Обучение детей конструктивной деятельности




Самостоятельные строительные игры возникают при условии овладения детьми конструктивными навыками. Только в этом случае они доставляют детям радость, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, а полученный результат вызывает чувство удовольствия. Конструктивные умения дети приобретают в процессе специального обучения. Педагог формирует устойчивый интерес к играм со строительным, природным материалом и бумагой; учит различать, правильно называть детали строительного набора и употреблять их в соответствии с конструктивными свойствами. У детей формируются умения воспроизводить постройки по показу, заданным условиям, собственному замыслу, анализировать полученный результат,....

Для обучения детей конструктивным умениям используется методика, разработанная ведущими учеными в области игровой деятельности - Е.И. Флериной, А.Н. Давидчук, Л. Парамоновой, З.В. Лиштван. В ее основу положен принцип, согласно которому уровень сложности задач, предъявляемых ребенку для самостоятельного решения, определяется уровнем сформированности конструктивных умений. Данный принцип позволил установить путь обучения детей дошкольного возраста строительству: от подражания действиям взрослого к самостоятельному поиску способов решения конструктивных задач.

Рассмотрим основные методы и приемы.

Показ образца постройки, поделки, игрушки широко используется во всех возрастных группах. Он применяется в тех случаях, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования, впервые сооружают какую-либо постройку и незнакомы со способами ее создания. В качестве образца выступает сложенная или построенная модель объекта, схема, чертеж, рисунок, фотография, картинка и т.д. Педагог может демонстрировать готовую постройку, ее часть или отдельные детали. Обычно образец состоит из нескольких взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет отдельные детали, скрепленные между собой. Ребенку бывает трудно воспринять сразу и общую форму образца, и его части, и отдельные детали. Поэтому детей следует научить правильно рассматривать или обследовать образец. В дошкольной педагогике разработана общая схема анализа предметов, которую должны усвоить дети (Поддьяков Н.Н.). Сначала предмет воспринимается в целом и ему дается общая характеристика (). Затем определяется форма объекта, выделяются отдельные части, устанавливается их форма, величина, пространственное расположение относительно друг друга. Далее в каждой части выделяются более мелкие детали, определяется их форма, расположение по отношению к основным. В заключение проводится повторное целостное восприятие предмета. Эта схема обследования соответствует порядку производимых действий при сооружении построек или изготовлении поделок и игрушек.

Рассматривание объекта конструирования может осуществляться с помощью вопросов, которые заранее продумывает воспитатель. Они помогают выделить характерные особенности постройки, направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Педагог поощряет и стимулирует желание и умение детей самостоятельно задавать вопросы.

Показ образца часто сопровождается объяснением способов его выполнения. Дети получают информацию о конструктивных свойствах и возможностях того или иного строительного материала, знакомятся с последовательностью действий, узнают о рациональных и экономичных способах построения.

В процессе обучения используется метод постановки проблемных задач. Он способствует развитию активности, самостоятельности, творчества дошкольников. Его применение становится возможным после накопления детьми определенных конструктивных умений. Педагог ставит перед детьми задачи, которые требуют самостоятельного поиска конструктивных решений. Например, построить........... Для успешного выполнения этих задач дети должны иметь обобщенные представления о предметах и определенные навыки самостоятельной работы.

Существенную роль в обучении детей конструктивной деятельности играет метод анализа и оценки процесса деятельности и качества готовой продукции. Он позволяет увидеть достоинства и недостатки детских работ, выявить причины неудач, наметить программу индивидуальной работы с каждым ребенком. В ходе анализа педагог обращает внимание на способы, которыми пользовались дети при создании постройки или игрушки, эффективность их использования, оценивает качество детской продукции, соответствие полученного результата поставленной цели. Важно отметить характер совместной деятельности, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, проявление стремления оказать помощь, научить другого тому, что ребенок умеет делать сам. При оценке результата поощряется детское творчество, проявление инициативы. Педагог привлекает детей к активному участию в анализе и оценке процесса и результата конструирования.

Применение того или иного метода зависит от опыта детей, сложности постройки, знания способов конструирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: