Индивидуальный способ выражения в запечатленном движении




Хильдегард Бертольд-Андрэ

Рисование форм с точки зрения темпераментов

 

 

перевод с нем. Косточкиной Н. Н.

 

 

г. Владимир, 1996 г.


 

Индивидуальный способ выражения в запечатленном движении

 

 

Примеры детских рисунков

 

Рисование форм в общем способствует здоровому развитию, поскольку оно пробуждает и развивает концентрацию, чувство формы и подвижность представления.

 

Но эта область оказывается также своего рода сейсмографом, указывающим на все колебания, которые появляются у детей в процессе преобразования сил с наступлением школьного возраста. Если классный учитель сравнит рисунки, сделанные одним ребенком в течение довольно продолжительного времени, то кроме все более возрастающей умелости он разглядит в них почти неповторимый индивидуальный характер формообразования.

 

Это связано с процессом возникновения форм, которые постепенно от переживаемого движения через деятельность воли приводятся к наглядному представлению.

 

Из начальных упражнений (то, как они описываются для рисования на первых школьных уроках) классный учитель узнает многое о способностях, помехах или нарушениях в последовательности движений какого-либо ребенка.

 

Так отдельных детей можно побудить к более сильному переживанию какого-либо движения, если попросить их проделать эти формы в пространстве до того, как они начнут рисовать их. (Например, пробежать их.) В младших классах это подкрепляется эвритмией и подвижными играми, исходя из других антропологических аспектов.

 

В качестве следующего шага к более уверенному и осознанному проведению движения формы рисуются в воздухе при помощи руки, причем глаза должны обязательно сопровождать движение, следя за кончиками пальцев. Идет ли движение вверх или вниз, округлое оно или угловатое глаза всюду сопровождают кончики пальцев, полностью сосредоточившись на них. Таким образом может вырабатываться внимание. («Искусство воспитания. Методическо-дидактическое», 1 доклад от 21.

 

8. 1919.)

 

Наконец заданная форма еще раз проводится при помощи пальца на листе бумаги, но теперь она ограничивается имеющимся форматом. И только после этого при помощи мелка след этого движения становится видимым на листе бумаги.

 

Таким образом процесс возникновения какой-либо формы переживается активно: прямое, округлое, заостряющееся и т. д. как бы вырастает из твоей собственной натуры. Здесь вступает в силу подлинное понимание форм.

 

Все оттенки личностных реакций (воли и восприятия) находят свое отражение в свободном создании форм. Это сказывается на запечатленном движении, на том, как оно протекает, начиная с того момента, когда мелок касается бумаги, как оно затем проводится и кончая уже готовой формой: Торопливость или закомплексованная сдержанность здесь, поверхностное скольжение мелка или выполненные с сильным нажимом руки, глубоко врезавшиеся линии там.

 

Несколько примеров из 1-4 классов могут показать это.


Рис. 1: Из первого года обучения. Сильное возбуждение первых школьных дней отразилось на рисунке этой девочки. Этот же ребенок несколько недель спустя нарисовал четко проведенную спираль.

 

 

Рисунки 2a, b и 3a, b также относятся к первому году обучения. Закругляющиеся линии вокруг центральной точки.

 

В первом упражнении (рис. 2a, b) заключающие в себя середину; во втором упражнении (рис. 3a,

b) раскрывающиеся на четыре стороны.

 

Рис. 2а ясно и просто показывает заданную

 

 

форму.

 

Рис. 2b: Выполненные быстрыми штрихами закругляющиеся линии окружают середину. За ними следуют повторяющие их линии, а внутреннее пространство разделено на огромное количество различных форм. Вокруг всей формы появляется зубчатая линия, напоминающая колючки.

 

Рис. 3а: Перевернутое изображение первого упражнения принадлежит тому же ребенку, что и рис. 2b. Внутренние линии нанесены вокруг сильного центра с сильным нажимом и хорошим чувством равновесия. Вся форма свободно располагается на листе.

 

Рис. 3b: У другого ребенка вся форма производит такое впечатление, словно она вытянута на листе. Линии нежно располагаются вокруг двухцветной середины в определенном порядке. Каждая линия заканчивается лишь тогда, когда доходит до края листа. Вторые и третьи повторяющие линии в каждом направлении еще больше усиливают впечатление чего-то тонкого и высокого. Сами центральные точки этих форм, рассмотренные отдельно, поражают своей выразительностью.

 

Середина, взятая из рис. 2а, маленькая. Она была просто поставлена, без совершения большого количества движений.

 

 

3а: Движение, выполненное с большим нажи-мом, идет сначала по кругу, а затем с силой выталкивается наружу.

 

3b: Зерно и оболочка нарисованы двумя цветами очень тщательно и прочно. Все вместе образует нечто очень плотное и вытянутое.

 

Рисунки 4 a f показывают спиральные формы из второго класса с очень индивидуальной манерой исполнения.


Задание: Откуда-то издалека движение направляется к середине, немного задерживается там, поворачивает назад и по новой дорожке (выполненной уже другим цветом) снова выходит наружу, устремляясь в даль.

 

Очень гармоничная последовательность движений (от сужения до расширения) совершается между центром и периферией. Давайте посмотрим, как это выглядит в 6 приведенных примерах:

 

а: Свободно и легко поднимаясь, движение красиво закругляется внутрь и снова взлетает вверх, оставаясь все время плавным. Внутреннее пространство остается открытым и нигде не сужается, и только в том месте, где меняется направление, обрисовывается еще раз.

 

b: Движение начинается со спуска вниз и, чем ближе к середине, тем уже и тверже оно становится, а вот обратный путь находится так же легко, как если бы вы возвращались по собственным следам.

 

с: Здесь линия становится чуть ли не плоскостью, но все же движение, хоть и очень мягко, гармонично закругляясь, ведет к середине, а затем снова наружу. Обратный путь пролегает вдоль первой линии.

 

d: Здесь линия «распухает» и еще больше становится похожей на плоскость; красиво закругляющееся в начале движение становится ближе к середине все более и более неуверенным. Обратное движение заполняет собой почти все промежуточное пространство, превращая форму в плоскостную.

 

e: Выполненное с сильным нажимом движение энергично идет к середине и возвращается обратно. Повторные рисунки, расположенные вокруг первого, уже потеряли силу и тяжесть первой формы.

 

f: Наивысшее напряжение запечатлевает эта форма. Она нарисована с сильным нажимом, и перелом направления во внешнюю сторону совершается в очень острой форме.

 

Также ко второму году обучения относятся и рисунки 5a и 5b.

 

Гармония симметрических форм заключается в равновесии между правой и левой половиной, что редко бывает идентично точному отражению.

 

Рис. 5а: Дополняющая половина справа сужается и плотно прижимается к середине. В своей средней части вся форма сильно вытянута в длину, однако производит все еще гармоничное впечатление. Линия очень нежная, равновесие находится словно наощупь.

 

Рис. 5b: Та же самая форма была нарисована другим ребенком с сильным нажимом и легким расширением в нижней части.

 

 

В четвертом классе умение рисовать у детей возрастает, и все то, что изучалось до сих пор, появляется в других соединениях и с новыми закономерностями.

На одном примере этой ступени можно одновременно увидеть отношение «точка окружение» и симметрию «право лево» (рис.

 

6а и 6b). Новым в этом упражнении является то, что в местах пересечения линии не просто наносятся одна на другую, как это было до сих пор, а переплетаются.

 

Сопровождая движение во время рисования глазами, теперь приходится быть особенно сосредоточенным в местах пересечения линий: здесь линия идет поверх, а тут проходит понизу.


Здесь является важным только возникновение формы, в котором проявляется процесс движения ее возникновения.

 

И тому, и другому ребенку удалось «схватить» форму, и все же, сравнив рисунки, вы увидите, что в первой форме середина широко раскрыта, и вся форма как бы растянута.

 

Вторая форма напротив производит впечатление суженной и крепко связанной в середине.

 

Одной из главных задач в первые школьные годы является работа над гармонизацией однобокостей (односторонностей) для того, чтобы можно было предотвратить неправильное развитие. Классный учитель, рассматривая рисунки детей, очень скоро начнет различать в них предрасположенности к той или иной односторонности. Тенденции к чрезмерному упрочнению или к размытому, расплывающемуся изображению указывают на сильные и грозящие опасностью стороны душевной организации ребенка.

 

В этой связи следует учесть то, с каким вниманием относился к темпераментам в смысле учения о человеке Р. Штейнер. Темпераменты очень важны для диагноза тех или иных предрасположенностей к одностороннему развитию, но они также являются областью действенного (эффективного) лечения.

 

 

Темпераменты

 

Под темпераментом в общем и целом понимают основную окраску человеческой сущности, а учение о темпераментах еще с античных времен считается в медицине и психологии «историческим ядром» познания человека. Различают четыре основных типа душевного настроения. Их обозначения взяты из учения Гиппократа, который объяснял здоровье или нездоровье правильным или неправильным взаимодействием телесных соков:

 

Холерик указывает на чересчур жидкую (текучую) желчь (chole), меланхолия возникает тогда, когда желчь загустевает и чернеет (melas). Соки в лимфатической системе превращаются в слизь (phlegma) или они становятся слишком быстрыми в крови (sanguis).

 

В психологии учение о темпераментах долгие годы отвергалось как устаревшее, хотя в повседневной жизни оно всегда находило применение в практической психологии. Более точные исследования детского поведения в последние десятилетия описывают темперамент как существенный компонент между физическими и психологическими процессами в фазах развития.

 

Подробнейшее рассмотрение темпераментов и их значения для воспитания и самовоспитания мы находим у Р. Штейнера уже в 1908/09 гг. Он дает новое обоснование учения о темпераментах.

 

Со своим представлением о человеке как о взаимодействии тела, души и духа Р. Штейнер ставит также и четыре темперамента на новую основу познания.

 

В его описании темперамент представляет собой соединение двух течений, между которыми совершается человеческое развитие. Темперамент стоит в середине между тем, что человек приносит

с собой индивидуально из своего предыдущего существования, и тем, что берет свое начало из наследственной линии. Одно течение окрашивает другое точно так же, как синяя и желтая краски смешиваются друг с другом в зеленом.

 

Физическо-телесное и душевно-духовное пронизывают друг друга. Одно живет в другом.

 

В заключение к этому развивается связь темпераментов с 4 основными элементами человеческого существа.

 

В то время, как человек учится познавать себя в своих основных элементах, ему становится понятна их связь, их взаимодействие и их индивидуальное выделение как собственный темперамент. Там, где преобладает сила «Я», там возникает холерик. Легкая переменчивость ощущений и представлений в астральном теле является характерным признаком сангвиника. Преобладающие жизненные процессы сильного эфирного тела ведут к флегматичности, тогда как меланхолик сильнее всего переживает тяжесть физического тела. Каждый человек заключает в себе все четыре основных элемента, но тот или иной элемент преобладает и служит источником того или иного темперамента. Рассмотренный таким образом темперамент принадлежит к сущности человека. И применительно к его развитию он является шансом (возможностью), а не только слабостью. Позитивная оценка каждого темперамента дает возможность использовать его в социальном плане.

 

Все воспитательные указания Р. Штейнера направлены на то, чтобы не оттеснять господствующий темперамент на задний план, но развивать его позитивную сторону так, чтобы он мог оказаться шансом.

 

До тех пор, пока темпераменты в общечеловеческом находятся в хороших руках, они представляют собой то, что делает жизнь богатой и разнообразной. Но так же, как каждая сила может стать слабостью, в них тоже кроется опасность перерождения, ведущая вплоть до болезней.

 

 

Характеристика темпераментов с прилагающимися к ним формами

 

Введение в методическое обращение с темпераментами начинается с связи темпераментов с основными элементами человеческого существа, т. к. «... результатом воспитания и преподавания должно стать установление гармонии между этими элементами. «(GA 295, доклад от 21. 08. 1919, 1 семинарское обсуждение)

 

Затем Р. Штейнер дает учителям более схематическую ориентировку, в которой темперамент рассматривается с двух точек зрения: душевной возбудимости и силы.

 

Мало возбудимости, много силы при меланхолическом темпераменте

Наименьшая возбудимость и сила при флегматическом темпераменте

Наивысшая возбудимость и сила при холерическом темпераменте

Много возбуждения, мало силы при сангвиническом темпераменте

 

Теперь следует принять во внимание тот факт, что в чистом виде темпераменты встречаются редко, и нам следует обращать внимание на противоположности и переходы, имеющие место среди темпераментов. При этом всегда найдется доминирующая окраска темперамента. Ребенок не может скрывать свою сущность. Это особенно четко проявляется в цветах и формах, когда ребенок свободно рисует, как это обычно и бывает впервые школьные годы. Отсюда возникает задача: с одной стороны, во время занятий необходимо продвигаться вперед индивидуально, а с другой стороны надо находить группировки. И все же в конечном итоге только из внутренней связи воспитателя с ребенком возникает более глубокое понимание его основного душевного настроя.

 

Р. Штейнер говорит об учете темпераментов во время занятий во многих выступлениях, но только на семинарских обсуждениях речь идет о том, как можно пойти навстречу тому или иному типу темперамента, занимаясь рисованием форм. Ниже будут приведены формы, предложенные Р. Штейнером, и будет показана их связь с тем или иным темпераментом.

 

Описание тех или иных форм, с помощью которых можно воспитывающе влиять на темпераменты, предваряет короткая характеристика темперамента с его сильными и слабыми сторонами.

 

 

Ребенок-сангвиник

 

В классе дети-сангвиники бросаются в глаза благодаря своей оживленности и жизнерадостности. Их сущность быстро раскрывается, они общительны и доверчивы. Они легко восхищаются всем новым, на них очень быстро можно произвести впечатление. Но интерес недолго задерживается на одном предмете, он спешит от одного восприятия к следующему.

 

Все ритмичное является для этих детей жизненным элементом. Они отлично рецитируют, обладая хорошим языковым чутьем, и, как правило, бывают хорошими рассказчиками, обладающими богатой фантазией. Во время занятий они всегда готовы содействовать чему-либо.

 

С точки зрения телосложения ребенок-сангвиник обычно бывает изящным и стройным. Он умело владеет своими членами, а его походка легко переходит во что-то окрыленное или в прыжки.

 

Он улыбается вам своими глазами, но взгляд его слегка блуждает, быстро хватается за что-то и снова быстро убегает. У чересчур возбудимого ребенка глаза широко раскрыты и неспокойны.


Здесь начинается опасность этого лабильного (неустойчивого) душевного склада. Ребенок становится легкомысленным и болтливым, подвижность превращается в беспокойство, любое говорение легко переходит в крик, он все больше и больше выходит из себя.

 

Впечатления, полученные при помощи органов чувств, сильно возбуждают мир чувств и представлений этих детей. Из своих телесных сил они еще не могут противопоставить этому никакой стабильности. Поэтому-то именно дети-сангвиники реагируют на душевные возбуждения и настроения во всем, вплоть до всех жизненных процессов (например, такой реакцией может стать нарушение сна или потеря аппетита). В гармоничном окружении организм также может развиваться очень хорошо.

 

В рисовании ребенок-сангвиник отличается легкой рукой, его линии нежны и красивы. (см. рис. 4а) Он быстро делает повторные рисунки, но при этом он не изменяет их существенно в лучшую сторону. (см. рис. 4е) Если ребенок склонен к легкомыслию, формы начинают становиться более плоскими, ион легко теряет ориентацию, например, в том случае, когда форма располагается вокруг какого-либо центра.

 

 

Формы для ребенка-сангвиника

 

Навстречу сангвиническому типу темперамента в рисовании можно пойти в том случае, если вы будете уделять внимание варьирующемуся повторению. В качестве примера дается простой мотив. (см. рисунки для ребенка-сангвиника, рис. 1)

 

Он повторяется трижды. (рис. 2)

 

Затем еще раз: один и три. (рис. 3)

 

Характер этой формы будет виден особенно отчетливо, если ее крупно нарисовать на доске: Движение раскачивается вверх и вниз, оно быстро продвигается слева направо и не возвращается в свою исходную точку. Основная черта непрерывной и волнистой линии. (рис. 4)

 

От угрожающей опасности превращения в плоскость это движение защищено при помощи строгого ритмического разделения на закругляющиеся части, на концах которых вам приходится останавливаться на короткое время для смены направления (момент покоя), для того чтобы потом снова взлететь вверх и вниз.

 

К этому добавляется еще и полное прерывание движения как большая пауза: один раз пауза три раза пауза. Всякая опасность однообразности устранена, все новые и новые небольшие элементы, заставляющие напрягаться, не дают возможности вашему вниманию рассеяться.

 

Какие бы вариации вы не использовали для сангвинического темперамента, вам следует обращать внимание на основные элементы этой формы:

 

раскачивающееся вверх и вниз движение в устремляющемся вперед направлении;

 

ритмические повторения;

 

сознательная смена направления за счет образования углов;

 

прерывание ритмической последовательности; никаких бесконечных линейных форм.

 

С помощью этого ребенок в этом возрасте приучается сознательно напрягать волю. Другие примеры для 1 и 2 классов: (рис. 5)

 

На более поздней ступени, например, в пятом классе, изучая растения, можно нарисовать метаморфозы с листьями или что-то, напоминающее усы ползучих растений, где появляются ритмические повторения в том виде, как их показывает природа. Описание греческой культурной эпохи во время занятий также дает повод углубить этот ритмично-дышащий элемент. (рис. 6)

 

 

Ребенок-меланхолик

Сущность детей-меланхоликов мало раскрывается во внешний мир. По своему телосложению они также часто бывают стройными и хорошо сложенными, но движения их более сдержаны, походка скованная, а также немного медлительная. Они не всегда смотрят на мир радостными глазами, скорее они немного печальны и им нравится, чтобы вокруг них все было тихо и спокойно. Говорят они также тихо, к тому же немного монотонно. У таких детей вы редко увидите спонтанные проявления чувств, они склонны к размышлениям и с трудом освобождаются от своих чувств.

 

Что касается их участия во время занятий, то здесь легко ошибиться. Они спокойны и часто кажутся равнодушными, но если приглядеться повнимательнее, то можно заметить, что они слишком заняты собой или внимательно слушают. Их интерес необходимо выводить во внешний мир, например, при помощи подробного рассмотрения какого-то одного явления с разных сторон. Тогда они потом смогут поразмышлять над этим, сравнить и вынести свое суждение. Эти дети вдвойне нуждаются во внимании и признании своих работ, которые они выполняют как следует и с большим старанием.

 

При такой предрасположенности душевным устремлениям к легкости и подвижности из телесного предрасположения противостоит чувство тяжести. В результате этого гармония между душевно-духовной стороной его человеческой сущности и комфортным жизненным чувством в той или иной степени нарушается в его основном настроении.

 

Опасность здесь заключается в социальной замкнутости и изоляции от окружения и возникающем в результате этого одиночестве. Если вам удастся направить силы этого душевного склада из внутреннего мира во внешний, то способность страдать может обратиться в способность сострадать (сопереживать) судьбам других.

 

Формы ребенка-меланхолика в общем и целом показывают тенденцию к стягиванию. (рис. 7)

 

Напряжение, направленное вовнутрь, преобладает. Результат для него важнее, чем движение туда. Линию он рисует очень тонко, нерешительно или с острым нажимом.

 

 

Формы для ребенка-меланхолика

В противоположность подвижному мотиву (для ребенка-сангвиника) следующая форма выстроена в определенном порядке. (рис. 7а и 7b) Имея дело с ребенком-меланхоликом, необходимо следить за тем, чтобы с зрительным восприятием соединялось нечто такое, что заставляло бы задумываться, размышлять. Сначала рисуют фигуру 7а, а затем, как противоположную форму, рядом помещают фигуру 7b.

 

Сначала заштриховывают первоначальную форму (7а), а потом противоположную ей форму (7b). То, что в форме 7азаштриховано, в форме 7b остается не закрашенным. Если, глядя на форму 7b, представить себе все заштрихованное пустым, а все пустое заштрихованным, то перед вашими глазами снова возникнет форма 7а. Так внешние формы на рис. 7b противопоставлены внутренним на рис. 7а. При помощи этого пробуждается фантазия, и предрасположенность ребенка-меланхолика к замкнутости уводится во внешний мир. (см. 4 семинарское обсуждение)

 

Основная фигура этого упражнения (рис. 8а) располагается в определенном порядке вокруг единого центра. Она показывает подвижное равновесие между внутренней формой и линиями окружения. Внутренняя форма устремляется вовне, а внешняя линия давит своими острыми концами на центр. (рис. 8b) Для противоположной формы эта фигура рисуется еще раз. Это непростая форма и она требует нескольких подготовительных упражнений. (рис. 8с)

 

Новым к тому же является образование плоскостей, которое встречается преимущественно в живописи. При помощи этого форма заметно выигрывает в значении и весе. Появляющееся отношение «светлое-темное» позволяет сильнее выделить внешнюю или внутреннюю форму.

 

Во время двойного исполнения этой формы в процессе деятельности возникает сравнение: внутренняя форма светлая, внешняя форма светлая. Для описываемой здесь возрастной ступени в этом процессе важной прежде всего является связь наглядного (зрительного) с размышлением. В заключение к этому учитель может поговорить с детьми о том, как все внутреннее взаимосвязано с внешним.

 

Рис. 8с является подготовительным упражнением для этой формы.

 

Рисунки 9a, 9b, 9c, 9d могут служить примерами других подобных упражнений. Они построены таким же образом, как ирис. 7а и 7b.


 

Ребенок-флегматик

 

От детей-флегматиков исходит миролюбивое спокойствие. Они не чувствуют какой-то большой необходимости направлять свои чувства в спонтанных реакциях наружу. Они пережидают, наблюдая за тем, что происходит вокруг них.

 

Во время занятий они охотно участвуют во всем, что делается хором, они как бы «плывут» вместе со всеми. Все новое погружается в них и проходит долгое время, прежде чем оно снова всплывает из памяти. То, что им поручают, они неизменно и надежно выполняют. Если удается пробудить их участие в делах и умениях других детей, то они выходят из себя и показывают, как много остроумной созерцательности и душевной глубины живет в них.

 

В подвижной группе детей они спокойные полюса: по своему телосложению скорее кругленькие с неторопливыми движениями и медленной, плетущейся походкой. Физиономия также кажется мечтательной и невозмутимой в том случае, если интерес не направлен во внешний мир. Все душевные возбуждения сильно связаны с теми функциями тела, которые имеют отношение к железам.

 

При таком душевном складе опасность погружения в себя имеет место наравне с мечтательностью, уводящей вовне. В результате этого в экстремальном случае возникает безучастность, которая может привести даже к тупоумию. В этих детях необходимо снова и снова возбуждать пробуждающие реакции в области чувственных восприятий, например, учить их прислушиваться во время внезапных шумов и внимательно всматриваться в формы.

 

 

Формы для ребенка-флегматика

 

В данном случае не применимы: ни ритмическое движение, ни неторопливое сравнение внутреннего и внешнего, как это было в случае ребенка-сангвиника и ребенка-меланхолика. Форма выстраивается, проходя 3 ступени. Сначала рисуется линия круга, она окружает свободное внутреннее пространство. (рис. 10а) На второй ступени это свободное пространство расчленяется при помощи четырех изогнутых линий. (рис. 10b) При этом находится центр, он является результатом деятельности. Расчлененная форма может возникнуть разными путями: например, как на рис. 10d или 10е, в результате чего появляются интересные варианты.

 

Настоящий сюрприз заключается в третьей ступени: оболочка в форме круга стирается. Пред нашими глазами теперь предстает четкое образование, состоящее из четырех частей. (10с) «При помощи рисования и стирания ребенок-флегматик может быть выхвачен из своего флегматичного состояния. «(3 семинарское обсуждение)

 

В художественном выражении ярко выявляется склонность ребенка-флегматика к цветным плоскостям, в рисовании акварельными красками ему удаются прекрасные цветовые переходы. В рисовании эта предрасположенность проявляется в тенденции к разбуханию четкой линии и в вытягивании всей формы, часто во весь заданный формат.

 

Ребенок-флегматик охотно делает повторения, но они остаются одинаковыми и легко превращаются в механические, если при этом ему не приходится принимать во внимание сильные изменения. Этот акцент привносит с собой последний шаг в построении описанной выше формы: окружающая оболочка исчезает, новая форма свободно выступает вперед.

 

Этот последний шаг предъявляет на практике некоторые требования к фантазии и умелости учителя. Стирание лучше всего можно выполнить на доске, а там одновременно могут работать, всегда только мало детей. В больших классах существует возможность подчеркнуть появление новой формы на листе. Это можно сделать и в описанной выше группе форм при помощи включения плоскостей, выполненных в цвете или светотени.

 

В принципе сначала все дети работают над одним мотивом, при этом для учителя очень показательным является то, как, например, ребенок-холерик выполняет форму для детей-меланхоликов или детей-флегматиков. У доски должно рисовать как можно больше тех детей, для которых было задумано определенное упражнение.

Акцент для ребенка-флегматика падает при этом на активное изменение формы для усиления способности различать, в то время как у ребенка-меланхолика речь идет прежде всего о переживании отношения между внутренней и внешней формой. Другие примеры для 2-5 классов даны на рис. 10f.

 

 

Ребенок-холерик

 

Внутренняя сила и возбудимость чувств у ребенка-холерика выражены больше, чем у кого-либо еще. С необыкновенной жаждой деятельности подходит он к своим задачам, энергично выполняет их торопится поскорее закончить. Если его активности противостоит какое-либо препятствие, то он реагирует очень бурно, его реакция напоминает взрыв. Часто из-за незначительных причин это приводит к конфликтам с его окружением. Ребенок-холерик еще не в состоянии совладать со своей огненной силой восприятия, его «Я» необузданно вырывается наружу.

 

В ожидании новых вещей взор с живостью и любопытством устремляется во внешний мир. Если его воля не может реализоваться, ребенок сердится и выглядит упрямым и угрюмым. Телосложение относительно плотное, походка твердая и решительная. Энергия и активность этих детей может побуждающе влиять на остальных, и в совместных мероприятиях они могут организовывать, назначать и вести за собой.

 

Тщательное и терпеливое отрабатывание чего-либо является тяжким испытанием для них. Если какое-то дело не удается с первой попытки, то они скорее бросят его, чем возьмутся за него еще раз. Ярко выраженный холерик при провалах может бушевать и злиться также и на самого себя. Опасной односторонностью здесь может оказаться чрезмерная вспыльчивость, которая может привести к возникновению буйного помешательства.

 

Опыт показывает, что, когда дети с одинаковым темпераментом сидят во время занятий вместе, это является очень экономичным. Холерики вылечивают друг друга, если они проявляют свою индивидуальность по отношению друг к другу. Меланхолик становится бодрее, если он сидит среди меланхоликов. Но группы также влияют друг на друга, если способности, обусловленные темпераментами, включены в построение урока.

 

В рисунках детей-холериков можно увидеть многое от того напряжения и выразительности, которые в них живут. И все же часто они рисуют мелком с таким сильным нажимом, что какие-то тонкости и нюансы легко исчезают при этом. (см. рис. 2b и 3а)

 

 

Формы для ребенка-холерика

 

Для этой группы нет указаний по формам, данных Р. Штейнером. Но основной жест внутреннего движения у ребенка-холерика определить несложно. Он всегда ощущает себя центральной точкой, и отношения с окружением воспринимает всегда активно (иногда сильнее, иногда слабее, но всегда активно). На языке форм это можно выразить одним высказыванием Р. Штейнера: «Внутренняя сила устремляется вовне. «;Пауль Клее называет это «движением повелителя»

 

Этой активности, устремляющейся вовне, воспитатель должен противопоставить дифференцированную чувствительность к тому, что живет в окружении.

 

Исходя из имеющейся силы, форма начинает выстраиваться с середины. (рис. 11а) Но при этом имеется в виду не простое пересечение вертикальной и горизонтальной линий. (рис. 11b)

 

1. Ставится центральная точка, и при помощи прямых линий движение целеустремленно ведет во все направления. (рис. 11с)

 

2. Движение выходит наружу, в окружение, и снова возвращается к центру. Вся форма приобретает при этом гармоничную завершенность. (рис. 11d)

 

В качестве подчеркивающего элемента здесь не следует применять плоскости, скорее можно посоветовать чередование цветов от одного шага к другому. Формы выстраиваются, исходя из центра.

В зависимости от числовых отношений меняется уровень сложности той или иной формы.

 

Один пример, состоящий из 3 ступеней:

 

1. Красные прямые, ведущие вовне. (рис. 11е)


2. Светло-красные дуги, идущие вовне. (рис. 11f)

 

3. Светло-голубая противоположная внешняя форма. Светло-красная внутренняя форма соответственно изменила свое движение. (рис. 11g)

 

Другие примеры. (рис. 12)

 

В качестве обобщения необходимо сказать, что при сильно выраженных односторонностях темпераментов особенным образом нарушается отношение к окружению. Побуждая ребенка рисовать определенным образом, мы оказываем влияние на его отношение к окружающему миру.

 

Сангвиник: Большая возбудимость в области чувств; мало силы воли.

 

Формы: вы начинаете с устремляющегося вперед движения; ритмическое расчленение основных элементов (прямая и кривая) с ярко выраженными вехами.

 

Меланхолик: малая возбудимость в области чувств; большая внутренняя сила.

 

Формы: начинать с расчлененных, но закрытых в себе форм. Сравнение внутреннего и внешнего при помощи светло темных плоскостей.

 

Флегматик: малая возбудимость в области чувств; мало силы воли.

 

Формы: вы начинаете с закрытого в себе, нерасчлененного круга. Расчленение внутреннего пространства, выделение новой формы как самостоятельного образования, в случае необходимости при помощи образования плоскостей.

 

Холерик: большая возбудимость в области чувств; большая сила воли.

 

Формы: Направленное движение от центра к окружению (прямая). Дифференцирование форм окружения (кривая).

 

В настоящее время у детей все чаще встречаются нарушения (затруднения) в области движения. Это можно исправить, если много рисовать у доски. В положении «стоя» (перед доской или перед листом бумаги) каждое движение совершается свободнее. При этом должно отрабатываться легкое ведение линии, оно способствует сопереживанию движению линии. Также рисование форм при помощи ног всегда оказывается чрезвычайно полезным для понимания какого-либо движения формы.

 

В особых случаях рисование форм и лечебная эвритмия используются в терапевтических целях.

 

Нарисованные формы говорят о пережитом движении, а создание формы оказывает влияние на душевное переживание. Если эта взаимосвязь принимается учителем во внимание и отрабатывается им, он скоро сможет сам создавать формы для определенного ребенка или для группы детей. Конечно, для всех 4 групп формы можно разнообразным способом варьировать. После десятого года жизни классный учитель может снова вернуться к ним на примерах природоведения, при изучении культурных эпох или изучая закономерности математики, так что они (формы) предстанут перед детьми преобразованными и могут быть заново открыты.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: