Неужели знания теперь не нужны?




Принцип минимакса и его использование в Образовательной системе «ШКОЛА 2100»

Современен ли классический учебник, в котором содержатся все необходимые для усвоения знания?

В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний, используя которые можно было благополучно прожить всю жизнь. С подобной идеологией передачи опыта в виде знаний хорошо согласуется классическая педагогика: на уроке учитель сообщает готовые знания, а ученик их запоминает (Я. А. Каменский). Так и сложился образ классического учебника как книги, которая содержит именно те знания, которые необходимы обучаемому для жизни.


Знания или умения нужны школьнику в XXI веке?

Причины модернизации образования в России во многом связаны с переменами, происходящими во всем мире. Прогресс индустрии, создание всего необходимого для потребления обществом уменьшающимся количеством производителей, приводит в развитых странах к высвобождению людей. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, что порождает спрос на информацию, образование, культуру. Поэтому большая часть высвободившихся от производительного труда людей занимается разного рода творческой деятельностью по обеспечению разнообразных потребностей общества (в науке, искусстве, рекламе, средствах массовой информации, разработке дизайна, политике и т. п.). Чем большее количество людей участвует в формировании и удовлетворении растущих потребностей, тем большую роль играет коммуникация, обмен информацией и оперативность ее поступления. В конечном счете все перечисленные обстоятельства сводятся к информационным проблемам.

Потребность в их решении порождает изобретение компьютера и глобальной сети «Интернет», использование которых предполагает серьезные требования к культуре пользователя. Необходимо грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужной человеку информации. Если нет готового ответа, то пользователь должен обладать навыками решения нестандартных задач. А таких в жизни современного человека становится все больше. Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому главное, чему следует учить, — умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т. е. информационной культуре.


Что нужно, чтобы овладеть информационной культурой?

Человеку необязательно все помнить, так как любую нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет:

· способность правильно сформулировать проблему;

· умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;

· умение определить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;

· умение найти недостающую информацию;

· умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;

· умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Именно эти умения мы развиваем с помощью проблемнодиалогической технологии.

Неужели знания теперь не нужны?

Убедившись, что всю нужную для жизни в современном мире информацию нельзя выучить, учителя и родители часто приходят к неправильному выводу, что в задачи современной школы не входит освоение знаний. Однако это абсолютно неверно

Для того чтобы найти и использовать нужную информацию, человек должен обладать системой знаний и умений (целостной картиной мира), которая будет ориентировочной основой для поиска, для того, чтобы верно определить его направление, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы. Таким образом, важны не знания сами по себе, а система знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: