МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»
(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)
Факультет «Инженерно-экономический»
Кафедра «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности»
У Т В Е РЖ Д А Ю
Ректор ИжГТУ
___________Б.А.Якимович
____________________2015г.
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По учебной и производственной практике
Для студентов по направлению 38.03.01«Экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2015г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Виды практик и их продолжительность
Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Производственная практика является необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в организациях и учреждениях согласно учебному плану и графику.
Производственная практика проводится для закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов, приобретения более глубоких практических навыков по специальности и профилю будущей работы. В период производственной практики студенты должны активно привлекаться к научно-исследовательской работе.
Учебным планом направления 38.03.01 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная.
Настоящая программа является единой, сквозной для всех видов практик. Ее назначение – разработка содержания практик в соответствии с последовательностью изучения специальных, профессиональных дисциплин, что обеспечивает необходимую преемственность между видами практик и сохраняет тематическую целостность содержания каждой из практик.
1.2 Задачи учебной и производственной практик
Учебная и производственная практика по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту проводится в учреждениях и организациях с целью углубления знаний и приобретении практических навыков в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита с применением современной компьютерной техники.
В процессе прохождения практики студенты должны:
1. Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую технико-экономическую характеристику предприятия.
2. Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.
3. Ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии и оценить систему внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности.
4. Участвовать в работе бухгалтерии, непосредственно в структурных подразделениях – материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и нематериальных активов, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, учета готовой продукции и ее реализации, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета фондов, резервов и финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности. При изучении различных сторон деятельности предприятия необходимо использовать материалы всех отделов и служб предприятия.
5. Участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов.
6. Ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, и работой внутренних аудиторов (при их наличии), с результатами проверок налоговых инспекций и внебюджетных фондов.
7. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
8. Изучить порядок составления бизнес-плана организации, а также опыт оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям деятельности, проверить обоснованность и взаимоувязанность основных показателей деятельности предприятия.
9. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность деятельности, и дать рекомендации по совершенствованию работы в будущем и на перспективу.
10. Подробно изучить одно из направлений анализа хозяйственной деятельности (желательно, соответствующее теме дипломной работы студента), по данному разделу проводиться углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.
11. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацию.
1.3 Организация и руководство практикой
Организация производственной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Бухгалтерская практика, экономическая практика и преддипломная практика проводится, как правило, в организациях и учреждениях.
Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от организаций, учреждений.
Производственная практика осуществляется на основе договора между ГОУ ВПО ИжГТУ и организациями.
Руководители практики от ГОУ ВПО ИжГТУ:
- устанавливают связь с руководителями практики от организации;
- составляют рабочую программу проведения практики;
- разрабатываю тематику индивидуальных заданий;
- несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
- оказывают методическую помощь студентам при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломной работе;
- оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
Студенты, заключившие договор с организациями на их трудоустройство производственную практику, как правило, проходят в этих организациях.
Студенты при прохождении производственной практики должны соблюдать следующие условия:
а) подчиняться правилам внутреннего распорядка той организации, где они проходят практику;
б) самостоятельно работать на рабочих местах в соответствии с календарно-тематическим планом;
в) вести дневник по установленной форме. Дневник заполняется студентом ежедневно, и контролируется руководителем от базы практики;
г) выполнять указания руководителя практики, представлять для проверки соответствующие разделы отчета в соответствии с календарно-тематическим планом, в случае не соблюдения сроков сдачи, студент не допускается к защите.
1.4 Отчеты по учебной и производственной практикам
Отчет о выполнении программы практики составляется студентом по мере прохождения практики. По окончании практики студент оформляет отчет, и после проверки руководителем от базы практики представляет его для проверки руководителю от кафедры.
В отчете делается:
- краткая технико-экономическая характеристика предприятия;
- описание организации, форм и методов бухгалтерского учета и экономического анализа на предприятии по отдельным разделам программы практики (с приложением необходимых первичных документов и регистров, форм годовой отчетности и дополнительных отчетных форм, представляемых в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики);
- необходимо представить схему документооборота по разделам бухгалтерского учета;
- письменный отзыв о проведенной студентом работе с оценкой по пятибалльной системе;
- индивидуальный календарно-тематический план;
- дневник прохождения практики.
Отчет по практике, подписанный руководителем, представляется студентом на комиссию, состоящую из двух назначенных заведующим кафедрой преподавателей.
Оценка результатов прохождения практики включается в приложение к диплому.
Получение неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечет за собой повторное прохождение практики, а в случае недобросовестного отношения к практике и нарушения дисциплины – исключение из числа студентов.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Учебная практика
Задачи: Изучить отраслевые особенности деятельности предприятия, организационно – производственную схему предприятия, основные показатели деятельности, формы бухгалтерского учета, применяемые на предприятии, степень автоматизации учетных работ, функциональные отделы бухгалтерии, изучить документооборот, приобрести навыки работы с первичными документами и регистрами бухгалтерского учета, собрать и систематизировать информацию для выполнения курсовой работы по бухгалтерскому финансовому учету.
Тема 1. Учет основных средств и капитальных вложений
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- виды и объекты капитальных вложений на предприятии. Способы выполнения строительно-монтажных работ;
- организация синтетического и аналитического учета капитальных вложений у застройщика при подрядном и хозяйственном способе выполнения работ. Порядок отражения в учете законченных капитальных вложений и определения инвентарной стоимости законченных объектов;
- организация учета производственных затрат у застройщика при хозяйственном способе выполнения работ. Состав основных затрат и накладных расходов строительного производства. Первичные документы и записи в учетных регистрах прямых расходов. Номенклатура, учет и распределение накладных расходов.
- состав основных средств предприятия и их классификация. Организация аналитического учета основных средств;
- первичная документация по учету поступления и выбытия основных средств. Порядок приемки и списания основных средств. Учетные регистры по учету основных средств;
- начисление амортизации (износа). Учетные регистры по учету износа основных средств и порядок их ведения;
-учет фактических затрат на ремонт основных средств. Документирование затрат на ремонт и учетные регистры;
- порядок проведения и оформления инвентаризации основных средств;
- состав, содержание и порядок составления периодической и годовой отчетности по основным средствам.
Тема 2. Учет материально-производственных запасов
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- характеристика классификации материалов на предприятии. Порядок оценки материалов в текущем учете;
- организация учета выполнения договоров поставки. Формы расчетов с поставщиками, применяемые предприятием;
- первичная документация по учету поступления и расхода материалов, а также отпуска их на сторону. Порядок выписки и обработки этих документов;
- организация учета материалов на складе предприятия. Порядок приемки, отпуска материалов и сдачи документов в бухгалтерию. Реестр приходных и расходных документов, переданных в бухгалтерию;
-организация приемки и обработки приходных документов в бухгалтерии. Учетные регистры по приходу материалов, по расчетам с поставщиками и движению материалов;
- порядок распределения расхода материалов по назначению. Разработочная таблица (ведомость) распределения расхода материалов за месяц по структурному подразделению;
- порядок и сроки проведения инвентаризации материалов. Состав инвентаризационной комиссии. Порядок оформления результатов инвентаризации и регулирования разниц. Отражение результатов инвентаризации в учетных регистрах;
- содержание и порядок составления отчетности по материалам.
Тема 3. Учет труда и заработной платы
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- порядок учета списочного состава работников организации: документальное оформление приема, перевода и увольнения;
- порядок учета использования рабочего времени работников, организация и ведение табельного учета на предприятии;
- основные виды первичных документов по учету выработки и начислению заработка. Начисление доплат, оплата брака и простоев. Учет выполнения норм выработки сдельщиков;
-расчет заработной платы по видам оплаты, характерным для данного предприятия. Расчет среднего заработка. Порядок заполнения расчетно- платежных ведомостей:
-свод заработной платы. Порядок его составления;
- порядок распределения заработной платы по направлениям затрат и составления разработочной таблицы распределения заработной платы за месяц;
- учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда. Сверка данных аналитического и синтетического учета по расчетам с работниками. Разработочная таблица;
-учет депонированных сумм;
-порядок начисления резерва по отпускам;
- порядок расчета и начисления страховых взносов;
- учетные регистры, применяемые для учета заработной платы;
-состав, содержание и порядок составления периодической и годовой отчетности по труду и заработной плате. Изучить, какие отделы принимают участие в составлении отчетности.
Тема 4. Учет производства
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- состав отдельно учитываемых производств и хозяйств предприятия. Номенклатура затрат основного производства по экономическим элементам и статьям расходов. Обработка первичных документов по расходу материалов, начислению заработной платы, использованию услуг вспомогательного производства. Учет производственного брака. Номенклатура общепроизводственных расходов, порядок их учета и распределения. Порядок отражения производственных затрат в учетных регистрах цеха. Порядок снятия остатков незавершенного производства. Отчет цеха по хозрасчетным показателям за месяц;
- номенклатура статей затрат вспомогательных производств. Организация учета затрат на производство во вспомогательных цехах. Порядок распределения услуг вспомогательных цехов;
- организация производственного учета и калькулирования себестоимости продукции в бухгалтерии. Перечень объектов производственного учета. Порядок распределения по объектам учета материалов, транспортно-заготовительных расходов, заработной платы, амортизации основных средств, прочих расходов. Учет и распределение общепроизводственных расходов. Содержание регистров производственного учета по цехам.
- применяемый на предприятии метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Регистры сводного учета затрат на производство. Аналитический учет производственных затрат по объектам производственного учета;
- перечень объектов калькулирования себестоимости на предприятии. Порядок оценки остатков незавершенного производства. Расчет себестоимости готовой продукции по элементам затрат и по статьям калькуляции. Содержание, форма и периодичность составления калькуляций себестоимости продукции;
- содержание периодической и годовой отчетности о затратах на производство и себестоимости продукции. Порядок ее составления и представления.
Тема 5. Учет готовой продукции и ее реализации
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- оценка готовой продукции в текущем учете на предприятии. Порядок составления документов по сдаче готовой продукции на склад и ведомостей выпуска продукции. Учет выпуска продукции в учетных регистрах;
- организация хранения готовой продукции на складе. Порядок складского учета готовой продукции. Порядок проведения инвентаризации готовой продукции;
-договор поставки. Формы расчетов с покупателями за отгруженную продукцию. Порядок оформления документов за отгрузку продукции;
-порядок учета отгрузки и реализации продукции. Учетные регистры и порядок записи в них. Аналитический учет;
-учет внепроизводственных расходов (номенклатура статей, документирование, учетные регистры). Распределение внепроизводственных расходов, Определение полной фактической себестоимости реализованной продукции;
- особенности учета реализации продукции на экспорт. Форма внешнеэкономических связей;
- расчет НДС и акцизов, порядок и сроки уплаты. Порядок определения финансовых результатов от реализации продукции. Учетные регистры;
-порядок составления периодической и годовой отчетности о выпуске и реализации готовой продукции.
Тема 6. Учет финансовых результатов и распределения прибыли
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- состав финансовых результатов работы предприятия. Порядок учета и отражения в учетных регистрах;
-порядок отражения в учете распределения прибыли. Документирование, запись в учетных регистрах;
-содержание и формы отчетности о финансовых результатах и распределении прибыли.
Тема 7. Учет капитала, резервов и средств целевого финансирования
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
-учет уставного капитала, учет добавочного капитала, учет резервного капитала учет целевых поступлений;
- состав резервов. Порядок их образования и использования;
Тема 8. Учет денежных средств, ценных бумаг, расчетных и кредитных операций
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- учет денежных средств в кассе: выписка и обработка первичных документов, учетные регистры, порядок учетных записей в них, инвентаризация денежных средств;
- учет денежных средств на расчетном счете, подготовка и обработка первичных документов, учетные регистры и порядок записи в них;
- расчеты с подотчетными лицами: первичные документы, учетные регистры и порядок записи в них;
- учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, Учет внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов;
- виды кредитов, оформление и содержание кредитного договора. Записи в учетных регистрах;
- учет ценных бумаг и финансовых вложений.
Тема 9. Особенности прохождения производственной практики в строительных организациях
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- особенности производственной и организационной структуры строительной организации;
- особенности состава основных средств строительной организации, учет временных титульных и нетитульных сооружений, их износа и ликвидации, учет работы строительных машин и механизмов;
- состав, особенности классификации материалов, их оценки в текущем учете. Учет приобретения и заготовления материалов в строительстве. Состав себестоимости приобретения и заготовления. Состав и учет заготовительно-складских расходов. Особенности учета материалов открытого хранения, организация учета на приобъектных складах. Документирование отпуска материалов, порядок составления отчетов материально ответственных лиц. Особенности включения расхода материалов в себестоимость строительных объектов, распределения отклонений от учетных цен и заготовительно-складских расходов;
- особенности составления и обработки первичных документов по начислению заработной платы в строительстве. Особенности группировки распределения заработной платы по счетам производственных затрат;
- особенности учета затрат на производство строительных и монтажных работ. Состав отдельно учитываемых производств и хозяйств. Номенклатура затрат строительного производства по экономическим элементам и статьям расходов. Обработка первичных документов по расходу материалов, начислению заработной платы. Объекты учета производственных затрат. Учетные регистры. Номенклатура, учет и распределение затрат вспомогательных производств. Номенклатура, учет и распределение затрат на производство капитальных работ. Учетные регистры. Номенклатура, учет и распределение затрат, связанных с производственным браком в строительстве. Номенклатура, учет и распределение расходов по управлению. Расчет распределения накладных расходов за месяц. Порядок сводного учета производственных затрат и определение себестоимости строительно-монтажных работ. Порядок оценки незавершенного производства. Объекты калькулирования, определение себестоимости законченных строительных объектов. Аналитический учет затрат по объектам калькулирования. Содержание периодической и годовой отчетности о затратах на производство;
- учет сдачи работ, расчетов с заказчиками и финансовых результатов. Документальное оформление, оценка и учет выполненных строительно-монтажных работ. Учет сдачи законченных работ и расчетов с заказчиками. Состав субподрядных организаций, порядок расчетов между ними. Учет результатов сдачи работ. Учетные регистры.
- особенности учета финансовых результатов. Формирование прибыли, текущее и окончательное использование прибыли строительной организации.
Тема 10. Особенности прохождения производственной практики в организациях торговли
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- учет товарных операций. Порядок заключения договоров с поставщиками. Регистрация договоров. Документальное оформление поступивших товаров. Складской учет товаров. Учет торговых скидок и наценок. Учет реализации товаров. Складской товарооборот. Порядок выписки товарно-транспортных накладных. Инвентаризация товаров. Составление установленной отчетности по движению товаров;
- учет издержек обращения. Номенклатура издержек. Аналитический и синтетический учет издержек обращения. Порядок распределения издержек и отражения их в отчетности.
2.2. Производственная практика
Задачи 1: Приобрести практические навыки анализа учетной политики, изучить состав и содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности, собрать и систематизировать материал для выполнения курсовой работы по бухгалтерскому управленческому учету, бухгалтерской финансовой отчетности.
Возможная работа: в отделе внутреннего контроля, бухгалтер по разделам бухгалтерского учета.
Задачи 2: собрать информацию для выполнения ВКР, участвовать в разработке предложений по совершенствованию учетной политики, автоматизации учета, повышению уровня внутреннего контроля, улучшению финансового состояния предприятия.
Возможная работа: по специальности
Тема 1. Изучение учетной политики организации
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- изучить отраслевые особенности, соответствие учетной политики требованиям законодательства, масштабам деятельности, полноту и достаточность для целей управления, соответствие финансовой стратегии организации;
Тема 2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации
В процессе прохождения практики необходимо изучить следующие вопросы:
- изучить нормативные документы, регламентирующие порядок составления отчетности;
- подготовительные работы для составления периодической и годовой отчетности: инвентаризация;
- содержание квартального отчета. Основные формы квартальной отчетности, порядок их заполнения;
- состав и содержание годового отчета предприятия, его содержание, взаимная увязка показателей различных форм годовой отчетности, проверка достоверности отчетных данных, способы исправления выявленных ошибок. Сроки, порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета предприятия. Порядок реформации годового баланса;
- содержание и порядок составления объяснительной записки к годовому отчету организации;
- составить прогнозный баланс и отчет о прибылях и убытках.
По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации студент готовит его краткую технико-экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:
- объем и тип предприятия и производства, производственный профиль, организационная структура предприятия, технологические особенности или другие особенности, связанные с функционированием предприятия, ассортимент выпускаемой продукции, степень ее обновления;
- важнейшие показатели организационно-технического уровня производства, изношенность оборудования, специализация, кооперирование, степень использования проектной мощности, хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, наличие прямых договоров.
После изучения работы бухгалтерии и функций каждого ее подразделения студенты дают описание организации бухгалтерского учета, структуру учетного аппарата, схему документооборота, применение форм и методов учета, системы внутреннего контроля, содержание и методы аналитической работы в организации. Студент должен получить навыки ведения учета во всех подотделах бухгалтерии.
Студент должен изучить состав финансовой отчетности, порядок ее составления, структуру пояснительной записки к годовому отчету, состав отчетности. Уметь сделать необходимые аналитические расчеты с использованием всех отчетных форм для оценки эффективности работы предприятия, выяснить причины отклонения отдельных показателей эффективности от предполагаемого уровня. Уметь сформировать выводы и предложения по устранению недостатков и мобилизации резервов для повышения эффективности хозяйственной деятельности на исследуемом предприятии. Получить навыки проведения инвентаризации.
При наличии отдела внутреннего контроля (аудита) студент знакомится с его функциями и организацией работы отдела.
Изучить, дать оценку состояния внутреннего контроля автоматизированной обработки учетной информации.
Для характеристики финансового состояния организации студент должен:
- выполнить структурный анализ баланса предприятия. Изучить факторы, определяющие соотношение между основными и оборотными активами предприятия и динамику стоимости имущества;
- определить финансовую устойчивость и кредитоспособность предприятия. Проанализировать изменения общей величины капитала предприятия и основных источников его формирования;
- определить краткосрочную и долгосрочную платежеспособность предприятия;
- оценить деловую активность предприятия и оборачиваемость средств;
- оценить рентабельность текущей деятельности и единовременных вложений капитала.
В соответствии с темой дипломной работы необходимо изучить и подготовить отчет по следующим направлениям.
Тема 1. Учет и анализ долгосрочных инвестиций и источников их финансирования
Студент должен изучить организацию учета основных средств, ознакомиться с результатами инвентаризации основных средств и их отражением в бухгалтерском учете.
Студент должен проанализировать использование основных средств предприятия; дать характеристику состава, движения и технического состояния основных средств; оценить уровень, динамику и факторы изменения фондоотдачи всех основных средств; определить эффективность использования машин и оборудования на предприятии.
При анализе инвестиционной деятельности студент должен ознакомиться с видами инвестиций; проанализировать источники и направления долгосрочных инвестиций производственного и непроизводственного назначения. Дать оценку эффективности производственных инвестиций, возможности приобретения нового оборудования;
Рассмотреть и оценить экономические последствия различных видов инвестиций. Рассмотреть информационную базу для использования финансовых методов анализа. Достоинства и недостатки финансовых методов анализа. Провести анализ выбора форм финансирования проекта, оценить их достоинства и недостатки.
Сделать вывод о соответствии осуществляемого учета в организации положению по учету основных средств и методическим указаниям.
Тема 2. Учет и анализ нематериальных активов
Студент должен ознакомиться с объектами нематериальных активов на предприятии, изучить, как осуществляется классификация и оценка нематериальных активов, учет амортизации и особенности ее начисления в соответствии с положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в РФ; ознакомиться с учетом поступления и выбытия нематериальных активов и результатами инвентаризации. Ознакомиться с документооборотом по движению нематериальных активов. На основе экономического анализа сделать выводы об эффективности использования нематериальных активов на предприятии.
Сделать вывод о соответствии ведения учета в организации законодательству Российской Федерации.
Тема 3. Учет и анализ материально-производственных запасов
Студент должен изучить порядок планирования и условий поставок, учет выполненных договоров с поставщиками, действующий порядок оплаты счетов за поставленные материалы, контроль за состоянием складских запасов; изучить действующий порядок работы претензионной службы и юридического отдела.
Необходимо ознакомиться с организацией складского учета поступления и отпуска материалов в производство, состояния контроля за сохранностью материальных ценностей, наличия и исправности весового хозяйства и контрольно-измерительных приборов; изучить действующий порядок сверки складского учета с данными бухгалтерского учета материалов в условиях использования вычислительной техники.
В планово-производственном отделе изучить порядок нормирования расхода материалов и выписки лимитных карт.
Необходимо изучить наличие контроля за своевременным оприходованием поступающих материалов; ознакомиться с ведением журнала заготовления и приобретения материальных ценностей; ознакомиться с результатами инвентаризации, формированием фактической себестоимости материалов. Изучить порядок расчета отклонений от плановой себестоимости израсходованных материалов или транспортно-заготовительных расходов, относящихся к стоимости отпущенных в производство материалов по оптовым ценам, а также изучить отражение в учете других вариантов оценки отпущенных в производство материальных ценностей.
Оценить роль оперативного и бухгалтерского учета в реализации мероприятий, направленных на ресурсосбережение. Проанализировать обеспеченность организации материальными ресурсами. Проанализировать использование материалов на предприятии, материалоемкость производства.
Сделать вывод о соответствии ведения учета в организации законодательству Российской Федерации.
Тема 4. Учет и анализ труда и его оплаты
Студент должен ознакомиться с порядком документального оформления приема, перевода и увольнения рабочих и служащих в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации, а также с организацией табельного учета. В производственных цехах изучить первичную документацию по учету выработки; ознакомиться с ведением лицевых счетов и составлением расчетных и расчетно-платежных ведомостей. Изучить порядок ведения аналитического и синтетического учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда; правильность определения совокупного дохода за отчетный период; своевременность и полноту удержаний и отчислений на социальные нужды.
Необходимо провести анализ укомплектованности предприятия персоналом, изучить структуру персонала, оценить сбалансированность рабочих мест и численность работающих. Проанализировать причины изменений производительности труда на предприятии. Оценить уровень социального развития предприятия. Провести документальную выборочную проверку и оценить соответствие ведения бухгалтерского учета действующему законодательству Российской Федерации.
Сделать вывод о соответствии ведения учета в организации законодательству Российской Федерации.
Тема 5. Учет и анализ собственного капитала предприятия
Студент должен ознакомиться с формированием уставного капитала и учетом расчетов с учредителями по вкладам в уставной (складочный) капитал, исходя из учредительных документов организации.
Изучить операции, связанные с формированием и учетом добавочного и резервного капитала, а также других резервов, имеющихся в организации, и их использования.
Изучить учет нераспределенной прибыли и непокрытых убытков.
Сделать вывод о соответствии ведения учета в организации законодательству Российской Федерации.
Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Студент должен выполнить следующие работы: ознакомиться с номенклатурой производственных затрат; изучить порядок составления ведомостей распределения расходов материалов, заработной платы, начисленной амортизации по счетам производственных затрат; познакомиться с учетом и распределением расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов; изучить применяемый на предприятии метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, обусловленной особенностями технологического процесса; при использовании нормативного учета познакомиться с организацией нормативного хозяйства, порядка составления нормативной калькуляции, с учетом отклонений от норм по материалам, заработной плате и другим статьям затрат; познакомиться с организацией сводного учета затрат на производство; ознакомиться с организацией контроля за хозрасчетной деятельностью цехов, участков, бригад; проанализировать себестоимость основных видов продукции, выявить отклонения фактической себестоимости от установленной при определении цены. Выявить возможность снижения себестоимости изделий; проанализировать величину материальных затрат, затрат на оплату труда, затрат по обслуживанию производства и управлению, коммерческих расходов.
Сделать вывод о соответствии ведения учета в организации законодательству Российской Федерации.
Тема 7. Учет и анализ реализации продукции, работ и услуг
Студент должен ознакомиться с организацией сбытовой деятельности, выяснить состав покупателей и основные условия поставки готовой продукции; законность совершения хозяйственных операций; изучить организацию оперативного учета и контроля выполнения договорных обязательств, рассмотрения претензий покупателей, выявления причин и виновников этих претензий; изучить порядок документального оформления и учета поступлений готовой продукции на складе, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции; изучить организацию учета выпуска готовой продукции, учета отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; ознакомиться с порядком оценки готовой продукции; изучить учет коммерческих (внепроизводственных) расходов; ознакомиться со сметой и фактической величиной коммерческих (внепроизводственных) расходов, изучить действующую методику распределения коммерческих расходов между реализованной и остатками нереализованной продукции; изучить организацию учета реализации продукции, включая методику расчета фактической себестоимости реализованной продукции; изучить выполнение обязательств предприятия перед партнерами; проанализировать состав объема продаж продукции (услуг), определить факторы его изменения; проанализировать изменения выпуска продукции по сравнению с прошлыми периодами по объему, ассортименту, качеству; охарактеризовать работу предприятия по повышению качества работы,