РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в.




В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз-

витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение

в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле-

ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение»

культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая

в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители

XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших

в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви-

чей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне

район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали

в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю-

щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби-

раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ-

водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со

странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины

с Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано не-

сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу-

жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар-

ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас-

совым тиражом единообразные пособия для обучения гpaмоте и

арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует

распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря»

В. Ф. Бурцева, изданною тиражом 2400 экземпляров. Были опубли-

кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно-

жения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве-

дение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати-

ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия».

Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче-

ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови-

ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло-

моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль-

шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак-

тических задач по математике (многие умели с большой точностью

измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении

за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли

русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за

80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север-

ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас

имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем-

ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят

город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце

XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку-

рильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летопис-

ные сочинения. «Новый летописец» (30-с годы) излагал события от

смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до-

казывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли историче-

ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп-

па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание

Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со-

бытия Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлени-

ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы-

мышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе»,

«Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную служ-

бу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести

о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми

жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная

лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво-

го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно-

кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной

форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России,

которая начиналась с момента образования Киевской Руси.

В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как

учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный i c a i p в Москве (1672), просуще-

ствовавший лишь четыре года. В нем ирали немецкие актеры.

Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра

были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При-

дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской

культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен

Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет-

рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави-

тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе-

лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются

большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного

здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно-

сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания

XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие укра-

шать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна

зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные

«солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня

и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од-

ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце

царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных

палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие-

русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни-

коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер-

ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при-

мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать

церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»),

церковь Рождества Богородицы в Путниках (недалеко от

Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку

от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст-

ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост-

ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное

значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем

и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп-

ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную

мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция

опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся

крепостью, а его смены имели чисто декоративный xapaктep. Стены

крупных русских монастырей, возведенные после польско-

литовско-шведской интервенции (Троице-Cергиева монастыря, Спа-

со-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерскою монастыря

под Воло1дой, московских монастырей), следуя общей моде, 1акже

украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла-

дыванием с стиля, получившею название нарышкинского (по фамилии

главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору-

жены надвратныс церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо-

настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Cepгиевом

Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московскою барокко характерно сочетание красного и белою

цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро-

ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите-

лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко

можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые

впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при

украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление

московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада,

свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое-

образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество.

«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец

Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво-

рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло-

вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран

при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось

в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был

Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор-

ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ-

емность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще-

нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана

с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер-

соны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора

Ивановича, М. В. Скопина-Шуйскою и др. Однако техника худож-

ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках

яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на-

писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского

портретного искусства в XVIII в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: