Раскраска лошадей в пиктографиях




Рисунок № 9. Лидер Солдат Собаки, со связанными палаткой вождя солдат и двумя щитами.

В дополнение к мистической раскраске лошадей, шайенны также использовали пиктографическую форму рисунков. Обычно, это были изображения, типа рисунков на военных рубахах, а не на лицах и телах. Различие не абсолютно – пиктографические аспекты присутствуют в мистической раскраске так же, как и религиозная символика в пиктографиях. Даже в этом случае, различие между двумя формами существенно.

Известные военные лидеры, типа Маленького Вождя, Орлиной Головы и Белого Коня, иногда имели палатки, с южной стороны раскрашенные параллельными черными полосами. Эти полосы представляли успешное возвращение военных отрядов, со скальпами, представленными скальповыми прядями (или заменённые бизоньей бородой), привязанными к задней или западной части полос, и являющимися посредниками между мужским югом и женским севером. Северная сторона палатки также могла иметь пиктограммы, представляющие определенные столкновения. Такая раскраска указывала статус, в значительной степени полученный из военных достижений, и которая всегда приходит благодаря защите maiyun, или духов. В этом смысле, сам статус был сакральным.

Рисунок № 9 базируется на виньетке на месте лагеря Танца Солнца, приписанной Маленькому Вождю. 50. На рисунке представлен Белый Конь в головном уборе Солдата Собаки. Как символ власти, он сидит верхом на лошади, хвост которой подвязан для войны, а черно-красный скальп свисает с ее челюсти. Черные горизонтальные полосы пересекают бедро лошади. Между полосами – красные точки. Остальная часть лошади покрыта крупными красными пятнами.

Белый Конь встречал своих солдат прямо перед своей палаткой, которая также имела черные горизонтальные полосы. На палатке, как и на лошади, эти полосы представляют то же самое: успешные военные походы, которые возвысили статус Белого Коня. Каждая полоска может представлять индивидуальный удачный ход, или, возможно, коллективную силу военного общества. 51. В любом случае, полное значение ясно. Все рисунки предполагают, что полосы были прерогативой лидера военного общества.

Красные пятна на лошади – форма раскраски Кузнечика, (52), но их значение сомнительно. Этот вариант раскраски для лошадей Кузнечика, возможно, был связан с лидерами Солдат Собаки. Маленькие красные точки между полосками на бёдрах лошади Белого Коня могут представлять градины или пули, пролетевшие мимо. 53. Они напоминают точки, которые представляют пули, попавшие в тело лошади, хотя их обычно рисовали вместе с каплями крови. 54

Полосы, нарисованные на бедрах лошадей, не представляют какое-то определённое военное общество. Они также встречались на лошадях лидеров Вапити и Тетив. 55. Такие полосы встречаются на лошадях кайова, где символика, без сомнения, подобна или идентична. 56. Этот рисунок, возможно, впервые появился среди кайова, вместе с полосатым типи, переданным в 1845г шайеннским лидером Спящим Медведем или Большой Головой, главному вождю кайова Маленькому Утёсу. Раскраска лошади и палатки почти наверняка сочетались, и Спящий Медведь подарил Маленькому Утёсу несколько лошадей, включая ценного скакуна "черное ухо". 57. Хотя в 1854г Спящего Медведя называли вождём Heviksinipahis, или общины Аорты (58), во время соглашения между кайова и шайеннами, он был военным лидером, и, таким образом, имел право на такую раскраску палатки и лошади.

 

 

Рисунок № 10. Лидер Солдат Собаки с отпечатками руки на груди лошади. Вероятно, рубаха раскрашена Бешеной Головой, который переехал пауни, когда ему было семнадцать лет. Некоторые лошади также имеют такие отпечатки руки.

У арапахо не встречались полосатые палатки, но иногда они рисовали полосы на бедрах своих лошадей. В рисунках лакота встречаются изображения полосатых лошадей, но не полосатых палаток. Полосы, представляющие удачные ходы, также могли быть нарисованы на передних ногах лошадей, в то время как сиу, черноногие и кроу, как известно, рисовали их на головах своих лошадей. 59. Естественный рисунок зубца на лошадях, введенный испанцами – черные полосы на коленях и бедрах. Возможно, это была исконная характеристика шайеннской военной раскраски, которая сначала представляла черные полосы.

Другая форма военных подвигов включает отпечаток руки и ранение (рисунок № 10). Отпечаток руки, сделанный не шее и груди лошади, представлял контакт тела лошади с врагом, обычно, растоптав его (рисунки № 2). Тот же самый символ встречался у кайова, черноногих и других народов. 60. Маленькие, красные круги представляют раны от пуль и стрел, с исходящими линиями, представляющими кровь. Этот символ, сделанный синей краской, дважды представлен на белой лошади (рисунок № 10). 61

Все эти символы происходят из рисунков на военных рубахах и накидках, регистрирующих военные подвиги. В течение некоторого времени они применялись в раскраске лошадей, как в 1833г засвидетельствовал Карл Бодмер среди вождей минетари (хидатса), представленных принцу Максимильяну в форте Кларк. 62. Лошадь является естественным продолжением рубахи и накидки. Любопытно, что пиктографии, понятные всем индейцам Равнин, широко не использовались. Однако, по крайней мере, среди лакота, шайеннов, арапахо и сахтай, мистическая раскраска лошадей использовалась гораздо чаще, чем пиктографическая. Мистическая раскраска применялась только к лошадям мужчин, которые были обладателями священного предмета – щита, вооружения или палатки; тогда как пиктографические рисунки применялись на лошадях любого человека, который заслужил право использовать их. Возможно, эти различия были менее важны для тех, кто их использовал.

Возможно, самым распространённым символом были две короткие, параллельные линии, нарисованные на огузке или плечах лошади (рисунок № 11). Уникальность этого символа в том, что его рисовали не только на военных лошадях, но, иногда, и на лошадях, принадлежащих женщинам.

 

 

Рисунок № 11. Два всадника с рисунками на бедрах лошадей, рисунок Воющего Волка.

 

Вероятно, этот рисунок представляет кроличьи следы, предающие скорость и хитрость этого животного. 63. Кроме того, это может быть косвенным намеком на Утреннюю Звезду. Этот символ встречается в раскраске лошадей среди других племен, и может считаться пиктографическим символом, однако, не в случае, когда он изображён на одежде или рубахах.

Относительный недостаток пиктографических символов в более поздних раскрасках лошадей может относиться к исчезновению раскрашенных накидок, рубах и леггин, представлявших статус в обществе. Исчезновение этих изделий, сделанных из кожи, связано с растущей важностью торговых тканей. Ткань не так легко раскрасить.

Но это не объясняет увеличивающуюся важность мистической раскраски лошадей и связанных с нею амулетов в более поздний период. Относительная важность мистической раскраски лошадей может отражать озабоченность шайеннов и других индейцев Равнин, сражавшихся за сохранение своей земли, жизни и свободы в заключительной борьбе с белыми захватчиками.

В заключении, раскраска и декоративные украшения лошадей отражали силу. Раскраска боевых лошадей маскировала животное-жертву, превращая его в хищника и создавая символическую связь между воином и космосом. Наполненный волшебством, боевой конь мчался, словно гром, высекая ослепительные молнии. Мистическая сила шамана превращала вьючное животное в смертельный двигатель войны.

 

Примечания

1. Полевые заметки Колемана; Мур; Лэйб.

2. Мур.

3. Среди стариков существуют разногласия о существовании Мирового Древа. Автор представил два свидетельства северных стариков и одно южного – бисерные украшения и раскраска аналогичны, например – центральный столб Танца Солнца (Эрдоес и Ортиз). Они соглашаются с основными понятиями, представленными Шлезиром.

4. Полевые заметки Муни; письма Бента; Гриннелл.

5. Бент Хайду.

6. Мур.

7. Этот порядок соблюдается в церемониях, и на севере и юге. Мур заявляет – правое запястье, затем правая лодыжка, и т.д. В любом случае, дуга прерывается в четырех точках; таким образом, символика, по существу, та же самая.

8. Гриннелл; Хоебэль; полевые заметки Колемана.

9. Гриннелл.

10. Мур.

11. Надь.

12. Коудри.

13. Колеман, рисунок № 1.

14. Там же.

15. Полевые заметки Колемана.

16. Письма Бента.

17. Надь.

18. Это термин северных шайеннов; nisson – термин южных шайеннов.

19. Мур.

20. Идентичность художника была определена Майком Коудри.

21. Корень - whun - связан с Issiwun (Issi’whun), Священная Шапка, которая осуществляет контроль над Танцем Солнца. Это звукоподражание; этот фыркающий звук бизоны издают во время бега.

22. Мур.

23. Мур.

24. Стрекоза прикреплялась к головному убору Танцора Солнца, а её гудящие крылья тревожили танцора. Родственный термин сахтай – ho?ewetiis.

25. Интерпретация этих щитов базируется на информации стариков северных сахтай (полевые заметки Колемана).

26. Гриннелл.

27. Полевые заметки Колемана.

28. Гриннелл.

29. Опасная потенция hox’zem требовала, чтобы его хранили вне лагеря, прислонив к дереву, возможно, кедру, Juniperus virginiana (Гилмор). Детям не разрешали играть около оружия, и никто из них не мог приближаться к нему. Различными способами, это был эквивалент копью-луку Противоположных (полевые заметки Колемана).

30. Шлезир.

31. Это не означает запруду, однако, несет значение петли для удушья. Слово, означающее загон – menah?ts; бизоний загон – hotoa menahHs (полевые заметки Колемана; Петтер).

32. Полевые заметки Колемана; Пауэлл.

33. Это термин северных шайеннов, полевые заметки Колемана.

34. Полевые заметки Колемана; Надь.

35. Хайд; Гриннелл.

36. Сзабо.

37. Бент Хайду.

38. Гриннелл.

39. Мур.

40. Гриннелл.

41. Колеман.

42. Полевые заметки Муни.

43. Коудри.

44. В рисунках, раскраска Кузнечика представлена овальными отметинами; рисунок градин, выполненный большим пальцем, обозначен точками (Колеман).

45. Зимородок был любимым военным талисманом сахтай, и мог быть фактическим чучелом или рисунком, изображённым на плече и бедре лошади (Гриннелл). Кажется, тсистсиста не использовали его.

46. Гриннелл; Коудри; полевые заметки Колемана.

47. Полевые заметки Колемана; Гриннелл.

48. Коудри.

49. Гриннелл; Коудри.

50. Хет; Коудри предложил, что этим художником, возможно, был Убийца Вождя. Теперь он полагает, что это был Маленький Вождь.

51. Полевые заметки Колемана.

52. Осведомители северных сахтай, полевые заметки Колемана.

53. Гриннелл.

54. Полевые заметки Колемана.

55. Данн, "Вождь верхом”; Коудри.

56. МакКой.

57. Юерс.

58. Пауэлл.

59. Мариетт.

60. Гриннелл.

61. Коудри.

62. Томас и Роннефелдт.

63. Коудри.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: