Сопло маршевого двигателя корабля «Аполлон».




Александр Васильевич Щербаков.

Секция истории космонавтики и ракетной техники

Северо-Западной межотраслевой общественной организации Федерации космонавтики России.

Пилотируемый космический корабль «Союз 7К-ТМ» для Экспериментального Полёта «Аполлон» - «Союз».

Декабря 1972 г. в ЦКБЭМ был выпущен эскизный проект корабля 7К-ТМ. Корабль был разработан на базе КК 7К-Т (11Ф615А8). Стартовая масса 7К-ТМ составляла 6790 кг, длина по корпусу - 7.13 м. Экипаж корабля состоял из двух человек, ресурс системы жизнеобеспечения - 15 человеко-суток.

Сервисный модуль SМ корабля «Аполлон».

Командный модуль СМ.

Стыковочный модуль DM.

Агрегат стыковки АПАС-75.

Бытовой отсек (БО) корабля «Союз».

Спускаемый аппарат (СА).

Приборно-агрегатный отсек (ПАО).

Солнечные батареи.

Баллоны системы наддува модуля DM.

Стыковочные мишени.

Двигатели РСУ корабля «Аполлон».

Антенны системы связи.

Сопло маршевого двигателя корабля «Аполлон».

Для запуска КК в ноябре 1972 года было решено использовать ракету-носитель 11А511У «Союз-У», которая позволяла вывести на орбиту полез­ной нагрузки на 200 кг больше, чем ракета-носитель 11А511 «Союз», применявшаяся для запусков корабля 7К-Т.

В связи с большими на­грузками, действующими на КК при выведе­нии, конструкция 7К-ТМ была соответствен­но доработана.

Для обеспечения стыковки с «Аполлоном» был разработан и установлен на бытовом от­секе (БО) корабля 7К-ТМ андрогинный пери­ферийный агрегат стыковки (АПАС; позднее использовалось обозначение АПАС-75).

В конструкции узла применялись электро­механические приводы-демпферы, обеспе­чивавшие выдвижение стыковочного кольца с тремя направляющими «лепестками» пе­ред стыковкой и гашение энергии удара при стыковке двух космических кораблей (в конструкции американ­ского узла использовались отдельно гидрав­лические демпферы и независимые от них электромеханизмы выдвижения кольца).

Для обеспечения сближения с «Аполлоном» на 7К-ТМ устанавливался радиоответчик ка­нала измерения дальности для дальнего этапа сближения, мишень, импульсные све­товые маяки и новые бортовые огни для эта­па ручного причаливания.

Ненужная для по­лёта по программе ЭПАС система «Игла» демонтировалась.

Система жизнеобеспечения была рас­считана на давление 520 мм ртутного столба при повышенном (до 40%) содержании кислорода.

Для обеспечения такого состава атмосфе­ры на борту 7К-ТМ выполнялась следующая процедура.

После того, как экипаж занимал места в спускаемом аппарате корабля и за­крывались люки между СА и БО, а также внешний люк БО, проводился наддув БО кислородом на 135 мм ртутного столба.

После выхода корабля на орбиту открывался клапан вы­равнивания давления между СА и БО, что обеспечивало одинако­вый химический состав ат­мосферы в обоих отсеках. Затем проводился сброс избыточного давления за борт до 520 мм ртутного столба.

После расстыковки с «Аполлоном» и перед спуском 7К-ТМ на Землю проводился повтор­ный наддув отсеков корабля до нормального атмосферного давления 760 мм ртутного столба с помощью специально разработанного нового агрега­та наддува в составе систе­мы обеспечения газового состава.

Кроме того, в со­ставе системы жизнеобес­печения 7К-ТМ были уста­новлены дополнительные регенераторы атмосферы для обеспечения 7-суточного полёта.

Применение ат­мосферы с большим содер­жанием кислорода потребовало разработки для 7К-ТМ целой системы специальных противопожарных мер.

Внутри СА и БО использовались только специаль­ные негорючие и нетоксичные материалы.

Впервые на советском корабле установили пенные огнетушители, а для членов экипажа были даже созданы специальные, неэлектризующиеся и негорючие полётные комби­незоны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: