ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
1. Содержание планирования и виды планов
Разработка прогнозов развития предприятия, определение стратегических, тактических и текущих целей, оценка ожидаемых результатов и расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования.
Планирование — процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Основные принципы планирования на предприятии:
• директивность — обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач;
• единство — системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;
• участие — каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;
• непрерывность — разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач;
• гибкость — способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения;
• точность — планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование имеет стратегический характер, при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования может составлять 3-5 лет. Это зависит от состояния внешней среды, масштабов бизнеса, размера предприятия и других факторов.
Стратегия организации (предприятия) определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения его с поставщиками, потребителями, конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.
Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, что определяет имидж предприятия, стандарты его поведения.
Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование break-down позволяет контролировать выбранную стратегию до уровня планового задания для каждого подразделения предприятия. Форма планового задания становится все более детализированной по мере продвижения с верхних уровней структуры на более низкие.
Перспективное планирование является процессом конкретизации стратегии предприятия на период 1–5 лет с помощью системы планов производственно-хозяйственной деятельности, которая включает следующие разделы:
• план реализации продукции (программа сбыта);
• производственная программа (план производства);
• план по труду и кадрам;
• план технического развития и совершенствования организации производства;
• план закупок (план материально-технического обеспечения);
• план капитального строительства;
• план природоохранных мероприятий;
• план по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия;
• финансовый план.
Следующий уровень конкретизации плана — этап краткосрочного планирования — расчет годового плана предприятия. Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план.
2. Этапы стратегического планирования
Стратегия в планировании — это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.
Этапы формированиястратегического плана:
1. Выработка миссии предприятия — предназначения, смысла, главной содержательной цели его деятельности. Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль — внутренняя проблема (хотя и очень важная). В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.
2. Анализ внешней среды (региона, области, края и т.п.).
Объекты исследования: экономика, политика, экология, демографическая ситуация, технологическая среда, информационное пространство и другие факторы.
Результаты: определение стратегических зон, оценка факторов успеха, построение жизненного цикла отрасли, региона, города и др.
3. Анализ непосредственного окружения предприятия.
Объекты исследования: покупатели, поставщики, конкуренты, паблик рилейшнз (отношение к отрасли, продукту, рекламе и др.).
Результаты: оценка стратегической позиции организации, выделение групп покупателей, определение поставщиков, разделение конкурентов на ведущих, близких по показателям к вашему предприятию, начинающих.
4. Анализ внутренней среды.
Объекты исследования: результаты прошлых лет, маркетинговые исследования, факторы, резервы развития предприятия.
Результаты: оценка динамики развития, потенциала предприятия, позиций на рынке, выявление сильных и слабых сторон предприятия.
5. Разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка. Возможны следующие варианты стратегий:
• стратегия ограниченного роста характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой;
• стратегия роста — стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года;
• стратегия сокращения характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности;
• сочетание различных вариантов стратегийобычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.
6. Выбор и разработка окончательной стратегии, конкретизация ее в системе планов предприятия на среднесрочный и краткосрочный периоды.
9.3. Бизнес-план и его основные разделы
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Типовая структура бизнес-плана представлена в таблице. Составлять его рекомендуется на 3–5 лет.
Типовая структура бизнес-плана
Название раздела | Назначение раздела |
I. Титульный лист | Дать представление о проекте |
II. Резюме (вводная часть) | Дать сжатый (1–4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана |
III. Анализ положения дел в отрасли | Доказать обоснованность проекта на основе результатов исследования следующих показателей: динамика продаж в отрасли за ряд лет тенденция ценообразования и основные факторы, влияющие на уровень цен всесторонняя характеристика конкурентов характеристика потребителей определение перспективных рыночных возможностей и т.д. |
IV. Сущность проекта | Изложение основной идеи предлагаемого проекта (бизнеса) |
V. План маркетинга | Определение задач по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства |
VI. Производственный план | Перечень задач в сфере производства: производственные мощности характеристика технологического процесса объем производства и реализации продукции характеристика оборудования сырье и материалы расчет средств на оплату труда расчет издержек производства и себестоимости продукции |
VII. Организационный план | Дать подробное представление инвестору об организационной структуре предприятия и его менеджменте |
VIII. Оценка рисков | Проанализировать риски и альтернативные пути снижения рисков при достижении поставленной цели |
IХ. Финансовый план | Общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости организации. Дать возможность оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иным способом вложения денежных средств для потенциального инвестора |
Х. Приложения | Дополнительная информация по проекту |
Бизнес-план выполняет ряд функций:
• может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
• может выполнять функцию планирования;
• помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;
• необходим для привлечения денежных средств.
Составлять бизнес-план должен сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы и независимых экспертов. Тон изложения должен быть деловым, понятным, объем небольшим, но достаточным (в зависимости от поставленной цели).