Внешнеполитическая деятельность Украины в первые годы независимости




 

Одним из важных направлений становления и функционирования независимой Украины является активная международная деятельность. Практические шаги в этом направлении были предприняты после провозглашения государственной независимости.

Строительство независимого Украинского государства потребовало качественных изменений в деятельности институтов, обеспечивающих внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, правильного определения позиций на международной арене, выработки политики, которая бы служила интересам украинского народа, то есть должна быть эффективной и разработке проблем, стоящих перед обществом. Внешняя политика Украины вырабатывается такими институтами как Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей и торговли, а также Президиумом Верховного Сонета Украины, комиссией по иностранным делам. Это основные творцы внешней - политики независимой Украины.

Основные принципы внешней политики независимой Украины определены в Декларации о государственном суверенитете (июль 1990 г). Среди них - демократический и миролюбивый характер внешней политики, ее стратегические направления и задачи. В специальном разделе Декларации "Международные отношения" записано, что Украина, как субъект международного права, осуществляет сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, (консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для обеспечения национальных интересов Украины во всех сферах, а также активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских Структурах.

В связи с попыткой государственного переворота в СССР 19 августа 1991 года и во осуществление Декларации о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет на своей внеочередной сессии 24 августа 1991 года проголосовал за независимость Украины и создание независимого государства. Это означало, что Украина теперь самостоятельно проводит внешнюю политику, устанавливает равноправные отношения со своими соседями и т.д.

Новое государство - Украина, очень быстро оказалась на перекрестке интересов мировой политики. Об этом свидетельствует массовое признание ее независимости многими государствами мира. Республика Польша признала Украину 2 декабря. Третьего декабря 1991 года был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений с Венгрией, открыто посольство Франции.12 декабря вступило в силу соглашение об установления дипломатических отношений с Литвой, 13 декабря - с Болгарией. Консульские отношения установлены в первые недели после провозглашения независимости с Австрией, Великобританией, Турцией... Сегодня Украину признали 123 государства, а с 91 государствам установлены дипломатические отношения. В Киеве работает 27 посольств других государств.

На сентябрь 1992 года назначены и работают 13 украинских послов, 6 временных поверенных, 1 почетный консул (в Греции), На очереди открытие генеральных консульств Украины в Мюнхене, Нью-Йорке и Чикаго. Таким образом идет процесс создания зарубежной дипломатической инфраструктуры.

Признание Украины, установление с ней дипломатических отношений - это сложный процесс. Значительный вклад в него внесли визиты Президента Украины Л.М. Кравчука в Турцию, Польшу, Францию, США, Бельгию, Финляндию, визиты Председателя Верховного Совета И.С. Плюща в Венгрию, Турцию, Румынию, Бразилию, а также во Францию на заседание Совета Европы. Дипломатическому признанию Украины в значительной степени способствовали и визиты руководителей других государств. Каждый из таких визитов подводил под двухсторонние отношения с другими странами необходимую политическую и правовую основу. Результатами визитов было подписание целого комплекса важных документов в различных сферах, начиная от политико-правовых договоров до соглашений по торговым, научно-техническим, пограничным и другим вопросам.

Эффективная и активная международная деятельность требовали выработки концепции внешней политики. Основные ее положения были сведены к следующему:

- признание всех своих договоров и соглашений с зарубежными странами, которые были ранее заключены, а также всех договоров СССР, не противоречащих Конституции Украины;

- стремление стать безъядерным государством, придерживающимся трех основных принципов: не применять, не производить, не приобретать ядерное оружие;

- намерение стать полноправным участником общеевропейского процесса, исходя из принципов приоритетности прав, обозначенных в международных документах и соглашениях;

- создать максимально благоприятные условия для развития национальных меньшинств, исходя из важности этого вопроса;

- признание целостности и неделимости территории Украины и отказ от притязания на территории какого-либо государства;

- признание приоритета разносторонних связей с Российской Федерацией и другими республиками.

Выступая на торжественном заседании в Верховном Совете Украины 5 декабря 1991 года, Президент Украины Л.М. Кравчук в качестве основных принципов внешней политики Украины назвал: принципиальность, прогнозируемость и прагматизм. Недальновидная политика руководства СССР привела к Глубокому политическому и экономическому кризису, развалу производства, падению жизненного уровня многих слоев общества, социальной напряженности, международным конфликтам, Доложившим начало процессу выхода республик из состава СССР, созданию независимых государств.

В этой предкризисной обстановке в правительственной резиденции "Вискули", что в Беловежской Пуще, руководители трех государств - России, Украины и Беларуси подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В подписанном 8 декабря 1991 года документе, в частности, записано: "Осознавая ответственность перед своим народом, мировым сообществом и назревшую необходимость в осуществлении экономических и политических реформ заявляем о создании Содружества Независимых Государств". Президент Украины Л.М. Кравчук оценил данное соглашение, как путь к спасению от конфронтации в бывшем СССР. Лидеры трех бывших союзных республик, преследовали две главные политические цели: во-первых, мирный, цивилизованный развод и раздел общесоюзной собственности, а во-вторых, определение механизма для дальнейшей совместной работы.

Соглашение о создании СНГ констатировало факт, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование, а вместо него создается СНГ с координационным центром в г. Минске. Отношения между членами Содружества предусматривалось строить на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области политики, экономики и науки, признания неприкосновенности границ. К сфере сотрудничества трех государств относятся: внешняя политика; формирование и развитие общеэкономического пространства, европейского и азиатского рынков; таможенная политика; развитие транспорта и связи; охрана окружающей среды; борьба с организованной преступностью.10 декабря 1991 года Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение о создании СНГ.

После образования СНГ одним из основных направлений внешней политики независимой Украины стало укрепление и строительство равноправных отношений со странами "ближнего зарубежья". В декабре 1991 года Украина подписала с государствами СНГ договор о правонаследовании по отношению к государственному внешнему долгу СССР и активов. Украина согласна выплатить 16,34% задолженности от суммы долга бывшего Союза в свободно конвертируемой валюте.

Создание СНГ вызвало интерес и желание быть его членом со стороны многих бывших союзных республик. Именно этим объяснялась новая встреча глав государств Содружества, состоявшаяся в Алма-Ате 21 декабря 1991 года. На этой встрече руководители Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Уз бекистаиа и Украины подписали Декларацию о Содружестве Независимых Государств (СНГ). В ней подчеркивается, что Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства - участники содружества гарантируют выполнение международных обязательств, которые вытекают из договоров и соглашений бывшего СССР.

Встречи на высшем уровне в дальнейшем стали регулярными и проходят в столицах государств СНГ. Каждая из таких встреч вносит свой вклад в расширение сотрудничества стран Содружества. Так, делегация Украины приняла участие в минской встрече членов СНГ, которая состоялась в феврале 1992 года. На этой встрече решались сложные внутренние проблемы в государствах СНГ. Все государства достигли полного согласия в вопросе о необходимости укрепления сотрудничества, необходимости укрепления экономических связей. И не случайно, что по экономическим вопросам документы подписали все 11 государств, принявшие участие в работе этого совещания. Позиции государств были детализированы в Соглашении по регулированию торгово-экономического сотрудничества в 1992 году. Для стран, которые будут отказываться от подписанных договоров, предусматривались штрафные санкции. Остановить развал экономики независимых государств, по мнению участников встречи, можно было только скоординированными действиями, с учетом новой политической и экономической обстановки.

На встрече был поставлен военно-политический вопрос и (определены пути его решения. Украина, а вместе с ней Молдова, Азербайджан и Беларусь подтвердили намерение создать (свои собственные вооруженные силы. Все остальные государства СНГ высказались за объединенные вооруженные силы. В русле решения этого вопроса на встрече были приняты соглашения о гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. На: встрече была принята совместная Декларация, в которой заявлялось, что страны Содружества будут придерживаться принципов сотрудничества в отношениях между собой. Оценивая результаты минского совещания, Президент Украины Л.М. Кравчук заявил, что Украина не будет порывать с СНГ, а его перспективы зависят от того, как будут выполняться договоренности.

Позиция Украины на встречах руководителей стран СНГ исходит из стремления строить независимое государство, расширяя и укрепляя равноправное сотрудничество со всеми странами "ближнего зарубежья". Участие украинской делегации во всех встречах в значительной степени способствовало укреплению и расширению взаимовыгодных отношений с государствами, входящими ранее в состав СССР. Именно в этом и состоит то положительное, что способствовало реализации внешнеполитической доктрины Украины в отношении стран "ближнего зарубежья".

Министерство иностранных дел Украины во время контактов МИД бывших союзных республик заключало соглашения о консультациях между внешнеполитическими ведомствами. Такие протоколы подписаны с Россией, Узбекистаном, Беларусью, Казахстаном, Литвой.

Важное значение в своей внешней политике Украина придает развитию отношений с Россией. Существенному продвижению в этом вопросе способствовала встреча Президентов Украины и Российской федерации в Дагомысе. Именно тогда были найдены решения проблем важных для обеих стран Оценивая эту встречу, А.М. Зленко сказал, что отношения с Россией приобрели, с одной стороны, тенденцию к сближению и взаимоуважению, а, с другой, - в них очертилась бесповоротность процесса суверенизации Украины и осознание необходимости строительства отношений на равноправной международно-правовой основе.

Итоги двухсторонних и многосторонних встреч делегаций Украины с делегациями стран-участниц СНГ заключается, по мнению А.М. Зленко, в следующем:

- разрешены проблемы относительно СНВ (стратегических наступательных вооружений), что позволило Украине стать участницей этого договора;

- достигнуты результаты в разработке механизма предупреждения локальных конфликтов; обеспечено право Украины вместе с другими государствами принимать участие в совместных действиях, по урегулированию региональных и локальных конфликтов (инициативы Украины в урегулировании конфликта в Приднестровье, участке украинского военного под разделения в миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине);

- сдвинута с мертвой точки проблема Черноморского флота;

- разблокирован вопрос заграничной собственности бывшего Союза и идет процесс оценки объектов в различных странах; по его завершению Украина получит за границей отдельные помещения, земельные участки и т.д. Это позволит нормально функционировать дипломатическим и консульским представительствам.

Таким образом, отношения Украины со странами бывшего Союза сохраняются и получают дальнейшее развитие на взаимовыгодной и равноправной основе. В значительной степени этому способствуют встречи в рамках СНГ, а также двухсторонние встречи руководителей.

Одним из направлений внешней политики Украины является укрепление добрососедства и сотрудничества между Украиной и государствами Европы. Европейское направление - одно из главных направлений внешней политики Украинского государства, направленное на завоевание в Европе подобающего места, авторитета надежного партнера. Решению этих задач в значительной степени способствуют визиты руководителей Украины в страны Европы, подписание в ходе их соответствующих межгосударственных документов. В значительной степени этому способствовали визиты Президента Украины Л.М. Кравчука в Германию, Польшу, Францию, Швейцарию В ходе своего визита во Францию (июль 1992 г) Президент Украины поставил свою подпись под Парижской хартией по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанную руководителями более 50 стран мира.

Значительное внимание руководство Украины уделяет включению ее в различные европейские организации. В феврале 1992 года Украина вместе с некоторыми другими республиками бывшего Союза поставила свою подпись под заключительным актом Хельсинского Соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этим шагом Украина подтвердила свое намерение стать активным участником Хельсинского процесса. Росту международного авторитета Украины в значительной степени способствовал выбор статуса государства, которое не владеет ядерным оружием. Выступая на 47 сессии Генеральной Асамблеи ООН 29 сентября 1992 года Министр иностранных дел Украины А.М. Зленко сказал: "Вступив на путь сокращения и уничтожения ядерного оружия, мы рассчитываем на международные гарантии своей национальной безопасности от возможной угрозы силой, или ее применения со стороны какого-либо ядерного государства". Было заявлено о стремлении Украины присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия и поставить под контроль МАГАТЕ все свои атомные электростанции.

В феврале 1992 года состоялся визит Генерального секретаря НАТО М. Вернера в Украину, преследовавшего, по его словам, цель установления контактов и приглашение нашего государства в Координационный Совет НАТО. Планируется, что сотрудничество между Украиной и НАТО будет заключаться в обмене информацией и проведении консультаций по вопросам безопасности, в разработке общих методов планирования обороны на будущее, в обмене специалистами в различных отраслях.

Политика нейтралитета Украины, направленная на получение безъядерного статуса, находит поддержку в мире и уже закрепила за ней амплуа страны, которая реально стремится уничтожить атомное оружие. После подписания Хельсинского Заключительного акта и Парижской хартии для новой Европы Украина получила право принимать участие в общеевропейском процессе. Идет процесс расширения связей с Советом Европы, направленный на вступление Украины в эту авторитетную организацию. Во время визита делегации Совета Европы в Киев ей было вручено соответствующее официальное письмо. Исходя из интересов суверенного государства, Украина выразила желание вступить в члены Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБР и Р). В этом направлении велась необходимая работа, которая завершилась принятием Украины (27 апреля 1992 г) в мировое валютно-кредитное сообщество. Это означает, что Украина стала полноправным членом МВФ и МБР и Р). В Киеве были открыты представительства этих организаций. Доля Украины в МВФ составляет 0,69%.

Признанию Украины, включению ее в различные международные организации в значительной степени способствовали визиты (руководителей Украины и дипломатов в Лиссабон, Осло, Страсбург, Брюссель, Хельсинки, где размещаются руководящие органы общеевропейских организаций. Установление дипломатических отношений со многими странами позволило Украине получить кредиты. В феврале 1992 года Канада открыла кредитную линию в 50 млн. канадских долларов. Кредиты предоставили Украине США, Италия и другие страны.

Таким образом, годовщина независимости Украины отмечена значимыми успехами на внешне-политической арене, которые сводятся к следующему:

- состоялся распад СССР мирным путем. Украина стала самостоятельным государством в результате провозглашения Акта о независимости;

- заложена необходимая основа украинской внешней политики, добрососедских отношений с ближними и дальними соседями, в частности, Россией;

- Украина стала членом многих авторитетных европейских и международных организаций.


Перечень литературы

 

1. Декларація про державний суверенітет України. - К., 1990.

2. Кульчинский С.В., Курнаков Ю.О., Коваль М.В. История Украины. - К. Освита, 1995 г

3. Орест Субтельный. Украина. История. – К. Лебедь 1994.

4. Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины: с 1917 г. Всемирная история: с начала ХХ века. – Донецк: РИП "Лебедь". 1994 – 240 с.

5. Нагаєвський І. Історія Української держави двадцятого століття. – К.: Укр. Письменник, 1993. – 413 с.

6. Курс лекций по истории Украины. Под редакцией Носкова В.А.

7. Кульницький С.В. "Новітня історія України"

8. Акт проголошення незалежності України // Голос України. - 1991-29 листопада.

9. Кулик В. Повторення перейденого. Українська революція: 1917-1991 // Сучасність. - 1991. - № 2. - С.59-72.

10. Голос України: газета Верховної Ради України. - 1991-1992.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: