Сравнительная характеристика уроков




Понятия: (с сайта pedagogical_dictionary.academic.ru).

Образовательная среда система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин). (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006).

Развивающая образовательная среда такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А.Ясвин, 2001, С.14)

Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин ). (Большой Энциклопедический словарь. 2000).

Инновации - (в педагогике)существенный элемент развития образования, выражающийся в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006).

Технологии - алгоритм выполнения определенной преподавательской деятельности через ее расчленение на систему последовательных взаимосвязанных элементарных дидактических действий, которые определены более или менее однозначно и имеют целью обеспечение достижения высокой эффективности в этой деятельности. (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006).

 

Роль учителя. Позиция учителя (в условиях развивающей образовательной среды)

Следует учитывать, что в современных условиях необходимо формирование у школьника не только глубоких знаний, умений и навыков, а, прежде всего, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, обеспечивающих реализацию своих возможностей в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Означает ли это, что на уроке учащиеся знакомятся только с методами познания, со способами приобретения знаний при изучении школьных предметов (к примеру, русского языка)?

Выскажите свое мнение (согласитесь или опровергните следующее высказывание). По мнению В. Рубцова, необходим переход от школы мифотворчества - к школе ремесла, школе исследований и - к школе проектов.

Примечание: эти переходы осуществлять не от ступени к ступени, а в рамках каждой ступени обучения.

Образовательная среда строится как система локальных образовательных сред — «школ разных ступеней».

На 1-ой ступени в «школе мифотворчества» для детей 5—6 лет предметное содержание включает свойства, вещи, отношения, а осваиваемые способы действия — это действия по сценарию в соответствии с ролью.

На 2-ой ступени в «школе-мастерской» для детей 7—9 лет предметное содержание включает способы действия, навыки, а осваиваемые способы действия — реконструкция способа, упражнение в навыке.

На 3-ой ступени в «школе-лаборатории» для детей 10—13 лет предметное содержание включает модели, теории, а осваиваемые способы действия — поиск, исследование, экспериментирование.

На 4-ой- ступени в «проектной школе» для школьников 14—16 лет предметное содержание включает создание образцов, а осваиваемые способы действия — проектирование новых образцов.

Таким образом, я согласна с мнением В.Рубцова, так как каждая ступень присуща психо-физическому развитию учащихся разных возрастов. Данные переходы возможно осуществлять и в рамках каждой ступени обучения, в процессе изучения той или иной новой темы.

3.Условия подготовки учителя к уроку (материал для размышления).

Рекомендации: 1.Учитывать особенности системно-деятельностного подхода (природные задатки превращаются в способности только в деятельности, но и создаются деятельностью + положительные эмоции).

2.Необходимость внутренней мотивации ученика. При «субъект-субъектных» отношениях учителя и учеников урок начинается с целеполагания (совместного в том числе) познавательной деятельности ученика.

3.Далее конструируются действия учителя и ученика, алгоритм коллективных действий и индивидуальной познавательной деятельности (достижения цели), рефлексия-оценивание собственных действий и приобретенных знаний.

 

Сравнительная характеристика уроков

Традиционный урок русского языка Урок русского языка в контексте ФГОС
Тему урока учащимся сообщает учитель. Тему урока учащиеся формулируют самостоятельно.
Учитель формулирует и сообщает учащимся цели и задачи урока. Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Учитель сообщает учащимся план занятия для достижения цели урока. Самостоятельное планирование учащимися способов достижения намеченной цели.
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще – задание одно для всех). Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Выводы на тему: «Учитель сегодня …» (2-3 тезиса):

· Сегодня школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

· Сегодня необходимо научить учащихся воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

· Современный учитель должен уметь может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка.

· Для успешной работы учителю сегодня необходимо знать психологию школьников разных возрастов, и, конечно же, в полном объёме владеть своим предметом.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: