Революция и судьба России в русской литературе от «Бесов» Ф.М.Достоевского до «Окаянных дней» И.Бунина и «В круге первом» А.И.Солженицина




«Бесы»

 

Роман «Бесы» - это не только роман трагедия, но и роман предупреждение о грозящей России революции и катастрофе. Ф.М.Достоевский пророчески предвидел, куда приведет русскую интеллигенцию одержимость идеями с богоборческой революции и атеистического социализма. Он предсказал, что революция начнется с восстания против Бога, а закончится самоистреблением народа и гибелью страны. Главным героем в романе «Бесы» стал Николай Ставрогин. Считается, что прообразом его был петрашевец Николай Спешнев. Ставрогин – молодой человек, красавец и аристократ, в романе в него влюблены все женщины. Он обладает необыкновенным даром обольщать и подчинять себе и своим идеям почти всех вокруг. Вольно или невольно он заражает своими идеями Петра Верховенского, Шатова и Кириллова. При этом Ставрогин внушает им прямо противоположные идеи. Так Петру Верховенскому он рассказывает о том, как можно убийством и кровью связать в тайной организации пятерку революционеров. Кириллова он заражает идеей «человекобожества», а Шатова, напротив, вдохновляет верой в Россию и в то, что русский народ–богоносец. Сам Ставрогин зная, что его сила беспредельна, не желает и не видит ей применения. После преступления, растления двенадцатилетней девочки Матреши и её самоубийства, он стал духовно мертвым – «гробом повапленным», уже не различающим добро и зло. «Умом Ставрогин признает существование Бога и необходимость религии, но сердцем он не с Богом, а с дьяволом», писал К.В.Мочульский. В романе ему не раз является его двойник – бес. Пытаясь избавиться от него, Ставрогин хочет публично покаяться в совершенных им грехах и преступлениях. Однако легион бесов уже вошел в его душу и они связали гордостью его сердце. Боясь насмешек со стороны людей, Ставрогин так и не смог покаяться и смириться. Демоническая гордыня приводит его к отчаянию и самоубийству. Ф.М.Достоевский показывает в романе трагедию души, одержимой чувством гордыни и презрения к людям. Отвергнув Христа и спасение в своем сердце, Ставрогин хотел переступить через добро и зло, но в результате вступил в союз с бесами, совершил преступление и погубил свою душу.

В романе Ф.М.Достоевский показывает судьбы и других героев, одержимых бесами. Одним из них является Кириллов, который под влиянием Ставрогина стремился воплотить его идею о «человекобоге». Кириллов пытается спасти человечество от «страха смерти» через самоубийство. «Страх - есть проклятие человека… Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верю. Я начну, и кончу, и дверь открою. И спасу…», говорит Кириллов, исповедуя свою новую религию, «своеволие и человекобожества». «Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». Ф.М.Достоевский показывает, что богоборчество и своеволие неизбежно приводит Кириллова и подобных ему к самоубийству и гибели. Другим учеником Ставрогина стал в романе Петр Верховенский – безбожник и нигилист, одержимый идеями атеизма, революции и принудительного равенства. Он активный руководитель тайного общества в городе, где происходят описанные в романе события. По совету своего «учителя» Николая Ставрогина, он подговорил пятерых членов созданного им тайного общества убить Шатова, чтобы скрепить их кровью. Петр Верховенский не только организует в России тайные общества и «пятерки» революционеров, он также оскверняет икону Богородицы, распространяет прокламации, сеет смуту и готовит восстание. Для Ф.М.Достоевского его прообразом стал революционер С.Г.Нечаев, основатель тайного общества «народная расправа», организатор политического убийства студента Иванова. С.Г.Нечаев был автором «катехизиса революционера». В нем революционное неспровержение существующего строя провозглашалось главной целью жизни революционера. Эта цель оправдывала любые средства, включая клевету, доносы, убийства и террор.

В «Бесах» Ф.М.Достоевский гениально предвидел и предсказал, что атеизм и богоборчество неизбежно приведут русское общество к насильственной и истребительной революции, а также и к уравнительной тирании социализма. О том, какой проект общества готовит революция, в романе откровенно рассказывает Петр Верховенский: «Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное – равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей!... Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается камнями – вот шигалевщина! Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина!»

К сожалению, роман «Бесы» Ф.М.Достоевского об опасности надвигающейся революции и безбожия, оказался «гласом вопиющего в пустыне», он не был услышан современниками писателя. Только после крушения России уже в годы революции 1917 года многие стали вспоминать его предостережения и пророчества. «Но вот грозные предсказания сбылись во всей точности, писал известный митрополит Антоний (Храповицкий), народ утонул в крови, исчах от голода и холода, сгнил от болезней; все возненавидели друг друга. Хватаясь за голову и ломая руки, они восклицают: ведь все это нам предсказано; все это стране возвещалось в книгах (роман «Бесы», «Дневник писателя»), которые мы все читали, но, мы, безумные, смеялись над нашим пророком именно за эти предсказания, хотя и благоговели перед его гениальным умом и талантом».

Действительно, революция в 20 веке в России произошла по- Достоевскому! Она была не просто социально-политическим явлением, но прежде всего религиозным, восстанием против Бога и созданного им мира. Революция 1917 года стала для России истребительной и антихристианской. Её вожди: Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин и другие были одержимы ненавистью ко Христу, к церкви и самой России. Вера, церковь и русский народ подверглись жесточайшим гонениям. В результате двух пятилеток безбожия уничтожено более 100 тысяч духовенства, не считая мирян. В России были насильственно закрыты все монастыри и почти все храмы перед Великой Отечественной войной. Революция принесла, как и предсказывал Ф.М.Достоевский новое порабощение нашему народу. В ходе её богоборческая власть пыталась создать вместо России - СССР, полностью атеистическое и тоталитарное государство. В СССР вера в Бога и свобода мысли были запрещены. Вместо них – социализм и коммунизм были объявлены «новой религией» вместо христианства, «человекобожеский культ» Ленина и Сталина заменили собой для народа веру во Христа Спасителя.

Как и предсказывал Ф.М.Достоевский, богоборческая революция привела к изгнанию выдающихся писателей, философов и поэтов: И.Бунина, А.Куприна, И.Шмелева, Б.Зайцева, Д.Мережковского, и других, они были изгнаны или были вынуждены покинуть Родину. В 1922 году революционные власти во главе с Лениным выдворили на «философском корабле» в Европу русских религиозных мыслителей: Н.Бердяева, И.Ильина, Н.Лосского, Л.Карсавина, С.Франка и многих других. Оставшихся в СССР ожидала тяжелая участь. Поэты и писатели: Н.Гумилев, Е.Поселянин, Никифоров-Волгин, гениальный ученый и богослов отец Павел Флоренский и многие другие были беспощадно расстреляны как «враги народа».

Роман Ф.М.Достоевского «Бесы» будет иметь свое продолжение в русской литературе 20 века. Можно вспомнить «Окаянные дни» И.Бунина, «Солнце мертвых» И. Шмелева, «Неугасимая лампада» Б.Ширяева, «Доктора Живаго» Б.Пастернака, «В круге первом» и «Архипелаг Гулаг» А.Солженицына.

 

Окаянные дни

Своеобразным продолжением темы «Бесов» Ф.М.Достоевского в русской литературе 20 века стали «Окаянные дни» И.Бунина. «Окаянные дни» - это дневник, написанный им в 1918 году в Москве, а затем продолжен в 1919 году в Одессе. «Окаянные дни» являются документальным свидетельством той страшной катастрофы, которая постигла Россию в годы революции. То, о чем предупреждал Ф.М.Достоевский (в романе «Бесы») совершилось, «бесы» совершили революцию и захватили власть в России. Теперь не только революционеры, по мнению И.Бунина, но и весь народ стал бесноватым, одержимым насилием, убийством и грабежом. «Да и сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, писал И.Бунин, когда были провозглашены братство, равенство и свобода. Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство». «А про эти годы писал он, и говорить нечего день и ночь живем в оргии смерти. И все во имя «светлого будущего», которое будто бы должно родится именно из этого дьявольского мрака». «Боже мой, в какой век повелел Ты родиться мне». По мнению автора «Окаянных дней», революция погубила Россию и её культуру, привела к торжеству в человеке, зверя, хама, азиата и варвара, она даже изменила лица у народа: «Голоса утробные, первобытные, пишет И.Бунин, Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские».Отвергнув культуру и государственность революция считал писатель вернула народ во времена разбойной, воровской и анархической Руси, в эпоху Стеньки Разина и Ваньки Каина. «А все таки дело заключается больше всего в «воровском шатании»,пишет он, столь излюбленном Русью с незапамятных времен, в охоте к разбойничей, вольной жизни, которой снова охвачены теперь сотни отбившихся, отвыкших от дому, от работы и всячески развращенных людей». Глядя на Одесский порт и вспоминая свой дореволюционный отъезд в свадебное путешествие из Одессы в Палестину, И.Бунин с горечью восклицает: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, богатство, счастье…»

И.Бунин корил себя на страницах дневника вместе со значительной частью интеллигенции за то, что произошло в стране, за равнодушие к духовно-религиозной жизни. Теперь, когда разверзлась бездна зла и греха в душах людей, его, как и других интеллигентов революционная катастрофа привела в Церковь. «Часто заходим в церковь, и всякий раз с восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах». Для И.Бунина революция совершилась «попущением Божиим за грехи наши», прежде всего за отступление от Бога и Церкви вначале интеллигенции,а затем и народа.

 

«В круге первом»

Роман А.И.Солженицына «В круге первом» также стал продолжением в русской литературе темы «Бесов» и других романов Ф.М.Достоевского. В своем романе А.И.Солженицын показывает нам Россию в тюрьме, то к чему привела революция и построение социализма в нашей стране. Главный герой романа, интеллигент-правдоискатель Глеб Нержин попадает как ученый и специалист в «шарашку» - первый привилегированный круг «советского ада». Лев Рубин один из тех кто сидит в «шарашке», объясняет в романе что такое первый круг ада. «Шарашку придумал если хотите Данте. Он разрывался - куда ему поместить античных мудрецов. Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светоносных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особые места». Для заключенных же после каторги «шарашка» представлялась почти раем. «Завтра меня не погонят в ледяную воду. Сорок грамм сливочного масла! Черный хлеб на столах! Не запрещают книг! Надзиратели не бьют зеков! Мне чудится, что я - в раю», говорит один из заключенных. Как и в Дантовском аду, здесь в «шарашке» находятся талантливые ученые, гениальные конструкторы (подобно Туполеву и Королеву), которые вынуждены заниматься наукой, часто для еще большего укрепления зла и тоталитарной власти в СССР. Есть в романе и образ «Великого инквизитора» в лице Сталина и «советского народа», который обожает своего любимого вождя, отца и учителя. «Друга нет и быть не может, рассуждает в романе Сталин, но зато весь простой народ любит своего Вождя, готов жизнь и душу отдать. Это и по газетам видно, и по кино, и по выставке подарков. День рождения вождя стал всенародным праздником, это радостно сознавать». Даже патриарх и церковные иерархи провозглашают его на богослужении «богоизбранным вождем»! «В последние годы Сталину просто приятно было, пишет А.И. Солженицын, что церковь в своих молитвах провозглашает его «богоизбранным Вождем». Сталин хочет осуществить окончательную победу коммунизма на всем земном шаре - через третью мировую войну и мечтает стать «императором мира» -то есть антихристом. В романе тоталитарное государство созданное Сталиным не только внешне, но и внутренне духовно и нравственно поработило людей. Народ сам отказался от свободы, передав ее в руки «мудрого» отца и учителя, который лучше всех знает как сделать людей «счастливыми». Пророчество Ф.М.Достоевского в легенде о «Великом инквизиторе » к сожалению буквально сбылось в нашей стране, народ в массе своей отрекся от Христа, свободы и бессмертия, и сам добровольно, ради «земного рая, счастья, равенства и материального благополучия» подчинился власти антихриста. Произошла трагедия богоотступничества. В созданном Сталиным антихристианском тоталитарным государстве люди потеряли христианские, нравственные представления о добре и зле, поэтому слежка и всеобщее доносительство, вранье, предательство и жестокость к «врагам народа», страх перед безжалостной властью стали нормой поведения в советском обществе. Сам Сталин этот «обожествленный» народом- тиран, показан в романе несчастным человеком, одержимым маниакальным психозом преследования и постоянным страхом за свою жизнь и в этом уже есть наказание за совершенные им чудовищные преступления. Он абсолютно одинок, всех боится, никому не доверяет и требует от министра госбезопасности Абакумова все новых и новых арестов и расстрелов. Подобно вождю, Абакумов этот – «всесильный» министр госбезопасности также живет в страхе боясь, что за любую ошибку его могут расстрелять. В этом проявляется бесчеловечная природа советского государства, созданного в результате многочисленных преступлений и злодеяний богоборческой революции и сталинской тирании.

«В круге первом» показаны судьбы героев, которые совершают духовный и нравственный выбор в условиях нечеловеческой системы сталинского тоталитарного государства. В романе перед Глебом Нержиным стоит нравственный выбор. Остаться в «шарашке» в хороших для себя условиях и заниматься созданием аппарата секретной телефонии, чтобы улучшить методы слежки за людьми и тем самым укрепить власть зла и продать душу дьяволу. Либо отправиться на каторгу, в нижние круги советского ада и приняв страдания очистить и тем спасти свою душу. Роман оканчивается духовной и нравственной победой, Глеб Нержин подобно Дмитрию Карамазову совершает свой выбор, он отправляется на каторгу. Другой герой в романе Иннокентий Володин - дипломат- государственный советник второго ранга, у него прекрасная карьера, он весьма благополучный молодой человек женат на дочери генерала. Володин вопреки всему, рискуя самой жизнью, хочет спасти мир от ядерной войны полагая, что если атомная бомба попадет в руки Сталина – мировая война станет неизбежной и человечество погибнет. Он тоже делает нравственный выбор и совершая его жертвует собой, чтобы предотвратить зло и спасти мир. Попав в тюрьму Иннокентий Володин не жалеет о своем поступке. На Лубянке в нем подобно Дмитрию Карамазову, открылось «высшее проникновение» и «второе дыхание». Есть в романе и народный герой - Спиридон Данилович Егоров ему 50 лет, он прошел тяжелый и страдальческий путь жизни, в «шарашке» работает дворником. На свободе у него была семья,жена и двое детей. Когда землю объявили крестьянской он взял надел и растил хлеб. Был арестован за «экономическую контрреволюцию», дали 10 лет и отправили на Беломорканал. После освобождения работал на заводе и потом снова пахал землю. Во время Великой Отечественной войны попал вместе с семьей в Германию. После войны жил в лагере для перемещенных лиц. Поддавшись на советскую агитацию, а также из-за дочери и семьи вернулся на родину. В СССР Спиридона судили за «измену родины»,а жену с дочкой сослали Пермскую область. Многими своими чертами характера Спиридон похож на Платона Каратаева, но в отличии от него, он не разделяет толстовского учения о «непротивлении злу». И на вопрос Глеба Нержина какой меркой надо понимать жизнь, отвечает «волкодав прав, а людоед нет». Измученный страданиями и бесчеловечностью сталинской системы Спиридон признается Глебу Нержину, что у него уже нет больше сил терпеть: «Если бы мне, Глеба, сказали сейчас: вот летит такой самолет, на ём бомба атомная. Хочешь тебя тут как собаку похоронит под лестницей, и семью твою перекроит, и еще мильён людей, но с вами - Отца Усатого и все заведение их с корнем, чтоб не было больше, чтоб не страдал народ по лагерям, по колхозам, по лесхозам?.... Я, Глеба, поверишь? нет больше терпежу! терпежу – не осталось! я бы сказал, - он повернул голову к самолету - А ну! Ну! Кидай! рушь!!» Для Спиридона его родина не Советский Союз, ставший тюрьмой для миллионов таких же как он несчастных людей, а родная семья и земля.

Продолжением «Бесов» Ф.М.Достоевского стала и знаменитая книга А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг». Это памятник всем «кому не хватило жизни об этом рассказать». Архипелаг Гулаг - это историческая эпопея, она подобно «Войне и Миру» рассказывает нам о трагической истории России в 20веке, о том, что принесла революция 1917 года русскому народу. Это опыт художественного исследования - повесть о страданиях миллионов жертв в истребительно-трудовых лагерях Гулага. А.И.Солженицын будучи сам одним из тех, кто прошел через Гулаг, создал одно из величайших в истории свидетельств о злодеяниях советского тоталитаризма. Автор «Архипелага Гулага» несомненно стал совестью нашего народа. Эта книга открыла правду о революции и Советском Союзе как на родине, так и миллионам людей во всем мире. Она не только изобличила ложь коммунистической пропаганды, но помогла нашему многострадальному народу постепенно освободиться от власти советского тоталитарного государства и наконец обрести долгожданную свободу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: