Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)




Был создан в 1991 г., расположен в Лондоне, представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инве­стиционный банк).

ЕБРР - международная экономическая организация, дея­тельность которой направлена на оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики.

ЕБРР способствует процессу перехода к рыночно ориентированной экономике посредством прямого финансирования деятельнос­ти частного сектора, структурной перестройки национального хозяйства, приватизации, а также инфраструктуры.

Поддержка стран-заемщиков в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию, направлена главным образом:

-на организацию, модернизацию и расширение производ­ственной, конкурентоспособной предпринимательской де­ятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

-мобилизацию национального и иностранного капитала с целью содействия устойчивому экономическому росту и эффективному государственному управлению;

-инвестирование в производство с целью создания конкурентной среды, повышения производительности и качества жизни населения;

-оказание технической помощи в подготовке, финансировании и реализации инвестиционных проектов;

-стимулирование развития рынков капитала;

-реализацию масштабных, экономически обоснованных проектов, включающих более чем одну страну;

-обеспечение экологически устойчивого развития экономики.

 

 

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/ Всемирная торговая организация (ВТО).

В результате переговоров касательно создания международ­ной организации, деятельность которой была бы направлена на стимулирование международной торговли, в 1947 году в Жене­ве было подписано временное соглашение по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. Данная организация регулировала правила международной торговли согласно прин­ципам либерализма.

ГАТТ — многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регули­рования взаимной торговли стран-участниц (период действия 1948-1994 гг.). ГАТТ являлась одной из крупнейших между­народных экономических организаций, сфера деятельности, ко­торой охватывала 94% объема мировой торговли.

 

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принци­пов и норм:

-принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). В со­ответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на тре­тьи страны. Этот принцип может распространяться на ввоз или вывоз товаров, таможенные пошлины, промыш­ленность, мореплавание, правовое положение юридичес­ких и физических лиц;

-принцип дискриминации, которая обеспечивается взаим­ным предоставлением, с одной стороны, режима наиболь­шего благоприятствования в отношении экспортных, им­портных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны, нацио­нального режима, уравнивающего в правах товары им­портного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регу­лирующим внутреннюю торговлю. То есть в соответствии с этим принципом любая страна, участвующая в ВТО, не может быть поставлена в худшие условия;

- неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

- снижение таможенных тарифов путем проведения мно­госторонних переговоров;

- предоставление преференциального режима в торговле развивающимся странам;

- взаимность в предоставлении торговых уступок;

- развитие международной торговли на основе справедли­вой конкуренции;

- проведение консультаций странами-участницами с целью урегулирования проблем торговли.

 

Деятельность ВТО осуществляется посредством многосторон­них переговоров, которые объединяются в раунды.

 

 

Торговые переговоры в рамках ГАТТ:

 

Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева (Швейцария)   Снижение таможенных тарифов
Эннеси (Франция)   Тоже
Торки (Великобритания) 1950-1951 Тоже
Место открытия и проведения переговоров Годы Основное содержание
Женева 1955-1956 Тоже
Женева. Диллон-раунд 1961-1962 Тоже
Женева. Кеннеди-раунд 1964-1967 Снижение тарифов, разра­ботка антидемпингового ко­декса
Токио (Япония). Токио-раунд. Работа проходила в Женеве 1973-1979 Снижение тарифов, разра­ботка кодексов, расширя­ющих и усиливающих ком­петенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров
Пунте-дель-Эсте (Уругвай). Уругвайский раунд. Работа проходила в Женеве 1986-1994 Снижение таможенных барь­еров, совершенствование ме­ханизма ГАТТ, Соглашение о создании Всемирной торго­вой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами
Доха (Катар) 2002-2005 Правила ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения и др.)

 

Основные положения Уругвайского раунда ВТО таковы:

- снижение тарифов. Должны быть устранены или суще­ственно снижены тарифы на многие виды продукции, включая строительное и медицинское оборудование, бу­магу, сталь, химикаты, древесину, платы памяти для ЭВМ и алюминий. В целом снижение тарифов составит при­мерно 33%;

-включение услуг. Услуги — значительный сегмент ми­рового рынка объемом 90 млрд. дол. США и к ним впер­вые были применены положения ГАТТ. Соглашение ли­берализует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, страхование, кон­салтинг, туризм, бухгалтерские, юридические, финансо­вые и др.;

-сельское хозяйство. Произошло "урезание" сельскохозяй­ственных субсидий, предоставляемых фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно;

- интеллектуальная собственность. Соглашение обеспе­чивает международную защиту интеллектуальной соб­ственности от пиратства в виде патентов, торговых марок и авторских прав. Эта защита принесет крупные выгоды американским книгоиздателям, музыкальным продюсе­рам и фирмам, занимающимся созданием компьютерных программ;

- поэтапная отмена квот на текстиль и одежду. Эти квоты препятствуют импорту одежды в промышленно раз­витые страны. Их отмена благоприятно скажется на раз­вивающихся странах, имеющих относительное преиму­щество в этой области;

- Всемирная торговая организация. В декабре 1993 г. был подготовлен итоговый документ Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих перего­воров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Все­мирной торговой организации (ВТО).

 

Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (со­глашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной право­вой и институциональной основой всемирной торговой системы.

 

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

1.ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начи­ная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО явля­ется постоянно действующей организацией, имеющей дело с] обязательствами абсолютно для всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как "временный базис". Обязатель­ства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с тор­говлей аспектами интеллектуальной собственности.

 

Целью ВТО является - либерализация международной тор­говли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая, таким обра­зом, экономический рост, развитие и повышение благосостояния населения. Это достигается частично на основе выработки и уста­новления правил и соглашений, касающихся торговли между стра­нами — членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

 

Функции:

-Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их реали­зация.

- Наблюдение за состоянием мировой торговли и предос­тавление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.

-Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.

-Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.

-Наблюдение за торговой политикой государств.

-Сотрудничество с другими международными учреждения­ми, влияющими на определение глобальной торговой политики.

 

Высшим органом ВТО является Конференция на уровне ми­нистров, которая собирается раз в два года. За выполнение те­кущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

 

История создания Таможенного союза:

 

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

В июне 2010 года Белоруссия подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.

6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу.

 

Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

 

Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 млрд. баррелей. Таможенный союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций.

 

Кризисные явления, наблюдавшиеся в экономике Республи­ки Беларусь в первой половине 90-х гг. XX в. привели к труднос­тям материальных и интеллектуальных возможностей участия в международном торгово-экономическом, производственно-тех­ническом и иных формах сотрудничества. Прежде всего, это раз­витая промышленность, на долю которой приходится более 65 % валового национального продукта. В структуре промышленного производства доминируют машиностроение, приборостроение, химия, нефтехимия — отрасли, в значительной степени опреде­ляющие возможности внешнеэкономического потенциала стра­ны. Находясь в составе СССР, Беларусь выделялась объемами поставок продукции в другие республики. Кардинальное изме­нение ее геополитического положения, вызванного распадом СССР, превращение Республики Беларусь в суверенный субъект системы мирохозяйственных связей выделили внешнеэкономи­ческий фактор страны в один из решающих.

Республика Беларусь осуществляла внешнеторговые опера­ции более чем со 150 странами мира. Основными торговыми пар­тнерами являлись: Россия — 58,4 % всего объема товарооборота, Германия — 5,3 %, Великобритания — 4,3 %, Нидерланды, Ук­раина, Польша — по 3,5—4 %.

Несмотря на значительный рост экспорта в страны вне СНГ и, как следствие, положительное сальдо в торговле с ними, внешне­торговый баланс (по товарам) Беларуси оставался дефицитным, что объясняется в основном значительными поставками из Рос­сии энергоресурсов.

Значение внешнеэкономической сферы для стабильного фун­кционирования белорусской экономики более значимо, чем в дру­гих странах. Это объясняется тем, что национальная экономика, с одной стороны, импортозависима, с другой — экспортоориентирована.

В то же время структура экономики республики, сложившая­ся в рамках внутрисоюзного разделения труда, отличается высо­ким энерго- и металлопотреблением, потребностью в ряде ком­плектующих и материалов.

Анализ основных показателей внешнеторгового оборота Бела­руси показывает, что его стоимостный объем не соответствует по­тенциалу экономики страны, стоимость экспорта хотя и постоянно увеличивается, но отрицательное сальдо остается и негативно ска­зывается на валютных ресурсах государства. А этот фактор, в свою очередь, в условиях жесткой зависимости экономики от импорта сырья и энергоносителей осложняет экономическую ситуацию в республике.

Недостаточно эффективной оста­ется товарная структура экспорта, удельный вес наукоемкой про­дукции составляет в нем лишь 4 %, доля машин и оборудования, поставляемых за рубеж, в два раза меньше, чем среднемировой уровень.

Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и в первую очередь экспор­та. Включению республики в систему международного разделе­ния труда способствует ее геополитическое положение. Достаточ­но перспективны развитие международного туризма, сферы ус­луг, создание наукоемких производств.

В настоящее время особую важность приобретают заключение двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций, согла­шений с ведущими мировыми инвесторами, совершенствование правовой базы для привлечения иностранных инвестиций.

Большая работа предстоит по вступлению во всемирную торговую ор­ганизацию (ВТО), что позволило бы:

• устранить дискриминационные ограничения в отношении белорусского экспорта и облегчить доступ на мировые рынки кон­курентоспособных белорусских товаров и услуг;

• перевести торгово-экономические отношения с третьими странами на стабильную, долговременную и равноправную эконо­мическую и правовую основу;

• использовать механизм разрешения споров, существующих в рамках ВТО;

• совершенствовать законодательную базу с целью дальней­шего реформирования внешнеэкономической сферы Беларуси.

 

 

Иностранные инвестиции – это финансовые и материальные средства, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, вывезенные из одного государства и вложенные в предприятие или дело на территории другого государства с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. От внутренних инвестиций иностранные отличаются источником их происхождения и тем, кто является их собственником.

Объекты иностранных инвестиций определяются законодательством страны заемщика. Ими бывают: предприятия, здания, сооружения, земля, акции, научно-техническая продукция и т.д.

Иностранные инвестиции подразделяются:

· По форме:

- товарные;

- денежные;

- интеллектуальные.

· В зависимости от того, кто их представляет:

- частные;

- государственные;

- международных организаций.

· По целевому назначению:

- связанные инвестиции (строго целевого назначения);

- финансовые (используемые на любые цели).

· В зависимости от срока, на которые они представляются:

- краткосрочные (до 1-го года);

- среднесрочные (от 1-5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

· По степени контроля за вложенным капиталом:

- портфельные;

- прямые.

Под прямыми инвестициями понимают прежде всего капиталовложения в создаваемые за рубежом предприятия. Они предполагают контроль западного партнера над представленными капиталовложениями и его участие в инвестиционном проекте.

Под портфельными инвестициями понимаются капиталовложения, которые не дают права контроля над вложенным за рубежом капиталом.

 

Принимая решения о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает ее инвестиционный климат. Индикатор страхового риска рассчитывается на базе политических, социальных, финансово-экономических факторов. При этом может быть использовано несколько подходов: экономический и статический анализ, балльная экспертная оценка, регулярный анализ балльного числа данных с использованием анкет.

Исследования инвестиционного климата проводит ряд международных финансовых и экономических организаций: Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Информационные корпорации и другие.

 

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами, реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинте­ресована в привлечении иностранного капитала.

Степень привлекательности страны, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определенным факторам:

 

Факторы инвестиционного климата:

1. Политическая и экономическая стабильность (уровень развитости демократических институтов; зависимость изменения от­ношений соб­ственности от смены власти; состояние гражданского общества);

2. Взаимоотношения с мировым сооб­ществом (взаимоотношения с МВФ, ЕБРР, ВТО и другими МЭО; участие в меж­дународных политических и экономических группировках; взаимоотноше­ния со странами ЕС и другими ин­теграционными группировками);

3. Финансовая инфраструктура (уровень развития рынка капитала; устойчивость денежной единицы; ограничения/ льготы для иностранных инвесторов);

4. Методы управле­ния иностранными инвестициями (правовые/ неправовые; открытые/ скрытые; экономические/ администра­тивные);

5. Социально-культурная среда (качество жизни; среда обитания человека; уровень образова­ния, знание ино­странных языков).

Если большинство факторов отражают положительные тенденции в стране, то инвестиционный климат оценивается как благоприятный. В противном случае, в зависимости от количе­ства положительных факторов, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: