Финансовый контроль
1. Сущность и функции финансового контроля
2. Виды и формы финансового контроля
3. Органы осуществляющие финансовый контроль
(1)
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.
Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечение процесса формирования эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях и сферах народного хозяйства.
Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов власти осуществляющих этот контроль.
Финансовый контроль - это контроль за деятельностью субъектов хозяйствования и управления в области финансов.
Объектом финансового контроля являются финансовые показатели - прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, валовый внутренний продукт - т.е. весь процесс производственно-хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль обеспечивает проверку правильности стоимостного распределения созданного продукта и целесообразность его использования.
Функции финансового контроля
1. Проверка соблюдения законодательства и иных нормативных актов в области финансов
2. Проверка оптимальности пропорций распределения и перераспределения НД на уровне государства
3. Бюджетный контроль
4. Налоговый контроль
5. Проверка правильности формирования стоимостных показателей и финансовых ресурсов деятельности хозяйственного субъекта
6. Установление достоверности бухгалтерской отчетности
7. Правильность валютных операций
8. И т.д.
Принципы финансового контроля
1. Научность - опора на законодательство
2. Массовость - любой объект подвержен финансовому контролю
3. Обективность - непредвзятость
4. Действенность - результативность
5. Плановость - должен быть финансовый план любого контроля
6. Гласность
(2)
финансовый контроль классифицируется:
А) по времени проведения:
1. Предварительный финансовый контроль - проводится до завершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Основная цель: недопускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2. Текущий контроль - осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, входе самих финансово-хозяйственных операций. Его задача - своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, а также полноты и своевременности расчетов с бюджетом.
3. Последующий финансовых контроль - организуется в форме проверок, ревизий, за правильностью, законностью и целесообразности произведенных финансовых операций, т.е. проверка финансовой отчетности и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, выявление недостатков и упущений в использовании материальных трудовых и финансовых ресурсов, а также возмещение нанесенного ущерба.
Б) по субъектам ведения контроля:
1. Государственный контроль:
1.1. Общегосударственный (вневедомственный) - осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
1.2. Ведомственный - проводят контрольно-ревизионные отделы мининстерств и ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений.
2. Негосударственный:
2.1. Внутрихозяйственный проводится финансовыми службами самих предприятий. Эти службы проверяют производственную и финансовую деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
2.2. Общественный финансовый контроль - выполняют отдельные физические лица на добровольных началах, нанимаются отдельные физические лица и проводят контроль (при аудиторском контроле сколько используется картошки в столовой нанимают физических лиц которые проверяют).
2.3. Независимый (аудиторский) контроль - его осуществляют аудиторские фирмы и службы; объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Развитие рыночных отношений и создание акционерных общетсв привело к необходимости создания аудита.
Аудит - это независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям предъявляемым к составлению финансовой отчетности.
В) по методам проведения:
1. Проверка - проводится на основе отчетной документации и расходных документов и рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений
2. Обследование
3. Надзор - проводится контролирующими органами за деятельностью хозяйствующих субъектов, получивших лицензию на тот или иной вид хозяйственной деятельности.
Ставка рефенансирования - это процент под который ЦБ кредитует коммерческие банки.
Надзор осуществляется с помощью лицензий.
Осуществляется императивность всех отношений.
Анализ финансовой деятельности - это детальное изучение отчетности.
Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использование выданных ссуд, финансового состояния предприятий клиента, т.е. проверяется целевое исполнение кредита.
Ревизия - это наиболее глубокий метод финансового контроля; полное обследование финансово-хозяйственной деятельности с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
По формам проведения различают:
1. Инициативный
2. Обязательный
Фактический финансовый контроль - проверка достоверности имущества предприятия (инвентаризация).
Документальный финансовый контроль - это чтение всех документов предприятия.
Устный контроль - просто смотрят, что происходит на предприятии.
(3)
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы гос.власти и управления:
1. Президент РФ - издание указов по финансовым вопросам, подписание федеральных законов, назначение и освобождение от должности министра финансов и главы ЦБ РФ (Игнатьев), общее руководство финансами в стране.
При президенте создана контрольное управление президента РФ, которое было создано в 1994 г. Его функции:
А) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти
Б) рассмотрение жалоб и обращение граждан, юр.лиц.
2. Органы законодательной власти:
А) комитет государственной думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Б) счетная палата (Степашин) - образуется федеральным собранием (Миронов) как юридическое лицо, при этом подотчетное ему (совету федерации). Осуществляет контроль за федеральной собственностью и денежными средствами.
Основные задачи счетной палаты:
- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебдюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшений бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств.
Органы законодательной власти проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам страны, а также дает заключение по проекту федерального бюджета и занимается оценкой законодательных предложений.
3. Органы исполнительной власти - правительство РФ - контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета; осуществляет единую политику в области финансов, денег и кредита.
Министерство финансов РФ - контролирует и разрабатывает финансовую политику страны; осуществляет финансовый контроль в процессе разарботки федерального бюджета; средств внебюджетных фондов и проведения валютного контроля.
При минфине имеется
КРУ (контрольно-ревизионное управление) и его органы на местах. Задачи: контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и коммерческих структурах. Проводят проверки по заданиям правоохранительных органов и прокуратуры.
Казначейство - осуществляет государственно-бюджетную политику, контроль за поступлением целевых и экономным использованием государственных средств.
Министерство по налогам и сборам (председатель Генадий Иванович Букаев) - соданно в 1999 г. и изменило свое название с конца 2005 г. и называется "федеральной налоговой службой", однако. Контроль за соблюдением налогового законодательства. На местах контроль осущетсвляют государственные налоговые инспекции.
Департамент страхового надзора - в его структуру входит ЦБ РФ - орган исполнительной власти, контролирующий денежно-кредитные отношения в стране, организуя и управляя ими.