WOMEN IN SOCIAL WORK: GENDER AND COMMUNICATIVE ASPECTS




ЖЕНЩИНА В СОЦИАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ

Рузина Е.С.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Дзержинский политехнический институт

Дзержинск, Россия

WOMEN IN SOCIAL WORK: GENDER AND COMMUNICATIVE ASPECTS

Ruzina E.S.

Nizhny Novgorod State Technical University R.E. Alekseeva

Dzerzhinsky Polytechnic Institute

Dzerzhinsk, Russia

 

В настоящее время возрастает значение социальной ответственности в среде предпринимательства, в особенности у женщин-предпринимателей.

Для начала дадим определение понятию социальная ответственность и выявим взаимосвязь данного понятия с предпринимательством и социальным творчеством.

Социальная ответственность – соответствие действий социальных субъектов (членов общества, социальных групп) взаимным требованиям и общим интересам, а также соответствие конкретным социальным нормам, принятым в обществе. Это соответствие вытекает из закономерностей совместной жизни людей, необходимости соподчинения различных социальных субъектов, в связи, с чем каждый из них выступает активным носителем определенных социальных обязанностей друг перед другом [3].

В зависимости от того, в каких сферах жизнедеятельности общества социальная ответственность находит своё проявление, она подразделяется на различные подвиды. Так, существует социальная ответственность в предпринимательстве. Уровень социальной ответственности, в данном случае, возрастает соответственно развитию определенных потребностей различных социальных групп (на те, группы, на которые направлен бизнес), активности самих предпринимателей, уровню развития их социального творчества.

Так почему же бизнес-леди обладают более высокой степенью социальной ответственности, чем мужчины-предприниматели. Исследователи это поясняют так: «...женщины, по природе своей, более зависимы в своей деятельности от других членов общества, поэтому принципы и этичность женского бизнеса, как правило, определяется сложившимся нравственным императивом в этом обществе. Такая ситуация обусловливается традиционной гендерной установкой большинства женщин. Проявлением социальной ответственности в женском бизнесе является, во-первых, ориентация на гуманный менеджмент (такой менеджмент, который учитывает человека во всех его проявлениях, ставит его на первое место), во-вторых – это выраженная ориентация на социальную помощь» [1].

Кроме того, есть ряд личностных качеств, присущие большинству женщин-предпринимателей, влияющие на их поведение в социуме, такие как: коммуникабельность, ответственность, эмпатичность, высокая эмоциональная чувствительность, дипломатичность, умение разрешать конфликты с проникновением в их суть. Исследователи отмечают следующую закономерность: «Женское предпринимательство ориентировано на людей, которые рядом, за которых она несет ответственность. Внутренняя чувствительность порождает эмпатию к состоянию других людей, которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-предпринимателя» [2, с. 7].

Цель данной статьи – выявить роль женщины-предпринимателя в социальном творчестве.

Творчество – это всегда процесс создания чего-то нового, уникального в своем роде. Под социальным же творчеством понимается наиболее зрелая форма социальной активности. Это процесс, направленный на преобразование существующих и создание новых форм социальных отношений. Процесс социального творчества предполагает использование всех интеллектуальных, духовных и физических ресурсов, что позволяет личности, как творцу наиболее полно раскрыть свои способности и направить их на достижение интересов общества в целом или отдельных социальных групп [3].

Предприниматель, по сути, и есть – творец. Он – является создателем нового (с уникальными качествами) товара или услуги.

Что касается женского предпринимательства, то оно становилось одновременно с разрушением гендерных стереотипов о том, что женщинам в общественной жизни свойственна и приемлема только роль матери и домохозяйки. Женщины-предприниматели того периода – создательницы первых в своем роде школ для девушек, женских курсов, швейных фабрик. И в прошлые столетия, как и в настоящее время, женский бизнес преимущественно имеет социальную направленность.

На сегодняшний день в нашей стране достаточно примеров женского предпринимательства, ориентированного, в первую очередь, на социальный результат (кстати, это часто отличает отечественный вариант социального бизнеса от зарубежного, в котором, социальная направленность возникает уже после получения значительных экономических выгод). Так, Анна Рыбкина (г. Дзержинск), в 2011 открыла свою творческую мастерскую, где еженедельно проводятся мастер-классы по рукоделию. В том числе, по ее же инициативе подобные мастер-классы проводились отдельно и для многодетных и малообеспеченных семей. А в апреле 2013 года Анна реализовала проект «Семь вечеров с русской тряпичной куклой». Цель данного проекта, по словам организаторов – возрождение исконно русских семейных традиций через совместное творчество детей и родителей. Таким образом, мастер-классы Анны решают несколько социально значимых задач. Это, и организация совместного семейного досуга, и поддержание определенных культурных ценностей и традиций (изготовление кукол-оберегов, новогодних игрушек), а также передача и трансляция своих навыков и умений от матери (бабушки) к дочери (внучки).

Ещё одним примером социально-ориентированного женского предпринимательства является столичный проект «Булки не растут на деревьях» (стартовал в декабре 2011). Автор этого проекта Иванова Мария организовала оригинальные курсы по профориентации детей и подростков, заключающийся в том, чтобы дать им возможность узнать о различных профессиях, а главное – попробовать себя в них.

Но, стоит заметить, что женщины решают различные социальные задачи не только, посредством своей трудовой деятельности. Помимо предпринимательской активности, женщины решают социальные проблемы, участвуя в различных волонтерских акциях.

Анна Рыбкина также является организатором мастер-классов с детьми из Дзержинского дома-интерната, а также помогает организовать досуг для многодетных и малообеспеченных семей.

Интересный проект реализует, и женщина из Тулы Тамара Стегний. Она является создательницей «Дизайн-студии неповторимых подарков». Целью этого проекта, по словам автора, является предоставление возможностей дополнительного обучения и трудоустройства социально незащищенным категориям граждан. Тамара планирует проводить мастер-классы по рукоделию и фитодизайну с данной категорией граждан и в дальнейшем, способствовать их трудоустройству.

Российские ученые считают, что женщины более склонны к волонтерству, объясняя это тем, что, женщинам свойственна безвозмездная забота о других людях по причине того, что они просто выполняют свою роль матери (только здесь роль ребенка играют отдельные социальные группы людей или всё общество в целом).

Процесс социального творчества является коммуникационным процессом. «Творцы» (в данном случае женщины предприниматели) являются отправителем информации. Они транслируют определенным общественным группам свои знания, навыки и умения в той сфере жизнедеятельности общества, в которой чувствуют себя профессионалами (будь то флористика, рукоделие, кулинария и др.). Эти транслируемые знания, умения и навыки, и являются передаваемым сообщением. Процесс социального творчества – межличностная коммуникация. А значит, предполагает непосредственный личный контакт между «творцом» и его аудиторией, выражающийся, чаще всего, в форме мастер-классов, курсов, личных уроков, тематических занятий. Это и визуальная коммуникация, выражающаяся в виде различных выставок и ярмарок. Получателем сообщения является целевая группа общественности данного социально-ориентированного бизнеса. Это могут быть: дети и их родители, социально-незащищенные группы лиц, пенсионеры. Результатом социального творчества как коммуникационного процесса является получение обратной связи, откликов получателей сообщения, полученные в ходе данной коммуникации.

Подводя итог, можно сказать следующее: женщина-предприниматель, несомненно, вносит свой существенный вклад в развитие общества. Ее социальная роль расширяется и выходит за рамки обыденного (она, теперь не просто, «хранительница домашнего очага»). Это, особенно, заметно в условиях продолжающегося разрушения жестких иерархических структур управления (в которых раньше господствовали мужчины). А это, в свою очередь, дает женщине серьезное преимущество в реализации новых стратегий ведения бизнеса, направленных на достижение высоких социальных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: