Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.




Мышление – высшая ступень познания. В мышлении познание выходит за пределы непосредственного чувственного опыта. Мышление – это сверхчувственный процесс. Если восприятие имеет дело с единичным, то мышление имеет дело с общим. Иными словами, мышление обеспечивает обобщение. Простейший вариант обобщения – понятие. Понятие отражает не все свойства предмета, а лишь наиболее важные, существенные. Другой формой мышления является суждение. Суждение несет в себе знания об отношениях между предметами. Сопоставляя между собой различные предметы и понятия, мы обнаруживаем различные связи между ними. Эти связи недоступны чувственному опыту. Они даны нам опосредственно. Сходным образом, соотнося между собой различные суждения, мышление обеспечивает формирование умозаключений, как например: «Все люди смертны, Сократ - человек, следовательно Сократ тоже смертен».

Таким образом, можно дать следующее определение мышления.

Мышление – это специфический познавательный процесс, который соответствует высшей ступени познания и представляет собой обобщенное, опосредственное отражение существенных свойств и отношений между предметами окружающего мира.

В то же время мы должны отметить, что мышление представляет интерес не только для психологии. Это предмет междисциплинарных исследований. Так, например, логика определяется как наука о мышлении. Именно логика исследует процессы формирований понятий, суждений и умозаключений. Помимо логики философская теория познания, гносеология и эпистемология также интересуется природой познания. К вопросам мышления обращаются и культурология, и психофизиология, и особая область научно – практических работ, получившая название искусственного интеллекта, - иногда эту область еще называют информатикой или кибернетикой.

Исходя из этого, возникает задача определить специфику именно психологического изучения мышления.

Здесь мы прежде всего должны отметить очень важную и достаточно старую традицию экспериментального исследования мышления. В таких исследованиях нужно выяснить условия, которые определяют необходимость в процессах мышления. В связи с этим можно вспомнить определение мышления, данное известным американским психологом, представителем позднего варианта бихевиоризма Чарльзом Осгудом. Согласно Ч. Осгуду, мышление имеет место всякий раз, когда осуществляется поведение, для которого «релевантные сигналы недоступны во внешнем окружении в то время, когда требуется правильный ответ, который может быть обеспечен только самим организмом».

Тем не менее определение мышления, данное Ч. Осгудом, не до конца раскрывает специфику собственно мышления как отдельного познавательного процесса, не разделяя, скажем, процессы мышления и процессы извлечения информации из памяти.

Более точное понимание мышления связано с определением ситуации, требующей мышления, как проблемной. В связи с этим в психологии закрепилось определение мышления, данное в середине прошлого века британским психологом Дж. Хамфри: «Мышление – это то, что происходит в опыте, когда организм, человек или животное, встречает, распознает и решает задачу(проблему)». Слабым местом такого определения является тот факт, что само понятие задачи или проблемы в нем не раскрыто. Поэтому, говоря о мышлении как процессе решения задач, стоит воспользоваться уточнениями, которые предлагает в своих работах известным американский психолог Дж.Андерсон. Андерсон выделяет следующие признаки мышления как процесса разрешения проблемной ситуации:

1) Поведение субъекта определяется стремлением к цели в том смысле, что он стремится достичь желаемого состояния;

2) Достижение цели, или решение задачи, требует выполнения последовательности умственных процессов; одного единственного умственного процесса в проблемной ситуации обычно бывает недостаточно;

3) Умственные процессы, обеспечивающие решение задачи, совершаются под контролем сознания и не должны осуществляться в автоматическом режиме.

Следует также иметь в виду, что в последние десятилетия проблематика мышления, изучаемого в психологии, существенно расширилась. Помимо процесса решения задач термин «мышление» применяют также к темам, связанным с исследованиями процессов рассуждения, принятия решения и оценки суждений. В последнем случае психология мышления пытается ответить на вопрос, в какой мере конкретный человек следует или не следует правилам, заданным формальной логикой.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: