ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ




ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

1. Содержание планирования и виды планов

Разработка прогнозов развития предприятия, определение стратегических, тактических и текущих целей, оценка ожидаемых результатов и расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования.

Планирование — процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

Основные принципы планирования на предприятии:

• директивность — обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач;

• единство — системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие;

• участие — каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;

• непрерывность — разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач;

• гибкость — способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения;

• точность — планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.

В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование имеет стратегический характер, при дол­госрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования может составлять 3-5 лет. Это зависит от состояния внешней среды, масштабов бизнеса, размера предприятия и других факторов.

Стратегия организации (предприятия) определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения его с поставщиками, потребителями, конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, что определяет имидж предприятия, стандарты его поведения.

Принято различать две основные схемы составления планов и их дета­лизации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование break-down позволяет контролировать выбранную стратегию до уровня планового задания для каждого подразделения предприятия. Форма планового задания становится все более детализированной по мере продвижения с верхних уровней структуры на более низкие.

Перспективное планирование является процессом конкретизации стратегии предприятия на период 1–5 лет с помощью системы планов производственно-хозяйственной деятельности, которая включает следующие разделы:

• план реализации продукции (программа сбыта);

• производственная программа (план производства);

• план по труду и кадрам;

• план технического развития и совершенствования организации производства;

• план закупок (план материально-технического обеспечения);

• план капитального строительства;

• план природоохранных мероприятий;

• план по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия;

• финансовый план.

Следующий уровень конкретизации плана — этап краткосрочного планирования — расчет годового плана предприятия. Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план.

 

2. Этапы стратегического планирования

Стратегия в планировании — это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.

Этапы формированиястратегического плана:

1. Выработка миссии предприятия — предназначения, смысла, главной содержательной цели его деятельности. Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль — внутренняя проблема (хотя и очень важная). В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.

2. Анализ внешней среды (региона, области, края и т.п.).

Объекты исследования: экономика, политика, экология, демографическая ситуация, технологическая среда, информационное пространство и другие факторы.

Результаты: определение стратегических зон, оценка факторов успеха, построение жизненного цикла отрасли, региона, города и др.

3. Анализ непосредственного окружения предприятия.

Объекты исследования: покупатели, поставщики, конкуренты, паблик рилейшнз (отношение к отрасли, продукту, рекламе и др.).

Результаты: оценка стратегической позиции организации, выделение групп покупателей, определение поставщиков, разделение конкурентов на ведущих, близких по показателям к вашему предприятию, начинающих.

4. Анализ внутренней среды.

Объекты исследования: результаты прошлых лет, маркетинговые исследования, факторы, резервы развития предприятия.

Результаты: оценка динамики развития, потенциала предприятия, позиций на рынке, выявление сильных и слабых сторон предприятия.

5. Разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка. Возможны следующие варианты стратегий:

• стратегия ограниченного роста характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой;

• стратегия роста — стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года;

• стратегия сокращения характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности;

сочетание различных вариантов стратегийобычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

6. Выбор и разработка окончательной стратегии, конкретизация ее в системе планов предприятия на среднесрочный и краткосрочный периоды.

9.3. Бизнес-план и его основные разделы

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Типовая структура бизнес-плана представлена в таблице. Составлять его рекомендуется на 3–5 лет.

Типовая структура бизнес-плана

Название раздела Назначение раздела
I. Титульный лист Дать представление о проекте
II. Резюме (вводная часть) Дать сжатый (1–4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана
III. Анализ положения дел в отрасли Доказать обоснованность проекта на основе результатов исследования следующих показателей: динамика продаж в отрасли за ряд лет тенденция ценообразования и основные факторы, влияющие на уровень цен всесторонняя характеристика конкурентов характеристика потребителей определение перспективных рыночных возможностей и т.д.
IV. Сущность проекта Изложение основной идеи предлагаемого проекта (бизнеса)
V. План маркетинга Определение задач по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства
VI. Производственный план Перечень задач в сфере производства: производственные мощности характеристика технологического процесса объем производства и реализации продукции характеристика оборудования сырье и материалы расчет средств на оплату труда расчет издержек производства и себестоимости продукции
VII. Организационный план Дать подробное представление инвестору об организационной структуре предприятия и его менеджменте
VIII. Оценка рисков Проанализировать риски и альтернативные пути снижения рисков при достижении поставленной цели
IХ. Финансовый план Общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости организации. Дать возможность оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иным способом вложения денежных средств для потенциального инвестора
Х. Приложения Дополнительная информация по проекту

Бизнес-план выполняет ряд функций:

• может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

• может выполнять функцию планирования;

• помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;

• необходим для привлечения денежных средств.

Составлять бизнес-план должен сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы и независимых экспертов. Тон изложения должен быть деловым, понятным, объем небольшим, но достаточным (в зависимости от поставленной цели).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: