Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия




После подчинения Греции Филипп Македонский обратил взоры на восток, где господству Македонии на Эгейском море угрожали персы. В 336 г. до х.э. он послал в Малую Азию опытного полководца Пармениона. По-видимому, ему была дана задача захватить плацдарм у переправы через Дарданеллы, чтобы обеспечить позже переброску в Малую Азию основных сил греков и македонцев. Но в том же, 336 г. до х.э. Филипп был убит заговорщиками. На македонский престол взошел двадцатилетний сын Филиппа - Александр.

После смерти Филиппа сколоченный им Коринфский союз грозил распасться. Александру пришлось привести в подчинение полисы Греции и отразить нападение племен, надвигавшихся на Македонию с севера (335 г. до х.э.). Только обеспечив себе европейский тыл, он стал готовиться к восточной кампании. Персы не приняли мер для обороны малоазийского побережья. Александр, высадившийся в Илионе (древней Трое), даровал городу демократические свободы, освободил его от уплаты дани персам и затем двинулся на соединение со своей основной армией.

Армия его была невелика по размерам. Считается, что она состояла примерно из 30 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы. Тяжелая и полутяжелая македонская пехота насчитывала 12 тыс. человек, включая личную царскую гвардию. Во главе армии стояла группа ближайших соратников царя, среди которых были отличные военачальники.

Малоазийские сатрапы Дария, узнав о приближении Александра, стали делать запоздалые приготовления к сражению. Начальник греческих наемников Мемнон советовал персам отступить, уничтожая все на своем пути и заманивая противника в глубь страны, навстречу главным силам Дария. Однако сатрапы решили дать Александру генеральное сражение на берегах р. Он захватил Милет и после тяжелой осады взял Галикарнас; Мемнон спасся бегством.

В результате битвы при Иссе Малая Азия оказалась полностью потерянной для персов.

Александр не стал сразу же преследовать Дария, отходившего к жизненным центрам своего государства, а направился на юг, в Сирию и Финикию, поставив перед собой задачу - уничтожить базы персидского (т.е. финикийского) флота, угрожавшего греческому владычеству на море.

Дальнейшее продвижение Александра на юг также было удачным. Крупнейшие порты - Библ и Сидон - подчинились без боя. Однако жители Тира, надеясь на неприступность своего островного города, отвергли условия, предложенные им Александром. Население Тира было обращено в рабство и продано.

После падения Тира Александр двинулся на Египет. Серьезное сопротивление он встретил только в Газе, на юге Палестины. Египет никогда не имел органических связей с Ахеменидской державой и со времени первого завоевания персами при Камбизе не раз восставал против них, а с конца V в. до х.э. добился независимости. Ненависть египтян к своим поработителям была велика. Александра ждали как избавителя, шли слухи о его египетском происхождении. Персидский наместник немедленно сдался.

Александр наладил управление страной, основал на побережье новый город - Александрию, который был задуман как противовес Финикии, и затем посетил знаменитый оракул Амона, находившийся в оазисе в глубине пустыни. Жрецы провозгласили Александра сыном Амона, признав тем самым его фараоном.

После смерти Дария Александр стал считать себя законным наследником Ахеменидов и царем Азии. Но, чтобы утвердить свою власть на всем пространстве Ахеменидской державы, Александру еще предстояло замирить Восток. При этом он встретился с непредвиденными военными трудностями и с резкой оппозицией в среде своих сподвижников.

Сначала Александр стремился привлечь на свою сторону видных ахеменидских вельмож, раздавая им сатрапии на востоке, но после нескольких измен и восстаний перешел к карательным мерам. Между тем ему стало известно о заговоре. При ликвидации заговора Александр впервые прибег к крутым репрессиям по отношению к своим ближайшим сподвижникам, которым в прежнее время он легко прощал многое

Кампания 328 г. до х.э. была целиком посвящена борьбе со Спитаменом. Александру удалось внести раскол в среду бактрийцев и согдийцев, так что в этом году в составе его армии действовали отряды бактрийской и согдийской конницы.. Спитамен ушел за Оку к кочевым массагетам (в совр. Туркмению). С их конными отрядами он совершал набеги на Согдиану, однако в конце концов был разбит, снова бежал к массагетам, но был убит ими, а голова его была послана Александру.

В сложной обстановке Александр предпринял свой последний - индийский поход. Поход начался в 327 г. до х.э.; Александр встретился со многими трудностями, однако нанес жестокое поражение индийскому царю Пору и продолжал продвижение за Индом на восток. У р. Биас в 326 г. до х.э. произошло наконец то, чего можно было давно ожидать: измученные воины отказались идти дальше.

Удивительно, что за все эти годы держава вообще не распалась; это указывает на то, что ее существование отвечало реальным потребностям времени. Теперь завоевательные походы были закончены, и Александру предстояло управлять этим огромным и неустроенным государством. Александру казалось, что решение этой сложной задачи должно состоять в слиянии завоевателей с завоеванными. Стремясь привлечь на свою сторону определенные круги иранского общества и поощряя смешение македонцев и иранцев, Александр в то же время сурово расправлялся с сатрапами-персами, проявлявшими в его отсутствие чрезмерную самостоятельность.

В десятилетний срок Александром Македонским было создано грандиозное государство, простиравшееся от Египта до берегов Инда, от Черного моря на севере до Персидского залива на юге. Естественно, личность Александра, его огромные военные успехи привлекали к себе внимание историков как в древности, так и в новое время. Но в оценке его деятельности и сейчас нет единодушия.

Мировая держава Александра Македонского после его смерти распалась, но распалась на довольно большие части, каждая из которых представляла собой не полис и не союз полисов, а обширное монархическое объединение, включавшее многие полисы как органическую составную часть. Эти дочерние государства, хотя границы их были очень неопределенны, в своей основе смогли просуществовать довольно продолжительное время.

Победное шествие Александра на Восток, а также возникновение новых, "эллинистических" государств были подготовлены всем ходом предшествующего развития как самой Греции, так и стран Ближнего Востока. Необходимо было создать общественно-экономическую структуру, где были бы обеспечены частная собственность и частное производство без произвольного вмешательства со стороны царской власти, с определенными, более или менее единообразными гарантированными правами политической автономии, но в то же время где был бы обеспечен свободный доступ к источникам сырья и к межобластному товарному рынку. Такой структурой и была эллинистическая монархия, опирающаяся на сеть автономных полисов.

Автономия города или храма - создание некоего государства в государстве - всегда имела идеологическое обоснование и облекалась в совершенно определенные идеологические формы. Естественно, что греческий полис должен был нести с собой и греческие формы идеологии и культуры, как обоснование своего существования.. Вместе с полисом должна была прийти и эллинизация культурной жизни. И если она не пустила на Востоке по-настоящему глубоких корней, то только потому, что была ограничена миром привилегированных городов.

Обширное градостроительство в странах Азии, проводившееся Александром и его преемниками, не может быть объяснено одной лишь греческой колонизацией - для заселения всех этих городов не хватило бы жителей всей Греции: ранее преуменьшалось значение эллинизации известной части местного населения. Помимо иранских воинов и знати, непосредственно влитых в состав греко-македонского войска, эллинизации подвергались, вероятно, и многочисленные местные жители - примкнувшие к обозам торговцы-поставщики, обслуживающий люд, жители разрушенных городов, дети греко-македонцев от местных женщин. Часто жители захваченных городов насильственно переселялись в основанные царями полисы; иногда переселение "варваров" было добровольным; известны случаи, когда город целиком заселялся путем перемещения части граждан старых городов.

Западная Азия перед завоеванием Александра достигла такой ступени развития, когда ей нужен был новый тип политической организации; конкретно-исторические условия были таковы, что носителями этого нового типа организации оказались завоеватели - греко-македонцы. Процесс был двусторонним: восточный мир, не выработав нужных ему форм рабовладельческого строя, уже создал военно-административное объединение в виде "мировых" держав; греческий мир создал высокоразвитое товарное рабовладение и полис, но в своем прежнем виде система полисов испытывала кризис - нужно было военное объединение. Результатом стали завоевания Александра Македонского и возникновение того конкретно-исторического явления, каким в области культуры явился эллинизм - взаимопроникновение греческих и ближневосточных элементов культуры.

Культура эллинизма

После смерти Александра Македонского его империя распалась на отдельные царства: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов), государства Малой Азии и Македонии. Общий смысл этих грандиозных социальных процессов состоял в объединении побережья и глубинных районов материка, а также создании единого экономического пространства для различных сложившихся культур. В основном на всех национальных территориях сохранилась местная власть при условии, что она признает свою зависимость и регулярно выплачивает дань.

 

Во всех завоеванных странах распространялась (и отчасти развивалась) греческая духовная культура (эллинизм), которая сама вбирала некоторые черты других национальных культур, соответствующие духу социальных изменений в Греции. В условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, в массовом сознании стал преобладать субъективно-идеалистический подход в оценке общественной жизни, теперь снова идеалом служила не гражданская норма и отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце IV в, до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь и т. п.

 

Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (30 в. до н. э.). Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.

 

Шедевром античной скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающее настроение, вызывает ощущение гимна. В известном смысле он предвещает искусство барокко.

 

Лучшие традиции Родосской школы воплощены в скульптурной группе "Лаокоон" мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н. э.).

 

Замкнутость полиса-государства в эпоху эллинизма сменилась открытостью города, принадлежащего обширной империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, окружавшие агору Вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связан старыми градостроительными традициями, он больше подчинен рельефу местности, естественные склоны стали использоваться для сооружения террас — можно говорить уже о появлении городского пейзажа.

 

В строительстве храмов преобладал ионический ордер, большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтари (как, например, Пергамский алтарь). В качестве строительных материалов широко использовался камень и сырцовый кирпич.

 

Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк был сооружен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал предположительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м. Под куполом маяка горел костер, дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. Александрийский маяк в перестроенном виде просуществовал до XIV в., затем был разрушен.

 

Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света — Колосс Родосский (о котором уже говорилось выше), статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Всех, видевших статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерное мастерство его создателя - Хареса из Линдоса.

 

В интеллектуальной жизни империи большое значение получили греческие (классические) традиции и, главное, знание их, "ученость". Во всем эллинистическом мире получил распространение несколько искаженный греческий язык (койне). Однако в сфере духовной жизни наметилось резкое расслоение. Основная масса населения увлекалась спортивными зрелищами (удвоился амфитеатр вокруг арены - родилась форма современного стадиона); из сценических жанров особую популярность приобрела комедия ситуаций и характеров; трагедия стала тяготеть к благополучным концовкам (Медея прячет детей, Антигона скрывается и т.п.).

 

Элитарная культура отдавала предпочтение книжным формам, появились драмы для чтения, а не для постановки. Поскольку красноречие в условиях монархии и бюрократии утратило свое общественное значение, расцвела поэзия (но окончательно утратила связь с музыкой). Большое распространение получает несколько искусственное новаторство, но действительно развиваются лишь жанры, слабо развитые у 6 греков: эпиграмма, идиллия (пейзажная лирика), буколика (сцены из "пастушеской" жизни). Всеобщее тщательное изучение греческого языка и классических образцов культуры привело (в частности, александрийских знатоков) к созданию филологических наук.

 

Здесь необходимо отметить, что греческая культура в различных регионах воспринималась неоднозначно. В восточном Парфянском Царстве приятие греческой культуры было просто невозможно. Иудеи относились к ней как к культуре поработителей, восстание Маккавеев в 165-142 гг. до н. э. было направлено в первую очередь именно против греков. Римляне пришли в эллинистический мир для многих не как поработители, а как миротворцы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: