ЧОУ ВО «ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УВР
____________________________.
«__»____________________2017 г.
Учебный план
программы повышения квалификации
«Психотерапевтический метод Парадоксальных метафор »
Категория слушателей: лица с высшим профессиональным образованием.
Количество часов: 72.
Форма обучения: очная.
Цель: дать общее системное представление о методе Парадоксальных метафор и его использовании в психотерапии и психологическом консультировании.
Задачи:
1. Формирование базовых практических навыков психологического консультирования с использованием Метода Парадоксальных метафор.
2. Формирование системных знаний о теоретических основах метафорической психотерапии.
3. Супервизия сформированных навыков психологического консультирования, содействие личностному росту и формированию индивидуального консультационного стиля психолога.
Тематический план
№ | Название тем | Всего | Лекции | Практ. и семин. занятия | Форма контроля |
1. | Метафора как способ структурирования реальности. Психотерапевтический потенциал метафоры. | - | |||
2. | Уровни саморегуляции и осознавания в проблемной ситуации | ||||
3. | Метафора «Актуальной ситуации». Анализ актуального состояния и ранее сформированных форм поведения. | ||||
4. | Метафора «Старого опыта» Изучение гипертрофированной части личности. | ||||
5. | Метафора «Штамп». Работа с защитными механизмами личности. | ||||
6. | Метафора «Новый опыт». Анализ реальной потребности, личностных ресурсов | ||||
7. | Метафора «Отвергаемого чувства». Психосоматические проявления, обслуживающие неосознаваемые потребности. | ||||
8. | Консультационная практика | - | |||
Итоговый контроль | Зачет | ||||
Всего: |
Тема 1. Метафора как способ структурирования реальности
Понятие метафоры. Специфика метафорического мышления: модальности восприятия и мышления; состояние и структура; процесс продуктивного мышления. Особенности использования метафоры в работе с группой (шеринг в метафоре состояния, обратная связь в метафоре ассоциаций, метафоры для диагностики отношений). Алгоритм использования метафоры для индивидуальной и групповой работы.
Тема 2. Уровни саморегуляции и осознавания в проблемной ситуации.
Нарушения саморегуляции. Квазипотребности. Понятие невроза и внутриличностного конфликта. Понятие «сопротивления» и «защитного механизма» личности. «Защитная» составляющая и «психологическая цена» сопротивления их баланс и равновесие. Адекватность состояния и поведения клиента цели, действиям, ситуации. Психотерапевтические критерии для оформления метафор и работы с ними.
Тема 3. Метафора «Актуальной ситуации». Анализ актуального состояния и ранее сформированных форм поведения.
Состояние клиента на данный момент относительно цели. Способ действия в метафоре. Качественные характеристики главного образа в метафоре. Типичность способа действия в похожих ситуациях. Провокаторы – факторы (внешние и внутренние), способствующие проявлению актуального проблемного состояния. Степень реакции на провокаторы, как показатель силы проявления симптома (легкая, умеренная, тяжелая, необратимая).
Тема 4. Метафора «Старого опыта». Изучение гипертрофированной части личности.
Встреча с субъективной реальностью клиента. Анализ потребности. Особенности поведения, которые «культивирует» клиент как необходимые для него в данный момент ценности. Типичность, анализ перечисление сфер, в которых эта потребность проявляется и удовлетворяется. «Гипертрофированное Я», ее защитные функции по отношению к ущемленной части личности.
Тема 5. Метафора «Штамп». Работа с защитными механизмами личности.
Защитная реакция как состояние в отсутствии возможности удовлетворить «не насыщаемую» потребность. Активное включение (отстаивание, оправдывание, саможаление) ценностной установки клиента в ответ на воздействие внешней среды на защитный механизм (внутренняя депрессивная или внешняя истероидная). Схожесть принципа действия – повторение характерного поведения в метафоре «Актуальной ситуации» и метафоре «Штамп». Равновесие по силе воздействия – «не насыщаемой» потребности и автоматизма в поведении. Анализ интроецированного послания и формы поведения. Осознание последствий защитного поведения. Принятие степени адекватности или неадекватности результата и усилий человека.
Тема 6. Метафора «Новый опыт». Анализ реальной потребности, личностных ресурсов.
Встреча с желаемым образом, описание его характеристик, осознание и принятие гипотрафированной части личности. Анализ мотива, ценностной установки. Принятие реальности и достижимости цели. Осознание личного вклада в реализацию цели (активизация имеющихся личностных ресурсов).