Библиографический список




Дзержинск, Россия

 

WORK – A GENETIC PREDISPOSITION OR GENDER TRAINING?

Vashurova M.K.

Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R.E. Alekseeva

Dzerzhinsky Polytechnic Institute

Dzerzhinsk, Russia

 

Данным вопросом задаются многие исследователи и философы. Попробуем разобраться, что же это такое и кто, мужчины или женщины, склонны к научному творчеству. Автор полагает, что творческие способности проявляются и у мужчин и у женщин в равной степени, но в ряде случаев женщине просто некогда заниматься творчеством. С генетической точки зрения все мы талантливые, просто кто-то развивает свои способности, а кто-то находит занятия более интересные. Моя первая учительница всегда говорила, что для успеха в любом деле необходимо всего лишь 1 % таланта и 99 % усилия. В этом плане девушки талантливее, точнее более усидчивые, нежели юноши. Однако гендерное воспитание и дискриминация женщин не дает нам в равной с мужчинами степени заниматься наукой и научным творчеством. Автор, как один из представителей женщин в науке, лично заинтересована в данной проблеме. Даже будучи студенткой политехнического вуза, автор неоднократно сталкивался с дискриминацией женщин в науке, а что же будет на производстве! Можно, конечно, следовать стереотипным суждениям, что «женщина должна оставаться женщиной» и «заниматься тем, чем положено», то есть семьей и детьми. Авторская же позиция заключается в праве выбора для каждого. Женщина, как человек, сама должна расставить для себя приоритеты. Именно в этих приоритетах и проявит себя воспитание, в том числе и самовоспитание.

В новое тысячелетие человечество прокладывает путь через отказ от дискриминации, в том числе и дискриминации женщин в науке. В целом, оборачиваясь назад, в прошлый век, можно с радостью утверждать, что успехи России в образовании женщин огромны. В дореволюционной России девушки вообще не имели права на образование, я имею в виду девушек простых сословий, а в начале ХХ века они учились раздельно с мужчинами и не имели права на высшее образование, и только в Советской России женщины получили одинаковые права на образование. И такой политики придерживалось не только государство, но и церковь.

Для определения роли женщины в истории науки, можно заметить, что женское дарование в других сферах человеческой деятельности проявилось намного шире, чем в научном творчестве. Успехи женщин в науке на протяжении длительного времени оставались скромными. До недавнего времени трудно отыскать основательные научные труды женщин, которые бы ознаменовали открытие новой эпохи, новый тип мышления. Первой женщиной-ученым, научные труды которой не уступали мужчинам, была Мария Склодовская-Кюри. Этот факт можно было бы связать с тем, что женщинам не было доступно даже начальное образование, без которого невозможно заниматься наукой. Сейчас данная проблема решена, но мешает дискриминация мужчин в научной сфере, то есть мужчины считают, что только им дозволено заниматься наукой, так сказать, что это их стихия.

В России тоже были женщины, которые посвятили свою жизнь науке. В XVIII в. отечественную науку возглавляла Е. Дашкова (1744–1810). Она являлась и директором императорской Академии наук в Петербурге, и президентом Российской Академии научно-исследовательского центра гуманитарных наук [3]. Е. Дашкова была известна в Царской России как самая образованная женщина. Софья Ковалевская (1850–1891) – талантливая писательница, математик, первая женщина – член-корреспондент Петербургской Академии наук [1]. Из современных ученых наиболее известна Бехтерева Н.П. (1924), которая работает над проблемами физиологии психической деятельности [1].

Проблема исследования гендерных различий в науке не является новой. Сегодня в литературе имеется немало трактовок понятия «gender». Обобщая многие из них, определим, что гендер – единица классификации общества, которая разделяет людей на мужской и женский пол, вследствие культурно-исторического, социального, экономического, философского развития. Врожденные характеристики мужчин и женщин как индивидов внесли коренные изменения в социальный статус человека со своими особенностями поведения, общественными ролями и формами деятельности [1].

В философской и социальной традиции рассмотрения роли женщин лишь в эпоху романтизма в Европе женщина стала рассматриваться в контексте творчества, но лишь как источник вдохновения для творчества мужчин. Роль женщины в творчестве была новшеством, а её участие в творческой деятельности целиком зависело от положения в обществе и принадлежности к высшему сословию. Феномен «женского» ввел в философский и культурный дискурс Ф.Ницше, обратившись к исследованию женской субъективности, основанной на нестандартных принципах мышления [2].

В непрерывно развивающихся социально-экономических процессах современности, можно наблюдать изменения, которые связаны с переоценкой представлений о роли мужчины и женщины в обществе, и, соответственно, ломку гендерных стереотипов и «размывание» традиционных гендерных ролей. Ситуация массового и дополнительного образования с одной стороны, затрудняет учёт качеств и свойств личности, которые оказывают влияние на эффективность обучения детей. С другой стороны, социальные условия предъявляют требования к максимальной творческой реализации личности, и успех будет зависеть от того, в какой мере будут реализованы творческий потенциал и способности ребенка, неважно мальчика или девочки, в образовательном процессе. Знание методики развития творческих способностей у мальчиков и девочек, позволит выделить особенности методов и способов работы с детьми, определит потенциальные возможности их развития. Не менее важным представляется проследить взаимосвязь между этими способами и их результатами по отношению к разным гендерным группам.

Женщины, которые посвятили свою жизнь науке, и сегодня сталкиваются с множеством проблем. К такому выводу пришли зарубежные ученые на основе проведенных исследований. В университете Висконсин-Медисон под руководством Джо Ханделсмана провели исследование, в результате которого выделили четыре причины, с которыми сталкиваются женщины в научной деятельности [4]: 1) нет карьерного роста; 2) враждебная атмосфера в коллективе со стороны мужчин; 3) неосознанная предвзятость; 4) семья. Домашними обязанностями целиком и полностью занимаются женщины, и на занятие наукой просто не остается времени.

Эмансипация женщин, т.е. процесс социальной мобильности женщин, который связан с дифференциацией женщин как отдельной социальной группы и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную [5]. (Термин появился в XIX веке, сначала он обозначал движение женщин за освобождение от всяческого угнетения, отмену дискриминации мужчин). Исходя из положения ООН, самим женщинам следует пересмотреть свою роль изгоя в науке. Для этого необходимо широко агитировать положение и социальные роли женщин в обществе, что будет способствовать достижению равноправия с мужчинами. Должен наблюдаться процесс смягчения нравов в научной сфере, внесение в творческую деятельность ценностей, которые важны для всех, повышение ответственности руководителей-мужчин за объективную оценку работы научного коллектива [1].

Так как мужчины и женщины не одинаково воспринимают и понимают мир, их научная деятельность отражает особенное восприятие действительности. Женщины чаще реализуют себя в медицине, биологии, истории, филологии и др., а мужчины – в физике, математике, электронике, промышленности др. [3]. Не также стоит забывать, что женские открытия в науке в основном направлены на сбережение природы, а мужские – на ее разрушение. Уже сейчас можно слышать, что женские научные исследования приближают нас к истинному познанию.

Каковы же наши выводы о возможных действиях и планах? Женщины-ученые должны проявлять следующие качества: инициативность, интеллектуальная независимость, не должна испытывать страх перед трудностями и рисками.

Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна быть внутренне организованной. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы выстоять перед натиском коллег-мужчин и быть готовой к одиночеству, так как на семью просто не останется времени. Одной из главных причин для интеллектуальной деятельности женщин является активное вовлечение мужчин в решение бытовых задач, связанных с семьей. Так женщины смогли бы проявить свою независимость, способность принимать решения, отстаивать свое мнение.

Стремление женщин быть наравне с мужчинами, попытки проникновения во все сферы человеческого существования интенсифицирует процесс гендерного перерождения женщины. Становление девушки должно преодолеть противоречия между ролями «матери» и «супруги» и половыми факторами, которые поддерживают желания к материальной стабильности и независимости от мужчин. Современная женщина должна участвовать в приобретении образовательных ресурсов, но процессы воспитания и образования следует направить на осознание, развитие и открытие женственности.

Перемены, которые произошли в сознании людей из-за движения за свободу прав женщин, желание равноправия уничтожает сложившееся тысячелетиями феминное бытие. Но противостояние патриархальному обществу вместо гармоничного соединения феминного с маскулинным привело к борьбе между мужчиной и женщиной. В преодолении противоречий такого рода велика роль женщин-ученых, чьи особенности мировосприятия и ответственной научной деятельности способны гармонизировать мир, подобно тому, как в древнекитайской философии взаимодействие мужского и женского начала составляли единый путь Дао.

Библиографический список

1 Агамова, Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (К 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской)/2000 №1 С.17-23.

2 Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. – 708 с.

3 Зуйкова, Е. М. Феминология…: Учебное пособие / Зуйкова Е. М Ерусланова Р. И. М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001 248 с.

4 "В науке женщин дискриминируют": национальный доклад// Режим доступа: https://orange.strf.ru/client/doctrine.

5 Садовая М.В. Гендерология и феминология: Учеб метод. пособие. Белгород: Кооперативное образование, 2008. С. 101. // Режим доступа: https://do.gendocs.ru/docs/index-289315.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: