Характерные черты «цветных» революций




· Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и забастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей. Оппозиция в таком случае утверждает, что были допущены нарушения избирательного законодательства, исказившие волю народа. Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосования (Украина), или к отдаче части парламентских мест, либо к силовому захвату зданий органов власти толпой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государства с последующим проведением новых выборов. Во всех случаях оппозиция приходит к власти.

· Революция проходит под антикоррупционными и радикально-демократическими лозунгами. Ключевыми являются идеи народного суверенитета Руссо, где народ противопоставляется манипулируемой режимом массе.

· Революции предшествует формирование молодёжных организаций (Пора, Отпор и т. д.), которые образуют т. н. «полевые отряды революции».

· Революция носит подчёркнуто бескровный характер. Здесь отзвук движения Ганди и хиппи, которые раздавали полицейским цветы. Отсюда характерный бренд революции — неагрессивный цвет или цветок. Однако в Киргизии в результате столкновений с полицией и погромов магазинов после силового захвата зданий органов власти толпой были пострадавшие.

· Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур («не допустить пролития крови»).

Стратегия НАТО

Основополагающим документом, определяющим взгляды военно-по­литического руководства (ВПР) НАТО на строительство и применение объединенных вооруженных сил, в настоящее время является стратеги­ческая концепция блока. В документе отражены официально принятые в Североатлантическом союзе взгляды насущность, цели и характер возможных войн, на подготовку к ним объединенных вооруженных сил блока и способы их ведения,

Анализ исторического развития военной стратегии НАТО показыва­ет, что решающее влияние на ее формирование всегда оказывали взгляды руководства США. Изменения принципиальных положений американской военной доктри­ны вызывали соответствующие изменения в военной стратегии НАТО.

Всего за время существования блока НАТО было принято шесть стратегий.

Стратегия «щита и меча» (1954). Основывалась на американской страте­гии «массированного возмездия» и предполагала в любом конфликте с СССР неограниченное применение ядерного оружия с самого начала конфликта. Роль «меча» отводилась американским ядерным силам, развернутым в Европе, роль «щита» - обычным вооруженным силам стран альянса на Европейском и Ат­лантическом театрах войны.

Стратегия «передовой обороны» (1963), В ее основу было положено тре­бование о недопущении потери значительной части территории альянса. Эта концепция фактически предусматривала применение ядерного оружия на са­мой ранней стадии развития военного конфликта.

Стратегия «гибкого реагирования» (1967). Предусматривала ведение все­общей ядерной и ограниченной войн, при этом ограниченная война рассма­тривалась как ступень перерастания любых военных действий во всеобщую ядерную войну.

Стратегическая концепция, в основе которой лежали политические и воен­но-стратегические установки стратегии «гибкого реагирования», дополненные с учетом изменившейся военно-политической обстановки (1991),

Стратегическая концепция, базирующаяся на стратегии «гибкого реагиро­вания» с учетом военно-политической обстановки, сложившейся после окон­чания «холодной войны» (1999),

Стратегическая концепция «Активное вовлечение, современная оборо­на» (2010). Основа данной стратегии НАТО – политические и военно-стратегические установки преды­дущей стратегической концепции с учетом современной военно-политической обстановки. Североатлантический союз строит фундамент для становления глобальной военно-политической организации.

Эволюция доктрины НАТО в период после окончания «холодной войны» была оформлена в упомянутой выше стратегической концепции альянса, при­нятой на вашингтонской сессии 1999 года. В концепции описывались задачи Североатлантического союза, определялись стратегические перспективы раз­вития военно-политической обстановки и угрозы для безопасности НАТО.

Исходя из этого рассматривались подходы к проблеме безопасности в XXI веке и руководящие принципы строительства и применения объединенных вооруженных сил. Однако основное внимание в документе было уделено собственно военным вопросам - разработке принципов стратегии НАТО и направлениям строительства объединынных вооруженных сил.

В документе были продекларированы оборонительный характер союза и его готовность к укреплению сотрудничества с новыми партнерами; в нем отмечалось, в частности, опасность появления очагов нестабильности в Евроатлантическом регионе и вокруг него, а также возможность внезапного и быстрого возникновения региональных конфликтов на периферии НАТО. В связи с этим ВС альянса должны были быть готовыми к ведению оборонительных и наступательных действий, проведению операций по урегулированию кризисов за пределами территории государств - членов НАТО, а также к участию в мероприятиях по поддержанию мира и безопасности, проводимых другими межгосударственными организациями.

Появление ныне действующей стратегической концепции НАТО «Активное вовлечение, современная оборона» было вызвано необходимостью учесть произошедшие за 11 лет и возможные в обозримой перспективе изменения в военно-политической и военно-стратегической обстановке.

Исходя из принципа преемственности к требованиям, получившим дальнейшее развитие в новой стратегии НАТО, относятся следующие:

  • постоянная и основная роль военной силы в обеспечении евроатлантической безопасности и стабильности на основе сохранения «трансатлантической связи»;
  • расширение блока за счет принятия новых членов;
  • наличие и использование в мирное время боеготовых формирований в качестве надежного инструмента по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисных ситуаций;
  • сохранение в Европе ядерного оружия как сдерживающего фактора возникновения крупномасштабной войны,
  • внутриблоковая солидарность, стратегическое единство, равная безопасность, поддержание баланса ролей и обязанностей во взаимных отношениях сторон;
  • финансирование на многонациональной основе, в том числе через военный бюджет и принятую в НАТО программу инвестиций;
  • совместное планирование военной политики, установление общих стандартов и процедур в отношении вооружения, боевой техники и материально-технических средств;
  • размещение военных контингентов США, Канады и европейских партнеров по блоку за пределами национальных территорий;
  • поддержание на согласованном уровне численности различных компонентов ВС и их боеготовности, способных вести не только ограниченные локальные и региональные, но и длительные боевые действия;
  • эффективное тыловое обеспечение и соответствующий уровень развития инфраструктуры;
  • обеспечение проведения перебросок войск и грузов, создание и пополнение запасов ВВТ и материально-технических средств в Европе и кризисных регионах вне зоны ответственности альянса.

Анализируя угрозы в сфере безопасности, руководство блока приходит к выводу о том, что, хотя угроза нападения на страны НАТО с использованием обычных вооружений является незначительной, ее нельзя игнорировать. Среди других отмечается возрастание угроз кибератак, которые могут достигать уровня, угрожающего национальному и евроатлантическому благополучию, Особое внимание в документе отведено угрозам, связанным с перебоями в поставках энергоносителей и ресурсов в связи с возрастающей зависимостью от зарубежных поставщиков энергоносителей. Кроме того, впервые выделены угрозы, связанные с негативными факторами природного характера и нехваткой ресурсов, в том числе риски для здоровья, изменение климата, нехватка воды и растущие энергетические потребности.

В документе сформулированы три фундаментальные задачи Североатлантического союза: коллективная оборона, кризисное урегулирование и безопасность на основе сотрудничества.

В рамках решения задачи обеспечения коллективной обороны членов НАТО от любой угрозы считается необходимым, чтобы блок обладал полным спектром военных возможностей. Для этого предполагается:

  • обеспечивать сбалансированное сочетание ядерных и обычных сил;
  • поддерживать способность проводить одновременно две крупные межвидовые операции оперативного уровня и шесть меньших по масштабу операций для обеспечения коллективной обороны и кризисного урегулирования, включая операции на удаленных ТВД;
  • развивать и поддерживать функциональные, мобильные обычные вооруженные силы для выполнения обязательств по ст. 5 и проведения альянсом экспедиционных операций, включая силы первоочередного задействования НАТО;
  • обеспечивать наиболее широкое участие всех союзников в ядерном планировании, решении вопросов базирования ядерных сил в мирное время, а также в управлении, контроле и проведении консультаций;
  • развивать возможности для защиты от нападения с применением баллистических ракет;
  • совершенствовать потенциал НАТО по обороне от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия;
  • развивать возможности по обнаружению, предотвращению и защите от кибератак и последующему восстановлению;
  • повышать потенциал защиты от международного терроризма;
  • совершенствовать возможности по содействию обеспечению энергетической безопасности, включая защиту критической энергетической ипфраструктуры, транзитных территорий и маршрутов;
  • обеспечивать высокие возможности альянса по оценке влияния новых технологий на безопасность и учет потенциальных угроз при организации военного планирования;
  • поддерживать необходимый уровень расходов на оборону;
  • продолжать процесс пересмотра структуры сил альянса с учетом всего спектра угроз, принимая во внимание изменения в системе международной безопасности.

В этих целях осуществляется трансформация командно-штабной структуры блока, значительное повышение стратегической мобильности войск, а также формирование единых структур тылового обеспечения.

Решить задачу по кризисному урегулированию военно-политическое руководство НАТО впервые столь масштабно и на системном уровне предполагает за счет объединения политического, гражданского и военного подхода, что в совокупности должно повысить, по его мнению, эффективность предотвращения кризисов, их урегулирования, стабилизации пост конфликтных ситуаций и оказания содействия послекризисному восстановлению. Это предусматривает постоянное наблюдение и анализ международной обстановки для своевременного выявления кризисов и, в случае необходимости, принятия активных шагов, в том числе с применением военной силы, для недопущения их эскалации в более крупные конфликты. Таким образом, стратегией НАТО предусматривется расширение возможностей альянса по реализации функций «глобального полицейского», следящего за мировым порядком и вмешивающегося при его нарушении исходя из своего разумения, то есть интересов Запада.

В этих целях предполагается:

1. Совершенствовать системы принятия решений НАТО, в первую очередь, за счет создания структур и механизмов для решения вопросов ведения разведки и обмена разведывательной информацией между странами-членами альянса.

2. Продолжать развитие доктрин и совершенствование военных потенциалов для проведения экспедиционных действий, включая противоповстанческие операции, операции по стабилизации обстановки и постконфликтному восстановлению.

3. Создать собственные силы и средства, предназначенные для решения задач в постконфликтный период (поддержание правопорядка, восстановление инфраструктуры, оказание помощи местным органам власти в формировании государственных органов у правления, проведение гуманитарных операций и др.). В связи с этим предполагается сформировать специальные структуры постконфликтного восстановления, которые должны включать военный и гражданский компоненты. По замыслу экспертов НАТО, военный компонент будет состоять из специально подготовленных формирований бригадного уровня, куда войдут части и подразделения военной полиции, разведки, инженерных войск, материально-технического обеспечения, психологических и информационных операций. Гражданский компонент должен включать команды (подразделения) специалистов в области военного и административного управления, юстиции и правосудия, Главной задачей этих подразделений станет оказание содействия национальным органам управления в процессе строительства институтов государственной власти, прежде всего силовых структур, в обучении и подготовке кадров, поддержании правопорядка и борьбе с преступностью.

Кроме того, реализация глобальных функций НАТО с применением военной силы предусматривает развитие коалиционного военного потенциала организации за счет его непрерывного реформирования по следующим основным направлениям:

  • обеспечение возможностей по развертыванию группировок войск (сил) для проведения одновременно нескольких операций в течение продолжительного времени в рамках решения задач коллективной обороны и кризисного урегу лирования;
  • обеспечение информационного превосходства НАТО за счет надежной защиты автоматизированных систем управления от компьютерных атак;
  • развитие системы управления НАТО с целью осуществления эффективного руководства группировками войск (сил) альянса при проведении операций в различных регионах мира;
  • налаживание тесного взаимодействия в области военного сотрудничества между альянсом и Европейским союзом;
  • углубление и расширение отношений со странами-партнерами, введение новых форм и механизмов поддержания сотрудничества с ними;
  • перераспределение финансовых средств, увеличение инвестиций в наиболее важные проекты и в целом повышение эффективности расходования всех ресурсов.

Задачу содействия международной безопасности через сотрудничество намечается решить за счет обеспечения контроля над вооружениями, разоружения, как в области обычных средств поражения, так и в сфере ОМП, содействия усилиям в области нераспространения. Кроме того, предполагается проводить политику, отвечающую последовательной интеграции в евроатлантические структуры всех европейских стран, которые этого желают, а также развивать широкую сеть партнерских отношений с государствами и организациями по всему миру.

В целом положения стратегии НАТО свидетельствуют о стремлении его руководства продолжать курс на создание условий для превращения альянса в эффективный инструмент реализации планов Запада в глобальном масштабе. При этом, если в концепции 1999 года внимание уделено прежде всего вопросам наращивания военного превосходства НАТО над любыми противниками и закрепления его, таким образом, в качестве неоспоримой глобальной силы, то в концепции 2010-го основной упор делается уже на разработку вопросов применения данной силы и поддержание ее глобального статуса в различных условиях обстановки. Кроме того, предполагается системное совместное применение политических, военных и гражданских компонентов при реагировании на кризисные ситуации.

В новой стратегической концепции НАТО, как и в предыдущей (1999), подтверждается, что военный потенциал и в дальнейшем будет обеспечивать Североатлантическому союзу возможность предотвращать конфликты и урегулировать кризисные ситуации путем проведения операций, не предусмотренных ст. 5 Вашингтонского договора, предполагающей коллективную самооборону, Таким образом, руководство блока констатирует обладание НАТО возможностями по выполнению функций «глобального полицейского», что в принципе и подтверждает своими действиями как в Афганистане, так и в Ливии.

По существу возможность вмешательства во внутренние дела государств заявлена альянсом и на будущее, а последние действия НАТО явно свидетельствуют об отработке модели применения военной силы против государства, в котором сложилась кризисная ситуация. В будущем игнорирование альянсом международного правопорядка может создать опасность неспровоцированных силовых действий НАТО под различными предлогами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: