Тема 2. методы управления персоналом





 

Цель занятия — привитие навыков выбора соответствующего метода управления персоналом в сложившейся ситуации.

В предлагаемых вариантах решения ситуаций скрыты профессиональные компетенции и поведенческие установки, которые можно определить с помо­щью специального ключа. Ключ предоставляет преподаватель. Вам следует вы брать наиболее приемлемый вариант решения и аргументировать его. Ситуации разработаны психологом А. А. Ершовым

СИТУАЦИЯ 1

Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Ва­шему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. И Вы, и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Как Вы поступите?

а) Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться долж­ностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение те­кущей работы.

б) Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

в) Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, преду­прежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поруча­емые ему без согласования со мной.

г) В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

СИТУАЦИЯ 2

Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосред­ственного и от вышестоящего руководителя. Времени для согласования срока выполнения заданий у Вас нет, необходимо срочно начать работу. Как Вы по­ступите?

а) В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

б) Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.

в) Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

г) Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

СИТУАЦИЯ 3

Между Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

а) Я должен пресечь конфликт на работе, а решать конфликтные взаимо­отношения - это их личное дело.

б) Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей треть­ей стороны, например, представителя профсоюза или менеджера по персо­налу.

в) Прежде всего, надо лично попытаться разобраться в причинах конфлик­та и найти приемлемый для обеих сторон способ примирения.

г) Следует выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

СИТУАЦИЯ 4

В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы Вы поступили на месте бригадира?

а) Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполне­ния производственного задания.

б)Тех, кого подозреваю в негативном поступке, вызову к себе, строго по­говорю с каждым из них с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

в) Сообщу о случившемся факте рабочим, которым наиболее доверяю, предложу имвыяснить конкретных виновных и доложить мне.

г) После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.

СИТУАЦИЯ 5

Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется не­сколько кандидатур. Каждый претендент имеет свои личностные качества.

а) Первый стремится, прежде всего, к тому, чтобы наладить доброжела­тельные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосфе­ру взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми работниками понимается правильно.

б) Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отно­шений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответствен­ности за порученное дело.

в) Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчинен­ным.

г) Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

СИТУАЦИЯ 6

Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим руко­водителем:

а) Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно в установленные сроки выполнять все его задания.

б) Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересо­ванно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

в) Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хо­роший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

г) Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стре­мится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

СИТУАЦИЯ 7

Когда Вы общаетесь с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему Вы более склонны?

а) Вести разговоры, близкие Вам по деловым и профессиональным интере­сам.

б) Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

в) Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддер­живать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

г) Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, непринужденным и внимательным к другим.

СИТУАЦИЯ 8

Подчиненный уже второй раз не выполнил Ваше задание в срок, хотя давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы Вы поступили?

а) Дождусь выполнения задания, а затем строго поговорю наедине, преду­предив в последний раз.

б) Не дожидаясь выполнения задания, поговорю с ним о причинах повтор­ного срыва, добьюсь выполнения задания, накажу за срыв рублем.

в) Посоветуюсь с более опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынесу вопрос о недисциплинированности работника на общее собрание коллектива.

г) Не дожидаясь выполнения задания, передам вопрос о наказании на реше­ние вышестоящего руководителя. В дальнейшем повышу требовательность, контроль за его работой.

СИТУАЦИЯ 9

Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращает внимания на замечания, не исправляет того, на что Вы ему указы­ваете. Как Вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? Варианты:

а) Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, приме­ню обычные административные меры наказания.

б) В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

в) Обращусь ко всем, к коллективу отдела - пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия, например, поговорят и объяснят факт деструктивного трудового поведения.

г) Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоот­ношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

СИТУАЦИЯ 10

В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группами по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

а) Прежде всего, установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.

б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников преж­него стиля работы, противников нововведений, воздействовать на них убеж­дением в процессе дискуссии.

в) Прежде всего, создать команду наиболее активных сторонников, пору­чить им разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в кол­лективе, опираться на них и поддержку всей администрации организации.

г) Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества вы­пускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому, что ранее сложилось в коллективе.

СИТУАЦИЯ 11

В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных за­нят выполнением своей работы. Работа отсутствующего сотрудника также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации?

а) Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а Вы поможете доделать это».

б) Предложу всему коллективу отдела: «Давайте вместе подумаем, как вый­ти из создавшегося положения».

в) Попрошу наиболее активных сотрудников коллектива высказать свои предложения, которые предварительно обсудят со всем коллективом, затем приму решение.

г) Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

СИТУАЦИЯ 12

У Вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы Вы предприняли в первую очередь?

а) Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истин­ные причины натянутых взаимоотношений.

б) Прежде всего, попытаюсь разобраться в собственном поведении по отно­шению к нему.

в) Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

г) Обращусь за помощью к другим коллегам, которые в курсе наших взаимо­отношений и могут быть посредниками в их нормализации.

СИТУАЦИЯ 13

Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный пришел во­время и ждет Вас. Как Вы начнете беседу при встрече?

а) Независимо от своего опоздания сразу же потребую объяснений об опоз­даниях сотрудника на работу.

б) Поздороваюсь, извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

в) Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опазды­вает на службу, как и Вы?»

г) В интересах дела отменю беседу и перенесу её на другое время.

СИТУАЦИЯ 14

Вы работаете начальником отдела уже второй год. Молодой сотрудник об­ращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня, за свой счет в связи с бракосочетанием. «Почему на четыре?» - спрашиваете Вы. - «А когда женился Иванов, Вы ему разрешили четыре дня», - невозмутимо отвечает со­трудник и подает Вам свое заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению. Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня. Как Вы поступите?

а) Сообщу о нарушении трудовой дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решает.

б) Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».

в) Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.

г) Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: «Так посту­пать не следовало». Поздравлю и пожелаю счастья.

СИТУАЦИЯ 15

Вы - руководитель производственного коллектива. В период ночного де­журства один из Ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит Вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же теперь делать. Как бы Вы ответили на звонок?

а) «Действуйте согласно инструкции. Прочтите её, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется».

б) «Сообщите о случившемся факте вахтеру. Составьте акт на поломку обо­рудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре».

в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача».

СИТУАЦИЯ 16

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего. Какая?

а) Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

б) Второй/ «Все это мелочи. Главное в оценке людей - это их деловые каче­ства, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

в) Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

г) Четвертый: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе яв­ляются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

СИТУАЦИЯ 17

Вы - начальник цеха. После реорганизации Вам срочно необходимо заново укомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию. По какому пути Вы пойдете?

а) Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании коллектива.

б) Предложу решить этот вопрос службе управления персоналом: ведь это их работа.

в) Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем за­интересованным лицам, создам группу по комплектованию новых бригад.

г) Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.

СИТУАЦИЯ 18

В Вашем коллективе есть работник, который скорее числится, чем работа­ет. Его это положение устраивает, а Вас нет. Как Вы поступите?

а) Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

б) Напишу докладную вышестоящему руководителю с предложением «со­кратить» эту штатную единицу.

в) Предложу ведущему специалисту обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступать с этим человеком.

г) Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, уси­лю контроль за его работой.

СИТУАЦИЯ 19

При распределении коэффициента трудового участия (далее - КТУ) неко­торые члены бригады решили, что их незаслуженно «обошли», и это явилось поводом их жалоб начальнику цеха. Как бы Вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

а) Вы ответите жалобщикам: «КТУ утверждается и распределяется вашей бригадой, я тут ни при чем».

б) Вы ответите: «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром».

в) Вы ответите: «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на моё имя в письменной форме».

г) Пообещав помочь установить истину, сразу же пойдете на участок и по­беседуете с бригадиром, мастером и другими членами бригады. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложите бригадиру перераспре­делить КТУ в следующем месяце.

СИТУАЦИЯ 20

Вы недавно начали работать начальником современного цеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Вас еще не все знают в лицо. До обеденного перерыва осталось два часа. Идя по ко­ридору, Вы видите рабочих своего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на Вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите эту же картину. Как Вы себя поведете?

а) Остановлюсь, дам рабочим понять, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа затянулась и пора браться за дело.

б) Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе.

в) Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти в цех на рабочее место.

г) Прежде всего, представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бри­гаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично. Возьму этих рабочих на заметку.

 





Читайте также:
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.