ТЕМА 5. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО




1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

2. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

3. Познавательное развитие

4. Общение со взрослыми и сверстниками

5. Основные психологические новообразования. Личностное развитие

6. Характеристика кризиса дошкольного детства

1. Социальная ситуация развития и игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые выходит за пределы окружения близких людей и взрослый начинает выступать и как конкретное лицо, и как образ. Образ взрослого помогает усвоить общественные функции, такие как водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще и т.д.. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок - взрослый (обобщенный образ взрослого)».

Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, - феномен «Я сам», выражающееся в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако современный мир слишком сложен, и участие ребенка в большинстве видов деятельности, учитывая реальный уровень его развития, невозможно. Противоречие разрешается в игре, где ребенок берет на себя роль взрослого и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.

Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Мотив игры лежит в самом игровом процессе, ребёнок хочет играть, а не выиграть.

Игра, как таковая, имеет социально - историческое происхождение и выполняет функцию преодоления разрыва между поколениями, передачи межпоколенного опыта. В первобытном обществе деятельность взрослых была проста и очевидна, ребенок рано приобщался к труду взрослых, и по этому, игры с распределением ролей отсутствовали. Например в примитивных культурах в игровом плане, дети воспроизводят только некоторые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны (отдых, личная собственность, секс и т.д.). В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не очевидны, по этому в игре, разворачивается активное экспериментирование с образами социальных отношений.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - сюжетно-ролевая игра.

Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни взрослых: игра «в семью», «в доктора», «в магазин», «в погоню» и т.д. Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.

«- Ой, ой, ой! - покачала головой Наташа. - Ваш Фома столько съел сладкогo, что у него обязательно заболит живот. Наверно, уже болит... Поглядите, как он сморщился!

Катруся испуганно схватила Фому на руки и поглядела на него. И что это Наташа придумывает? Совсем он не сморщился, а улыбается, как всегда.

- Это он нарочно улыбается, а живот у него все-таки болит, - сказала Наташа. - Уложи его скорей в постель, я буду его лечить!

Дело в том, что Наташина мама была доктор. Катруся еще не придумала, кем она будет, когда вырастет. А вот Наташа давно уже решила, что обязательно станет доктором, как ее мама. И когда они играли в куклы, она всегда придумывала, что кто-нибудь больной, и тут же начинала его лечить.

Катруся в ту же минуту раздела Фому и уложила его в постель. Наташа вышла в коридор и оттуда постучала в двери. Катруся отворила.

-Здравствуйте! Это вы вызывали доктора? Кто тут больной? - суровым голосом спросила Наташа-доктор.

-Здравствуйте, доктор! Болен мой сынок Фома. У него живот болит! - ответила Катруся.

-Сейчас мы его выслушаем!

Наташа вытащила Фому из постели и начала выслушивать, прижав к его животу пустую катушку. Потом засунула ему под мышку карандаш - это, конечно, был термометр. Подождав немного, Наташа поглядела на карандаш, стряхнула его, как настоящий термометр, и сказала:

-Ваш сын очень болен, у него тридцать и шесть. Он наелся сладкого и из-заэтого захворал. Ему нельзя гулять и нельзя сидеть на окне. Положите ему на горло компресс и давайте горькое лекарство. До свиданья!

-До свиданья, доктор!

Доктор важно поклонился и ушел. А Катруся нашла клочок ваты и тряпочку и накрутила Фоме на шею такой компресс, что у него сразу же все перестало болеть» (Забила Н. Катруся уже большая: Повести и сказки. М., 1972)

С расширением кругозора старшие дошкольники черпают сюжеты из книг, мультфильмов, фильмов (игры в «Человека-паука», в звёздные войны).

Конечно, нужно учитывать то, что направлением детской ориентировки могут быть и темные стороны действительности, и самая низменная и преступная мотивация.

В одном из телесюжетов была показана игра двух детей с нелегкой судьбой, находившихся в тот момент в приемнике-распределителе.Их любимая игра - игра «в рэкетиров». Мальчик и девочка запирали, «пытали» жертву (куклу), добиваясь «возврата долга».

Воспитатели детских садов в последние годы обратили внимание на значительное увеличение игр детей «в милиционеров и бандитов», «в зачистку», а то и просто «в бандитов». Учитывая замечание Д.Б. Эльконина о том, что обычно любимыми детскими ролями бывают роли тех людей, которые «занимают особое место в обществе, на которых сконцентрировано общественное внимание», можно осознать

В младшем дошкольном возрасте в игре находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Игра «в больницу» - это «лечебные» манипуляции с условным градусником, шприцем и т.п. Однако логика не всегда соответствует реальной и легко нарушается.

Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения и социальная иерархия. Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, командира и подчиненных, продавца и покупателя, врача и пациента - «кто главней?», «кто и что должен делать?».

Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека. В этом случае предметом ориентировки ста­новятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как персонализация таких качеств, как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования.

Взятая ребенком на себя роль взрослого человека и связанные с ней действия составляет основную единицу игры (Д.Б. Эльконин). Роль содержит правила поведения. Игровые действия - способы осуществления роли. Они имеют обобщенный характер т.е. роль «доктора вообще», «командира вообще». Игры «в животных» не являются в данном случае исключением. Злой волк, хитрая лисица, храбрый заяц выступают в качестве носителей обобщенных человеческих свойств и функций, с помощью этих ролей воссоздаются вполне реалистические человеческие отношения.

Игра чувствительна и к моральной и нравственной стороне человеческой деятельности. В ней происходит проникновение ребенка в мотивы и смыслы человеческих действий. В игре рождается и формируется воображение.

Взаимоотношения детей в ситуации совместной игры носят различный характер. Это и отношения по сюжету и роли - игровые; и взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, - реальные. Взаимодействуя в игре, дети учатся общаться, согласовывать свои точки зрения, управлять своим поведением.

В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам, игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

«В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа был разбойник: погнавшись за проезжающими, он споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Несмотря на то, что я был жандарм и моя обязанность состояла в том, чтобы ловить его, я подошел и с участием стал спрашивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня: сжал кулаки, топнул ногой и голосом, который ясно доказывал, что он очень больно ушибся, закричал мне:

- Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь? что ж ты меня не ловишь? - повторял он несколько раз, искоса поглядывая на Володю и старшего Ивина, которые, представляя проезжающих, припрыгивая, бежали по дорожке, и вдруг взвизгнул и с громким смехом бросился ловить их.

Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 111)..

Закон развития игры выражает генетическую связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте.

Игры подражательно-процессуальные характеризуются тем, что в них игровая роль и воображаемая ситуация открыты, а правило скрыто. Игра с правилами - это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача (например, в игре «в классики» нужно достичь цель, соблюдая ряд условий, о которых специально договариваются). Игра с правилами подготавливает, появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению.

Главные линии влияния игры на развитие психики:

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы: ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности.

2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

3. Развитие идеального плана сознания: переход от мышления в действиях «здесь и сейчас» к мышлению в плане представлений, планированию перед действиями.

4. Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка. Формируется «двойнаяй позиция играющего» (страдает как пациент и радуется как хорошо исполняющий свою роль), координацией различных точек зрения (отношения «по роли» и реальные партнерские взаимодействия, соотнесение логики реального и игрового действия). Закладываются основы мышления, плане анализа своих собственных действий, поступков, мотивов и соотнесения их с общечеловеческими ценностями.

5. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения.

6.Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность).

7.Развитие речи: игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Учитывая огромное значение детской игры, не может не вызывать тревоги тот факт, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Современные родители равнодушно, относятся к детской игре, как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении ускорить детское развитие, вытесняет свободные игры детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия существования игры в детском сообществе. Однодетность семьи, ограничение прогулок общением с родителями создает препятствия для разворачивания игры как совместной деятельности детей. А жесткое разделение на группы (группы трехлетних, четырехлетних детей и т.д.) приводит к нарушению традиций передачи игрового опыта.

Проблема отношения взрослого сообщества к игре ребенка смыкается с очень важной проблемой непонимания особой роли, с проблемой обесценивания дошкольного детства. Ошибочное представление о «дошкольном» возрасте как о пустом, «предварительном», который нужно переждать, пока ребенок «дозреет» до школы, сейчас сменилось другим, но также неверным. Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются обученностью.

Необходимо полноценное проживание возраста, использование его уникального потенциала, обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической, изобразительной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Выделяются три класса игр: самодеятельные игры; игры по инициативе взрослого, внедряемые с воспитательной и образовательной целью; народные игры, которые могут возникать по инициативе и взрослого, и старших детей. Самодеятельная игра, которая и выполняет функцию ведущей в дошкольном детстве, ни в коем случае не должна быть насильственно вытеснена из пространства детской жизни.

2. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) Продуктивные виды деятельности (такие, как рисование, лепка, конструирование) также рассматриваются как своеобразные формы моделирования окружающей действительности, приводящие к выделению значимых свойств предмета (формы, цвета, величины и т.п.). Изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры. Собственно результат, (изображение) долгое время остается второстепенным, важным является сам процесс рисования.

Графическая форма изображения предмета обусловливается имеющимися у ребенка графическими образцами, зрительными впечатлениями, полученным в процессе действия с предметом. До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых (домик, солнышко, цветок, машина). В возрасте 5 - 6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации. В рисовании наблюдается индивидуальная приверженность: цвет и тщательность прорисовки деталей выражают отношение ребенка к содержанию рисунка.

Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нем предъявляются наиболее выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции. В ходе конструирования формируется одна из важнейших способностей - способность к планированию деятельности.

Развитие элементов учебной и трудовой деятельности. Учебная деятельность имеет особую цель - получать новые знания. Важным в дошкольном возрасте является формирование мотивационной основы учения - развитие познавательных интересов (любознательности). Дидактическая игра - особая форма игры, способствующая становлению собственно познавательной, учебной деятельности.

Продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий способствуют развитию личности дошкольника: формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность.

3. Познавательное развитие Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, которая в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Особое значение имеет развитие образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер. Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника - обобщение собственного опыта.

Дети стремятся по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина этого в восприятии собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте - преодоление эгоцентризма.

Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка. Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников. Детей учили подходить к оценке ситуации с помощью объективных критериев - мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости); различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены.

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно – образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Например, человечеством выработаны представления, эталоны форм предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления.

В результате специально организованной разносторонней деятельности у детей формируются правильные, точные образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления.

Схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также самостоятельности и активности познания самого ребенка. В детском экспериментировании, происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно - от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи; феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;

- убывание эгоцентризма детской речи;

- развитие функций речи;

• речь как орудие общения. Сначала это возможно только в наглядной ситуации. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои мысли;

• речь как орудие мышления, как средство планирования и регулирования поведения;

- развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

На протяжении дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивается способность видеть целое раньше частей, создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, оно опирается на реальный опыт ребенка, реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли.

4. Общение со взрослыми и сверстниками Возможности общения дошкольников со взрослыми расширяются содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

В трех-четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Она возникает в процессе совместного со взрослым ознакомления с физическим миром. Ребенок задает множество вопросов - о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком прежде всего как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в уважении, серьёзном отношении к нему, в противном случае актуализируется феномен повышенной обидчивости, свойственной детям этого возраста.

В шести - семилетнем возрасте происходит переход к новой форме общения - внеситуативно - личностной. Она проявляется в изменении содержания вопросов, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, к ценностям близких людей.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Эта потребность проявляется в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. Жалобы связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило. Когда Петя сообщает воспитательнице: «А Витя рисует на столе!», это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило, его обязательность, это форма знакомства с правилами.

Возникновение внеситуативно-личностной формы общения связано с развитием сюжетно-ролевой игры, в результате которой ребенок лучше понимает взаимоотношения в своей семье, ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

Развитие общения ребенка со сверстниками. На третьем году жизни наблюдается обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначально налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры способствуют взаимные подражательные действия.

Как правило, имитируется изобретенное, необычное действие с предметом (подбежать к зеркалу, заглянуть и высунуть язык, забавно пищать и т.п.). В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка прежде всего участником совместной деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, ребёнок сравнивает и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает проявлять к нему личностное отношение.

Особенности имеющие значение для дружеских отношений - это в основном стиль общения ребенка со своими товарищами, яркие отличительные черты. Также важны условия, способствующие частым встречам и общим делам детей: проживание по соседству, посещение одной группы детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д.

5. Основные психологические новообразования. Личностное развитие На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит память (Л.С. Выготский). Появляется возможность мышления в представлениях, вне ситуации. Возникает, схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении.

Образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности. Дошкольное детство - прежде всего период первоначального фактического складывания личности.

В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, сиюминутных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Выделяются главные и второстепенные мотивы. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения.

Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется потребность быть признанным, которая способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям - лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого - и к «комплексу неполноценности», заниженной само­оценке ребенка.

К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивал похвалу или получал угощение, то теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой».

Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера. Эта тенденция в современных исторических условиях выражается в желании стать школьником, учиться, т.е. выполнять деятельность общественно значимую и оцениваемую.

7. Характеристика кризиса дошкольного детства Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.Симптомами кризиса выступают манерничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя физически, к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки».

Другие поведенческие характеристики:

· возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

· появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или откладывание времени ее исполнения;

· непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

· хитрость, недовыполнение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

· демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;

· обостренное внимание к своему внешнему виду, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

· заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

· самостоятельность в занятиях-хоббии в выполнении от­дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

· рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в ценностях самостоятельно обнаруженных самим ребенком. Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет - разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности замедляет формирование готовности к школьному обучению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: