Александр Васильевич Щербаков.
Секция истории космонавтики и ракетной техники
Северо-Западной межотраслевой общественной организации Федерации космонавтики России.
Пилотируемый космический корабль «Союз 7К-ТМ» для Экспериментального Полёта «Аполлон» - «Союз».
Декабря 1972 г. в ЦКБЭМ был выпущен эскизный проект корабля 7К-ТМ. Корабль был разработан на базе КК 7К-Т (11Ф615А8). Стартовая масса 7К-ТМ составляла 6790 кг, длина по корпусу - 7.13 м. Экипаж корабля состоял из двух человек, ресурс системы жизнеобеспечения - 15 человеко-суток.
Сервисный модуль SМ корабля «Аполлон».
Командный модуль СМ.
Стыковочный модуль DM.
Агрегат стыковки АПАС-75.
Бытовой отсек (БО) корабля «Союз».
Спускаемый аппарат (СА).
Приборно-агрегатный отсек (ПАО).
Солнечные батареи.
Баллоны системы наддува модуля DM.
Стыковочные мишени.
Двигатели РСУ корабля «Аполлон».
Антенны системы связи.
Сопло маршевого двигателя корабля «Аполлон».
Для запуска КК в ноябре 1972 года было решено использовать ракету-носитель 11А511У «Союз-У», которая позволяла вывести на орбиту полезной нагрузки на 200 кг больше, чем ракета-носитель 11А511 «Союз», применявшаяся для запусков корабля 7К-Т.
В связи с большими нагрузками, действующими на КК при выведении, конструкция 7К-ТМ была соответственно доработана.
Для обеспечения стыковки с «Аполлоном» был разработан и установлен на бытовом отсеке (БО) корабля 7К-ТМ андрогинный периферийный агрегат стыковки (АПАС; позднее использовалось обозначение АПАС-75).
В конструкции узла применялись электромеханические приводы-демпферы, обеспечивавшие выдвижение стыковочного кольца с тремя направляющими «лепестками» перед стыковкой и гашение энергии удара при стыковке двух космических кораблей (в конструкции американского узла использовались отдельно гидравлические демпферы и независимые от них электромеханизмы выдвижения кольца).
Для обеспечения сближения с «Аполлоном» на 7К-ТМ устанавливался радиоответчик канала измерения дальности для дальнего этапа сближения, мишень, импульсные световые маяки и новые бортовые огни для этапа ручного причаливания.
Ненужная для полёта по программе ЭПАС система «Игла» демонтировалась.
Система жизнеобеспечения была рассчитана на давление 520 мм ртутного столба при повышенном (до 40%) содержании кислорода.
Для обеспечения такого состава атмосферы на борту 7К-ТМ выполнялась следующая процедура.
После того, как экипаж занимал места в спускаемом аппарате корабля и закрывались люки между СА и БО, а также внешний люк БО, проводился наддув БО кислородом на 135 мм ртутного столба.
После выхода корабля на орбиту открывался клапан выравнивания давления между СА и БО, что обеспечивало одинаковый химический состав атмосферы в обоих отсеках. Затем проводился сброс избыточного давления за борт до 520 мм ртутного столба.
После расстыковки с «Аполлоном» и перед спуском 7К-ТМ на Землю проводился повторный наддув отсеков корабля до нормального атмосферного давления 760 мм ртутного столба с помощью специально разработанного нового агрегата наддува в составе системы обеспечения газового состава.
Кроме того, в составе системы жизнеобеспечения 7К-ТМ были установлены дополнительные регенераторы атмосферы для обеспечения 7-суточного полёта.
Применение атмосферы с большим содержанием кислорода потребовало разработки для 7К-ТМ целой системы специальных противопожарных мер.
Внутри СА и БО использовались только специальные негорючие и нетоксичные материалы.
Впервые на советском корабле установили пенные огнетушители, а для членов экипажа были даже созданы специальные, неэлектризующиеся и негорючие полётные комбинезоны.