Становление института частной собственности в Англии и России.




Приложения

Приложение 1

Основные понятия, термины, формулы

Глава I.


Асимметрии информации при принятии решений — ситуация, когда лицо, принимающее решения, располагает меньшей информацией по конкретному направлению деятельности по сравнению с управленцем (менеджером), специально занимающимся этой проблемой.

Влияния изменений параметров народнохозяйственной среды на поведение экономических субъектов и эффективность народнохозяйственной системы в целом (примеры):

1. Предположим, сократилась ставка налога на доходы. Это приведет к росту доходов потребителей, которые увеличат спрос на потребительские товары. Такое развитие событий повлияет на поведение производителей, которые станут наращивать производство. В конце концов, возрастет величина валового внутреннего продукта страны (ВВП). Это будет означать рост народнохозяйственной эффективности.

2. Если государство увеличивает расходы, например, на образование, то это будет означать рост доходов работников данной сферы, который приведет к возрастанию спроса с их стороны, на который не могут не откликнуться производители. В результате мы вновь сталкиваемся с ростом ВВП.

3. Пусть центральный банк снижает процентную ставку. Очевидно, что на это отреагируют коммерческие банки, которые также начнут снижать процентные ставки, например, по кредитам для предпринимателей. Последние наверняка увеличат заимствования для реализации инвестиционных проектов. Но это — новые производственные мощности, новые рабочие места. В конечном итоге вновь мы получим рост ВВП.

4. Предположим, центральный банк несколько девальвирует национальную валюту. Следствием этого становится повышение конкурентоспособности национальных производителей, что, в конечном итоге, ведет к росту ВВП.

Генезис (развитие) экономической системы описывается следу-ющей логической цепью: изменения уровня развития производительных сил → рост общественного разделения труда → становление экономических субъектов, их развитие, количественный рост, увеличение масштабов → изменения в отношениях между ними, проявляющиеся в развитии формы связи → совершенствование самой экономической системы.

Долгосрочный временной интервал в макроэкономике — это период времени, в течение которого система полностью адаптируется к из-менениям за счет роста (сокращения) ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот.

Институты (рыночные, экономические ) — ряд (совокупность) правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических субъектов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением данных правил. К ним относятся институты защиты частной собственности, конкуренции, прав кредиторов и должников.

Институциональная среда — совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют основу (базис) для производства, обмена и распределения благ и услуг в национальной экономике.

Информационный алгоритм функционирования экономических субъектов: 1) производители и потребители собирают инфор-мацию об окружающей их среде; 2) потом они эту информацию перерабатывают; 3) результатом чего становится принятие решений и 4) конкретные направленные действия, которые, в свою очередь; 5) воспри-нимаются другими субъектами в качестве информации для переработки и принятия решений…

Краткосрочный временной интервал в макроэкономике — это период времени, в течение которого система начинает реагировать на изменения, которые в ней происходят. Реакция осуществляется за счет повышения (снижения) эффективности использования имеющихся ресурсов. В примере, связанном с изменением ценовых пропорций, крат-косрочным становится период, когда меняются цены на имеющиеся ресурсы при сохранении их предложения.

Критерий эффективности функционирования экономической системы: 1) затраты на организацию, упорядочивание, координацию меньше, чем потенциальные потери системы в случае отсутствия такого воздействия.

Макроэкономическая система:

1) совокупность производителей и потребителей, упорядоченная субъектами регулирования (национальным государством, центральным банком и мирохозяйственными институтами);

2) совокупность отношений между производителями и потребителями, упорядоченная субъектами регулирования;

3) совокупность отношений между производителями, потребителями и регулирующими субъектами;

4) совокупность информационных потоков между экономическими субъектами.

Макроэкономическая (большая) система с точки зрения равновесия — неравновесия:

1) всякая большая система имеет положение равновесия, которое характеризуется оптимальным ее состоянием;

2) любое другое положение системы, кроме равновесного, является неравновесным с определенным знаком;

3) при определенной (незначительной) мере неравновесия система мобилизует силы саморегуляции, которые возвращают ее в положение равновесия;

4) при значительной мере неравновесия возвращение системы в со-стояние равновесия возможно только путем воздействия на нее извне.

Макроэкономическая система, функционирующая эффективно — это совокупность, оптимальным образом организованная в результате целенаправленных действий потребителей и производителей, стремящихся реализовать собственные интересы, и воздействия регулирующих субъектов (государства и центрального банка) по упорядочиванию, организовыванию, координации их действий. Такая система ма-ериализуется при достижении народнохозяйственного равновесия и равновесного валового внутреннего продукта.

Мгновенный временной интервал в макроэкономике — это период времени, в течение которого макроэкономическая система не ре-гирует на изменения, которые в ней произошли. Например, народнохозяйственная система в течение определенного времени не реагирует на изменение ценовых пропорций. Это связано с тем, что у производителей, например, имеются запасы, приобретенные по прежним ценам.

Монополия монополистический капитал, капитал-монополия (характеристики):

1) значительный объем производства того или иного товара со-средоточен в их руках;

2) это позволяет им (монополиям) влиять на продажную цену в сторону повышения по товарам, которые продает монополистический капитал, и в сторону понижения по товарам, которые монополистический капитал приобретает;

3) в результате, происходит присвоение монопольной прибыли, существенно превышающей среднюю.

Национальная экономика (народное хозяйство) — это совокупность макроэкономических рынков товаров, денег, труда (закрытая) и иностранной валюты (открытая).

Ожидания (макроэкономические) — совокупность представлений о будущем экономических субъектов (производителей и потребителей). Очевидно, что ожидания конкретного производителя и потребителя носят субъективный характер. Однако когда мы рассматриваем ожидания всех экономических субъектов, происходит превращение их в объективную реальность, которая непосредственным образом начинает влиять на конкретно принимаемые решения как производителями и потребителями, так и государством, центральным банком (национальная экономика, закрытая система), а также мирохозяйственными институтами (открытая система). В конечном итоге, ожидания материализуются.

Ожидания (адаптивные и рациональные). Первые предполагают, что экономические субъекты при определении ожиданий пользуются своим предыдущим опытом и неполной информацией о процессах, протекающих в макроэкономической системе. Вторые предполагают, что экономическим субъектам доступна полная и достоверная информация о макроэкономической системе, в результате чего у субъектов формируются ожидания, соответствующие рациональному поведению всех экономических субъектов.

Равновесное макроэкономической системы — это 1) оптимальное ее состояние; 2) ситуация, когда прибыль, получаемая в ней, максимальна; 3) положение, когда производится равновесный валовой внутренний продукт (ВВП).

Равновесный валовой внутренний продукт (ВВП) — такой размер ВВП, при котором прибыль в народнохозяйственной системе максимальная.

Регулирование (макроэкономическое) — способ сознательного воздействия регулирующих субъектов на поведение производителей и потребителей с целью изменения основных народнохозяйственных пропорций, при котором используются инструменты, адекватные самой системе (экономические).

Среда обитания (макроэкономическая, народнохозяйственная) экономических субъектов — 1) совокупность отношениймежду экономическими субъектами; 2) совокупность информационных импульсов, которые экономические субъекты посылают друг другу.

Становление института частной собственности в Англии и России.

В Англии: конфискации земель у аристократии и монастырей, типичные для средних веков → продажа по высокой цене фактически украденного большому количеству землепользователей (джентри) → появляется ответственный частный собственник, который своей хозяйственной деятельностью должен компенсировать затраты на приобретение земли → становится невозможным конфисковать собственность у многочисленных эффективных частных собственников → для короны (и общества в целом) лучше защитить эти права частной собственности (появление сильной законодательной и судебной власти) → государство (корона) получает возможность больше заимствовать средств по более низкой процентной ставке → в сохранении и защите прав частной собственности заинтересованы самые влиятельные политические силы и большинство населения.

В России: конфискации земель у аристократии и монастырей, типичные для средних веков → раздача (бесплатная!) узкому кругу приближенных служивых людей → дворяне не интересуются эффективностью использования полученной земли → данный порядок позволяет короне конфисковать землю у неугодных, к радости других собственников, кого это не затронуло → не формируется институт защиты частной собственности → нет необходимости в сильной представительной власти парламента → политическая элита, да и большинство народа, не заинтересованы в законодательной защите частной собственности (закон легко меняется короной под определенный прецедент) → большие проблемы у властей с заимствованием средств (фактическое необеспечение прав собственности распространяется и на займы, которые власть может не вернуть) → возрастает вероятность революционной ломки существующей системы.

Субъектами регулирования — государство, центральный банк (для закрытой экономики), мирохозяйственные институты (для открытой экономической системы). Они упорядочивают (организуют, координируют) народное хозяйство в целом.

Управление (макроэкономическое) — способ сознательного воздействия на народнохозяйственную систему, когда для ее упорядочивания, организовывания используются неэкономические (административные) рычаги влияния, исходящие от внешнего по отношению к ней субъекта.

Функциональные экономические субъекты — это потребители (домашние хозяйства) и производители (предприятия, фирмы). Они не могут организовать (упорядочить, координировать) национальную экономику.

Экономическая деятельность — это такая хозяйственная деятельность, в ходе которой участники (они же — экономические субъекты) сопоставляют результат и затраты при стремлении превышения первого над вторым. Любая другая деятельность, когда мы трансформируем вещество природы в элементы жизнедеятельности, без такого сопоставления, не является экономической (система натурального хозяйства и система директивных адресных заданий (плановое хозяйство)).

Экономический субъект — участник хозяйственных отношений, который в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и реализовывать свой экономический интерес, обладая при этом возможностью присваивать условия и результаты собственного производства (воспроизводства).

Формулы

Д — Т (с. п., р. с.) ….. П ….. Т’ — Д’, (1)

где Д — деньги;

Т — товары;

с. п. — средства производства;

р. с. — рабочая сила;

П — процесс производства (Д’ > Д).

Глава II.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это совокупность добавленных стоимостей (ДС), созданных в данной национальной экономике всеми экономическими субъектами за определенный период (месяц, квартал, год). ВВП можно представить:

1) как сумму произведенных товаров;

2) как сумму расходов экономических субъектов;

3) как сумму доходов экономических субъектов.

ВВП как сумма доходов отражает первичные доходы (до перераспределения) домашних хозяйств, предприятий, фирм и государства (государственных учреждений). Это — совокупность оплаты труда (зарплата наемных рабочих, доходы самостоятельных работников), валовой прибыли (ссудный процент, рента, предпринимательская прибыль, амортизационные отчисления), а также чистых налогов.

ВВП как сумма произведенных товаров — совокупность товаров, созданных в сферах материального и нематериального производства «плюс» величина чистых налогов (косвенные налоги на товары, услуги и импорт за вычетом государственных субсидий на производство товаров и услуг).

ВВП как сумма расходов экономических субъектов — это конечные потребительские расходы домохозяйств «плюс» конечные ра-ходы государства (государственных учреждений), некоммерческих организаций, валовое накопление, а также изменение величины запасов и чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Конечный общественный продукт (КОП) — показатель марксистской концепции определения результатов функционирования национальной экономики, количественно совпадающий с ВВП.

Марксистская концепция определения результатов функционирования национальной экономики (принципиальные положениями):

1. Показатели народнохозяйственного уровня получаются путем механического суммирования показателей отдельных экономических субъектов (производителей);

2. В национальной экономике существует равенство потоков доходов и потоков товаров;

3. В рамках марксистской концепции производительными являются те виды труда, которые производят материальный продукт;

4. Народнохозяйственными являются результаты хозяйственной деятельности, принимающие форму товара.

Национальный доход (чистый материальный продукт) — вновь созданная стоимость в отраслях материального производства национальной экономики (показатель марксистской концепции).

Паритет покупательной способности (ППС) валют — курс национальной валюты по отношению к другой, который получается в результате сравнения одинаковых представительных товарных корзин (например, 200—400 товарных позиций). Например, при сравнении ВВП России и США определяется: сколько рублей и долларов, соответственно, стоит данная корзина. Полученное соотношение между рублем и долларом распространяется на весь ВВП сопоставляемых стран. Данный подход позволяет нивелировать различия в структуре ВВП и в ценовых пропорциях, которые складываются в каждой конкретной стране.

Принципы, лежащие в основе системы, которые обуславливают адекватное отражение в информационных импульсах СНС реальных процессов, протекающих в народном хозяйстве.

1. Показатели уровня макро- получаются в результате агрегирования (суммирования) показателей уровня микро-;

2. При определении макроэкономических показателей необходимо исключить повторный счет использованных предметов труда;

3. Система национальных счетов предполагает равенство потоков доходов и потоков товаров;

4. В рамках СНС производительными являются все виды труда, приносящие легальный (законный) доход;

5. Объектами системы национальных счетов являются только те результаты хозяйственной деятельности, которые принимают форму товара.

Система национальных счетов (СНС) — совокупность макроэкономических счетов, построенных на основе принципа двойной записи.

Совокупный общественный продукт (СОП) — показатель марксистской концепции определения результатов функционирования национальной экономики. Определяется как сумма произведенных сто-имостей отдельными предприятиями сферы материального производства. Таким образом, СОП отличается от ВВП на величину использованных предметов труда (оплаченных материальных затрат) и включает в себя повторный счет.

Формулы

W = C + V + M,

А + Мз (2)

где W — произведенная стоимость;

С — средства производства, используемые в процессе производства (потребленные средства труда (амортизация) и потребленные предметы труда (оплаченные материальные затраты));

V — фонд оплаты труда (необходимый продукт);

M — прибыль (прибавочный продукт);

А — амортизация, стоимость потребленных средств труда;

Мз — материальные затраты, потребленные предметы труда.

ДС = А + V + M (3)

ВВП = ∑ ДС = ∑ (A + V + M) (4)

СОП = ∑ W = ∑ (C + V + M) (5)

НД (чистый материальный продукт) = ∑ (V + M) (6)

КОП = ∑ (A + V + M) (7)

Глава III.

Государственные расходы — это 1) расходы государственных учреждений и органов государственного управления; 2) совокупность товаров и услуг, приобретаемых государством.

Инвестиционный спрос — это 1) расходы предприятий и фирм на инвестиции (приобретение средств производства, затраты на найм рабочей силы); 2) совокупность товаров производственно-технического назначения, которые необходимы производителям.

Макроэкономический спрос — это совокупность намерений экономических субъектов приобретать определенное количество товара по известной цене. В народнохозяйственной статистике совокупный спрос — это общие расходы всех экономических субъектов (производителей, потребителей, государства — в закрытой системе, а также внешнеэкономических субъектов (чистый экспорт, разница между экспортом и импортом) — в открытой).

Механизм мультиплицирования совокупного спроса — его самовозрастание за счет роста потребительского спроса, требующего найма дополнительных работников, предъявляющих новый дополнительный спрос на потребительские товары…и т. д.

Мультипликатор — это коэффициент, связывающий два переменных макроэкономических параметра, один из которых является причиной, другой — следствием. По величине мультипликатора мы можем судить о силе связи. Если мультипликатор больше единицы — связь сильная, если меньше единицы — связь слабая, если равно единице — связь единичная.

Мультипликатор инвестиций — коэффициент, связывающий изменение величины инвестиций (причина) с изменением ВВП (следствие).

Основные положения Дж. Кейнса относительно совокупного спроса: 1) совокупный спрос может быть регулируемым (может регулироваться, например, государством); 2) совокупный спрос сам становится регулятором основных макроэкономических пропорций.

Основной психологический закон Дж. Кейнса показывает, что при росте получаемого обществом дохода происходит более быстрое возрастание размеров сбережения (возрастает предельная склонность к сбережению).

Потребительские расходы — это 1) расходы потребителей на приобретение товаров и услуг; 2) совокупность товаров и услуг, приобретаемая людьми для удовлетворения собственных потребностей

Потребление — это использование дохода сегодня, для нужд удовлетворения текущих потребностей, приобретения товаров первой необходимости.

Превращение сбережений в инвестиции — процесс передачи потребителями своих сбережений другим экономическим субъектам (предприятиям, фирмам, предпринимателям) для их производительного использования в виде инвестиций. Условия, при которых одни участники экономических отношений (потребители) передают часть своих доходов другим (производителям) — доверие экономических субъектов друг к другу.

Предельная склонность к потреблению (MPС) показывает: какую часть дополнительного дохода мы тратим на потребление.

Предельная склонность к сбережению (MPS) показывает: какую часть полученного дохода мы сберегаем.

Равновесный валовой внутренний продукт — 1) ВВП, который соответствует полному превращению сбережений в народном хозяйстве в инвестиции (S = I); 2) ВВП, соответствующий равенству совокупного спроса совокупному предложению (AD = AS).

Если сбережения будут больше инвестиций (S > I), то фактический ВВП будет меньше равновесного, национальная экономика не сможет, при этом, мобилизовать весть потенциал экономического роста, заложенный в реализации инвестиционных проектов предпринимателями. Если же сбережения будут меньше инвестиций (S < I), то фактический ВВП будет больше равновесного, что также не соответствует оптимальному состоянию народнохозяйственной системы. При этом эффективность (производительность) предприятий и фирм будет снижаться за счет более быстрого роста их издержек.

Сбережение — это перенесение использования сегодняшнего дохода на завтра, для приобретения товаров длительного пользования.

Функция потребления в макроэкономике — связь между величиной дохода и размерами потребления, чем больше доход, тем, при прочих равных условиях, больше и потребление.

Функция сбережения в макроэкономике — связь между величиной дохода и размерами сбережения, чем больше доход, тем больше, при прочих равных условиях, и сбережения.

Чистый экспорт — это 1) разница между денежными потоками экспорта и импорта товаров и услуг; 2) совокупность товаров и услуг, соответствующая указанной разнице между экспортом и импортом.

Формулы

Функция потребления

С = Со + a × У, (8)

где С — потребление;

Со — независимое потребление (общество не может прекратить потребление даже при условии получения в текущем моменте времени нулевого дохода);

У — совокупный доход общества (ВВП);

a — предельная склонность к потреблению (МРС).

Функция сбережения

S = So + в × У, (9)

где S — сбережение;

So — независимое сбережение (при нулевом доходе независимое потребление может быть обеспечено только за счет сбережений, которые здесь имеют отрицательный знак, а количественно равны Со);

У — совокупный доход;

в — предельная склонность к сбережению (MPS).

Формула мультипликатора инвестиций

-------, (10)

 

Глава IV.

Государство (самое общее определение) — политическая организация, представляющая интересы наиболее экономически значимых слоев, групп, классов общества. Государство фактически осуществляет связывание, соединение экономики и политики в единый механизм. Эта двойственность государства как экономико-политического и полити- ко-экономического явления (механизма) находит свое реальное бытие в макроэкономике в виде: государство одновременно представляется и экономическим институтом и субъектом народнохозяйственного (макроэкономического) регулирования.

Государство как субъект макроэкономического регулирования. В результате генезиса народнохозяйственной системы (см. 1.4) государство превращается в экономического субъекта, функциями которого становится организовывание, координирование, упорядочивание поведения функциональных экономических субъектов (потребителей и производителей).

Государство как форма макроэкономической координации деятельности субъектов, в конце концов, обеспечивает определенный рост народнохозяйственных издержек по сравнению с рыночной формой координации, но дает, при этом, определенные гарантии экономическим субъектам. В результате повышения эффективности функционирования макроэкономической системы в целом возрастает вероятность реализации продукции конкретным производителем и приобретения товара конкретным потребителем.

Государство как экономический институт. Оно не может быть создано (построено) в отрыве от истории развития, традиций, неформальных правил и ограничений людей, живущих на данной территории. Государство становится результатом действия неформальных институтов и превращается, в конце концов, в оформленный законами реальный экономический институт.

Государственный бюджет — роспись (совокупность) денежных доходов и расходов государства для выполнения им собственных функций. Доходы государства формируются за счет поступления налогов, неналоговых платежей, доходов от внешнеэкономической и предпринимательской деятельности государства. Расходы государства представлены денежными средствами, направляемыми для выполнения функций собственно государства (содержание государственного аппарата, затраты на оборону, безопасность, внешнеполитическую деятельность), выполнения функций государства как экономического субъекта (затраты на создание правил «игры», поддержание конкуренции, производство общественных благ, преодоление внешних эффектов и осуществления макроэкономической политики), а также на выплату государственного долга.

Дефицит государственного бюджета — превышения расходов над доходами. Способ (способы) покрытия дефицита бюджета: 1) дополнительная эмиссия денег в размере существующего дефицита; 2) увеличение долговых обязательств государства за счет внутренних и внешних (иностранных) источников финансирования. В этом случае речь идет о долговом финансировании.

Долговое финансирование используется государством для повышения эффективности собственного функционирования. Это означает, что государство может использовать принцип «сегодняшней оплаты вчерашних долгов и перенесения сегодняшних долгов на завтра».

Использование рынка и государства в качестве способов народнохозяйственной координации предполагает недопущения, с одной стороны, провалов рынка, а, с другой стороны, провалов государства. При этом необходимо добиваться оптимального соотношения между макроэкономическими издержками и гарантиями, которые получают производители и потребители от процессов координации (организовывания, упорядочивания) в народном хозяйстве.

Косвенные налоги — налоги, которые взимаются с конечной цены товаров и услуг и не связаны с результатами хозяйственной деятельности экономических субъектов (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость).

Макроэкономические функции государства:

А) Концентрированное выражение:

1) способствовать росту эффективности функционирования экономических субъектов, а, следовательно, и системы в целом;

2) реализовывать начала справедливости, понимая их как одно из важнейших условий для повышения уровня организованности системы в целом, в конечном итоге, ее эффективности за счет некоторого перераспределения созданного в обществе дохода.

Б) Конкретные функции:

1) определение «правил игры» включает в себя создание системы ограничений и рамок действий экономических субъектов, описание основных экономических институтов — защиты частной собственности, конкуренции, защиты прав кредиторов и должников и обеспечение условий их эффективного функционирования;

2) з ащита конкуренции. Особая роль конкуренции в макроэкономической системе требует ее защиты в качестве самостоятельной макроэкономической функции. Чаще всего речь идет об антимонополистическом законодательстве и условиях его эффективной реализации;

3) перераспределение валового внутреннего продукта через государственный бюджет предполагает определение величины ВВП, которая будет направлена на обеспечение функций государства, (обороны, безопасности, стандартов окружающей среды, производство общественных благ, преодоление внешних эффектов);

4) производство общественных благ — функция государства, связанная с его участием в предоставлении услуг здравоохранения, образования и проч. Критерий отнесения благ к общественным — невозможность прямого сопоставления затрат и результатов деятельности.

5) преодоление внешних эффектов представляется той функцией государства в экономике, споры вокруг которой практически отсутствуют. Возрастание роли окружающей среды в воспроизводстве самого человека обусловливает признание со стороны государства определенных затрат на поддержания определенных ее стандартов;

6) Осуществление макроэкономического регулирования — функция государства предполагающая повышение эффективности функционирования национальной экономики в целом.

Для выполнения макроэкономических функций государство должно манипулировать величиной государственных расходов при заданной величине ресурсов, которыми оно располагает.

Налог в макроэкономике — взаимно ответственная двухсто-ронняя сделка между государством и экономическим субъектом. Го-сударство продает определенные услуги, которые оплачивает каждый экономический субъект.

Налоговое бремя — доля общих налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте страны (макроэкономическая ставка процента).

Основные положения концепции У. Викри и Дж. Мирлиса о налогах:

1) сложность решения проблемы налогов обусловлена необхо-димостью увязывания, сочетания интересов государства и миллионов макроэкономических субъектов, домохозяйств, предприятий и фирм;

2) государство не располагает полной информацией об экономии-ческой деятельности потребителей и производителей, но именно его структуры (органы) определяют величину налоговых изъятий, в конечном итоге, цен на услуги, предоставляемые государством;

3) налоги не обязаны быть любыми, они, как минимум, должны быть справедливыми (см. о решении проблемы эффективности — справедливости государством в макроэкономике в предыдущем разделе работы);

4) чем больше доход, тем больше налог, как абсолютно, так и относительно;

5) часть дохода, необходимого для удовлетворения самых насущных потребностей работника и его семьи, должны быть освобождены от налогов;

6) нужды государства удовлетворяются только после удовлетворения (обеспечения) жизненно необходимых нужд налогоплательщика.

Провалы государства — неспособность государства решать проблемы, стоящие перед национальной экономикой, в результате ошибок людей, его представляющих. Вероятность таких провалов не меньше, чем вероятность провалов рынка.

Провалы рынка — неспособность рыночной формы координации оптимальным образом распределить ресурсы в национальной экономике и предотвратить наступление кризисов и депрессий.

Прогрессивная шкала налогообложения — повышение налоговой ставки в соответствии с возрастанием дохода, с которого взимается налог.

Профицит государственного бюджета — превышения доходов над расходами.

Прямые налоги — налоги, которые взимаются с результата хозяйственной деятельности экономического субъекта (подоходный налог, налог на прибыль, платежи по социальному страхованию).

Рынок в макроэкономике это:

1) форма обезличенной координации деятельности экономических субъектов, которые действует на свой страх и риск, стремясь, при этом, максимизировать свою выгоду (разницу между результатами и затратами);

2) способ самоорганизации национальной экономике, наименее затратная форма организовывания, упорядочивания поведения экономических субъектов;

3) способ координации экономических субъектов, который обеспечивает минимизацию народнохозяйственных издержек, но не дает, при этом, никаких гарантий реализации продукции конкретным производителем и покупки товара конкретным потребителем.

Трансферты (социальные) — часть государственных расходов, которая направляется на перераспределение доходов граждан (стипендии, пенсии, пособия и проч.).

Формулы

…... * (1 — t), (11)

где t — макроэкономическая ставка налогов (налоговое бремя).

Глава V.

Денежная база — сумма наличных денег (М0) и денежных средств, депонированных в центральном банке в качестве обязательных резервов.

Денежный мультипликатор показывает темп мультиплицирования (самовозрастания) денег, эмитированных центральным банком в национальную экономику. Количественно равен: 1) величине обратной норме обязательного резервирования; 2) отношению денежной массы к денежной базе.

Денежный рынок в макроэкономике — 1) много субъектная система, в рамках которой решается проблема эффективности каждого участника народнохозяйственных процессов и национальной экономики в целом, совокупность сделок купли-продажи, обслуживаемых деньгами; 2) система, в которой в качестве переменных параметров выступают цена и количество денег; 3) совокупность денежных отношений в макроэкономике.

Инфляция: 1) тип денежного неравновесия в макроэкономике (избыточное предложение денег); 2) процесс обесценения денег (снижение их покупательной способности).

Инфляция издержек обусловлена возрастанием затрат у производителей. Обычно выделяют две ситуации, которые ведут к росту издержек предприятий, фирм, которые и становятся причиной инфляции издержек, сопровождаемой ростом цен производителей. Это — неурожай и шоки предложения.

Инфляция ожиданий. Этот тип обесценения денег обусловлен формированием негативных ожиданий у экономических субъектов. Ожидания обладают способностью материализовываться. Следовательно, экономические субъекты начнут действовать предсказуемо, стремясь минимизировать убытки от негативных ожиданий, в результате чего произойдет общее возрастание цен и обесценение денег.

Инфляция спроса связана с возрастанием агрегатов совокупного спроса, прежде всего, потребительских расходов в результате увеличения доходов домохозяйств и государственных расходов. Рост данных агрегат ведет к реакции производителя, в которой преобладает не мотив роста производства, а мотив роста цен. В результате происходит снижение покупательной способности денег.

Количество денег в национальной экономике определяется регулирующим субъектом — центральным банком на основании изучения потребностей в них всех экономических субъектов. Оно должно быть достаточным для обслуживания всех видов сделок в народном хозяйстве. Система коммерческих банков (функциональные денежные субъекты) обладает способностью мультиплицирования денежного потока, заданного ЦБ. Темп мультиплицирования определяется центральным банком посредством механизма нормы обязательного резервирования.

Монополия центрального банка (ЦБ) характерная черта рынка денег, проявляющаяся в том, что ЦБ является единственным эмис-сионным центром, определяющим количество денег в национальной экономике и их цену. Данный порядок предполагает обязательность об-щественного контроля над денежной монополией центрального банка, который (контроль) обеспечивается, с одной стороны, соответствующим законодательными ограничениями в деятельности центрального банка, с другой стороны, его независимостью от государства.

Предложение денег в макроэкономике — реальное количество денег в национальной экономике, экзогенно задается центральн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: