Вопрос. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ




Нарушения слуха могут вызываться различными заболевания​ми детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволо​вая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухо​та, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной де​формации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использова​нии щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встре​чаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где один или оба родителя являются врожденно глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возра​сте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает не​обходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания, в част​ности — для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

Звуки характеризуются следующими свойствами: частотой, ин​тенсивностью и продолжительностью звучания.

Сила, или интенсивность, звука измеряется в децибелах (дБ). Так, разные звуки, в том числе звуки природы, могут иметь раз​ную интенсивность звучания. Например, звук:

шелеста листьев составляет 10 дБ;

шепота (около уха) — 25 — 30 дБ;

речи средней громкости — 60 — 70 дБ;

громкой музыки по радио — 80 дБ;

шума поезда в метро — 90 дБ;

ударов молотка по листу железа — 100 дБ;

работающего авиационного мотора — 120 дБ.

Диапазон частот разговорной речи находится в пределах от 500 до 3500 Гц (колебаний в секунду). Если нарушение слуха не позволяет воспринимать эти диапазоны частот, то это означает, что воспри​ятие разговорной речи невозможно. Понижение слуха, при кото​ром не воспринимается звук силой 80 дБ и более, означает глухоту.

При тугоухости не воспринимаются звуки в пределах от 15 до 80 дБ (Л.В.Нейман).

Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при которой процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.

Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные.

В большинстве случаев слуховое нарушение не передается непосредственно потомству, но вероятность рождения аномального ребенка у родителей с дефектом слуха значительно большая, чем у слышащих.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Это зависит:

от времени возникновения патологического процесса;

его степени и периода развития.

К категории детей с нарушением слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на обо уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шёпотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха (с полным выпадением слуха), приобретённым в раннем детстве или врождённым, и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.

В развитии ребенка слух и речь тесно связаны между собой. Поэтому не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняют обучение этих детей и определяют его особенности.

Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха.

Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, звонки), однако разборчивое восприятие речи невозможно.

Среди глухих детей различают:

глухие без речи (ранооглохшие дети со стойким и глубоким нарушением речи, врожденным или приобретенным, в раннем детстве, до сформирования речи);

глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие).

Ранняя глухота приводит к глухонемоте, что отражает наличие причинной зависимости между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота есть следствие глухоты. Замедляется темп психического развития глухонемого ребенка.

Однако, обучение в специально организованных условиях, стимулирующих компенсаторные процессы глухонемых, постепенно сглаживает и выправляет дефекты психического развития. Глухонемой ребенок, оставаясь глухим, постепенно перестает быть немым и становится глухим говорящим.

В результате специальных мероприятий по развитию и использованию остаточного слуха значительно повышаются возможности детей в овладении устной речью.

Обучение глухих детей в специальных образовательных учреждениях способствует компенсации дефекта за счет овладения навыками дактилологии, мимико-жестовой и письменной речи и, что особенно важно, словесной речи.

Обучение осуществляется с использованием зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувствительности. Овладевая чтением с лица, глухие дети начинают понимать обращенную речь, а научившись производить речевые движения, начинают произносить слова. Овладение словесной речью способствует преодолению и вторичных дефектов у глухих детей.

Наиболее выражены различия в понижении слуха при тугоухости. Так, один слабослышащий ребёнок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4 – 6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шёпота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребёнок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесённые голосом разговорной громкости у самого уха.

Таким образом, слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. Наиболее широко в образовательных учреждениях используется аудиолого-педагогическая классификация Л.В. Неймана, согласно которой слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из степеней тугоухости (Таблица №3).

Таблица №3. Классификация нарушений слуха, составленная Л.В.Нейманом.

Степень нарушения слуха Средняя потеря слуха в дБ (500 – 4000Гц) Условия разборчивого восприятия речи
I степень Не превышает 50 дБ Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шёпот – у ушной раковины и далее
II степень От 50 до 70 дБ Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5 - 1 м, шёпот – нет
III степень Более 70 дБ Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шёпот - нет

При тугоухости у детей особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило это снижение.

По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:

ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом – втором году жизни или родились неслышащими;

позднооглохшие дети – дети с потерей слуха в 3-4 года и позже, но ссохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты (в дошкольном и школьном возрасте). Термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

На степень сохранности речи этих детей влияет:

время наступления глухоты;

условия роста и развития ребенка;

уровень остаточного слуха;

качество работы по развитию речи ребенка.

Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом. Они обучаются отдельно от глухих детей в специальной школе II вида, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Было отмечено, что дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора – на формирование речи.

Врождённая тугоухость, а также тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периоде формирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребёнка.

Глухота, врождённая или приобретённая в доречевом периоде, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специальных приёмов обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя глухота может привести к распаду недостаточно упрочившихся речевых навыков.

У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты (чем позже произошла потеря слуха, тем дольше будет сохраняться речь даже при отсутствии коррекционной помощи) и от условий последующего развития ребёнка, в частности, от наличия (или отсутствия) специальной работы по сохранению и развитию речи.

По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:

неговорящих (необученные дети);

детей, в речи которых имеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);

детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;

детей с развёрнутой фразовой речью с аграмматизмом;

детей с нормальной фразовой речью, соответствующей возрасту.

При прочих равных условиях, как впервые было отмечено Р.М. Боскис, чем меньше был снижен слух у ребёнка, тем выше уровень его речевого развития; чем позже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речи ребёнка. При своевременном начале коррекционной работы и её систематическом и адекватном проведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухого ребёнка может быть максимально сближен с нормой. Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия четырёх основных факторов:

от степени снижения слуха;

от времени возникновения поражения слуха;

от наличия дополнительных отклонений в развитии;

от условий развития ребёнка после поражения слуха.

Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота); временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

В данной лекции не рассматривался вопрос о характере нарушения слуха (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость). Познакомиться с данным материалом можно, изучив литературу сурдопедагогического профиля.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет возможности вернуть им физический слух, могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: