Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики




Хронологически самой ранней из изученных восточных общественно-экономических систем является древнеегипетская цивилизация. Огромный вклад в ее изучение внесли российские ученые, академики – Тураев, Струве, Виппер, Авдиев.

Долина Нила была плотно заселена в III тысячелетии до н.э. из-за резкого изменения климата: Сахара из травянистой саванны превратилась в пустыню, и основное население ушло южнее – в Тропическую Африку, и севернее – в Переднюю и Малую Азию.

Название «Египет» впервые предложил Геродот в своих «Музах». Оно происходит от эллинизированного словосочетания Хетха-Птах, или Хикупта (от древнеегипетского понятия «крепость души бога Птаха»), - так называлась северная столица страны, в греческой транслитерации Мемфис. Сами египтяне называли свою страну Кемет – «Черная». Если в этническом отношении жители северного течения, Верхнего Нила, относились к восточно-африканскому негроидному типу, то в дельте реки преобладал берберо-ливийский негритский антропологический тип. Единой народности не сложилось: судя по фрескам и скульптурным изображениям знати и чиновников, среди них преобладали негриты.

Городов в классическом античном понимании в Египте не было. Под городом понимался храм местного божества, совмещавший в себе функции религиозного, судебного и полицейского центра, очага культуры и просвещения. В храмовом комплексе находились кварталы, где проживали жрецы и номовая аристократия и располагались государственные зернохранилища, жилища ремесленников, насдмотрщиков и купцов. Вокруг располагались села земледельцев, очагами разбросанные вдоль реки, каналов.

На протяжении всего равнинного течения Нила условия для земледелия были неодинаковы: орошаемая рекой долина в ширину колебалась от 1 до 20 км (получила название Верхнего Египта), где из-за высокой плотности населения и малоземелья жители были вынуждены специализироваться в разведении мелкого рогатого скота и в ремесле. Дельта же с ее огромными поймами и развитой системой проток, озер и болот (Нижний Египет) являлась районом развитой земледельческой культуры.

Вся территория делилась на замкнутые общины, которые назывались номами (42). Внутренняя торговля проходила по Нилу, что привело к быстрому выделению купечества, но регулирование режима внутренней торговли номархи обеспечить пока самостоятельно не могли: тут требовалась сильная централизованная власть.

Эти факторы – экономическая многоукладность, этнические и языковые различия и политическая сегментированность территории – приводили к постоянной экспансии номархов Верхнего Египта в нижнее течение реки. В ходе завоевания владыкой Верхнего Египта царем Миной (Менес) среднего течения Нила и Дельты в конце IV тыс. до н.э. все египетские номы были объединены в централизованное государство.

Мина – первый легендарный «царь Верхнего и Нижнего Египта», в новой столице Мемфис – грандиозный каменный храм богу Птаху (древнеегипетский творец мироздания) + появление титула фараона (древнеегипт. «великий храм»), позже фараон – покровитель страны (человек с головой сокола ака бог Птаха).

После объединения номов Египта и возникновения Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.) главной задачей верховной власти стало создание общегосударственной ирригационной системы + началось строительство каменных ритуальных сооружений – пирамид, усыпальниц фараонов.

Смысл именно пирамидального устройства царских захоронений объясняется тем, что в раннегосударственный период боги изображались в виде правильных объемных геометрических фигур: куба, пирамиды или шара. Аналогично и функциональное назначение пирамид индейцев Центральной Америки.

Частной собственности на землю в Египте Древнего и Среднего царств в классической понимании не существовало: верховным собственником всей земли считался фараон, который передавал своим вельможам земельные поместья на время службы в качестве платы. Вельможи владели землей и имуществом как «по истине», то есть понаследству, так и «по службе», полученные от монарха заисполнение определенной должности.

Сословная иерархия:

Хемуу – «царские люди», работники, не владевшие землей и получавшие за работу плату продуктами, полотном, кожаными изделиями. НО ОНИ НЕ БЫЛИ РАБАМИ, так как имели детей и право ухода от своих владельцев после окончания работ.

Хентиуше – свободные землевладельцы-общинники, платившие за пользование землей (так земля считалась собственность фараона) налоги в качестве арендной платы. Надел мог наследоваться исключительно мужчинами при условии правильного культивирования почвы его предками.

Кентебы – советы для разрешения имущественных и семейных споров, стоявшие во главе крестьянских общин, решения которых утверждались представителем номового жречества.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МОНАРХИЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ ТИПИЧНУЮ ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ.

Высший бюрократический аппарат возглавлялся личными приближенными фараона (личная преданность + утверждались коллегией жрецов господствующего нома).

Высшие должности при фараоне:

Чати – главный советник фараона, высшее должностное лицо (ака визирь).

Провожатый властителя – начальник телохранителей и личной гвардии фараона.

Начальник войска – руководил комплектованием армий и приглашением наемников, занимался их материальным обеспечением и вооружением.

Носитель царских сандалий – главнокомандующий египетской армии, старейшина царского двора и начальник нома Элефантины.

Начальник колесничих – муж кормилицы фараона («отец бога»).

Начальник Северных стран – сбор налогов и полицейско-территориальный надзор в малоазийских номах, присоединенных фараонами в ходе военных походов.

Казначей бога – чиновник, ведавший доставкой в Египет продовольствия из сопредельных стран и снабжением столицы.

Начальник «дома Амона-Ра» - управляющий «южной столицей» государства, городом Фивы, религиозным центром Египта.

«Хозяйка дома царя» - старшая жена в гареме и сестра фараона, ведавшая организацией дворцового ритуала.

К середине XXI века до н.э. сепаратистские тенденции местных номов привели к распаду Древнего Царства. С большим трудом фиванские жрецы с помощью фараона Ментухотепа I смогли собрать силы, чтобы вновь покорить весь остальной Египет. В результате сформировалось единое Среднее царство (2040-1785 гг. до н.э.).

Фараоны XII династии, начиная Аменемхета III, активно осуществляют реформы для укрепления центральной власти. Государство становится крупнейшим организатором ирригационных и строительных работ. В стране стали проводиться постоянные переписи населения, вводилась и наследственность профессий.

«Царские люди», хемуу, получают личные наделы в поместьях храмов и вельмож с обязанностью выплачивать налоги продуктами с/х, а ремесленники – мелкие мастерские на тех же условиях. Упоминания о рабах, баках, появляются чаще, но в основном их помещали на землю или в ремесленные мастерские, если не становились прислугой, челядью. Власть номархов на местах оставалась неограниченной. Попытки фараонов ограничить могущество номов заканчивались неудачами (дворцовые заговоры, убийство Аменемхета I) => ослабление династии => вторжение в Египет кочевых племен гиксосов (индоевроп группа народов, Центр. Азия). Они захватили весь Нижний Египет.

Примерно в 1570-2000 гг. до н.э. прошло колоссальное извержение вулкана Санторин, коренным образом изменившее климат не только Средиземноморья, но и всей ойкумены в целом. Поселения и города гиксосов исчезли с карты тогдашнего мира. Они были вынуждены мигрировать вверх по Нилу, ассимилируясь с глубинным населением Египта. Однако официальная храмовая историография приписала восстановление единства Египта исключительно юному фиванскому номарху Яхмосу, который основал XVIII династию. Образовалось Новое Египетской царство (1558-1070 гг. до н.э.).

Египетское государство вновь стало единым. Но источники экономического развития Египта были исчерпаны, земли обезлюдели после войны с гиксосами, бесконечных распрей между номами и стихийных бедствий. Дальнейшее процветание страны могла обеспечить только активная внешняя политика для получения продовольствия, людских ресурсов и сырья. С этой целю фараоном Тутмосом II была реформирована армия по гиксосскому типу и приобрела наступательный характер (тяжелая пехота становится регулярной, создается спец. род войск – отряды тяжелых колесниц и т. д.).

Жречество было обеспокоено активными военными приготовлениями уаря, считая военную экспансию опасной для государства. Фиванские жрецы вынудили Тутмоса II, у которого не было законного наследника, «усыновить» мальчика, воспитанного в храме бога Амона. Регентшей при Тутмосе III стала его мачеха Хатшепсут.

Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) проводила консервативную политику, выгодную Фивам и тем правящим сословиям, которым было необходимо сохранить свое доминирующее влияние на царствующих фараонов. Тем казалось достаточным ограничиться восстановлением страны в границах Среднего царства и укрепить восточные границы.

После ее смерти Тутмос III наконец добился власти. Он был жесток, храбр и физически очень силен. Фараон продолжил военную реформу: рядовой состав армии по-прежнему комплектовался из свободных крестьян и ремесленников на основе рекрутской системы, причем в мирное время воины должны были жить в военных поселениях, пехота делилась на легкую, вооруженную луками, и тяжелую, вооруженную копьями, секирами и щитами; главной маневренной единицей были колесницы; главнокомандующим считался фараон; наградами отличившимся воинам были денежные пожалования + знаки отличия «золотой лев» и «серебряная стрекоза».

Тутмос III избрал основным направлением своей политики борьбу против относительно слабых государств Сирии и Палестины. Он произвел 15 походов, чтобы завоевать Ближний Восток до верховьев Евфрата.

В период правления Аменхотепа IV была проведена радикальная религиозная реформа с целью отмены архаического пантеона богов, введения единобожия и ликвидации всех привилегий жречества. Основной целью фараона была централизация страны и ликвидация номового сепаратизма (бог Амон => бог Атон – официальный верховный бог). Спустя 10 лет после провозглашения реформы фараон и его жена Нефертити скоропостижно скончались (мб, были отравлены), храмы Атона были разрушены, а имя самого фараона было официально предано забвению. Он опередил свое время и попытался создать единую империю, где центростремительные силы были бы сильнее сепаратистских номовых тенденций. Разноплеменное и разноязыковое население Египта было не в состоянии воспринять новое мировоззрение, да и время для становления мировой религии еще не пришло.

После него на престол был возведен незнатный по происхождению главнокомандующий египетской армией Хоремхеб, который пользовался исключительным авторитетом среди солдат. Хоремхеб по-солдатски прямо продолжал политику выдвижения талантливых простолюдинов на высшие посты в государстве, невзирая на их национальность и вероисповедание. Началась борьба против коррупции среди сановников: за факт взяточничества, подтвержденного двумя свидетелями, виновный карался смертной казнью. Окончательно была реформирована армия, которая отныне в основном состояла из наемников. Благодаря всем этим реформам удалось на недолгое время укрепить государственную власть и вооруженные силы.

Последний раз могущество Египетского царства было восстановлено при Рамсесе II Великом (1301-1235 гг. до н.э.). Серьезным противником Рамсеса II была Хеттская держава в Малой Азии. В четвертый год своего правления Рамсес II предпринял разведывательный поход против хеттов, который оказался неудачным. После этого фараон изменил тактику и начал затяжную войну, изматывающую хеттов, не имевших в отличие от Египта ни регулярной, ни наемной армии. Военные действия продолжались без малого 25 лет.

Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хеттского царя. После длительных переговоров Хаттусили III послал египетскому царю проект договора, начертанный на серебряной доске. Рамсес принял условия мира и отправил в знак согласия другую серебряную табличку с начертанным на ней текстом договора. В результате в 1296 году до н.э. между фараоном и царем Хаттусили III был подписан мирный договор (первый записанный и известный в истории дипломатии). В договоре были зафиксированы следующие принципы древневосточной дипломатии:

оба гос-ва отказывались от применения силы друг против друга и брали обязательство решать се недоразумения путем переговоров;

Восточное Средиземноморье было поделено на сферы влияния (Северная Сирия и Финикия – хеттское влияние, Южная Сирия и Палестина – египетское);

Египет и Хеттское царство заключили между собой военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь.

Египетско-хеттская война нанесла серьезный ущерб демографической ситуации в долине Нила. Убыль мужского населения привела к падению с/х и ремесленного производства. Жречество было недовольно второстепенным положением номовой аристократии, усилением авторитета бога Птаха и экономическим доминированием Нижнего Египта. Дворцовые убийства, организованные фиванскими жрецами Амона, стали политической практикой (последние фараоны XIX династии в среднем сменялись раз в 5 лет), поэтому номархи не подчинялись Мемфису, «страна была полна восстаний».

Слабость первой мировой державы доказало нашествие «народов моря» - ахейцев, дорийцев, карийцев и других племен. Один из последних фараонов XX династии Рамсес III частично сумел отразить натиск иноземцев, но на 32-м году жизни был убит.

После скоропостижной смерти фараона Рамсеса IX фиванский первосвященник Херихор возвел на престол юного Рамсеса XII. Жрец фактически стал правителем Египта. Он допустил разделение государства на две части, которыми управлял сам – в Верхнем Египте правил бессильный фараон Несубанебдед, а в Нижнем – столь же слабый Рамсес XII.

Вскоре Херихор объявил себя фараоном и основал XXI династию, которая после его гибели не имела продолжения. Этими событиями окончательно закончилась история Древнего Египта как самобытного государства.

Позднее царство (1070-332 гг. до н.э.) связано с восшествием на престол представителей XXI династии. Однако династию свергли ливийские военные наемники, поднявшие восстание под руководством незнатного жителя города Саиса Амасиса. Фараон был убит, и предводитель повстанцев был провозглашен главою государства.

Последняя Саисская династия (727-715 гг. до н.э.) не смогла сдержать внешнего натиска. Только Шешонк I сумел выиграть войн в Палестине и вновь на короткое время объединил Египет, но при его преемниках государство окончательно распалось на отдельные номы. В 525 году до н.э. Египет вошел в состав Персидской державы Камбиза II в качестве его личной унии и перестал существовать как самостоятельное государство.

Владычество персов продолжалось до 332 года до н.э., пока долина Нила не была присоединена к империи Александра Македонского. Греко-македонское господство длилось до 30 г. до н.э. под властью династии Птолемеев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: