РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС 11 глава




В качестве критериев сегментации используются наиболее зна­чимые различия в реакции сегмента на комплекс маркетинга — географические (место, регион проживания), экономические (до­ход), демографические (возраст, пол), социальный статус (сред­ний, высший, низший класс), психографические (жизненный или организационный стиль: образ жизни; жизненные ценности). Для сегментации рынка могут использоваться два критерия (и более). Такая сегментация может быть отражена в матрице кросс-класси­фикации. Например, рынок потребителей одежды для работы можно сегментировать по сочетанию критериев занятие/доход (рис. 5.3.2).

Очевидно, что. каждую группу, например специалистов, мож­но разделить далее — на врачей, учителей, преподавателей вузов, менеджеров, художников, геологов, инженеров, программистов и т. д. Это деление может быть обоснованным, если одежда для


Сегментирование рынка

t. Идентификация

критериев

сегментации 2. Разработка

профилей сегментов


Выявление целевого сегмента

3. Разработка измерителя привлекательности сегментов

4. Выбор целевых сегментов


Позиционирование

5. Разработка позиции для целевых сегментов

6. Разработка маркетингового комплекса для каждого сегмента


 


Рис. 5.3.1. Сегментирование рынка и маркетинговый комплекс



Раздел I. Маркетинг и организация


Занятие


Менеджер Специалист Клерк


Низкий


Средний Доход


Высокий


Рис. 5.3.2. Кросс-классификация рынка одежды для работы

таких субгрупп имеет существенные отличия для потребителя, на­пример одежда для работы врача не годится для работы геолога.

Рынок, например программного обеспечения, может быть раз­делен на две группы — внутрироссийский и зарубежный. Внутри-российский рынок может быть сегментирован далее — бизнес-пользователи (организации) и домашние пользователи. Рынок до­машних пользователей может быть также сегментирован — н искушенных пользователей, на менее опытных пользователе, а также тех, кто использует компьютер только для игр, и т. д. Пр ' цесс сегментации теоретически может вестись до тех пор, пока сегменте останется лишь один пользователь.

Тенденция персонализации маркетинга сегодня актуальна в силу роста конкуренции за потребителя и возможностей использован информационных технологий мониторинга потребительского пов -дения, например, на интернет-сайте или с помощью CRM-прил -жений. Тем не менее глубина сегментации должна быть экономиче -ки обоснованной и оправданной. Чем глубже сегментация, тем бол­те сегментов, тем больше специфических комплексов (программ) маркетинга, тем выше затраты на маркетинг. Поэтому рынок экон -мически целесообразно сегментировать (делить), начиная с самь значимых различий между потребителями и до оптимального УР° ня глубины. Это значит, что границы сегментов должны выбирать правильно и количество сегментов должно быть оптимальным.

Сегменты определены правильно, если:

1) рыночный сегмент имеет достаточно устойчивые характер стики, отличающие его от рынка в целом; т

2) рыночный сегмент достаточно большой по размеру и иМе рыночный потенциал для того, чтобы быть прибыльным;

3) рыночный сегмент доступен для системы распространен!»
, и достижим для усилий продвижения;


5. Управление маркетингом

4) рыночный сегмент с высокой вероятностью готов благопри­ятно реагировать на маркетинговый комплекс, разработанный для удовлетворения его уникальной потребности;

5) рыночный потенциал сегмента (его покупательная способ­ность) измерим.

Стратегии достижения целевых рынков

Существует несколько основных стратегий выбора целей на рынке: 1) недифференцированный, или массовый, маркетинг (отсут­ствие сегментации); 2) сегментный маркетинг (дифференциро­ванный маркетинг, концентрированный маркетинг, маркетинг ниши), тот, что ведется только в одном или нескольких сегмен­тах; 3) индивидуальный, или персональный, маркетинг (пол­ная, или абсолютная сегментация). На рис. 5.3.3 показаны харак­теристики различных типов маркетинга, обусловленные сегмент­ным фактором.

Недифференцированный, или массовый, маркетинг (undifferentiated, mass marketing) используется при минимальных или незначимых различиях между потребителями. В некоторых случаях массовый маркетинг, за счет стандартного, одинакового комплекса 4р, мо­жет дать экономию на масштабах операций и создать преимуще­ства низкой цены. Однако сегодня становится достаточно трудно создать один продукт или программу для всех, которые апеллиру­ют ко всем различным группам потребителей одновременно. Еди­ная система дистрибуции и продвижения может быть проблема-

 

 

Тип маркетинга Характеристики маркетинга
Число выделяемых сегментов на рынке Число конкурентов
Недифференцированный _(массовый) маркетинг нет несколько
Дифференцированный маркетинг более чем один несколько
^^.Центрированный маркетинг один несколько
Маркетинг в нише один и очень узкий нет или очень мало
Индивидуальный маркетинг равно числу потребителей несколько

Рис. 5.3,3. Виды маркетинга по характеристикам выбора цели (целевых сегментов) на рынке

9-644


Раздел I. Маркетинг и организация

тичной, потому что сегодняшние потребители делают покупки в супермаркетах, на мелкооптовых рынках, в специализированных магазинах, в Интернет. Они используют разные каналы коммуни­каций — телеканалы, газеты и интернет-ресурсы. Поэтому сегодня нередко можно слышать заявления о том, что массовый маркетинг утрачивает свою роль. Многие компании переходят от массового маркетинга к работе на различных сегментах рынка.

Дифференцированный маркетинг (differentiated marketing) пред­полагает сегментирование рынка на субрынки и разработку комп­лекса маркетинга для каждого из всех или нескольких выбранных сегментов. Так, например, простейшим способом дифференциа­ции является выпуск товара (сока, газированной воды, йогурта) в упаковках разного размера. Карты интернет-доступа одного про­вайдера, а также телефонные карты также могут иметь разное ко­личество предоплаченных часов использования.

Стратегия дифференцированного маркетинга использует раз­личия между маркетинговыми сегментами путем разработки спе­цифического комплекса маркетинга для каждого сегмента. Так, например, провайдеры услуг интернет-доступа делят пользовате­лей на группы по уровню дохода и временному режиму использо­вания своих услуг. В результате пользователям предлагается несколь­ко различных тарифных планов, покрывающих потребности не­скольких сегментов потребителей.

Концентрированный маркетинг (concentrated marketing) пред­полагает разделение рынка на несколько сегментов и концентра­цию только на одном сегменте рынка. Концентрация маркетинго­вых усилий на одном сегменте обеспечивает более полное удов­летворение потребностей одной группы потребителей, что дает маркетеру конкурентное преимущество. Так, например, произво­дители уникальных ювелирных изделий и одежды назначают на свои товары цены, воспринимаемые как безумно высокие боль­шинством людей. Эти товары продаются малому, но очень богато­му сегменту потребителей.

Маркетинг ниши (niche marketing) фокусируется на уникаль­ной группе потребителей. Ниша - узко определенная группа, обра­зующаяся в результате деления сегмента на субсегменты. Нишу мо­жет составить группа потребителей, имеющая отличающийся набор характеристик и ищущая специфическую комбинацию выгод в мар­кетинговом предложении. Тогда как сегменты рынка велики и при­влекают несколько конкурентов, ниши отличаются меньшим раз­мером и обычно привлекают одного или очень мало конкурентов' 130


5. Управление маркетингом

Маркетеры ниши понимают потребности своей ниши так хоро­шо, что их потребители с готовностью платят премиальные цены.

Стратегия ниши позволяет мальм компаниям концентрировать свои небольшие ресурсы на обслуживании узкого и небольшого рынка, непривлекательного для большой компании или не заме­ченного ею. Крупные компании тоже могут играть в нише, выпуская специфический товар для узкого круга потребителей, если это уси­ливает конкурентные преимущества компании в целом.

Концентрация на одном сегменте, в том числе и на одной нише, дает конкурентное преимущество наиболее адекватного удовлет­ворения потребностей сегмента. Однако концентрация на одном сегменте несет риск зависимости от существования и потенциала данного сегмента, а также проблемы выхода в другие сегменты в связи с изменением рыночной ситуации. В 1990-х годах в ситуации проблемы конверсии оказались многие российские предприятия оборонного комплекса.

Индивидуальный маркетинг (individual marketing, custom marketing, customized marketing) — это маркетинг, ориентированный на уни­кальные потребности индивидуального клиента. Нередко рынок невозможно сегментировать на группы клиентов, необходимо рабо­тать с каждым клиентом в отдельности. Потребители услуг архитек­тора, портного, адвоката, врача, консультанта, как правило, ожи­дают индивидуального подхода. Способность удовлетворять инди­видуальные потребности клиента может быть критическим фактором конкурентоспособности поставщика услуг,

В работе с большим количеством клиентов — от нескольких десятков до нескольких тысяч и более — также могут использо­ваться элементы индивидуального маркетинга. Аккумулирование информации о потребителях в базах данных позволяет произво­дить индивидуально ориентированные продукты, а также рассыл­ку информации и рекламы. Интернет-магазины (Amazon.com, Ozon.ru, Bizbook.ru), услуги сборки и доставки компьютеров по индивидуальным заказам (Dell) вовлекают потребителя в процесс поиска возможностей и вариантов удовлетворения своих потреб­ностей. Тем самым маркетинг товаров для массового покупателя обретает индивидуальный характер.

Сегментация потребительских рынков

Многие истории успешного маркетинга — результат точной идентификации рыночных сегментов с неудовлетворенными по-

9*


Раздел I. Маркетинг и организация

требностями. В основе сегментации — поиск различий, которые послужат базой для разработки успешных комплексов маркетинга. Рассмотрим наиболее часто используемые различия между потре­бительскими сегментами: демографические, социоэкономические, психографические, географические.

Демографическая сегментация (demographic segmentation) — это деление рынка по таким критериям, как возраст, пол, жизненный цикл домохозяйства. Измерение этих критериев и выявление их свя­зи с покупочным поведением относительно несложно. Поэтому де­мографические характеристики наиболее часто используются для сегментации таких рынков, как одежда, туристические услуги, пар­фюмерия; и косметика, продукты питания, образовательные услуги.

Социоэкономическая сегментация (socioeconomic segmentation) -это сегментация рынка по критериям, отражающим, социальный статус или экономическое положение потребителя. Это — занятие (должность и место работы), образование, доход, социальный класс (низший, средний, высший).

Психографическая сегментация (psychographic segmentation) - сегментация рынка по критериям жизненного стиля и жизненных ценностей. Люди с одинаковыми демографическими (возраст и пол, например) или социоэкономическими характеристиками ведут различный образ жизни, соответственно покупают различные то­вары. Жизненный стиль, или образ жизни, потребителя отражает его стремление реализовать свои жизненные ценности (самореа­лизация, чувство достижения или забавы и удовольствия)- Ж113' ненный стиль потребителя описывает, как он тратит свои времен­ные, финансовые и когнитивные ресурсы. Существует несколько моделей описания жизненного стиля: АЮ (Activities, Interests, Opinions), PRIZM, VALS. Психографическая сегментация основа­на на выделении сегментов по комбинации критериев — интере­сы, образование, доход, занятие, место жительства.

Географическая сегментация (geographic segmentation) — вь1де' ление сегментов по критериям территориальных границ, таких, как страны, регионы мира, города или районы города или сельской местности. Необходимость географической сегментации обусловле­на различиями климатических, политических, экономических, куль­турных факторов территориальных сегментов. Очевидно, что в реги­онах с преимущественно жарким климатом потребители меньше носят и покупают теплую одежду и больше — легкую одежду-3а1С0' нодательство разных стран и даже штатов (в США) и субъект0" федерации (в России и Германии, например) может иметь суШ.есТ' 132


5. Управление маркетингом

венные для маркетинга различия. Это могут быть требования к ка­честву товаров и услуг, а также к практике ведения бизнеса и мар­кетинга. Географическая сегментация используется в международ­ном и глобальном маркетинге, а также в региональном маркетин­ге, например, в выпуске региональных, локализованных версий центральных газет (Wall Street Journal, «Коммерсантъ»).

Для сегментации могут использоваться сочетания характерис­тик потребителей, например геопсиходемографический критерий. Так, например, сегмент биодобавок может включать женщин ре­продуктивного возраста, живущих в больших городах, озабочен­ных своим весом.

Кроме указанных подходов к сегментации, могут использоваться также критерии: когнитивные (уровень осведомленности и знания о продукте), аффективные (эмоции, вызываемые продуктом), по­веденческие (предрасположенность к покупке, цели и ситуации использования). Критериями сегментации могут быть также: иско­мые преимущества товара (цена, качество, дизайн, марка), статус потребителя (потенциальный, бывший, первичный, постоянный), интенсивность использования продукта (высокая, низкая), а так­же комбинация этих признаков.

Сегментация бизнес-рынков

Сегментация рынков покупателей-организаций использует кри­терии, аналогичные тем, на основе которых сегментируются потре­бительские рынки. К географическим критериям относятся место расположения и масштаб деятельности (локальный, национальный, международный, глобальный). Демографические критерии — воз­раст компании, численность и половозрастной состав сотрудников. Аналогами социально-экономических критериев являются такие организационные критерии, как отрасль и сферы деятельности, ис­пользуемые технологии, а также годовой доход, прибыльность, позиция в отрасли — доля рынка. К группе психографических кри­териев относятся цели деятельности и организационный стиль компании, показывающий структуру использования финансовых, временных и когнитивных ресурсов компании. К психографичес­ким, или поведенческим, критериям сегментации можно отнести объем и процедуры закупок, степень централизации закупок, со­став закупочного (покупающего) центра и критерии закупок.

Сегментация организаций-клиентов позволяет дифференциро­вать маркетинговый комплекс для каждого сегмента с тем, чтобы


Раздел I. Маркетинг и организация

наиболее полно удовлетворять запросы потребителей. Кроме того, деление клиентов на более и менее значимых позволяет постав­щику дифференцировать условия работы с ними, что нередко мак­симизирует прибыльность операций.

Позиционирование

После определения целевых сегментов рынка компания долж­на решить, какую позицию ее продукт должен занять в сегменте. Рыночная позиция (market position) продукта — это воспринима­емое потребителями место продукта (марки) на рынке относи­тельно конкурентов. Позиционирование (positioning) — это обес­печение товару четко отличного от других желаемого места на рынке и в сознании потребителя.

Продуктная позиция — это сложный набор воспринимаемых характеристик продукта. Современный потребитель завален конку­рирующими предложениями поставщиков, он испытывает инфор­мационную перегрузку. Для того чтобы как-то ориентироваться в массе вариантов выбора, потребитель категоризует их, позициони­рует по значимым для него критериям сам и под воздействием мар­кетинговых стимулов — рекламы, скидок, новостных сообще­ний. Маркетеры не должны оставлять позицию своего продукта вол^ случая и усилиям конкурентов. Позицию продукта нужно плани­ровать для того, чтобы получить конкурентные преимущества й рынке. Позиция продукта особенно важна в случае высокой кон­куренции. Маркетер должен дифференцировать свое предложени на рынке с помощью уникального набора преимуществ или выгод для значительной группы потребителей сегмента.

Для того чтобы привлечь и сохранить покупателей, нужно пой­мать их потребности и процесс покупки лучше, чем это делают ко куренты, и предложить более привлекательное для них решение.

Для определения точек дифференциации, т.е. различий свое предложения, маркетер должен видеть, воспринимать свой пр дукт с позиции потребителя. Маркетинговое предложение можн дифференцировать по таким факторам, как продукт и его кач' ственные характеристики, цена, услуги, каналы поставки, ПР ' движение, имидж.

Продуктная дифференциация может вестись по таким хаР^' ристикам, как дизайн и надежность (компьютеры, автомобил ■ домашняя техника), состав компонентов, длительность хранен» • характер упаковки (продукты питания). Продуктное предложен


5. Управление маркетингом

(компьютер, мебель) может дифференцироваться добавлением ус­луг (или отсутствием таковых) — по доставке, сборке и установке.

Книжный магазин может добавить к услугам внутримагазин-ного обслуживания покупателей услуги информирования потен­циальных покупателей через интернет-сайт и доставки покупок в другие регионы страны и мира. Собственно услуги, например роз­ничного магазина, могут дифференцироваться по фактору време­ни — магазин может работать в более поздние, чем конкуренты, часы или круглосуточно. Услуги учебного заведения (колледжей, курсов профессиональной подготовки) могут дифференцировать­ся с помощью дополнительных услуг трудоустройства выпускни­ков.

Дифференциацию могут обеспечить каналы доставки продукта. Высокая надежность каналов доставки наряду с широким выбо­ром и высокой информативностью сайта обеспечили интернет-магазину Amazon.com прибыльность операций в 2001 г. в отличие от многих других интернет-магазинов и проектов. Человеческий фактор — вежливость и дружелюбие персонала — способен диф­ференцировать услуга торговой сети. Известность и компетентность персон—поставщиков услуг может дифференцировать услуги уни­верситетов, клиник, консультационных компаний.

Дифференциацию трудноразличимых продуктов и услуг может обеспечить имидж компании или марки. Так, например, при вы­боре клиентами услуг телеканалов, университетов, банков и дру­гих сервисных организаций используются рейтинги.

Для планирования позиции продукта на рынке маркетер дол­жен решить: 1) как много преимуществ продукта продвигать и 2) какие преимущества. Можно продвигать одно преимущество — такое, по которому компания занимает первое место, например, продукт может быть самым доступным по цене либо предлагать лучшее соотношение цена/качество.

Если несколько компаний продвигают одно и то же преиму­щество, поставщик может добавить к этому преимуществу второе и, возможно, третье. Так, например, российский производитель продуктов питания или косметики может использовать наряду с невысокой ценой такое преимущество, как натуральные компо­ненты, отсутствие консервантов, традиционные национальные технологии производства.

Современный рынок многих товаров (например, бытовой тех­ники, косметики) высоко фрагментирован. Стремление охватить несколько сегментов побуждает производителей товаров и услуг


Раздел I. Маркетинг и организация

декларировать несколько преимуществ, привлекательных для от­дельных сегментов. Однако использование слишком большого числа преимуществ способно дезориентировать потребителя, размыть фокус на главном сегменте. В результате продукт не привлечет в достаточной степени ни один из сегментов.

К ошибкам позиционирования следует отнести:

♦ недопозиционирование (underpositioning) — неспособность позиционировать продукт вообще; не представить ни одного отли­чительного, специфического преимущества продукта;

♦ избыточное или чрезмерное позиционирование (over-positioning) — представление потребителям слишком узкого порт­рета продукта или компании. Так, например, компания IBM в конце 1990-х обнаружила, что воспринимается как крупный производи­тель аппаратных средств, но не воспринимается общественностью как крупнейший производитель программного обеспечения, в то время как она продавала этого продукта практически вдвое боль­ше, чем воспринимаемый лидер рынка — Microsoft;

♦ спутанное, сбивающее с толку позиционирование (confused positioning) — представление потребителям противоречащих или не согласованных позиционных заявлений. Так, например, авиа­компания, претендующая на позицию международной, может ос­тавить без внимания (предъявить со знаком минус) такие значи­мые для иностранного сегмента потребителей характеристики, как предоставление информации и услуг бронирования билетов через Интернет, чистота салона и вежливость персонала.

Выбор средств дифференциации, обеспечивающих позиции должен включать те отличительные характеристики продукта, ко­торые;

1) важны, ценны и значимы, приоритетны для целевых поку­пателей;

2) специфичны, т. е. не предлагаются конкурентами; либо ком­пания может представить их иначе;

3) коммуникатируемы, т. е. могут быть доведены до сведения потребителя;

4) защищены от копирования, т. е. не могут легко копировать­ся конкурентами;

5) приемлемы: покупатели смогут заплатить за эти характери­стики;

6) прибыльны: компания сможет использовать отличия при­быльно.


5. Управление маркетингом

Отличия-достоинства продукта часто требуют затрат произво­дителя и поставщика. Совокупность предлагаемых достоинств про­дукта сопоставляется потребителем с ценой их обретения. Общая стратегия позиционирования может формироваться в диапазоне вариантов соотношения «преимущества/цена» в сравнении с кон­курентами. Выигрышную стратегию позиционирования дают ва­рианты соотношения «преимущества/цена», лучшие, чем у кон­курентов.

Проблемы позиционирования актуальны для многих россий­ских марок^стремящихся конкурировать с марками других отече­ственных и иностранных производителей. Выбранная позиция дол­жна быть реализована всеми элементами комплекса маркетинга. Сохранение занятой позиции на рынке требует постоянного мо­ниторинга и адаптации к изменениям нужд потребителей и кон­курентной среды.

5.4. Организация функции маркетинга

Организация или реорганизация функции маркетинга в ком­пании должна предусматривать следующие этапы:

1) определение задач, которые должны выполняться;

2) размещение этих задач по организационным единицам;

3) организация единиц в скоординированную структуру.

К основным задачам, реализуемым в любой маркетинговой
программе, относятся составляющие комплекса маркетинга: раз­
работка продукта, цена, распространение, продвижение. Однако
необязательно, чтобы все эти задачи выполнялись именно подраз­
делением маркетинга. ' • ' "

Наиболее часто маркетинг-менеджеры отвечают за выполне­ние следующих задач (по убыванию значимости): маркетинговое планирование, маркетинговые исследования, реклама, продвиже­ние продаж, продуктное планирование, ценообразование, управ­ление полевыми продажами, отношения с дилерами. Нередко от­ветственность за один или более элементов маркетингового комп­лекса несет не маркетинговое подразделение. Обычно каждая компания имеет в своем составе организационно оформленную Функцию (менеджера или подразделение) продаж, или сбыта. Боль­шинство крупных и средних компаний имеет функциональную единицу (менеджера или подразделение) по рекламе. При органи-


Раздел I. Маркетинг и организация

зации связей между единицами нужно следовать правилу «форма следует за функцией», или «стратегия диктует структуру».

Ответственность за маркетинговую деятельность в компании могут нести: вице-президент по маркетингу, заместитель генераль­ного директора по маркетингу, директор по маркетингу, коммер­ческий директор, начальник отдела маркетинга, менеджер по мар­кетингу, брэнд-менеджер и др. -Так, например, в последние не­сколько лет в деловой прессе можно бьшо встретить упоминания о таких должностных позициях, как:

♦ вице-президент по продажам и маркетингу фармацевтиче­ской компании ICN-Россия

♦ вице-президент корпорации Novell по маркетингу

♦ вице-президент по маркетингу компании NCR в странах Ев­ропы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА)

♦ вице-президент корпорации Галактика по маркетингу

♦ заместитель генерального директора интернет-холдинга Рос­БизнесКонсалтинг по интернет-маркетингу

♦ директор по маркетингу Software Group IBM/EMEA

♦ директор Oracle СНГ по маркетингу

♦ директор по маркетингу DellSystems

♦ директор по маркетингу дистрибьюторской компании Д«" лайн

♦ директор по продажам и маркетингу дистрибьюторской ком­пании Марвел

♦ директор по маркетингу и развитию бизнеса российского пред­ставительства Sun

♦ директор по маркетингу Caterpiller в России и странах СНГ

♦ директор по маркетингу Visa CEMEA (Центральная Европа, Ближний Восток, Азия)

♦ директор по маркетингу и торговле АО АвтоВаз

♦ директор по коммерции и маркетингу МТС (Мобильные теле-системы)

♦ директор по финансам и маркетингу Международного
почтамта

♦ директор по маркетингу и рекламе Одинцовской кондитерски фабрики

♦ директор по маркетингу Московского мыловаренного завода ^

♦ директор по маркетингу дистрибьюторской компании №' лайн

♦ директор по маркетингу Merloni в странах Восточной Европы

♦ директор по маркетингу представительства Sun в СНГ 138


5. Управление маркетингом

♦ директор по маркетингу сетевых и коммуникационных про­дуктов Intel по странам Европы, Ближнего Востока и Африки

♦ начальник управления маркетинга и расчетов Северстали

♦ руководитель подразделения по развитию бизнеса и марке­тингу представительства Compaq в России

♦ руководитель отдела стратегического маркетинга Ericsson Corporatia АО

♦ директор департамента маркетинга В АО Интурист

♦ менеджер по маркетингу персональных и мобильных систем московского представительства Hewlett-Packard

♦ менеджер IBM по маркетингу ThinkPad (линия ноутбуков)

♦ менеджер по интерактивному маркетингу Vignette (web-тех­нологии)

♦ менеджер по маркетингу информационных систем московс­кого представительства Samsung Electronics и многих других.

В небольших российских компаниях первый появившийся спе­циалист по маркетингу нередко сам определяет наименование своей позиции. Функция маркетинга в российских компаниях с много­летней историей (времен СССР) в эпоху развития рыночной эко­номики появлялась там, где в ней видели необходимость: в подси­стеме управления коммерческого директора, директора по сбыту, главного инженера. Для большинства российских компаний акту­альны сегодня проблемы роли и статуса маркетингового подразде­ления в системе управления компанией, проблемы интеграции маркетинговой функции в систему управления компанией, про­блемы разграничения полномочий и ответственности за отдель­ные элементы маркетингового комплекса.

С проблемами организационного развития своей маркетинго­вой функции сталкиваются даже вполне успешные российские компании. Ответы на многие сегодняшние вопросы российских практиков дает более чем столетняя эволюция организации мар­кетинговой деятельности в американских компаниях [lull, Kahle, 1990, p. 647]. Российские компании повторяют этапы этого эволю­ционного процесса, однако вынуждены делать это в более сжатые сроки.

Эволюция типов организации маркетинговой деятельности

Стадия 1. Только отдел продаж (рис. 5.4.1). До 1880-х годов лишь отдел продаж в типичной американской компании был связан с маркетингом. Хотя главной ответственностью отдела продаж явля-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: