Методические указания к написанию отчёта




Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет

Им. П.А. Столыпина

Агрономический факультет

ПРОГРАММА

Производственной практики студентов

И методические указания

К написанию отчёта о практике

(Специальность 110201.65 - Агрономия)

Омск 2009

 

Составители: канд. с.-х. наук, доц. Л.И. Шанина,

канд. с.-х. наук, ст. преп. Т.В. Горбачева

канд. с.-х. наук, ст. преп. Ю.В. Фризен

ст. преподаватель Н.П. Романова

 

 

Ответственный за выпуск:

докт. с.-х. наук, профессор Ершов В. Л.

 

 

Рецензент: докт. с.-х. наук, профессор Степанов А. Ф.

 

 

Введение

 

Перед высшей школой стоит задача подготовки высококвалифицированных специалистов, овладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной сельскохозяйственной науки и передового опыта, способных применять полученные знания при решении практических задач современного производства.

Важной частью учебно-воспитательного процесса является производственная практика, в ходе которой осуществляется подготовка студента для производственно-технологической, организационно-управленческой и исследовательской деятельности в области организации и разработки прогрессивной технологии получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур, рационального ведения земледелия, хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов.

Цель практики – закрепление теоретических знаний, приобретение навыков и накопление опыта практической работы по своей будущей специальности агронома, ознакомление с передовой технологией и опытом возделывания сельскохозяйственных культур.

Содержание и требования к организации производственной практики определяются ГОС ВПО для направления подготовки дипломированного специалиста 660200 «Агрономия» по специальности 110201 и «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (приказ Министерства образования РФ № 115 от 25. 03. 2003). Продолжительность производственной практики согласно ГОС ВПО составляет 14 недель.

Студенты направляются на практику на сельскохозяйственные предприятия и в научно-исследовательские учреждения, как правило, на оплачиваемые должности (агронома-семеновода, агронома отделения и бригады, агронома по кормопроизводству, бригадира, учётчика, лаборанта токового хозяйства и т. д.). При отсутствии вакантных должностей они проходят практику в качестве дублёров агронома или в порядке индивидуальной подготовки у специалиста-фермера, имеющего соответствующую квалификацию.

 

Необходимая документация

1. Договор между администрацией университета и руководством сельскохозяйственных предприятий или научно-исследовательских учреждений, в которых организуется производственная практика.

2. Командировочное удостоверение, в котором практикант делает отметку о времени прибытия к месту практики и выбытия в университет.

3. Характеристика практиканта с места практики, заверенная печатью и подписью руководителя хозяйства. Студент должен получить её в хозяйстве по окончании практики и представить в институт.

4. Дневник, в котором практикант ежедневно записывает выполняемую работу. В дневнике подробно отражаются все элементы технологии сельскохозяйственных культур, делаются замечания по качеству и производительности труда, использованию машин и оборудования при выполнении технологических операций. По окончании производственной практики дневник должен быть подписан руководителем хозяйства (директором, председателем), главным агрономом и заверен печатью.

5. Отчёт о производственной практике. Перед окончанием практики на оформление отчёта студенту предоставляется 10 дней. Отчёт должен быть подписан руководителем хозяйства и заверен печатью. Затем он сдаётся вместе с дневником на проверку руководителю выпускной квалификационной работы, и после проверки представляется к защите.

 

 

Памятка студенту

 

1. По прибытии на место практики студенту необходимо явиться к руководителю хозяйства для оформления приказа о зачислении на работу и сообщить ответственному за практику от университета, в качестве кого он зачислен, указать свой адрес.

2. Перед началом практики студент должен изучить правила техники безопасности и противопожарной безопасности на предприятии в целом и на рабочих местах.

3. В период прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка и режиму работы предприятия, выполнять распоряжения администрации наравне со штатными сотрудниками. Студент должен участвовать в общественной жизни хозяйства, в производственных собраниях бригады, отделения и т. п.

4. В свободное от прохождения практики время студент обязан строго соблюдать правила внутреннего распорядка в общежитиях, правила дорожной безопасности на улицах населённого пункта, санитарно-гигиенические нормы и т. д.

 

Программа практики

 

1. Познакомиться с местоположением хозяйства, числом жителей и работающих в хозяйстве, площадью землепользования, структурой сельскохозяйственных угодий, площадью пашни, состоянием отдельных отраслей в хозяйстве (полеводства, луговодства, овощеводства, садоводства, животноводства, механизации сельскохозяйственного производства).

2. Изучить следующие документы в хозяйстве:

– Годовой отчёт и приложения к нему за последние три года.

– Бизнес-план предприятия и планы развития подразделений в хозяйстве (на текущий год).

– Рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ на предприятии.

– Технологические карты.

На основании этих документов и знакомства с хозяйством необходимо провести анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия:

– Определить организационно-правовую форму предприятия (АО, ЗАО, СПК, ООО, КФХ и т. д.), кто является собственником.

– Определить, какова организационная структура на предприятии (наличие отделений, комплексных бригад, бригад, звеньев – в целом по хозяйству).

– Взять для характеристики производственной деятельности предприятия следующие показатели из годового отчёта за три года: общая земельная площадь в тыс. га сельскохозяйственных угодий, число среднегодовых работников, стоимость валовой продукции, стоимость основных средств производства и их техническое состояние на текущее время, поголовье скота и его продуктивность (удой на фуражную корову и среднесуточный привес на одну голову).

– Проследить динамику себестоимости основных видов производственной продукции (руб. за 1 тонну) и затраты труда (количество человеко-часов).

– Проанализировать каналы реализации произведённой продукции и реализационную цену за 1 тонну.

– Отметить, как используется произведённая продукция в хозяйстве (на семена, на корм скоту, прочие нужды).

– Отдельно отметить, существуют ли на предприятии хозрасчётные отношения между бригадами и отделениями.

Если некоторых данных нет в хозяйстве, по возможности постараться получить их в соседнем или близко расположенном хозяйстве.

 

3. Познакомиться с техникой и организацией всего комплекса рабочих процессов, выполняемых в хозяйстве.

4. По специальному заданию одной из кафедр проводить в условиях производства научно-исследовательскую работу – участвовать в закладке и проведении полевых опытов.

5. Освоить основные элементы технологии выращивания, уборки, послеуборочной доработки и хранения урожая сельскохозяйственных культур:

– предшественники под культуру;

– основная и предпосевная обработка почвы;

– удобрения (какие именно и их стоимость);

– посев (сроки, способы, нормы высева, глубина заделки семян);

– уход за посевами (борьба с вредителями, болезнями, сорняками);

– уборка урожая (сроки, способы);

– урожайность сельскохозяйственных культур (бункерная и амбарная);

– послеуборочная доработка продукции;

– хранение продукции;

– качество продукции растениеводства.

При этом необходимо:

– познакомиться с паспортами полей, картой землепользования, почвенными картами, картограммами обеспеченности почвы элементами питания, схемами севооборотов и технологическими картами текущего года;

– познакомиться с документами на семена, засыпанными в хозяйстве, с их хранением и подготовкой к посеву;

– рассчитать норму высева семян каждой партии;

– познакомиться с имеющейся техникой, готовностью её к посеву и с людьми, которые будут работать на этой технике;

– определить готовность полей к севу; сравнить фактическую подготовку полей к севу с предусмотренной технологическими картами (выяснить причины отклонения);

– принять участие к подготовке полей к севу, в установлении норм высева, в регулировках сельскохозяйственных машин;

– следить за качеством выполнения всех полевых работ (время и глубина предпосевной обработки, равномерность и глубина заделки семян, наличие поворотных полос, отметить огрехи, просевы и т. д.);

– принять участие в приёмке посевов; определить густоту стояния сельскохозяйственных растений и полевую всхожесть семян по полям; определить глубину и равномерность заделки семян;

– вести наблюдение за состоянием посевов для определения сроков и мер борьбы с сорняками, вредителями, болезнями; на пропашных культурах при уходе за посевами обратить внимание на подбор и установку лапок культиватора, на настройку по глубине и равномерности его работы, на защитные зоны, стыковые междурядья и скорость движения;

– перед уборкой урожая определить биологическую урожайность, структуру урожая и его качество, срок уборки на каждом поле;

– принять участие в подготовке поля к уборке (обкос полей, разбивка на загонки и т. д.) и регулировке комбайнов;

– следить за качеством уборки сельскохозяйственных культур.

6. Познакомиться с состоянием токового хозяйства:

– определить площадь тока и его материально-техническую базу;

– подсчитать количество площадок, отметив их соответствие предъявляемым требованиям;

– подсчитать количество зернохранилищ, их ёмкость, для чего измерить их длину и ширину, указать количество и расположение ворот; познакомиться с тем, как фактически засыпаются семена, продовольственное и фуражное зерно на хранение и как осуществляется контроль за их хранением;

– познакомитьсяс журналом среднесуточного поступления зерна (семян) на ток, отметив продолжительность уборки, количество одновременно поступающих партий и их минимальное и максимальное количество;

– познакомиться с имеющимися в хозяйстве поточными линиями, зерносушилками, вентилируемыми бункерами и указать порядок работы с зерном и семенами, поступающими на ток, отметить фактическую продолжительность нахождения зерна на току;

– в бухгалтерии посмотреть наряды для оплаты машинистам поточных линий, сушильным мастерам с целью установления их фактической производительности и стоимости сушки и очистки;

– при наличии в хозяйстве бункеров активного вентилирования узнать, для каких целей они используются (сушка, охлаждение) и какова продолжительность их работы в сезон;

– познакомиться с порядком реализации зерна, его качеством, оплатой (для этого в оперативном отделе бухгалтерии просмотреть реестры накладных);

– при наличии в хозяйстве картофелеовощехранилищ познакомиться с их устройством, отметив их соответствие требованиям по правилам эксплуатации.

7. Познакомиться с состоянием семеноводства в хозяйстве, обратив при этом внимание на:

– динамику сортовых посевов сельскохозяйственных культур за три года: всего посевов по культуре, в том числе сортовых; внедрение новых высокоурожайных сортов; перспективные сорта для хозяйства (по данным ближайшего госсортоучастка);

– сочетание сортов в хозяйстве, их урожайность, качество продукции и стоимость семян;

– организацию семеноводства в хозяйстве: созданы ли семеноводческие отделения, бригады; сколько собственных семян (по культурам) они вырастили за последние три года, %.

– работу семеноводческого отделения, бригады;

– степень освоения, схему чередования культур, соответствие их требованиям семеноводства;

– организацию подготовки семян к посеву: очистку, сортировку, разделение на фракции, обогрев, протравливание;

– посевные качества семян, высеянных в текущем году: массу 1000 семян, энергию прорастания, всхожесть, влажность, чистоту (по культурам и сортам).

 

 

Методические указания к написанию отчёта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: