Развитие личности и его закономерности
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. Личностью человек становится в процессе развития.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Свойства и закономерности развития:
- Имманентность: способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности.
- Биогенность: психическое развитие личности во многом определяется механизмом наследственности.
- Социогенность: социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности.
- Психогенность: человек – саморегулирующая и самоуправляющая система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению.
- Индивидуальность: личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.
- Стадийность: развитие личности подчиняется стадии зарождения, роста, кульминации, увядания, упадка.
- Неравномерность (нелинейность): индивид уникален, каждая личность развивается в своем темпе, испытывая случайно распределенные во времени ускорения (спонтанность) и противоречия роста (кризисность).
Физический возраст определяет количественные (ограниченность) и качественные (сензитивность) возможности психического развития.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
в начало
Обучение и развитие
Существуют разные точки зрения на соотношение обучения и развития. В отечественной психологии утверждается теория обучения, сформулированная Л.С. Выготским в начале 30-х годов, где ведущая роль была признана за обучением. Введенное им понятие “зоны ближайшего развития” раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”.
Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития.
в начало
Концепции развивающего обучения
- Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
- Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
- Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
- Концепция Г.А.Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
- Концепция В.В. Давыдова – Д.Б.Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
- Концепция С.А.Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
- Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
- Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
в начало
Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- общее психическое развитие личности;
- создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Дидактические принципы системы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Свойства методической системы
- многогранность;
- процессуальность познания;
- разрешение коллизий;
- вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.