Неделя 4-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Мф., 25 зач., VIII, 5–13.

 

Русский перевод РБО:

5. Когда Иисус пришел в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил о помощи.

6. – Господин, – сказал он, – мой слуга лежит дома парализованный и ужасно мучается.

7. Иисус ответил ему:

– Хорошо, Я приду и исцелю его.

8. Сотник возразил Иисусу:

– Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома. Скажи лишь слово, и мой слуга выздоровеет. 9. Ведь и сам я подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: «Ступай!» – и он идет, другому: «Ко мне!» – и тот приходит. Слуге моему говорю: «Сделай это!» – и он делает.

10. Иисус, услышав это, удивился и сказал тем, кто шел за Ним:

– Говорю вам истину, что даже в Израиле Я не встречал такой сильной веры. 11. Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут на пиру с Авраамом, Исааком и Иаковом в Небесном Царстве. 12. Сыны же Царства будут выброшены вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов.

13. И Иисус сказал сотнику:

– Иди! По твоей вере будет тебе.

И в тот же час слуга выздоровел.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 31.

 

Этот замечательный рассказ сообщает также Евангелист Лука (Лк 7:1-10), который, ввиду его важности, помещает его сразу после большой учительной проповеди Иисуса Христа. Так и евангелист Матфей помещает рассказ о языческом сотнике сразу после большой Нагорной проповеди. Предание евангелиста Иоанна также сохранило этот рассказ в несколько иной редакции (Ин 4:46-54). Этот отрывок о язычнике, который верует во Христа, отражает острую проблему в тех христианских общинах, которые были готовы через крещение принимать в Церковь необрезанных «богобоязненных» язычников. При этом в таких общинах чувствительным было противодействие тех христиан, которые желали видеть в Церкви исключительно обрезанных, иудеев и отвергали приём в церковь необрезанных, то есть, с их точки зрения, «нечистых» язычников. Открытость к миссии среди язычников была, как мы знаем из Книги Деяний и из посланий Апостола Павла, большой проблемой христианства до Апостольского собора в 47 (или 49) году (Деян 15), который разрешил эту проблему в пользу крещения необрезанных. Но и после этого Собора некоторое время вопрос оставался напряженным.

Вообще говоря, количество верующих христиан из язычников в середине I века постоянно умножалось. Вера в единого Бога к тому времени не была проблемой для более или менее образованных жителей Римской империи. Действительно, было не так уж много тех, кто простодушно верил в бесчисленное множество богов языческого пантеона. И культ этим богам стал к тому времени скорее привычной данью традициям и требованиям государственной лояльности. Затрагивать глубину религиозного чувства и трезвого разума архаическое многобожие было уже не в состоянии. Да и в сошествие с небес Спасителя Сына Божия, о котором проповедали миссионеры апостолы, поверить было нетрудно. Таковое сошествие ожидалось и в среде язычников. В прошлых беседах мы уже упоминали о том, как незадолго до Рождества Иисуса Христа величайший римский поэт Вергилий (70-19 до РХ) в своей Четвертой эклоге писал об ожидании таинственного Младенца, который должен родиться от небесной Девы. Главная проблема была не в этих моментах веры, а в отношении к Закону Моисея с его требованиями. Прежде всего с его главным требованием непременной принадлежности к Израилю – избранному народу Божию с его знаком верности Богу – обрезанием, да и с многими другими требованиями ритуальной «чистоты». Все эти библейские требования, привычные и понятные иудеям, были чужды и неприемлемы для других народов. Они затрудняли миссию и сводили христианство к узко-национальной религии. Это прекрасно понимали такие умы как апостол Павел, но не понимали многие христиане из иудеев, свято веривших в абсолютную необходимость обрезания и принятия основных положений Моиссева законодательства. – Поэтому так важны были рассказы предания о случаях веры среди язычников уже при земной жизни Иисуса Христа. Рассказ о римском сотнике, чья вера заслужила высшего одобрения Спасителя, более того, была поставлена в пример иудеям, - этот рассказ был весьма важен в полемике между национально ориентированными иудеохристианами и последователями универсального христианства, независимого от национальных рамок.

Однако, вернемся непосредственно к нашему тексту. Иисус, как мы читаем, входит в Капернаум, небольшой город на севере Галилеи, где располагался римский гарнизон. Там к Нему подходит сотник, то есть центурион, офицер, командовавший соединением примерно в сотню воинов. Этот сотник обращается со скромной просьбой к Иисусу. При этом надо, как и в прошлом отрывке, обратить внимание на обращение «Господи!». И снова мы должны отметить, что в Евангелии от Матфея такое обращение означает нечто большее, чем вежливое «господин». Разумеется, мы не знаем, как именно обратился реальный сотник к Иисусу, и не знаем даже, на каком языке он это сделал. Но мы ведь читаем не расшифровку магнитофонной записи и не журналистский репортаж с места события, а Евангелие, исполненное богословской значимости. Для Матфея и его церкви «Господи!» - исповедание Божественности Иисуса Христа.

Сотник даже не просит, а просто сообщает о страдании его слуги. Здесь, правда, не совсем ясно, что означает употребленное в Евангелии выражение pai/j mou. Возможно, речь идет о слуге, как и в Евангелии от Луки. Но в параллельном месте Евангелия от Иоанна говорится о «сыне» (Ин 4:46). Само слово pai/j может означать и слугу, и мальчика, и дитя, так что возможно и то и другое. Впрочем, такие детали не важны. Важнее то, что за словами сотника стоит вера и надежда. – Иисус отвечает ему: «Я приду и исцелю его». Однако есть веские основания полагать, что это предложение – вопросительное[1]. Так некоторые и переводят. То есть Иисус как бы спрашивает сотника: «Так что? Мне пойти к тебе и исцелить его?». Это звучало бы в контексте всей истории вполне реалистично. Ведь Иисуса окружала не только доброжелательно настроенная толпа, но и законники, которые постоянно искали, к чему бы придраться. И если бы Иисус напрямую выразил желание идти в дом «нечистого» язычника, это немедленно вызвало бы обвинение его в беззаконии. Ибо какой же благочестивый иудей по своей воле войдет в дом язычника, где он осквернится? Уже один разговор с таковым весьма подозрителен и нежелателен. К тому же речь идет не просто о каком-то язычнике, а о римском воине, ненавистном оккупанте. Помогать такому? Да его убить мало, – только что опасно и невозможно. – Однако сотник совсем не ждет от Иисуса посещения его дома. Он говорит о том, что он недостоин такой жертвы, но ведь достаточно одного только слова Господа, чтобы его слуга стал здоровым. Он верит в властную силу слова Иисуса, повелевающего демонам болезни. «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», – говорит он Иисусу. Такая необыкновенная вера вызывает удивление Иисуса: «Аминь, – говорит Он (здесь в оригинале звучит именно это эмоциональное восклицание), – аминь говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Этот язычник силой своей веры посрамил иудеев, народ Мессии. Иисус без промедления обещает сотнику исполнение его просьбы: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Но перед этим из уст Христа звучат слова спасительного обетования язычникам. Многие язычники «придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». В пророческих книгах Ветхого Завета говорилось об эсхатологическом обращении язычников. Так, Исаия видит грядущее паломничество многих народов к горе Сион, в Иерусалим, в храм Господа:

«И будет в последние дни,

гора дома Господня

будет поставлена во главу гор

и возвысится над холмами,

и потекут к ней все народы.

И пойдут многие народы и скажут:

придите, и взойдем на гору Господню,

в дом Бога Иаковлева…» (Ис 2:2-3).

У пророка Малахии читаем об эсхатологическом поклонении язычников Единому Богу: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал 1:11). Но никому из пророков Ветхого Завета даже в голову не приходила мысль о том, что язычники могут занять место иудеев за пиршественным столом Царства Небесного, что они «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом», с прародителями народа Израиля. Эти слова Иисуса в Его время и в Его окружении звучали вызывающе дерзкими, тем более что они сопровождались угрозой самим иудеям: «а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». «Сыны Царства» – еврейский фразеологизм, который означает, что израильтянам по праву рождения от праотца Авраама предназначено войти в Царство Небесное. Язычникам это не дано: они, с точки зрения иудеев, «сыны тьмы», которым уготована тьма, погибель в огне геенны, а не Царствие. Но в устах Иисуса Христа как бы всё переворачивается. Язычники приглашены на праздник Царства, а иудеи «извержены будут во тьму внешнюю». Это выражение «тьма внешняя» характерна для евангелиста Матфея. Здесь это образ тьмы, которая простирается за стенами залитых светом небесных чертогов. Иудеев прогонят, вытолкают из праздничного зала, и они будут стоять в этой тьме и скрежетать зубами от зависти, обиды, ярости, но и плакать в раскаянии. Таков яркий образ, который, разумеется, нельзя принимать буквально. Эти – и не только эти – слова Иисуса носят предостерегающий, увещательный и учительный характер. Основная мысль этих слов в том, что спасительная милость Бога распространяется не только на Израиль, как считало большинство в окружении Иисуса Христа, но и на язычников. И еще нечто необычное для того времени: милость Божия приносит спасительные плоды не автоматически, не за происхождение (дети Авраама!), не за религиозное образование и начитанность (книжники!), не за послушное следование традиционным правилам и ритуалам (фарисеи!)… Неизмеримо важнее всего этого искренняя вера, которую и прославляет Иисус Своей похвалой, выраженной языческому сотнику: «“Иди, и, как ты веровал, да будет тебе”. И выздоровел слуга его в тот час».

 

 


[1] Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. 2. Teilband, Mt 8-17 (EKK Bd. I/2). – Zürich, 1990, S. 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: