Прибыль предприятия
Критический объем продаж в натуральном выражении (Qкр):
Спост – суммарные постоянные затраты, руб./год;
Ц – цена единицы продукции, руб./ед.;
Суд.пер. – удельные переменные затраты, руб./ед..
Используя понятие маржинального дохода (маржинальный доход – разность между выручкой и переменными издержками), можно определить коэффициент покрытия (маржинального дохода).
Коэффициент маржинального дохода (Kmg):
Тогда критический объем продаж в стоимостном выражении (порог рентабельности) можно найти через коэффициент покрытия, умножив обе части уравнения на цену единицы продукции.
Критический объем продаж в стоимостном выражении (Qрл(кр)):
Сравнивая плановый объем продажи и критический, можно рассчитать запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности (ΔQ) – это сумма, на которую предприятие может позволить себе снизить выручку, не выходя из зоны прибылей (превышение плановой выручки от реализации над порогом рентабельности):
Запас финансовой прочности можно выразить в процентах к планируемой выручке от реализации (коэффициент финансовой устойчивости).
Коэффициент финансовой устойчивости (Кфу):
Падение объема продаж на К% не приведет к убыткам.
Разная степень влияния переменных и постоянных затрат на величину прибыли приизменении объемов производства обуславливает эффект операционного рычага. Он состоит в том, что любое изменение объема продаж вызывает более или менее существенное изменение прибыли.
Коэффициент операционного рычага (Коп):
Mg – значение маржинальной прибыли;
Пр – значение прибыли от реализации при заданном значении объема продаж Qпл.
Коэффициент операционного рычага показывает, что при изменении объема продаж на 1% прибыль изменится на К%. Чем ближе плановый объем продаж к критическому, тем меньше сумма прибыли и тем больше сила операционного рычага, и даже небольшое падение объема продаж может вызывать очень существенное падении прибыли от реализации. Показывает степень риска. Чем больше эффект рычага, тем выше риск, причем сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных издержек.
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства
Расчет:
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность предприятия. Служит основанием для установления цены.
Рентабельность реализации
Расчет:
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции.
Рентабельность активов
Расчет:
Рентабельность текущих активов
Расчет:
Рентабельность чистых активов
Расчет:
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на 1 рубль соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств.
Рентабельность собственного капитала
Расчет:
Характеризует прибыль, которая приходится на 1 рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов.