Советы педагога-психолога: Мандала в работе с детьми.




Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды.

Преодолеть травмирующую ситуацию, совладать с негативными эмоциональными переживаниями, научится сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.

А чем же полезны мандалы для детей?

1. Развивается мелкая моторика.

2. Тренируется усидчивость и аккуратность.

3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления.

4. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

 

Существуют правила работы при использовании мандалы:

1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.

2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.

3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.

4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.

5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.

6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.

7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.

8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.

Подготовьте вместе с ребенком необходимые материалы (гуашь, акварель или восковые мелки 12 цветов, беличьи кисти № 2 № 8, белая бумага формата АЗ для каждого участника, банка с водой, циркуль или большая тарелка), и можно отправляться в путь.

Сначала на листе бумаги рисуется круг диаметром около 20 см.

Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой. Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая лампа.

Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. После этого можно включить свет, оставив гореть свечи, и приступить к рисованию.

Берется лист бумаги с нарисованным кругом, выбирается самая красивая краска и начинается рисование в центре подготовленного круга все что захочется, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать ребёнка, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга, пусть рисует.

На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда работа завершена, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату.

Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Пока ребенок рассказывает, вам необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале.

В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он чувствует, и рассказать об этом.

С какого возраста можно заниматься?

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

На что следует обратить внимание на рисунке:

- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства в круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

- внешние границы круга – осознание своих психологических границ в процессе взаимодействия с другими, защита своего личностного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая, пунктирная линия границы – внутренний конфликт. Для гиперактивных детей характерен выход за границы круга. Благоприятный признак – граница обведена цветной линей. Отсутствие границ – ребенок испытывает внутреннее беспокойство.

- линии, связывающие центр с внешними границами, говорят о способности ставить цели и достигать их, о хорошей воле.

- пустоты, большие незакрашенные участки – о желании скрыть или подавить свои чувства.

- симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии с самим собой.

- ассиметрия моет означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт (характерно для подростков).

 

Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: