ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 7 глава




В основе католического культа, как и в православии, лежат семь таинств (лат. sacramentum), т.е. обрядовых действий. Однако отправление этих таинств в католицизме имеет свои особенности.

Крещение осуществляется через обливание водой головы человека и произнесение священником строго определенного текста. Это таинство понимается как возрождение человека к новой жизни и введение в Церковь. Через крещение человек освобождается от прошлых грехов и становится абсолютно невинным, чистым. Это ознаменовывается присвоением ему нового имени.

Конфирмация (от лат. confirmatio – укрепление; миропомазание) совершается епископом над детьми 7 – 12 лет и символизирует сознательное принятие веры и вступление в общину. Совершается с целью наделения верующего Божьей благодатью. Она состоит из смазывания лба, глаз, ушей, ноздрей, губ, груди, рук и ног человека ароматическим маслом – миро.

Таинство покаяния связано в католицизме с индивидуальной исповедью перед священником. Считается, что устное исповедание грехов перед священником освобождает человека от них самим Иисусом Христом. Причем количество и качество грехов при этом не имеет никакого значения. Главное – это искреннее раскаяние и твердое намерение изменить свою жизнь. Тридентским собором установлено, чтобы каждый человек, в том числе и священник, обязательно один раз в год, под угрозой отлучения от Церкви и лишения христианского погребения, приступал к таинству покаяния.

Причащение (евхаристия, греч. ευχαριστία – благодарение) имеет целью объединение верующего с Богом. Вкушая освященные хлеб и вино, верующий приобщается к Плоти и Крови Иисуса Христа. В католицизме причастие совершается не на квасном хлебе, как в православии, а на пресном (облатка). Причем миряне причащаются только хлебом, а духовенство – хлебом и вином. Такая традиция берет начало с 13 в., когда возникла необходимость закрепить особое положение духовенства по отношению к мирянам. Без помощи священников ни один человек не может заслужить Божьей милости: каждый верующий-католик должен иметь своего духовного наставника и систематически перед ним исповедоваться.

На II Ватиканском соборе (1962-1965) было установлено, что мирянам (по их желанию) также разрешается причащаться хлебом и вином. С 12 в. в Католической Церкви не причащают младенцев, существует лишь первое причастие, которое осуществляется вместе с конфирмацией.

Таинство брака было признано Католической Церковью лишь в середине 16 в. на Тридентском соборе. Считается, что брак, заключенный в Церкви, является незыблемым. Католическая Церковь категорически отрицает развод. При подготовке к этому таинству тщательно проверяется, нет ли препятствий к вступлению в брак (напр., несвобода одного из супругов и т.д.), чтобы впоследствии не возникла необходимость в разводе.

Соборование (елеосвящение) совершается в католицизме над тяжелобольными, умирающими людьми. Предполагается, что посредством этого таинства с человека снимаются грехи, в которых он не успел раскаяться.

Священство – это таинство, посредством которого человек вводится в духовный сан. Оно осуществляется исключительно епископами. Обряд включает наложение рук, помазание и передачу духовного сана. Особенностью священства в католицизме является, введенный в 11 в. Папой Григорием VII, целибат (от лат. caelebs – неженатый), т.е. безбрачие священников. К этому времени Католическая Церковь стала крупным феодалом, имела земельную собственность. Чтобы сохранить ее в неприкосновенности и не допустить раздела между наследниками священнослужителя и был введен целибат.

Известно, что среди католического духовенства были и есть противники безбрачия. Однако, в 1967 г. Папа Павел VI специальной энцикликой (позднелат. encyclicus – общий, окружной) подтвердил нерушимость целибата.

Следует отметить, что на II Ватиканском соборе не было высказано никаких теологических возражений против введения в духовный сан женщин.

Католическому культу присущи широкое почитание мучеников и блаженных. Разработана практика посмертного возведения в ранг святых (канонизация – лат. canonizō от греч. κανών – правило, норма, т.е. узаконивание) и причисления к лику блаженных (беатификация – от лат. beatus – блаженный и facio – делаю). Святые признаются всеми членами Церкви, в их память установлены праздничные дни, их изображения признаются иконами и выставляются в церквах. В настоящее время начата процедура причисления к рангу святых Папы Иоанна Павла II. Культ блаженных имеет более ограниченные пределы, в которых он дозволен. Он не может быть предписан для почитания всей Церковью. Их изображения не могут выставляться в храмах. Даже на упоминание их в публичных молитвах требуется разрешение Папы. За всю историю Католической Церкви было признано около 20 тысяч святых и почти 200 тысяч блаженных.

Широкое распространение в католицизме получило паломничество в святые места. Различают большое и малое паломничество. Большое – это посещение святых мест, которые почитаются всей Католической Церковью. Среди таких мест можно назвать Иерусалим, где находится Святой Гроб, Турин, где сохраняется Туринская плащаница, Фатима, где в 1917 г. произошло так называемое «Фатимское чудо» – чудесное явление Богородицы трем португальским детям и др. Малое паломничество – это посещение местных святынь.

Важное место в католическом культе отводится праздникам. Следует отметить, что в отличие от православных церквей, которые праздничные дни отмечают по юлианскому календарю (старый стиль), Католическая Церковь с 16 в. перешла на григорианский календарь (новый стиль).

Существенной особенностью католических праздников является тесное переплетение христианской обрядности и народных традиций. Один праздник отличается от другого объектом прославления, степенью торжественности и продолжительности, типом богослужения (последовательностью чтения молитв, пения, поклонов и т.п.), а также теми особенностями, которые привносят народные обычаи (приготовление определенной пищи, форма и цвет носимой в этот праздник одежды и т.д.).

Современная система католических праздников в окончательном виде определена II Ватиканским собором, на котором была проведена литургическая реформа, следствием которой стала реформа богослужения (1969).

Главными католическими праздниками являются: Пасха (дата меняется), Рождество Христово (25 декабря), Богоявление (6 января), Вознесение (40-й день Пасхи), Пресвятых Тела и Крови Христа (четверг, через 60 дней после Пасхи), Пресвятой Девы Марии Божьей (1 января), Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря), Взятие на Небо (или Успение) Пресвятой Девы Марии (15 августа), св. Иосифа обручника Марии (19 марта), св. апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех Святых (1 ноября).

В католическом церковном календаре большое место отводится постам. Самый большой сорокадневный пост – Предрождественский. Он называется Адвента (лат. adventus – пришествие). Это время всеобщего покаяния и подготовки ко второму пришествию Христа. Богослужения в эти дни проводятся в траурных облачениях.

Католическому богослужению присущи пышность и торжественность. Главным богослужебным действием является месса, во время которой читается Библия, произносятся молитвы и звучит органная музыка. Языком богослужений традиционно является латинский. II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил проводить службы национальными языками и использовать во время богослужения элементы местной музыки и танцев. В отличие от православия, где во время богослужения верующие стоят, в Католической Церкви верующие сидят и встают только при пении определенных молитв.

В отличие от других направлений христианства, католицизм имеет строго централизованную церковную организацию. Международный центр Католической Церкви – Ватикан. Это город-государство, занимающее часть города Рима (площадь 44 га., населения – около 1000 человек). Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту и телеграф, радио, прессу, жандармерию, армию (традиционно небольшой отряд швейцарских гвардейцев) и другие атрибуты государственной власти. Как суверенное государство Ватикан обменивается дипломатическими представительствами с более чем 170 странами мира.

Верховным правителем, абсолютным монархом, объединяющим в своем лице высшую законодательную и судебную власть государства Ватикан, а также главой Католической Церкви является Папа Римский. Папа (лат. papa от греч. πάππας – папа, отец) носит следующие официальные титулы: епископ Рима, наместник (викарий) Иисуса Христа, наследник князя апостолов (т.е. св. Петра), верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан, слуга слуг Божьих. Папа Римский избирается пожизненно конклавом кардиналов, которые должны быть моложе 80 лет.

Кардинальский конклав (от лат. cum clave – под ключом) – понятие, которое имеет два значения: 1) Наименование специального совета кардиналов, который собирается для избрания Папы Римского. Конклав созывается через 80 дней после смерти предыдущего Папы. В его состав должно входить не более 120 членов. Папа считается избранным, если за него проголосовало две трети плюс один голос из присутствующих кардиналов. 2) Обозначение системы строгой конфиденциальности и изоляции, в которой происходит это заседание. Эта традиция началась с 13 в., когда после смерти Папы Климента IV (1265-1268) в течение двух лет 17 кардиналов не смогли выбрать Папу. Тогда римский магистрат принял решение заточить кардиналов в епископском дворце, сняв с него крышу, и кормить их только хлебом и водой до тех пор, пока не изберут Папу.

Ход конклава должен проходить в полной тайне. За нарушение этого предписания грозят суровые церковные кары. Избирательные бюллетени сжигаются в специальной печке. Если очередной тур голосования прошел безрезультатно, то бюллетени сжигаются с добавлением мокрой соломы. Черный цвет дыма извещает собравшихся перед собором Святого Петра о том, что Папа еще не избран. Если же Папа избран, то бюллетени сжигаются вместе с сухой соломой и специальными добавками – цвет дыма белый.

Высшими духовными лицами, занимающими в церковной иерархии место непосредственно за Папой, являются кардиналы (от лат. cardinalis – главный). Они назначаются Папой согласно консистории (лат. consistorium – собрание) – собрания кардинальской коллегии. В настоящее время в католицизме насчитывается около 200 кардиналов, которые представляют более 50 стран мира.

Следующими в церковной иерархии идут архиепископы, епископы (греч. άρχι- – старший, επίσκοπος – надзиратель, блюститель) и священники. Кроме того, церковно-административной структурой предусмотрены должности легатов (посол Римского Папы), викариев (от лат. vicarious – заместитель, наместник), примасов (от лат. primas – глава, т.е. церковный руководитель на данной территории,).

Католическая Церковь располагает огромной армией монахов, которые имеют свои собственные организации – монашеские ордена (францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев, иезуитов и др.). Католические ордена утверждаются Папой Римским. Их члены приносят обеты бедности, целомудрия, послушания и жизни по уставу. Ордена активно занимаются миссионерской, религиозно-воспитательной, образовательной и другими видами деятельности в различных уголках мира.

Кроме орденов активно функционируют и католические партии, профсоюзы, культурно-просветительные, спортивные и другие объединения. С их помощью католицизм открыто вторгается в политическую жизнь и международные отношения государств, осуществляет контроль над культурной жизнью во многих странах мира.

Католицизм – одно из наиболее массовых течений христианства. В начале 21 в. в мире насчитывалось около 1 млрд 200 тыс. католиков. Широкое распространение он получил в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в странах Латинской Америки, Польше, западных областях Украины и Белоруссии.

4.2.4. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления. Протестантизм (от лат. protestans – возражающий) возникает в 16 в. в Западной Европе в период Реформации (от лат. reformatio – преобразование, исправление).

Феодальному католицизму было противопоставлено так называемое «истинное христианство», или протестантизм. В нем в религиозной форме были сформулированы важнейшие мировоззренческие проблемы, решение которых отвечало, прежде всего, интересам нарождающейся буржуазии. Новая идеология рождалась как новая религия. А поскольку различные слои и классы искали в этой идеологии решение своих проблем и воспринимали ее по-разному, то и сам протестантизм возникает в виде множества течений. Достаточно сказать, что в настоящее время насчитывается до 2000 протестантских церквей. Они образуют широкую палитру интерпретационных вариантов христианской доктрины, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов. Различаются они, как правило, по степени радикальности в разрыве с католицизмом.

Современный протестантизм распространен главным образом в Северной Америке, Австралии, в скандинавских странах, Канаде, Германии, Англии и др. По численности последователей (около 400 млн) он является вторым, после католицизма, направлением христианства.

Вероучение, культ, и организационное устройство протестантизма формировались на основе требования устранения из них элементов, которые были привнесены католицизмом в догматику и культ по конъюнктурным соображениям и в силу этого противоречили раннехристианским идеалам.

В основе протестантского вероучения лежат два базовых положения: sola fide – только вера и sola scripture – только Писание.

Первое положение говорит о том, что для того, чтобы достичь спасения не нужны ни добрые дела, ни посредничество Церкви, ни пожертвования в ее пользу, ни богатство, ни происхождение. Только искренняя вера в искупительную миссию Иисуса Христа способна снять с человека грехи. Вера непостижимым образом даруется человеку Богом. В отличие от православия и католицизма вера в протестантизме понимается не как убежденность в существовании Бога, а как особое психическое чувство пребывания в руках Божьих.

Протестантское положение о спасении только верой было направлено против католического учения о «запасе добрых дел», которое обосновывало догмат о чистилище и практику продажи индульгенций. Однако протестанты не выступают против совершения добрых дел. С их точки зрения, вера сама по себе ориентирована на добрые дела. Верующий человек не может не творить их, но они совершаются без всякого принуждения по вере. Нельзя отделять доброе дело от веры. Более того, с точки зрения протестантизма, человек сам по себе, без веры, в силу испорченности своей природы в результате первородного греха, не способен творить добро. Оно может твориться только благодаря божественной благодати, которую человек получает даром в силу своей веры.

Единственным и исключительным источником вероучения признается Библия. Она имеет божественное происхождение. Только то, что в ней указано непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Каждому верующему предоставляется право по своему ее интерпретировать и излагать. Чтение Библии объявляется первейшей обязанностью для христианина. В связи с этим протестантами была проделана огромная работа по ее переводу на национальные языки.

Протестантизм отвергает значение Священного Предания как источника вероучения. Его рассматривают как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к учению христиан. Папские буллы, каноны церковного права, постановления Соборов, которые входят в католическое Священное Предание, изображаются протестантами как заблуждение человеческого разума.

Протестанты отвергли учение о Церкви как посреднице между Богом и людьми, ликвидировали ее феодальное устройство, лишили земельных угодий и крепостных, а также отказались признать примат Папы Римского в жизни общества и Церкви. Было разработано учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед Богом, о праве каждого верующего самому, а не через посредников, обращаться к Богу. Всякий христианин оказался наследником всей полноты «благодати», завещанной Иисусом Христом, имеющим право проповедовать в Церкви Слово Божье. Протестантские пасторы отличаются от рядовых верующих лишь своими профессиональными обязанностями. Они избираются верующими из людей, способных учить членов общины и совершать обряды. Возложение на них рук старейшин при избрании не является посвящением в сан, а лишь свидетельством их избрания на пастырскую должность. Пасторы не обладают правом от имени Бога исповедовать и отпускать людям грехи. Они подчинены и подотчетны общине.

Протестантизм отверг монашество и тем самым отмежевался от аскетического неприятия мира. С его позиции, человек, проникнувшись мыслью о Боге, должен не бежать от мира, а напротив, жить и трудиться в нем, потому что мирские обязанности и заботы являются не отчуждением от Бога, а служением ему.

Требование «дешевой церкви», выдвинутое идеологами протестантизма, привело к упрощению культа. Как правило, они отвергают поклонения иконам, кресту, Богородице, мощам и реликвиям. В церковных сооружениях нет пышного убранства. В то же время большую роль в богослужении играют проповеди, пение духовных гимнов, коллективные и индивидуальные молитвы.

Из семи совершающихся в православии и католицизме таинств протестантские церкви в своем большинстве признают только два – крещение и причащение, непосредственно связанные с новозаветной традицией. Рассматриваются они как простые обряды, во время проведения которых не происходит ничего чудодейственного. Их действие осуществляется лишь силой веры. Поэтому верующие должны совершать их сознательно.

Протестанты упразднили множество религиозных праздников, связанных с почитанием святых и Богородицы. Из общехристианских праздников всеми протестантами отмечается только Пасха. Некоторые церкви отмечают также Рождество, другие имеют свои собственные праздники, как, например, у евангельских христиан – «праздник жатвы».

Резкое ослабление внешних форм религиозности в протестантизме компенсируется идеалом внутреннего благочестия.

Протестантизм прошел сложный путь развития. В результате Реформации образовались Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская церкви. Вместе с деноминациями анабаптистов, меннонитов и унитариев эти церкви относятся к ранним формам протестантизма.

Возникновение лютеранства связано с именем монаха ордена августинцев профессора библеистики Виттенбергского университета М. Лютера, который в 1517 г. прибил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, содержащих развернутую критику важнейших положений католицизма.

Основные принципы вероучения лютеранства изложены в «Аугсбургском исповедании». В первой части этого документа – «Вера и доктрина» – изложены основные положения вероучения. Во второй – «Злоупотребления» – нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: достижение спасения личной верой, отрицание Священного Предания и признание единственным источником вероучения Библии, упразднение монашества, поклонения святым, мощам и т.д.

Однако в лютеранстве сохранились некоторые черты католицизма, хотя и в несколько измененном виде. Крещение у лютеран, как и у католиков, считается непременным условием спасения. Оно рассматривается лютеранами как знак «оправдания», которое даруется через данное таинство. Как обряд сохранена конфирмация (от лат. confirmatio – укрепление). Кроме крещения в качестве таинств признаются евхаристия (святое причастие) и исповедь. Христианским символом в лютеранстве оставлен крест. Лютеране не признают икон, а допускают лишь настенную живопись в церквах. Богослужение ведется на национальных языках. Оно сопровождается органной музыкой, во время службы зажигаются свечи. Духовенство избирается пожизненно, сохранен епископат.

В 1947 г. в г.Лунд (Швеция) была создана Всемирная лютеранская федерация с центром в г.Женева (Швейцария). В настоящее время в мире насчитывается более 75 млн приверженцев лютеранства. Его исповедуют более трети населения Германии (27 млн), 5% населения США (12 млн), около 80% населения Дании, более 50% населения Швеции (4,4 млн), более 85% населения Финляндии и Норвегии, более трети населения Эстонии (0,5 млн), около 20% населения Латвии (0,5 млн) и т.д.

В Украине лютеранство имеет 61 общину и заметного влияния на религиозную ситуацию в стране не оказывает.

Кальвинизм – наиболее радикальная разновидность протестантизма. Он основан теологом и проповедником Ж. Кальвином. Основные идеи своего учения он изложил в своем главном труде «Наставления в христианской вере».

Ж. Кальвин более решительно, чем М. Лютер порвал с католицизмом, хотя и воспринял основные лютеранские принципы вероучения. Одним из главных и специфических для кальвинизма догматов является учение об «абсолютном предопределении». Согласно ему, Бог еще до сотворения мира предопределил судьбу людей, разделив их на избранных к вечному блаженству и обреченных к гибели. Никакие усилия людей не могут этого изменить. Признаком избранности является не происхождение, не сословная принадлежность, а успех в делах. Чтобы подчеркнуть значение мирского «дела» он разрабатывает концепцию христианского призвания. Согласно этой концепции мирская деятельность и профессиональная этика обеспечивают потустороннее блаженство. Человек, утверждает он, не должен роптать на Бога за свое место в обществе, а, наоборот, должен радоваться сознанием выполненного долга на своем месте и в своей профессии. Ради этого он обязан отказаться от наслаждений, избегать расточительности. На первый взгляд Ж. Кальвин утверждает, что Писание требует от человека умения жить и в бедности, и в богатстве. В бедности нужно научиться терпеть и обходится без того, чего у него нет; в богатстве – соблюдать умеренность, избегать излишеств и т.д. Богатство само по себе, с точки зрения кальвинизма, не является источником зла. Более того, христианин не может от него отказаться, ибо все от Бога. Святость понимается не в отказе от земных благ, а в умении ими пользоваться при условии воспитания в себе евангельского чувства меры.

Учение кальвинизма стимулировало развитие буржуазных отношений и санкционировало новые принципы социального и нравственного поведения. В своей современной форме, в различных своих течениях (реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм) кальвинизм утратил свой крайний радикализм и во многом сблизился с лютеранством и евангелическими учениями.

В настоящее время приверженцев кальвинизма около 40 млн. Традиционно, придерживаясь мощных консервативных политических взглядов, наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, Германии, Франции, Шотландии и ЮАР.

Англиканство возникло в ходе борьбы за власть английского короля с Римским Папой. Следует отметить, что в английском обществе оппозиция к римскому влиянию назревала давно. Наиболее популярным ее выразителем еще в 14 в. был Дж. Виклиф. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископата в дела страны, чрезмерным притязанием Пап на руководство светскими делами, чрезмерными денежными поборами, которые превышали доход короля, распущенностью духовенства, которое к тому же было представлено исключительно иноземцами, назначаемыми Папой.

Формальным поводом для преобразования Церкви послужил бракоразводный процесс короля Генриха VIII с королевой Екатериной и его женитьба на Анне Болейн, на которые Папа не дал разрешения. В 1534 г. Генрих VIII при активной поддержке населения и парламента заявляет о непризнании власти Папы на территории английского королевства. Он объявил себя главой Церкви, закрыл монастыри, а их имущество конфисковал в пользу королевской казны. Мощи и иконы были сожжены.

Англиканство представляет собой некий «средний путь» между католицизмом и лютеранством. Основы вероучения англиканства изложены в «Книге общих молитв», созданной в 1548 г. и первоначально включавшей 42 члена. После пересмотра некоторых ее положений в 1571 г. она включает 39 членов.

Источником вероучения в англиканстве признано Священное Писание – Ветхий и Новый Завет – как универсальный стандарт христианской веры. Но не отвергается и Священное Предание, хотя ему отводится второстепенная роль. В нем признаются три христианских Символа Веры (Апостольский, Никейский, Афанасьевский); постановления первых четырех Вселенских соборов (Никейского – 325 г., Константинопольского – 381 г., Эффеского – 431 г., Халкедонского – 452 г.); учение о фелиокве (Дух Святой исходит «и от Бога-Сына»). Отрицается учение о «запасе добрых дел».

В учении о спасении англиканство придерживается тезиса о важности личной веры, но при этом не отрицается душеспасительная сила Церкви.

Богослужения проводятся на национальном языке в торжественной, напоминающей католическую, обстановке.

Из семи христианских таинств два – крещение и причащение – определены как евангельские, ибо они установлены Иисусом Христом. Остальные пять, хотя и возникли позже, дозволены Писанием. Из них конфирмация носит всеобщий характер, рукоположение в сан также обязательно и производится по древней традиции, а исповедь и другие таинства совершаются по желанию верующих.

Поклонение иконам и святым отвергается, хотя в англиканском церковном календаре более семидесяти дней в году посвящены святым и мученикам, дающим верующим пример для подражания.

Англиканство сохранило церковную иерархию. Во главе Церкви стоит король. Ему подчиняются два архиепископа – Кентерберийский и Йоркширский. Им в свою очередь подчиняются епископы, которые назначаются монархом по рекомендации специальной правительственной комиссии. Епископы имеют в своем подчинении викариев (священников) и диаконов. Часть епископов занимают место в палате лордов парламента Великобритании. Кроме того, существует также Национальная Ассамблея Церкви Англии, в которой представлены епископы, низшее духовенство и делегаты от мирян. Она оказывает большое влияние на церковные дела.

В настоящее время в мире насчитывается около 73 млн англикан. Они объедены в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образования. Англиканство распространено в Англии (государственная церковь), Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австрии, Новой Зеландии и других странах. С 1867 г. церкви, сохраняя свою независимость, объединены в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, которые созываются каждые 10 лет в Ламбетском дворце Лондона.

На основе лютеранства, кальвинизма, англиканства и иных ранних протестантских образований в дальнейшем возникли новые поздние направления протестантизма: баптизм, адвентизм, методизм, пятидесятничество, иеговизм и др.

Причиной этих расколов послужило то, что результатами буржуазных революций была удовлетворена лишь буржуазия. Народные же массы так и не получили желаемого. Течения, отклонившиеся от господствующих церквей, носили плебейско-демократический характер. В большинстве случаев их возникновение было связано с разочарованием низов в результатах буржуазных революций, выразившееся в религиозной форме.

Что касается вероучения и культа, то позднепротестантские течения варьируют в той или иной степени основные принципы главных разновидностей раннего протестантизма.

Наиболее распространенными позднепротестантскими организациями в Украине являются баптисты, адвентисты и пятидесятники.

Баптизм (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, крестить) возник в Голландии в 1-й половине 17 в. в среде английских эмигрантов, которые из-за своих религиозных убеждений (требовали полного очищения англиканства от элементов католицизма) вынуждены были покинуть родину. Генетически баптистское направление восходит к кальвинистской ветви Реформации.

Специфику вероучения баптистов определяет концепция Бога и человека. Бога они рассматривают как исключительно духовное существо, в котором нет ничего материального. Как Дух Бог невидим, немыслим, неосязаем. Он находится везде – и в мире, и вне его.

Бог создал человека по образу своему чистым и безгрешным. Грехопадение полностью исказило образ Божий в человеке. С этого времени, согласно учению баптистов, люди стали существами порочными, склонными ко всему злому. Человек погиб безвозвратно. Спасти может только Бог через воздействие Святого Духа и веру в искупительную жертву Иисуса Христа, который является единственным посредником между Богом и людьми. В Христе каждый баптист видит собственного спасителя, а в его Голгофской жертве – цену собственного искупления. Человек в неоплатном долгу перед Богом.

Получить веру, которая могла бы оправдать и спасти человека, с точки зрения баптизма, можно только через действие Святого Духа. Его присутствие в верующем является внутренним и внешним свидетельством обновления души, принадлежности к детям Божьим. Воздействие Святого Духа – это главное условие возникновения личной веры человека. Всякая иная вера – мертвая вера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: