Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего




 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

 

Факультет информационных технологий

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

______________Федотов А.М.

 

«___» _____________ 2014 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология в информационных технологиях

(наименование дисциплины)

Кафедра общей информатики факультета информационных технологий

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 230100 «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения очная

Статус дисциплины: __ вариативная ___________________________________

(базовая, вариативная, вариативная по выбору, факультативная)

Объем дисциплины 2 зачетных единиц, 72 часа, в том числе в академических часах по видам учебных занятий:

Семестр учебные занятия форма промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен)
Общий объем   в том числе
контактная работа обучающихся с преподавателем СРС  
Всего   из них
Лекции Лаборные занятия Практи ческие занятия КСР Консультации
        -     -   Диф.зачет.
 

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника».

 

Разработчик(и): Кафедра общей информатики ФИТ,

Савостьянов Александр Николаевич, д.филос.н., доцент

(кафедра, ФИО, ученая степень, ученое звание)

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании Методической комиссии факультета информационных технологий

от ___________ года, протокол № _______.


Аннотация рабочей программы дисциплины

 

Дисциплина «Психология в информационных технологиях» входит в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника».

 

Дисциплина реализуется на факультете информационных технологий НГУ кафедрой общей информатики.

 

Содержание данной учебной дисциплины включает базовые представления о применении психологических знаний в работе специалиста по информационным технологиям.

 

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-10) выпускника.

 

Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: семинары.

 

Рабочая программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля: текущий контроль успеваемости в форме индивидуальных докладов и промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

 

Объем дисциплины 2 зачетных единиц, 72 часа, в том числе в академических часах по видам учебных занятий:

Семестр учебные занятия форма промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен)
Общий объем   в том числе
контактная работа обучающихся с преподавателем СРС  
Всего   из них
Лекции Лаборные занятия Практи ческие занятия КСР Консультации
      -     -   Диф.зачет

 

 


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Психология в информационных технологиях» предназначена для получения представлений об использовании психологических знаний в работе специалиста в области информационных технологий.

Основной целью освоения дисциплины является повышение уровня теоретической подготовки студентов в области прикладной психологии.

 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла ОП бакалавра. Курс дает общее представления о методиках адаптации программных интерфейсов к различным группам пользователей, основным подходам к работе с естественным языком, психологическим принципам составления команд и работе с клиентами.

 

Содержание дисциплины является обязательным минимумом для последующих курсов: «Управление производственным процессом разработки программного обеспечения», «Безопасность жизнедеятельности», «Коллективная разработка программного обеспечения», «Особенности коммерческой разработки программного обеспечения».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (перечень планируемых результатов обучения)

В результате освоения данной дисциплины обучающийся демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

Код компетенции Формулировка компетенции из ФГОС Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Знать: основные понятия и теоремы логики высказываний Уметь: решать типичные задачи по логике высказываний
ОК-2 Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Знать: основные понятия и теоремы логики предикатов Уметь: решать типичные задачи по логике предикатов
ОК-10 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Знать: основные понятия и теоремы теории моделей Уметь: решать типичные задачи по теории моделей.

 

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 академических часов.

4.2. Структура дисциплины

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр (из учебного плана) Неделя семестра (из учебного плана) Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий (из учебного плана, в часах) Самостоятельная работа обучающихся (из учебного плана, в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)   Форма промежуточной аттестации (по семестрам, из учебного плана)
лекции Лабораторные занятия Практические занятия Контроль самостоятельной работы (КСР) Консультации
  Понятие «юзабилити» и применение психологии в информационных технологиях.       -   - -   доклад
  Методы работы с естественным языком в информационных технологиях.       -   - -   доклад
  Психологические основы разработки интерфейсов на естественном языке.       -   - -   доклад
  Психология игрового поведение человека и разработка игровых программ.       -   - -   доклад
  Психологические знания в разработке медицинских программ. Интерфейс мозг-компьютер.       -   - -   доклад
  Психологические особенности восприятия «удаленного пользователя» и интернет-коммуникация.       -   - -   доклад
  Психология в Интернет-рекламе.       -   - -   доклад
  Типологические теории личности. Когнитивные типы   8-9   -   - -   доклад
  Принципы составления рабочих команд на основе оценки психологической совместимости.   10-11   -   - -   доклад
  Понятие «инновационной деятельности». Психологические особенности инновационной деятельности.       -   - -   доклад
  Психологическая безопасность при работе в области ИТ. Интернет-зависимость, профессиональные деформации личности.   13-14 - -     -   доклад
  Образовательные программы. Психология в разработке программ для обучения.   15-16   -   - -   доклад
  Промежуточная аттестация       - -   - - Экзамен
  ИТОГО часов:       -     -    

4.3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

 

Практические (семинарские) занятия 32 часа (из учебного плана)

Раздел (тема), Код компетенции № занятия Содержание занятий и ссылки на рекомендуемую литературу Кол-во часов
всего В интерактивной форме
Тема1 (ОК-1)   Ориентация интерфейса на психологические особенности пользователя. Методы оценки специфики отдельных пользователей. Быстрые и медленные мозговые функции и их роль в восприятии программных интерфейсов. Теория психологического восприятия цвета.    
Тема 2 (ОК-1)   Естественные и формальные языки. Модели компьютерного описания естественных языков. Области применения методов обработки естественного языка в компьютерных технологиях. Структурная лингвистика. Генеративная и трансформационная грамматика.    
Тема 3 (ОК-2)   Восприятие синтаксиса, семантики и эмоциональной окраски речи. Особенности восприятия письменной речи. Лингвистические и экстралингвистические механизмы восприятия информации на компьютере. Требования к языковым интерфейсам предъявляемые с учетом психологических особенностей пользователей.    
Тема 4 (ОК-10)   Игровое поведение человека. Психологические классификации типов игр. Компьютерные игры, области их применения. Восприятие времени и пространства в компьютерной игре.    
Тема 5 (ОК-10)   Особенности разработки медицинских программ. Учет потребностей врачей и пациентов при разработке медицинских программ. Системы с биологической обратной связью. Интерфейсы мозг-компьютер.    
Тема 6 (ОК-10)   Отличие удаленной коммуникации от общения «в пределах прямой видимости». Особенности восприятия интонаций речи при удаленной коммуникации. Ритуалы общения и их трансформация у Интернет-пользователей. Жестовые интерфейсы.    
Тема 7 (ОК-1)   Психология рекламы. Стратегии распространения рекламной информации в Интернет. Типология «потребителей рекламы». Методы борьбы с «навязчивой» рекламой.    
Тема 8 (ОК-2) 8-9 Понятие «личность» в психологии. Различные подходы к описанию типологических особенностей личности. Когнитивная классификация личностей.    
Тема 9 (ОК-2) 10-11 Производственные отношения. Конфликты в условиях производства. Психологические методы разрешения конфликта. Коллектив разработчиков программных продуктов с точки зрения психологии.    
Тема 10 (ОК-1)   Инновационная деятельность как особый тип человеческой активности. «Инновационная личность» и ее отношения в рабочем коллективе. Классификация компаний по степени их инновационности. Жизненный цикл ИТ компании и требования к личности руководителя на разных стадиях жизненного цикла.    
Тема 11 (OK-10) 13-14 Психологическая безопасность трудовой деятельности. Профессиональные деформации личности, их последствия для социальных отношений и методы профилактики. Особенности психологических деформаций в области ИТ. Игровая и Интернет-зависимость – риски развития, психологические последствия, профилактика.    
Тема 12 (OK-10) 15-16 Произвольное и непроизвольное внимание в обучении. Методы компьютерного тестирования уровня развития произвольности у детей. Игровые образовательные программы. Развитие компьютерных тренажеров в системе образования.    
Итого:   -

 

 

Самостоятельная работа – 32 часов (из учебного плана)

Самостоятельная работа студентов предусматривает:

Раздел (тема), Код компетенции № занятия Вид работы Норма времени на выполнение (в часах)
Тема1 (ОК-1)   подготовка к докладу  
Тема 2 (ОК-1)   подготовка к докладу  
Тема 3 (ОК-2)   подготовка к докладу  
Тема 4 (ОК-10)   подготовка к докладу  
Тема 5 (ОК-10)   подготовка к докладу  
Тема 6 (ОК-10)   подготовка к докладу  
Тема 7 (ОК-1)   подготовка к докладу  
Тема 8 (ОК-2)   подготовка к докладу  
Тема 9 (ОК-2)   подготовка к докладу  
Тема 10 (ОК-1)   подготовка к докладу  
Тема 11 (OK-10)   подготовка к докладу  
Тема 12 (OK-10)   подготовка к докладу  

 

 

5. Образовательные технологии

Обучение дисциплине состоит из семинарских занятий. На занятиях предлагается базовый теоретический материал курса, разбираются концептуальные вопросы. Семинары проводятся в интерактивной форме, включают обсуждение изученного материала, ответы на вопросы студентов, дискуссии, разбор примеров. При подаче материала преподаватель обращается к практическому опыту студентов для иллюстрирования материала.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Учебно-методические материалы расположены на сайте https://psytest.nsu.ru/

В состав этих материалов входит комплект психологических тестов для оценки личностных особенностей студентов, инструкции для применения этих тестов, статьи по психологии, предназначенные для самостоятельного изучения студентами.

 

7. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

В ходе курса студенты готовят самостоятельные выступления на семинарах с докладами. Темы докладов совпадают с темами семинаров. По итогам докладов выставляется зачет.

 

 

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования приведен в описании образовательной программы

 

Компетенция Знания, умения, навыки Процедура оценивания
ОК-1 Знать: основные понятия и теоремы логики высказываний Уметь: решать типичные задачи по логике высказываний Доклад. Устный опрос.
ОК-2 Знать: основные понятия и теоремы логики предикатов Уметь: решать типичные задачи по логике предикатов Доклад. Устный опрос.
ОК-10 Знать: основные понятия и теоремы теории моделей Уметь: решать типичные задачи по теории моделей. Доклад. Устный опрос.

 

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания

 

Выделяются три показателя уровня сформированности компетенции:

 

· Для компетенции ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

· Для компетенции ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Уровень Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать) Оценочная шкала
удовлетворительно хорошо отлично
пороговый Представление об основных понятиях и теоретических представлениях психологии Имеет неполное представление об основных понятиях и теоретических представлениях психологии. Допускает неточности при формулировке основных понятиях и пересказе теоретических представлений психологии. Демонстрирует четкое представление об основных понятиях и теоретических представлениях психологии.
базовый Уметь применять полученные знания при планировании теоретических исследований. Умеет перечислить основные направления психологии. Может применять базовые методики психологии для формулировки задач исследования. Демонстрирует полное владение основными методами психологии.
продвинутый        

 

· Для компетенции ОК-2. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Уровень Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать) Оценочная шкала
удовлетворительно хорошо отлично
пороговый Способен пересказать содержание семинарских занятий Пересказывает содержание семинарских занятий с большими запинками, паузами. Допускает неточности при определении основных понятий психологии. Демонстрирует четкое представление об основных понятиях и концептах в психологии.
базовый Уметь сравнивать различные направления, сложившиеся в рамках психологии. Умеет проводить сопоставление базовых понятий, характерных для разных групп психологов. Может провести детальное сопоставление различных психологических теорий. Демонстрирует полное понимание генезиса различных психологических концепций.
продвинутый        

 

· Для компетенции ОК-10. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

·

Уровень Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать) Оценочная шкала
удовлетворительно хорошо отлично
пороговый Представление об основных применениях психологии в информационных технологиях. Имеет неполное представление об основных применениях психологии в информационных технологиях. Осознаёт роль психологии в информационных технологиях. Демонстрирует четкое представление об основных применениях психологии в информационных технологиях.
базовый Уметь применять психологию в информационных технологиях. Слабо умеет применять психологию в информационных технологиях. Хорошо умеет применять психологию в информационных технологиях. Демонстрирует продвинутое уменье применять психологию в информационных технологиях.
продвинутый        

 

 

Если хотя бы одна из компетенций не сформирована, то положительной оценки по дисциплине быть не может.

 

7.3. Типовые контрольные задания

 

Примеры темы для самостоятельных докладов студентов:

Тема 1. Понятие «юзабилити» и применение психологии в информационных технологиях.

Тема 2. Методы работы с естественным языком в информационных технологиях.

Тема 3. Психологические основы разработки интерфейсов на естественном языке.

Тема 4. Психология игрового поведение человека и разработка игровых программ.

Тема 5. Психологические знания в разработке медицинских программ. Интерфейс мозг-компьютер.

Тема 6. Психологические особенности восприятия «удаленного пользователя» и интернет-коммуникация.

Тема 7. Психология в Интернет-рекламе.

Тема 8. Типологические теории личности. Когнитивные типы.

Тема 9. Принципы составления рабочих команд на основе оценки психологической совместимости.

Тема 10. Понятие «инновационной деятельности». Психологические особенности инновационной деятельности.

Тема 11. Психологическая безопасность при работе в области ИТ. Интернет-зависимость, профессиональные деформации личности.

Тема 12. Образовательные программы. Психология в разработке программ для обучения.

 

 

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

Текущий контроль осуществляется в форме самостоятельных устных докладов – в течение 45 минут на каждом семинаре один из студентов представляет устный доклад по одной из выбранных тем. Остальные студенты слушают доклад и задают вопросы.

Оценка «отлично» за доклад ставится, если тема раскрыта полностью. Оценка «хорошо» ставится, если доклад содержит значительные упущения по смыслу темы. Оценка «удовлетворительно» ставится, если тема доклада не раскрыта, но обозначена.

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная литература:

 

Основная литература

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл, 2006. — 448 с.

2. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

3. Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в русской науке. Новосибирск: Изд-во Ин-та дискрет. математики МО РФ, 2000. 126 с.

 

 

б) дополнительная литература:

 

1. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект — М.: Просвещение, 1995.

  1. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психологическая терапия. Хрестоматия. Т.1./под ред. А.Б. Фенько.
  2. Савостьянов А.Н. Сравнительный анализ методологических подходов различных направлений российской психофизиологии // Философия науки, Новосибирск, 1999. № 1. Вып. 6. С. 74–79.

 

в) учебно-методическая литература: отсутствует

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 

https://libra.nsu.ru - Сайт научной библиотеки НГУ

https://www.spsl.nsc.ru - Портал ГПНТБ СОРАН

https://psytest.nsu.ru/ - Сайт факультета психологии НГУ

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Рекомендуется посещать все семинары, готовить свой доклад самостоятельно, активно участвовать в обсуждении докладов других студентов.

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

 

Не требуется.

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

· Аудиторный класс на 20 человек,

· Ноутбук/компьютер, мультимедиа-проектор для презентаций, экран – для лекций

· Программное обеспечение для лекций: MS PowerPoint (MS PowerPoint Viewer)

 

 

 

 

 


 

Приложение А

(обязательное)

 

Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине_________________________________________________

 

1. План-график выполнения СРС по дисциплине

 

В процессе изучения дисциплины предусмотрено выполнение следующих видов самостоятельной работы:

Вид самостоятельной работы Номер недели семестра
                                 
подготовка докладов + + + + + + + + + + + + + + + + +
Итого в неделю часов                                  

2. Характеристика и описание заданий на СРС

 

В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие контрольные точки:

Контрольная точка Срок сдачи (номер недели семестра)
зачет  

3. Примерные нормы времени на выполнение заданий контрольных точек

Контрольная точка Норма времени на выполнение (в часах)
зачет  

 

4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

 

Основная литература

4. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл, 2006. — 448 с.

5. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

6. Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в русской науке. Новосибирск: Изд-во Ин-та дискрет. математики МО РФ, 2000. 126 с.

Дополнительная литература

4. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект — М.: Просвещение, 1995.

5. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психологическая терапия. Хрестоматия. Т.1./под ред. А.Б. Фенько.

6. Савостьянов А.Н. Сравнительный анализ методологических подходов различных направлений российской психофизиологии // Философия науки, Новосибирск, 1999. № 1. Вып. 6. С. 74–79.

 

Приложение Б

(обязательное)

 

Фонд оценочных средств по дисциплине_____________________________

 

В ходе курса студенты готовят самостоятельные выступления на семинарах с докладами. Темы докладов совпадают с темами семинаров. По итогам докладов выставляется дифференцированный зачет.

 

Тема 1. Понятие «юзабилити» и применение психологии в информационных технологиях.

Тема 2. Методы работы с естественным языком в информационных технологиях.

Тема 3. Психологические основы разработки интерфейсов на естественном языке.

Тема 4. Психология игрового поведение человека и разработка игровых программ.

Тема 5. Психологические знания в разработке медицинских программ. Интерфейс мозг-компьютер.

Тема 6. Психологические особенности восприятия «удаленного пользователя» и интернет-коммуникация.

Тема 7. Психология в Интернет-рекламе.

Тема 8. Типологические теории личности. Когнитивные типы.

Тема 9. Принципы составления рабочих команд на основе оценки психологической совместимости.

Тема 10. Понятие «инновационной деятельности». Психологические особенности инновационной деятельности.

Тема 11. Психологическая безопасность при работе в области ИТ. Интернет-зависимость, профессиональные деформации личности.

Тема 12. Образовательные программы. Психология в разработке программ для обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: