(1876–1956)
Петр Петрович Кончаловский родился 21 (9) февраля 1876 года в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина) в семье известного переводчика и издателя Петра Петровича Кончаловского (1839-1904) и Виктории Тимофеевны Кончаловской, урожденной Лойко (1841-1912).
Детские годы Петр провел в имении родителей Ивановке, где самыми яркими впечатлениями были конюшни, лошади, каретные сараи. Эту детскую любовь к лошадям, а затем и к другим животным, он пронес не только через всю жизнь, но и через свое искусство. Постоянная потребность в природе, в деревне, тяга к усадебному быту, увлечение охотой, садоводством сформировали тот своеобразный жизнеутверждающий стиль и образ живописца, неизменно воплощающего радость земного бытия.
За участие в революционном движении отец был арестован и отправлен в ссылку, семья была вынуждена переехать в Харьков. Здесь Петр Кончаловский начал заниматься рисованием в частной школе М.Д. Раевской-Ивановой. Тогда же он познакомился с художником Левченко, в мастерской которого пытался работать и красками.
После переезда в Москву в 1889 году, начинающий художник решил продолжить занятия живописью и рисунком в вечерних классах Центрального Строгановского училища технического рисования. В это же время он написал ряд портретов, в том числе портрет сестры Виктории, который его отец счел нужным показать Сурикову.
Благодаря издательской деятельности отца в доме Кончаловских постоянно собирались художники. В их число входили такие известные мастера как В.И.Суриков, В.А.Серов, М.А.Врубель и К.А.Коровин. Живопись последнего особенно сильно повлияла на начинающего художника.
В 1896 году по настоянию отца Петр Кончаловский поступил на естественный факультет Московского университета, но вскоре оставил его, и по совету К.А.Коровина, принял решение ехать учиться живописи в Париж. В столице Франции он поступил в Академию Р.Жюльена — частную художественную студию, где преподавателями были представители, так называемой, тулузской школы, Ж.-П.Лоранс и Ж.-Ж.Бенжамен-Констан. Рисунок молодого художника был отмечен наградой и вывешен как образец на стене мастерской. Другой «академией» стал Лувр. Здесь Кончаловский впервые познакомился с классикой мировой живописи. Лувр он узнал прежде, чем посетил Эрмитаж.
Вернувшись в Россию, Кончаловский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Его учителями были В.Е.Савинский, В.И.Творожников и Г.Р.Залеман, однако, через некоторое время молодой художник принял решение перейти в мастерскую батальной живописи П.О.Ковалевского. Много времени он проводил в ботаническом саду, наблюдая и зарисовывая зверей.
|
В 1902 году Петр Кончаловский женился на Ольге Васильевне Суриковой – дочери великого живописца. Сразу же было решено, что будущая семейная жизнь должна быть сполна подчинена требованиям искусства и что ему не должны мешать никакие житейские условности. Той же осенью супруги совершили вместе с семьей Суриковых поездку в Сибирь, в Красноярск, где было написано много этюдов. Эта сибирская серия работ была отмечена преподавателями и выставлена на академической выставке.
В 1905 году Кончаловский поехал на Север. В Кандалакше, прямо на берегу с натуры написал работу "Рыбаки тянут сети" (познее картина была уничтожена автором) и по возвращении в Петербург устроил выставку одной этой картины и этюдов к ней. В 1907 году П.П.Кончаловский получил за это полотно звание художника. С этого момента он начал отсчет своей художественной деятельности.
Художника все больше интересовала живопись импрессионистов. Летом 1907 года, живя с семьей в имении Белкино под Москвой, он написал серию работ в импрессионистической манере ("Садик", " Белкино", "Сирень"- все частное собрание).
|
Период с 1907 по 1909 год был связан с поездками по Германии и Франции. На художника огромное влияние оказала живопись постимпрессионистов, особенно, Сезанна и Ван Гога. "В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и "куски" от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их. /…/ Метод понимания природы был мне дорог у Сезанна. Я долго следовал ему и потом, в более зрелые годы, потому что именно сезанновские методы давали возможность по-новому видеть природу, которой я всегда хочу быть верным ", – писал художник.
В 1910 году художник снова совершил поездку по Франции и затем, вместе с В.И.Суриковым по Испании (Мадрид, Толедо, Гренада, Севилья, Валенсия, Барселона), где познакомился с искусством Веласкеса. Одна из ключевых работ нового периода - картина "Бой быков". Художника интересовало народное испанское искусство, и в работе "Бой быков" он стремился сделать быка похожим на народную игрушку, на примитив, для придания образу характерности. "Вот так именно, "по-мужицки", "по-игрушечному" и хотелось мне дать быка во время боя. Хотелось, чтобы он казался не то игрушкой, не то самим "дьяволом", как изображали его в средние века в церковных притворах». Испанская живопись изменила палитру Кончаловского. Колорит потеплел, оттенки стали более сумрачными.
|
К концу 1910 года Петр Петрович вернулся в Россию и принял участие в выставке «Бубновый валет», организованной Михаилом Ларионовым. Выставка проходила под знаком увлечения иконой, народным лубком и вывеской, а также искусством Сезанна и Матисса. Програмным произведением выставки стала картина И.И.Машкова "Автопортрет с Петром Кончаловским", где оба художника представлены в образе борцов, сидящих на диване с гантелями и скрипкой. Кончаловский показал серию испанских работ и написанный после возвращения в Москву "Портрет художника Г.Б.Якулова". В этой работе, разрушающей схему салонного академического портрета, с удивительной силой выражена красота и живописная мощь якобы «безобразной» натуры. Выставка вызвала многочисленные скандалы и споры и ознаменовала новую эру в развитии русской живописи 20-го века.
Осенью 1911 года среди участников выставки произошел раскол. М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова покинули объединение, а Кончаловский занялся организацией общества «Бубновый валет». Кроме него членами-учредителями стали А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков и В.В.Рождественский. П.П.Кончаловский был избран председателем правления, позже его сменил А.В.Куприн. Общество просуществовало до 1917 года.
Весь 1911 год художник жил в Москве, на лето выезжая в Абрамцево, где также в испанской гамме написал серию пейзажей и первый семейный портрет "Семейный портрет на фоне китайского панно". В этот год, по словам художника, он "впервые обратил внимание на наши русские вывески, особенно провинциальные".
Параллельно увлечению народным искусством, развивался интерес художника к творчеству Поля Сезанна. В 1912 году была опубликована книга Э.Бернара "Сезанн. Его неизданные письма и воспоминания о нем" в переводе П.П.Кончаловского, которая стала "настольным евангелием" всех русских сезаннистов.
В марте 1912 года семья Кончаловских сопровождала В.И.Сурикова в Берлин, а затем переехала в Италию (Сиену, Пизу, Ассизи, Перруджу). В Сиене художник изучал фрески Синьорелли, Симоне Мартини, Беноццо Гоццоли, Антонио дель Поллайоло. Стремление к фресковому стилю отразилось в создании одного из самых больших семейных портретов "Семейный портрет.Сиенский". "Именно в Сиене я обратил почему-то внимание на то, что живые люди садятся иной раз в итальянской комнате так, будто они позируют для фрески. /../ Сиена дала мне ту монументальность в композиции, которая есть в этом портрете."В сиенских работах художника так же можно проследить влияние Сезанна и живописи кубизма.
По примеру кубистов, по возвращении в Москву, Кончаловскй написал ряд натюрмортов, вводя в композицию бумажные наклейки. "Дело в том, что всякая наклейка в живописном произведении заставляет страшно повышать тон живописи, доводить его до полнейшей реальности", - объяснил он.
С началом первой мировой войны художник был мобилизован на фронт как офицер-артиллерист. Война сильно изменила его мировосприятие, обострив тягу к реалистическому восплощению натуры. К концу военной службы он почувствовал необходимость поиска новых путей в живописи. Вместе с семьей Кончаловский уехал в Крым, где снова пробовал писать в новой для себя манере. Заметно изменилось отношение художника к цвету и свету, атмосфера картин стала воздушной. Началась эпоха "завоевания цвета и воздуха".
Это новое качество живописи Кончаловского наиболее ярко проявилось в "Портрете скрипача Ромашкова" – первой работе, где человеческая фигура не статична, а находится в действии, и где духовная глубина музыки Баха сливается с одухотворенностью живописи. Портрет был написан на одном дыхании, практически за один сеанс.
1916 год стал этапным в творческой биографии Кончаловского. Впервые Совет Третьяковской галереи приобрел его картину "Портрет Н.П.Кончаловской, дочери художника".
Революцию застала Кончаловского в Москве. Семья художника жила в мастерской на Большой Садовой. Трудности быта, отсутствие отопления, но, в то же время, ощущение легкости, свободы, ожидание перемен запечатлел Кончаловский в своем третьем семейном портрете.
В 1918 году художник был избран профессором живописной мастерской ВХУТЕМАСа и преподавал там до 1921 года. Эта деятельность отвлекала его от собственного творчества и не позволяла предаться искусству вполне, поэтому период преподавания был недолгим. Для Кончаловского вообще характерно – отношение к живописи как первому и единственному делу в жизни.
Новое живописное видение, сформировавшееся у художника в годы революции, требовало пристального изучения природы. Прекрасной школой в этом деле оказалась абрамцевская дубовая роща. В серии абрамцевских работ начала 1920-х годов «страстно хотелось создать живой пейзаж, в котором деревья не просто торчат, воткнутые в землю, как это часто приходится видеть в современной живописи, а логически вырастают из земли, как у старых мастеров, чтобы зритель чувствовал их корни. А для этого надо было прежде всего логически построить каждое дерево, так же, как строится здание, от самого фундамента до крыши, от ушедших в землю корней, до листвы верхушек".
В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее открылась первая персональная выставка Кончаловского, на которой были собраны рисунки и холсты, написанные за время с 1907 по 1922 годы – своего рода итог, первый публичный показ всего творческого пути.
В это время произошел очередной перелом в живописи художника. Его работы стали ближе реалистической традиции русской живописи. Можно говорить об окончательном отходе от кубизма и "сезанизма". Живописи Кончаловского стало свойственно ощущение материальной плотности и насыщенности колорита. Его картины навевали воспоминания о старых мастерах, в частности о Рембранте. Если раньше его интересовала не столько жизнь людей, сколько жизнь вещей, и он отдавал предпочтение натюрморту, то теперь он сосредоточился на портрете.
«Автопортрет с женой» – этапное произведение этого жанра. «Портрет – очень сложный и многообразный вид живописи, – говорил Кончаловский, – Но главное здесь в том, чего ищет художник… Я вообще не люблю в портрете давать человека в быту, а всегда стремлюсь найти стиль изображаемого человека, открыть в нем общечеловеческое… И в этом мне помогают великие мастера эпохи Возрождения, умевшие создать вечно притягательные портреты каких-то совершенно неведомых нам людей».
К 1920-м годам относятся три цикла работ, написанные во время поездок в Италию, в Новгород и на Кавказ. В Венеции Кончаловский увлекся творчеством Тинторетто и делал много зарисовок с его картин. В марте 1925 года Кончаловский с семьей переехал из Италии во Францию, в Париж. Французская современная живопись подтолкнула его к решению вернуться к поискам собственного стиля.
Новая серия работ родилась у художника в Новгороде Великом, куда он поехал с семьей после возвращения в Россию. Кончаловский неоднократно возвращался в этот город, и писал древнюю новгородскую архитектуру, рыбаков, реку Волхов и озеро Ильмень. Здесь он стремился выразить национальные свойства русското пейзажа..
Значительную роль в творчестве художника сыграли путешествия по Грузии и Крыму. Сам художник оценивал эти поездки, как крупнейшие явления своей творческой жизни за последние годы. Он много работал акварелью, стремясь к простоте и легкости композиций. Пробовал писать маслом, имитируя акварельную технику, и открыл в этом для себя новые фактурные возможности.
В 1928 году к десятилетию Красной Армии художник написал грандиозное полотно "Купание красной конницы" (1928, Центральный музей Вооруженных сил), которое экспонировалось на юбилейной выставке. Вспоминая уроки батальной мастерской в Акадимии художеств, он тщательно изучал натуру в кавалерийских казармах. Но подлинное вдохновение нашел в слепках с фризов античного Парфенона. Обнаженные тела красноармейцев и их лошадей возрождают образы классического искусства Древней Греции с их культом красоты молодости, силы и здоровья.
В 1930 году Кончаловский начал писать портрет А.С.Пушкина – одно из программных произведений художника, работа над которым продолжалась 8 лет.
В 1932 году художник приобрел дачу в Буграх – старый усадебный дом, под Малоярославцем, в Калужской области. Здесь Кончаловский проводил большую часть зимы и все лето. "С тех пор стали меньше путешествовать: но зато эта русская природа среднерусской полосы завладела Петром Петровичем, и не известно, он ли ее создал, или природа создала его картины. Тут начинаются целые серии сирени, пионов и садов. Тут создались глубоко проникновенные зимние пейзажи и картины", – вспоминала Ольга Васильевна Кончаловская. Увлекаясь охотой, художник написал серию охотничьих натюрмортов и картин.
В эти же годы были созданы портреты деятелей культуры: С.С.Прокофьева, В.В.Софроницкого, В.Э.Мейерхольда, А.Н.Толстого, В.Г.Дуловой, С.Я.Маршака, А.И.Хачатуряна. Общая черта портретов Кончаловского – их картинность. Почти каждый написанный им портрет имеет свою творческую историю.
В годы Великой Отечественной войны художник с семьей жил в Москве и продолжал много работать. Писал пейзажи Москвы и картину "Портрет М.Ю.Лермонтова на станции Казбек". Перечитывая биографию Лермонтова, Кончаловский выбрал для картины эпизод из первой ссылки поэта, показав его во время остановки в пути на почтовой станции Казбек, в минуту невеселых размышлений.
В послевоенное время на волне общего духовного обновления Кончаловский создал ряд замечательных произведений: натюрмортов, пейзажей, картин, в которых явления и предметы окружающего мира превращаются в источник подлинной поэзии и жизнелюбия. Наиболее известны из них – изображения сирени, картины "Полотер" и "Золотой век". В эти же годы он получил официальное признание своей деятельности – П.П. Кончаловскому было присвоено звание Народного художника РСФСР и действительного члена Академии художеств СССР.
За время своей творческой работы, в период с 1922 по 1951 годы, Кончаловский устроил 15 персональных выставок, почти ежегодно показывая новые произведения широкому зрителю.
До последних дней своей жизни он неустанно работал, воплощая собою, по выражению Н.Н.Пунина, "очень редкое явление живописца чистой воды. Он мыслил красками, валерами, фактурой".
Скончался Петр Петрович Кончаловский 2 февраля 1956 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Сухие краски» 1913
Основную часть картины занимает рабочий стол художника, заставленный все тем, что может понадобиться ему в процессе создания шедевра изобразительного искусства. Всевозможные бутылочки и колбочки, кисти в кувшине, баночка с клеем и растворителем, скребки для корректировки написанного, сами краски. Очертания предметов показаны расплывчато, размыто, они словно служат простым вместилищем для цвета, которым заполнил их художник – синий, красный, зеленый, коричневый, черный. Красочная карусель радужным фонтаном бьет с холста, превращая натюрморт в яркую мозаику цветовых оттенков
Деревянный стол, напротив, прорисован до мелочей: каждая трещинка в древесине, каждая линия ее рисунка выписана со скрупулезной четкостью. Фоном картины служит глубокого синего цвета занавеска, тоном полотна приносящая гармонию в буйство показанных на первом плане красок.
Настоящей находкой в создании этого натюрморта стало наклеивание на бутыльки и тюбики с краской настоящих ярлычков. Благодаря столь необычному приему художнику удалось соединить мир художественный и материальный, а саму картину – оживить и сделать все изображенное на ней осязаемым и реальным.
Изобразив то, что сам хорошо знал и любил, Кончаловский сделал это необыкновенно талантливо. «Сухие краски» сегодня стоят в одном ряду с величайшими картинами мира. Увидеть этот натюрморт можно в Третьяковской галерее, где он бережно хранится уже много лет