Тема 6. Метафора «Новый опыт». Анализ реальной потребности, личностных ресурсов.




ЧОУ ВО «ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Проректор по УВР

____________________________.

«__»____________________2017 г.

 

Учебный план

программы повышения квалификации

«Психотерапевтический метод Парадоксальных метафор »

Категория слушателей: лица с высшим профессиональным образованием.

Количество часов: 72.

Форма обучения: очная.

Цель: дать общее системное представление о методе Парадоксальных метафор и его использовании в психотерапии и психологическом консультировании.

Задачи:

1. Формирование базовых практических навыков психологического консультирования с использованием Метода Парадоксальных метафор.

2. Формирование системных знаний о теоретических основах метафорической психотерапии.

3. Супервизия сформированных навыков психологического консультирования, содействие личностному росту и формированию индивидуального консультационного стиля психолога.

Тематический план

Название тем Всего Лекции Практ. и семин. занятия Форма контроля
1. Метафора как способ структурирования реальности. Психотерапевтический потенциал метафоры.     -  
2. Уровни саморегуляции и осознавания в проблемной ситуации        
3. Метафора «Актуальной ситуации». Анализ актуального состояния и ранее сформированных форм поведения.        
4. Метафора «Старого опыта» Изучение гипертрофированной части личности.        
5. Метафора «Штамп». Работа с защитными механизмами личности.        
6. Метафора «Новый опыт». Анализ реальной потребности, личностных ресурсов        
7. Метафора «Отвергаемого чувства». Психосоматические проявления, обслуживающие неосознаваемые потребности.        
8. Консультационная практика   -    
  Итоговый контроль       Зачет
  Всего:        

Тема 1. Метафора как способ структурирования реальности

Понятие метафоры. Специфика метафорического мышления: модальности восприятия и мышления; состояние и структура; процесс продуктивного мышления. Особенности использования метафоры в работе с группой (шеринг в метафоре состояния, обратная связь в метафоре ассоциаций, метафоры для диагностики отношений). Алгоритм использования метафоры для индивидуальной и групповой работы.

Тема 2. Уровни саморегуляции и осознавания в проблемной ситуации.

Нарушения саморегуляции. Квазипотребности. Понятие невроза и внутриличностного конфликта. Понятие «сопротивления» и «защитного механизма» личности. «Защитная» составляющая и «психологическая цена» сопротивления их баланс и равновесие. Адекватность состояния и поведения клиента цели, действиям, ситуации. Психотерапевтические критерии для оформления метафор и работы с ними.

Тема 3. Метафора «Актуальной ситуации». Анализ актуального состояния и ранее сформированных форм поведения.

Состояние клиента на данный момент относительно цели. Способ действия в метафоре. Качественные характеристики главного образа в метафоре. Типичность способа действия в похожих ситуациях. Провокаторы – факторы (внешние и внутренние), способствующие проявлению актуального проблемного состояния. Степень реакции на провокаторы, как показатель силы проявления симптома (легкая, умеренная, тяжелая, необратимая).

Тема 4. Метафора «Старого опыта». Изучение гипертрофированной части личности.

Встреча с субъективной реальностью клиента. Анализ потребности. Особенности поведения, которые «культивирует» клиент как необходимые для него в данный момент ценности. Типичность, анализ перечисление сфер, в которых эта потребность проявляется и удовлетворяется. «Гипертрофированное Я», ее защитные функции по отношению к ущемленной части личности.

 

Тема 5. Метафора «Штамп». Работа с защитными механизмами личности.

Защитная реакция как состояние в отсутствии возможности удовлетворить «не насыщаемую» потребность. Активное включение (отстаивание, оправдывание, саможаление) ценностной установки клиента в ответ на воздействие внешней среды на защитный механизм (внутренняя депрессивная или внешняя истероидная). Схожесть принципа действия – повторение характерного поведения в метафоре «Актуальной ситуации» и метафоре «Штамп». Равновесие по силе воздействия – «не насыщаемой» потребности и автоматизма в поведении. Анализ интроецированного послания и формы поведения. Осознание последствий защитного поведения. Принятие степени адекватности или неадекватности результата и усилий человека.

Тема 6. Метафора «Новый опыт». Анализ реальной потребности, личностных ресурсов.

Встреча с желаемым образом, описание его характеристик, осознание и принятие гипотрафированной части личности. Анализ мотива, ценностной установки. Принятие реальности и достижимости цели. Осознание личного вклада в реализацию цели (активизация имеющихся личностных ресурсов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: