма, сферы услуг, создание наукоемких производств.
В настоящее время особую важность приобретают заключение двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций, соглашений с ведущими мировыми инвесторами, совершенствование правовой базы для привлечения иностранных инвестиций.
Большая работа предстоит по вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО), что позволило бы:
• устранить дискриминационные ограничения в отношении белорусского экспорта и облегчить доступ на мировые рынки конкурентоспособных белорусских товаров и услуг;
• перевести торгово-экономические отношения с третьими странами на стабильную, долговременную и равноправную экономическую и правовую основу;
• использовать механизм разрешения споров, существующих в рамках ВТО;
• совершенствовать законодательную базу с целью дальнейшего реформирования внешнеэкономической сферы Беларуси.
Иностранные инвестиции – это финансовые и материальные средства, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, вывезенные из одного государства и вложенные в предприятие или дело на территории другого государства с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. От внутренних инвестиций иностранные отличаются источником их происхождения и тем, кто является их собственником.
Объекты иностранных инвестиций определяются законодательством страны заемщика. Ими бывают: предприятия, здания, сооружения, земля, акции, научно-техническая продукция и т.д.
Иностранные инвестиции подразделяются:
· По форме:
- товарные;
- денежные;
- интеллектуальные.
· В зависимости от того, кто их представляет:
- частные;
- государственные;
- международных организаций.
· По целевому назначению:
- связанные инвестиции (строго целевого назначения);
- финансовые (используемые на любые цели).
· В зависимости от срока, на которые они представляются:
- краткосрочные (до 1-го года);
- среднесрочные (от 1-5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
· По степени контроля за вложенным капиталом:
- портфельные;
- прямые.
Под прямыми инвестициями понимают прежде всего капиталовложения в создаваемые за рубежом предприятия. Они предполагают контроль западного партнера над представленными капиталовложениями и его участие в инвестиционном проекте.
Под портфельными инвестициями понимаются капиталовложения, которые не дают права контроля над вложенным за рубежом капиталом.
Принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает ее инвестиционный климат. Индикатор страхового риска рассчитывается на базе политических, социальных, финансово-экономических факторов. При этом может быть использовано несколько подходов: экономический и статический анализ, балльная экспертная оценка, регулярный анализ балльного числа данных с использованием анкет.
Исследования инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и экономических организаций: Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Информационные корпорации и другие.
Иностранные инвесторы, движимые своими интересами, реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинтересована в привлечении иностранного капитала.
Степень привлекательности страны, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определенным факторам:
Факторы инвестиционного климата:
1. Политическая и экономическая стабильность (уровень развитости демократических институтов; зависимость изменения отношений собственности от смены власти; состояние гражданского общества);
2. Взаимоотношения с мировым сообществом (взаимоотношения с МВФ, ЕБРР, ВТО и другими МЭО; участие в международных политических и экономических группировках; взаимоотношения со странами ЕС и другими интеграционными группировками);
3. Финансовая инфраструктура (уровень развития рынка капитала; устойчивость денежной единицы; ограничения/ льготы для иностранных инвесторов);
4. Методы управления иностранными инвестициями (правовые/ неправовые; открытые/ скрытые; экономические/ административные);
5. Социально-культурная среда (качество жизни; среда обитания человека; уровень образования, знание иностранных языков).
Если большинство факторов отражают положительные тенденции в стране, то инвестиционный климат оценивается как благоприятный. В противном случае, в зависимости от количества положительных факторов, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным.