Оплата одной десятитысячной 5 глава




Японцы не стали при этой системе кротким и покорным на­родом, как это бывает с некоторыми народами при диктаторском иерархическом режиме. Важно признать, что в Японии опреде­ленные гарантии были предоставлены всем классам. Даже низ­шим кастам гарантировалось монопольное право на особые, виды занятий, их организации самоуправления признавались властя­ми. Ограничения для каждого класса были большими, но и по­рядок и безопасность были тоже большими.

Кастовые ограничения отличались также определенной гибко­стью, которой не было, например, в Индии. Японские обычаи позволяли использовать определенные способы манипулирова­ния системой без нарушения общепринятых норм. Человек мог изменить свой кастовый статус несколькими путями. Когда заи­модавцы и торговцы богатели, что неизбежно происходило в ус­ловиях денежной экономики Японии, разбогатевшие использо­вали различные традиционные ухищрения для проникновения в высшие классы. Они становились «землевладельцами» благодаря праву на арест имущества должников и их ренты. Действитель­но, в Японии крестьянская земля не отчуждалась, но земельная рента была очень высокой и крестьяне из-за этого предпочитали бросать свои земли. Заимодавцы селились на их землях и полу­чали ренту. В Японии такого рода «собственность» на землю при­носила престиж и доход. Их дети связывали свою судьбу с саму­раями. Они становились джентри.

Другим традиционным способом манипулирования кастовой системой был обычай усыновления. Он предоставлял возмож­ность «купить» самурайский статус. Когда, несмотря на все токугавские ограничения, купцы обогащались, они принимали меры для усыновления своих сыновей в самурайских семьях. В Японии редко усыновляют ребенка, скорее берут в семью мужа для доче­ри. Он считается «усыновленным мужем» и становится наслед­ником своего приемного отца. Так как его имя вычеркивается из регистра его собственной семьи и вносится в регистр его жены, ему приходится платить за это высокую цену. Он принимает ее фамилию и живет у своей приемной матери. Но хоть плата высо­ка, да выгода еще больше, ибо потомки процветающего торговца становятся самураями, а семья обнищавшего самурая обретает союз с богатством. При этом не совершалось никаких насилий над кастовой системой, остававшейся такой же, какой она всегда была, но системой манипулировали, чтобы открыть высшему классу путь к богатству.

Поэтому в Японии не требовали заключения исключительно внутрикастовых браков. В стране существовали санкционирован­ные способы заключения браков между представителями различ­ных каст. Благодаря им проникновение преуспевавших торговцев в нижние слои самураев сыграло важную роль в развитии одного из основных отличий Японии от Западной Европы. Когда в Ев­ропе рухнул феодализм, произошло это под давлением растуще­го и крепнущего среднего класса, и этот класс занял господству­ющее положение в индустриальный период Нового времени. В Японии такой сильный средний класс не сложился. Торговцы и кредиторы, пользуясь санкционированными методами, «покупа­ли» себе статусную принадлежность к высшему классу. Торгов­цы и низшие слои самураев стали союзниками. Следует отметить любопытный и поразительный факт: во времена предсмертной агонии феодализма в обеих цивилизациях Япония санкциониро­вала классовую мобильность более масштабно, чем континен­тальная Европа, и об этом убедительно свидетельствует отсут­ствие в Японии каких бы то ни было признаков классовой войны между аристократией и буржуазией.

Легко заметить, что единение двух классов ради общего дела было взаимовыгодным для них в Японии, но оно вряд ли было бы также взаимовыгодным и во Франции. В Западной Европе оно было выгодным в тех отдельных случаях, когда это случалось. Но классовые ограничения в Европе отличались строгостью, а клас­совый конфликт во Франции привел к экспроприации аристок­ратии. В Японии же классы были ближе друг к другу. Ослабевший сёгунат был свергнут союзом купцов-финансистов и самураев-вассалов. В современную эпоху Япония сохранила аристократи­ческую систему. Едва ли это случилось бы без санкционирован­ных Японией способов классовой мобильности.

У привязанности японцев к своей педантично четкой схеме поведения и доверия к ней были определенные оправдания. Эта схема гарантировала человеку безопасность, пока он следовал ее правилам; она позволяла выражать протест против недозволен­ных агрессивных действий, и ею можно было манипулировать ради собственной выгоды человека. Она требовала соблюдения взаимных обязательств. Когда в первой половине XIX в. токугавский режим распадался, ни одна группа в стране не проявила желания ликвидировать схему. Не было никакой Французской революции. Не было даже 1848 года". Но для Японии это были ужасные времена. Все классы общества — от простолюдинов до сёгуната —стали должниками кредиторов и купцов. Сама числен­ность непроизводительных классов общества и размеры посто­янных официальных расходов оказались для общества непосиль­ными. Поскольку нищета скрутила даймё, они оказались не в состоянии выплачивать установленные пайки своим самураям-вассалам, и вся цепочка феодальных связей превратилась в фик­цию. Они пытались удержаться на плаву, увеличивая и без того уже тяжелые для крестьян налоги. Их собирали за годы вперед, и крестьяне дошли до крайней нищеты. Обанкротился и сёгунат и едва мог поддерживать стабильное положение в стране. Япония пребывала в состоянии страшного внутреннего напряжения в 1853 г., когда у ее берегов появился адмирал Перри100 со своими военными моряками. За предпринятым им насильственным втор­жением последовало подписание в 1858 г. между Японией и Со­единенными Штатами торгового договора, от которого Япония не была в состоянии отказаться101.

Но из Японии доносился призыв иссин — «уйти в прошлое, ре­ставрировать его». Он был прямой противоположностью револю­ционным призывам. В нем даже не было ничего прогрессивно­го. Наряду с призывом «восстановить власть Императора» столь же популярным стал призыв «изгнать варваров». Страна поддер­живала программу возвращения к золотой эпохе изоляции, и не­которые из лидеров, предрекавших невозможность такого разви­тия, были невинно убиты. Казалось, не существовало и малейшей надежды на то, что в будущем эта нереволюционная страна Япо­ния изменит свой курс сообразно какой-либо западной модели, и еще меньше надежды на то, что через пятьдесят лет она будет успешно конкурировать с западными странами на их условиях. Тем не менее, так и случилось. Япония использовала свои соб­ственные, а не западные, ресурсы для достижения цели, к кото­рой в это время не стремились ни одна из ее высших групп, ни народное мнение. В 60-е годы XIX в. никто на Западе не поверил бы, если бы ему удалось сквозь магический кристалл увидеть бу­дущее Японии. На горизонте не было ни единого облачка, кото­рое предвещало бы бешеную активность Японии в последующие десятилетия. Но невозможное произошло. Отсталое и скованное иерархическим менталитетом население Японии избрало новый курс развития и придерживалось его.

IV

Реформы Мэйдзи

Боевой призыв сонно-дзёи — «восстановить власть Императора и изгнать варваров»102 - возвестил о вступлении Японии в совре­менную эпоху. В этом лозунге отразилось стремление оградить Японию от разлагающего влияния внешнего мира и реставриро­вать золотую эпоху X в., когда еще не было «двойного правления» Императора и сёгуна103. Императорский двор в Киото отличался крайней реакционностью104. Для сторонников Императорской партии ее победа означала унижение и изгнание иностранцев. Она означала также восстановление в Японии традиционного образа жизни. Она означала также, что «реформаторы» не будут иметь права голоса при решении дел. Могущественные «посто­ронние князья», даймё крупнейших княжеств Японии, возглав­лявшие низвержение сёгуната, представляли себе реставрацию как возможный путь для прихода их к управлению Японией вме­сто Токугава105. Они ждали простых кадровых перемен. Крестья­не хотели оставлять у себя больше выращиваемого ими риса, но ненавидели «реформы». Самураи хотели сохранить свои пенсии и право использовать для вящей славы свои мечи. Купцы, финан­сировавшие силы реставрации, мечтали о расширении сферы меркантилизма, но не имели никаких претензий к феодальной системе.

Когда антитокугавские силы взяли верх и «двойное правление» завершилось в 1868 г. реставрацией власти Императора106, побе­дителям следовало, согласно западным стандартам, придержи­ваться строго консервативной, изоляционистской политики. Ре­жим же сначала избрал противоположный курс. Когда он лишил даймё прав на сбор податей во всех княжествах, время его пребы­вания у власти едва превышало год107. Он включил это изменение в земельные кадастры и присвоил себе крестьянский налог «40% для даймё». Эта экспроприация не осталась без компенсации. Правительство предоставило каждому даймё эквивалент, равный половине обычного для него дохода. В то же время правительство освободило даймё от необходимости содержать своих самураев-вас­салов и от расходов на общественные работы. Самураи-вассалы ста­ли, как и даймё, получать пенсии от правительства. В течение пос­ледующих пяти лет были в целом ликвидированы неравенства в правах различных классов, признаны незаконными классовые и кастовые знаки отличия и особые одежды (даже приказано сре­зать косички), эмансипированы парии, отозваны законы, запре­щавшие отчуждение земли, ликвидированы барьеры, отделявшие одно княжество от другого, буддизм отделен от государства108. В 1876 г. пенсии даймё и самураям заменили на крупные единовре­менные выплаты, которые должны были соответствовать сумме пенсий каждого из них за 5—15 лет. Большая или меньшая вели­чина выплат зависела от фиксированных доходов, получавшихся ими во времена Токугава; в условиях новой, нефеодальной эко­номики эти деньги позволяли им открыть свое дело. «Это собы­тие стало конечным этапом процесса закрепления того своеоб­разного союза купцов и финансовых магнатов с феодальными и земельными магнатами, который явственно обозначился уже в токугавский период»109.

Эти замечательные реформы начальной поры режима Мэйд­зи не пользовались в стране особой популярностью. Со значи­тельно большим энтузиазмом, чем любая из этих мер, была встре­чена идея вторжения в Корею в 1871—1873 гг.110. Правительство Мэйдзи не только упорно отстаивало решительный курс своих реформ, но и похоронило проект вторжения. Правительственная программа настолько противоречила желанию большинства сто­ронников этого проекта, что в 1877 г. Сайго111, их крупнейший лидер, организовал настоящее восстание против правительства112. Его армия представляла всех профеодально настроенных сторон­ников империи, предавших с первого года реставрации режим Мэйдзи. Правительство произвело набор в несамурайскую доб­ровольческую армию и нанесло поражение самураям Сайго. Но восстание свидетельствовало о степени недовольства режимом в Японии.

Значительным было также недовольство крестьян. В первом десятилетии Мэйдзи, между 1868и 1878 гг., произошло, по край­ней мере, 190 крестьянских восстаний. В 1877 г. новое правитель­ство предприняло свою первую, запоздалую попытку уменьшить тяжелое налоговое бремя крестьян113, но они решили, что режим обманывает их. Кроме того, крестьянам не пришлись по душе учреждение школ, всеобщая воинская повинность, земельное межевание, насильственное лишение их косичек, уравнение в правах с низшими кастами, значительное ограничение деятельности официальной до этого времени религии - буддизма, рефор­ма календаря и многие другие меры, изменявшие привычный им образ жизни114.

Но кто же входил в «правительство», осуществлявшее столь ра­дикальные и непопулярные реформы? Оно представляло собой «своеобразный союз» низших самураев и класса купцов, сложив­шийся на основе оригинальных японских институтов еще в фео­дальные времена. Эти люди были самураями-вассалами, овладев­шими искусством управления государством на постах канцлеров и наместников у даймё116 или обладавшими феодальными моно­полиями на горнорудное, ткацкое, картонажное и другие произ­водства. Они были купцами, приобретшими самурайский статус и принесшими в этот класс знания о производственных техноло­гиях. Этот союз самураев и купцов быстро выдвинул из своих рядов способных и самоуверенных администраторов, определив­ших политику Мэйдзи и продумавших планы ее реализации. Од­нако по-настоящему вопрос состоял не в том, из какого класса они происходили, а как получилось так, что они оказались очень способными и реалистически мыслящими людьми. Только что освободившаяся во второй половине XIX в. от Средневековья и такая же слабая, как и Сиам115 в наши дни, Япония породила ли­деров, сумевших начать и успешно осуществить уникальные в мировой истории дела государственного строительства. Своим происхождением сильные, как и слабые черты этих лидеров обя­заны традиционному японскому характеру, вот почему главная задача этой книги — рассмотреть, каким он был и каким он яв­ляется сейчас, этот характер. В данной же главе мы узнаем толь­ко о том, как государственные мужи Мэйдзи делали свое дело.

Они не ставили перед собой задачи идеологической револю­ции. Для них это была просто работа. Их цель, как они пони­мали ее, состояла в превращении Японии в страну, с которой вынуждены будут считаться другие страны. Они не боролись с традициями. Они не унижали и не разоряли класс феодалов. Они соблазняли его пенсиями, достаточно большими, чтобы получить от него возможную поддержку режима. Наконец, они улучшили положение крестьян; десятилетнее запоздание в этом деле, оче­видно, было вызвано не классовым неприятием крестьянских требований к режиму, а жалким состоянием казны на раннем этапе периода Мэйдзи.

Однако энергичные и изобретательные государственные деяте­ли, управлявшие страной в эпоху Мэйдзи, не помышляли о лик­видации иерархии в Японии. Реставрация упростила иерархичес­кий порядок, поставив во главе его Императора и устранив сёгуна. Постреставрационные государственные деятели, ликвидировав княжества, разрешили конфликт между преданностью японца сво­ему господину и государству. Эти перемены не уничтожили иерар­хических обыкновений. Они придали им новое построение. Чтобы навязать народу свои рабочие программы, «Их Превосходитель­ства», новые лидеры Японии, даже укрепили центральную власть. Они заменили повеления сверху на дары сверху, и таким образом им удалось выжить. Но они не думали о том, чтобы заискивать перед общественным мнением, которое может не захотеть рефор­мы календаря, или создания государственных школ, или объявле­ния незаконной дискриминации низших каст.

Одним из таких даров сверху была Конституция Японии, дан­ная в 1889 г. Императором своему народу117. Она определяла ме­сто народа в государстве и учреждала парламент. «Их Превосхо­дительства» работали над ней очень тщательно, критически изучая различные конституции западного мира. Однако ее авто­ры «приняли все возможные предосторожности во избежание вмешательства народа и посягательств общественного мнения»118. Поскольку комитет, составлявший проект Конституции, был ча­стью министерства Императорского двора, - то и он был свя­щенным.

Государственные деятели Мэйдзи хорошо сознавали свои цели. В 80-е годы XIX в. принц Ито119, творец Конституции, по­слал маркиза Кидо120 в Англию к Герберту Спенсеру121 для кон­сультаций по поводу японских проблем и вопросов, и после про­должительных бесед с Кидо Спенсер изложил Ито свои мнения. По поводу иерархии Спенсер писал, что у Японии, благодаря ее традиционным институтам, есть прекрасная основа для нацио­нального благосостояния и что эту основу следует сохранить и ук­репить. Традиционные обязанности в отношении старших, заяв­лял он, и прежде всего Императора, открывали перед Японией большие возможности. Япония могла уверенно продвигаться впе­ред под контролем «старших» и защищать себя от трудностей, с которыми неизбежно сталкиваются нации, проникшиеся духом индивидуализма. Великие государственные деятели эпохи Мэй­дзи были весьма удовлетворены таким подтверждением собствен­ных взглядов. Они предполагали сохранить в условиях современ­ного мира все выгоды от принципа соблюдения «должного места». Они не собирались расставаться с иерархическими обыкновени­ями.

В каждой сфере деятельности, будь то политическая, религи­озная или экономическая, государственные деятели эпохи Мэй­дзи распределили обязанности «должного места» между государ­ством и народом. Их план в целом настолько чужд американским и английским институтам, что мы обычно оказывались не в состоянии понять его основные положения. Конечно, существова­ло предписанное сверху строгое правило «не полагаться на обще­ственное мнение». Правительством руководила высшая иерархия, и оно не могло никогда включать в себя выборных лиц. На этом уровне народ не располагал правом голоса. В 1940 г. верхушка правящей иерархии состояла из тех, кто имел «доступ» к Импе­ратору, и тех, кто был в числе его непосредственных советников, и тех, кому их высокие должности давали право на тайную печать. Последняя категория включала членов кабинета министров, гу­бернаторов префектур, судей, руководителей национальных бюро и других подобного рода ответственных должностных лиц. Ни один избранный чиновник не обладал таким статусом в иерархии, и не могло быть и речи, чтобы избираемые члены парламента, например, имели право голоса при подборе или одобрении кан­дидатуры какого-нибудь министра или главы бюро финансов или транспорта. Избираемая нижняя палата парламента представля­ла собой голос народа; у нее было довольно важное право запра­шивать и критиковать высших чиновников, но она не располага­ла в действительности правом голоса при назначении кого-нибудь на должность, или при принятии решений, или в вопросах бюд­жета и не инициировала законодательства. Нижнюю палату кон­тролировала неизбираемая верхняя палата, половину членов ко­торой составляли представители аристократии, а еще четверть — назначаемые Императором лица. Поскольку ее власть при одоб­рении законодательных актов была почти равной власти нижней палаты, обеспечивался дополнительный иерархический контроль. Таким образом Япония обеспечила сохранение за лицами, за­нимавшими высокие посты в правительстве, статусы «Их Превос­ходительств», но это не значит, что на «местах» не было самоуп­равления. Во всех азиатских странах, при любых режимах власть, направляясь сверху вниз, встречается где-то на середине пути с местным самоуправлением, формируемым снизу. Все различия между странами состоят лишь в том, насколько велика в нем де­мократическая подотчетность, насколько значительны или нич­тожны его обязанности, несут ли местные лидеры ответствен­ность перед всей общиной или же, будучи подкуплены местными магнатами, действуют не в интересах народа. Как и в Китае, в то­кугавской Японии существовали мелкие, включавшие пять-десять семей объединения, названные в новые времена тонари гуми122; это были самые малые социально значимые единицы общества. Глава такой группы соседских семей становился лидером в ее внутренних делах, нес ответственность за исправное поведение ее членов, должен был предоставлять сообщения о всех сомни­тельных деяниях ее членов и сдавать властям любого разыскиваемого ими человека. Государственные деятели Мэйдзи поначалу ликвидировали эти группы, но затем восстановили их и назвали тонари гуми. Правительство иногда активно поддерживало их в больших и малых городах, но в наши дни они редко действуют в деревнях. Более важное значение имеют бураку (деревни)123. Они не были упразднены, но их не включили как единицы в систему управления. Они представляли собой пространство, на которое не распространялись функции государства. Эти деревни, состо­ящие из пятнадцати и более домов, продолжают даже в наши дни организационно функционировать благодаря ежегодной смене своих глав, «следящих за деревенским имуществом, оказывающих помощь деревенским семьям в случае смерти их родственников или пожара, принимающих решения о днях коллективного тру­да на сельскохозяйственных работах, о строительстве домов или ремонте дорог и объявляющих ударом в колокол или ритмичес­ким постукиванием двух чурбанов о местных праздниках и днях отдыха»124. Эти главы не отвечают, как у некоторых азиатских на­родов, за сбор государственных налогов в своих общинах, и по­этому им не приходится тащить на себе эту ношу. Их позиция абсолютно недвусмысленна: они функционируют в пространстве демократической ответственности.

Современные гражданские власти Японии официально при­знают местную администрацию больших и малых городов и де­ревень. Выборные старосты избирают ответственного главу, дей­ствующего от имени общины во всех ее делах с государством, которое представляют префектуральные или общенациональные власти. В деревнях таким главой бывает старожил, член кресть­янской семьи, обладающей земельной собственностью. В финан­совом отношении для него эта должность убыточна, но престиж ее высок. Он и староста отвечают за деревенские денежные сред­ства, здравоохранение, содержание школ и особенно за имуще­ственные регистры и личные дела. Сельский муниципалитет — бойкое место: в его обязанности входят расходование средств, от­пущенных государством на обязательное для детей начальное школьное образование, изыскание и расходование более значи­тельной, чем государственная, суммы местных средств на обра­зование, управление деревенской собственностью и сдача ее в аренду, мелиорация земель и лесонасаждения, регистрация всех имущественных сделок, становящихся законными только после их должного оформления в этом муниципалитете. Он должен так­же вести регулярную регистрацию сведений о местожительстве, воинском звании, рождении детей, усыновлении, всяком право­нарушении и о других фактах из жизни каждого индивида, офи­циально проживающего в общине, а также вести семейную регистрацию, содержащую аналогичные данные о семье человека. Вся такая информация пересылается из любого района Японии в му­ниципалитет по месту официального проживания японца и зано­сится в его личное досье. Всякий раз, когда нужно узнать о поло­жении человека или привлечь его к суду или на всякий случай выяснить, кем он является, обращаются письменно в муници­палитет его общины или посещают его и получают копию мате­риалов об интересующей личности. Не всем приятно, что любой человек может ознакомиться с порочащей его информацией, за­несенной в личное досье или в досье семьи.

Таким образом, в Японии у больших и малых городов и дере­вень есть своя значительная сфера ответственности. Это комму­нальная ответственность. Даже в 20-е годы XX в., когда уже су­ществовали национальные политические партии — а это в любой стране означает чередование пребывания у власти правительства и оппозиции, - местная администрация в Японии в общем оставалась незатронутой этим процессом и находилась в руках ста­рост, руководствовавшихся в своем поведении интересами всей общины. Однако в трех случаях местная администрация не обла­дает властной автономией: все судьи назначаются государством; вся полиция и все школьные учителя являются государственны­ми служащими. Так как большинство гражданских дел в Японии все еще решается через арбитраж или через посредников, то суды редко фигурируют в сфере местной администрации. Полиция играет более важную роль. Во время массовых сборищ полиция должна находиться поблизости от них, но это не постоянная обя­занность ее, а большую часть времени она посвящает ведению личных и имущественных дел. Государство может часто перево­дить полицейских с одного места на другое, так что они остают­ся вне местных связей. Переводят также школьных учителей. Государство регулирует все детали школьной жизни, и, как и во Франции, в каждой школе страны в один и тот же день проходят один и тот же урок по одному и тому же учебнику. Каждая школа в один и тот же утренний час под одну и ту же радиопередачу де­лает такие же, как и другие школы, гимнастические упражнения. Над школами, или полицией, или судом у общины нет своей ав­тономной власти.

Таким образом, во всех отношениях японское управление сильно отличается от американского, в котором выборные лица несут высочайшую административную и юридическую ответ­ственность, а местный контроль осуществляется местным руко­водством полиции и полицейскими судами. Но формально оно не отличается от организации управления в таких западных стра­нах, как Голландия и Бельгия. Как и в Японии, в Голландии, например, королевский кабинет министров подготавливает все вы­носимые на обсуждение законы, парламент практически не ини­циирует законодательства. Голландская корона назначает даже мэров городов, и таким образом ее формальные права вторгают­ся глубже в сферу местных интересов, чем это было в Японии до 1940 г.; это так, несмотря даже на то, что голландская корона обычно практически одобряет местные назначения. Прямая от­ветственность полиции и судов перед короной — это также гол­ландская специфика. Однако в Голландии школы могут быть со­зданы при желании любой сектантской группой, японская же школьная система дублируется во Франции. В Голландии также ответственность за каналы, польдеры и местную мелиорацию лежит на общине в целом, а не на мэре или политически избран­ных чиновниках.

Настоящее различие между японской и западноевропейскими формами управления — не столько в них самих, сколько в их фун­кционировании. Японцы полагаются на старые, почитаемые ими обыкновения, сложившиеся в опыте их прошлой жизни и фор­мализованные в их этической системе и в их этикете. Государство может надеяться на то, что при функционировании «Их Превос­ходительств» на своих «должных местах» к их прерогативам бу­дут относиться с уважением не столько из одобрения их полити­ки, сколько из-за признания в Японии ошибочным попрания границ между прерогативами. На высшем политическом уровне «мнение народа» неуместно. Правительство просит только «на­родной поддержки». Когда государство заявляет о своей собствен­ной доле в сфере местных интересов, его юрисдикция принима­ется с уважением. Государство во всех своих внутриполитических функциях не является неизбежным злом, как это в общем при­нято считать в Соединенных Штатах. На взгляд японцев, государ­ство скорее следует считать высшим благом.

Более того, государство щепетильно относится к признанию «должного места» за волей народа. Нет необходимости слишком много говорить, что в тех сферах, где легитимным считалось на­родное мнение, японское государство вынуждено было даже уго­варивать людей ради их собственного блага. Государственный агент по аграрному развитию в целях совершенствования тради­ционной агрикультуры мог быть почти так же мало авторитарен, как и его коллега в штате Айдахо. Государственный чиновник, защищая имевшие государственные гарантии крестьянские кре­дитные ассоциации или крестьянские закупочно-сбытовые коо­перативы, должен был вести долгие переговоры с местными ли­дерами и потом твердо придерживаться их решения. Местные дела требуют местного управления. Японский образ жизни отводит «должное место» власти и определяет надлежащую ей сферу. Он оказывает значительно большее, чем в западных культурах, уважение к «старшим», а следовательно, и предоставляет им сво­боду действий, но они также должны знать свое место. Девиз Япо­нии: Всему свое место.

В религиозной области государственные деятели Мэйдзи осу­ществили значительно больше странных формальных преобразо­ваний, чем в области управления. Однако они следовали тому же самому японскому девизу. Государство избрало своей сферой культ с особым почитанием символов национального единства и превосходства, а во всем остальном предоставило отдельному человеку свободу вероисповедания. Этой национальной сферой было государственное синто125. Поскольку оно связано с должным уважением национальных символов, то, как и приветствие наци­онального флага в Соединенных Штатах, государственное син­то, по словам японцев, «не было религией». Поэтому, нарушая за­падную догму религиозной свободы ничуть не больше, чем это делается в Соединенных Штатах при обязанности приветствовать звездно-полосатый флаг, Япония могла требовать от всех граж­дан признания синто. Это было просто знаком лояльности. По­скольку оно «не религия», Япония, не опасаясь критики со сто­роны Запада, могла преподавать его в школах.

Государственное синто в школах превращается в историю Японии от эпохи богов и культа Императора — «правителя страны с древнейших времен». Государство содействует синто, государство им управляет. Все другие сферы религии, даже сектантское или храмовое синто, не говоря уже о буддийских и христианских сек­тах, были предоставлены самим себе, подобно тому как это про­исходит в Соединенных Штатах. Две области даже администра­тивно и финансово были разделены: государственное синто находилось в ведении своего бюро при министерстве внутренних дел126, а его священники, церемонии и храмы финансировались государством. Храмовое синто, а также буддийские и христиан­ские секты были объектом заботы бюро религии при департамен­те образования и содержались за счет добровольных взносов ве­рующих.

Из-за официальной позиции Японии в этом вопросе нельзя го­ворить о государственном синто как об огромной государствен­ной церкви, но можно, по крайней мере, назвать его огромным институтом. У него было свыше 110 тысяч храмов различных ран­гов — от великого храма в Исэ, храма Богини Солнца, до малень­ких местных храмов, где священнослужитель сам наводил поря­док перед совершением специального обряда. Национальная священническая иерархия являла собой параллель политической, и линия иерархов тянулась от священника низшего уровня, через священников окружного и префектурного уровней до «Их Святей­шеств» на верху ее. Культ государственного синто не предполагал активного участия в нем народа и мало напоминал наш обычай посещения церкви. Так как государственное синто — не религия, его священникам по закону запрещалось проповедовать любые догматы и не дозволялось совершать никаких церковных служб в западном понимании их. Вместо этого в обычные ритуальные дни официальные представители общины приходили и стояли перед священником, в то время как он совершал обряд очищения, раз­махивая перед ними палкой с бумажными полосками и конопля­ными лентами127. Он открывал дверцу алтаря и пронзительным криком вызывал богов на обрядовую трапезу. Священник молил­ся, и каждый участник обряда в порядке своего ранга с особо по­чтительным поклоном преподносил вездесущий в старой и новой Японии дар — веточку священного дерева со свисающими с него полосками белой бумаги128. Затем священник с таким же криком отправлял богов назад и закрывал дверцы алтаря. В дни праздни­ков государственного синто Император сам выполнял обряды для народа и правительственные учреждения были закрыты. Но это были небольшие народные праздники, подобные религиозным церемониям в местных синтоистских храмах или даже буддийским праздникам. Последние существовали за пределами государствен­ного синто, в «свободной» сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: