Инструкция
Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.
Тестовое задание
№ | Оказавшись в трудной ситуации, я... | Никогда | Редко | Иногда | Часто |
...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге | |||||
...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | |||||
...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
...критиковал и укорял себя | |||||
...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть | |||||
...надеялся на чудо | |||||
...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
...вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
...старался не показывать своих чувств | |||||
...пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
...спал больше обычного | |||||
...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
...испытывал потребность выразить себя творчески | |||||
...пытался забыть все это | |||||
...обращался за помощью к специалистам | |||||
...менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
...извинялся или старался все загладить | |||||
...составлял план действий | |||||
...старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
...понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
...набирался опыта в этой ситуации | |||||
...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
...рисковал напропалую | |||||
...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
...находил новую веру во что-то | |||||
...вновь открывал для себя что-то важное | |||||
...что-то менял так, что все улаживалось | |||||
...в целом избегал общения с людьми | |||||
...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал | |||||
...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
...отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
...говорил о том, что я чувствую | |||||
...стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
...вымещал это на других людях | |||||
...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
...отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | |||||
...находил пару других способов решения проблемы | |||||
...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
...что-то менял в себе | |||||
...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
...молился | |||||
..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
Ключ к копинг-тесту оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса
Описание
Тест Лазуруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный тест считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.
Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Ключ к тесту
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Обработка результатов
1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла.
2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по суммарному баллу:
- 0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
- 13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Интерпретация результата
Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.
Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.