В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз-
витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение
в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле-
ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение»
культуры (от слова «мирской» — светский).
Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая
в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители
XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших
в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви-
чей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне
район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали
в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю-
щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби-
раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ-
водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со
странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины
с Россией.
Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано не-
сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу-
жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар-
ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас-
совым тиражом единообразные пособия для обучения гpaмоте и
арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует
распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря»
В. Ф. Бурцева, изданною тиражом 2400 экземпляров. Были опубли-
кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно-
жения (1682).
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве-
дение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати-
|
ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия».
Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче-
ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови-
ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло-
моносов.
В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль-
шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак-
тических задач по математике (многие умели с большой точностью
измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении
за природой.
Значительный вклад в развитие географических знаний внесли
русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за
80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север-
ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас
имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем-
ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят
город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце
XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку-
рильские острова.
Литература. В XVII в. созданы последние официальные летопис-
ные сочинения. «Новый летописец» (30-с годы) излагал события от
смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до-
казывались права новой династии Романовых на царский престол.
Центральное место в исторической литературе заняли историче-
ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп-
па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание
Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со-
|
бытия Смутного времени начала XVII в.
Проникновение светских начал в литературу связано с появлени-
ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы-
мышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе»,
«Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную служ-
бу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести
о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми
жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная
лирика (Симеон Полоцкий).
Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво-
го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно-
кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной
форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России,
которая начиналась с момента образования Киевской Руси.
В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как
учебник русской истории.
Театр. Был создан придворный i c a i p в Москве (1672), просуще-
ствовавший лишь четыре года. В нем ирали немецкие актеры.
Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра
были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При-
дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской
культуре.
В русских городах и селах широкое распространение со времен
Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет-
рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави-
тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе-
лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.
|
Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются
большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного
здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно-
сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания
XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие укра-
шать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна
зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные
«солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня
и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од-
ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.
Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце
царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных
палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие-
русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни-
коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер-
ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при-
мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать
церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»),
церковь Рождества Богородицы в Путниках (недалеко от
Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку
от метро «Китай-город»).
Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст-
ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост-
ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное
значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем
и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп-
ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную
мощь сердца столицы России.
В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция
опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся
крепостью, а его смены имели чисто декоративный xapaктep. Стены
крупных русских монастырей, возведенные после польско-
литовско-шведской интервенции (Троице-Cергиева монастыря, Спа-
со-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерскою монастыря
под Воло1дой, московских монастырей), следуя общей моде, 1акже
украшались декоративными деталями.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла-
дыванием с стиля, получившею название нарышкинского (по фамилии
главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору-
жены надвратныс церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо-
настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Cepгиевом
Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.
Для московскою барокко характерно сочетание красного и белою
цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро-
ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите-
лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко
можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые
впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при
украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление
московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада,
свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое-
образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.
В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество.
«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец
Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво-
рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло-
вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран
при Екатерине II из-за ветхости.
Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось
в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был
Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор-
ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ-
емность в изображении лица, элементы прямой перспективы.
Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще-
нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана
с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер-
соны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора
Ивановича, М. В. Скопина-Шуйскою и др. Однако техника худож-
ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках
яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на-
писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского
портретного искусства в XVIII в.