Денежная масса и денежные агрегаты.




Рыночное равновесие: равновесная цена, равновесное количество. Подходы Вальраса и Маршалла к установлению рыночного равновесия. Выигрыш потребителя и производителя.

До сих пор говорилось о цене как об определяющем факторе объёма спроса и объёма предложения. Однако здесь существует не менее жёсткая и обратная связь: спрос и предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причём особенность в том, что делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей, так и для потребителей. Эта компромиссная цена определяет на рынке состояние рыночного равновесия и называется равновесной рыночной ценой. Что же такое рыночное равновесие и равновесная рыночная цена?

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объём спроса равен объёму предложения.

Изучить состояние рыночного равновесия можно, используя графики спроса и предложения. Если наложить график спроса и график предложения друг на друга, то получится график, показывающий взаимодействие спроса и предложения.

 

Р, р.

3 6 9 12 15 Q, кг

Рис. 1.1. Взаимодействие спроса и предложения

 

Точка пересечения графиков спроса и предложения и есть точка рыночного равновесия. Именно в ней объём спроса на шоколад равен объёму предложения.

Цена, при которой объем спроса равен объёму предложения, называется равновесной ценой или ценой ухода с рынка.

Равновесное количество – это количество товара, которое продаётся по равновесной цене.

Из графика видно, что на рынке шоколада равновесная цена равна 3 р. за кг, а равновесное количество равно 6 кг. Т.е. весь предложенный по 3 рубля за килограмм шоколад будет куплен.

Однако, равновесная цена устанавливается не сразу и не навсегда. Возможны периоды купли-продажи товара по другим неуравновешенным ценам. Например, если продавцы хотят продать свой товар по цене 4 р. Тогда, соответствующая величина предложения равна 9 кг, а величина спроса – 3 кг, т.е. объем предложения превышает объём спроса на 6 кг. Трудности сбыта товара подтолкнут конкурирующих продавцов снизить цену, и она постепенно опустится до равновесного уровня. Значит, если цена продажи будет выше равновесной (Р > P*), то на рынке будет избыток товара, т.е. ситуация избыточного предложения.

Пусть теперь цена продажи равна 2 р., тогда величина спроса, равная 9 кг, превышает величину предложения, равную 3 кг, на 6 кг. Это усилит конкуренцию между покупателями, т.к. не все желающие смогут купить данный товар, и приведёт к увеличению цены. Производители получат стимул к увеличению производства. Предложение начнёт расти, а спрос снижаться, т.к. число покупателей, готовых платить растущую цену, будет сокращаться. Т.е.если цена продажи будет ниже равновесной (Р < P*), то на рынке будет дефицит товара, т.е. ситуация избыточного спроса.

Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменение цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной рыночной цены, т.е. к саморегуляции рынка. Схематично эти цепочки событий, приводящих к установлению равновесной цены в случае её отклонения, представлены на рисунке 1.2.

 

Ø предложение > спроса (избыток товара)

Ø нарастающие трудности сбыта

Ø усиление конкуренции продавцов

Ø цена снижается

Ø предложение сокращается

Ø спрос растёт

Цена выше

равновесной

Уровень р а в н о в е с н о й рыночной цены (спрос = предложению)


Цена ниже

равновесной

Ø предложение растёт

Ø спрос сокращается

Ø цена повышается

Ø усиление конкуренции покупателей

Ø трудно купить товар

Ø спрос > предложения (дефицит)

Рис. 1.2. Рыночное саморегулирование равновесной цены

Надо, однако, не забывать, что равновесная цена не остаётся неизменной. Спрос и предложение товаров постоянно меняются, их кривые сдвигаются то влево, то вправо, следовательно, точка равновесия «блуждает» по координатной плоскости. И рынку приходится вновь и вновь оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом нормируя потребление.

Совсем иначе обстоит дело, когда рыночный ценовой механизм не работает, а цены устанавливаются государством. Здесь могут быть два варианта:

ü установление верхней границы цен (потолок цен), выше которой продавать запрещается. При этом установленный потолок цен ниже равновесной цены. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в период кризиса (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Тогда такое регулирование позволяет широкому кругу покупателей приобретать товары первой необходимости. Однако здесь же возникает цепочка негативных последствий: нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров и необходимость государственного нормирования дефицитной продукции (например, через карточную систему). В результате неизбежно растёт контролирующий бюрократический аппарат, появляются нелегальные, чёрные рынки, фальшивые карточки и др.;

ü установление нижней границы цен (пол цен), ниже которой продавать запрещено. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определённым производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная государством минимальная цена выше равновесной. Это опять вызывает ряд негативных последствий: нарушение рыночного саморегулирования, вызывает устойчивые излишки продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно снижая спрос). Государство вынуждено либо ограничивать производство (например, диктуя размеры посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо выкупать излишки продукции. При этом возникает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции.

В любом варианте государственного регулирования цен происходит выключение механизма рыночного саморегулирования, что негативно отражается на состоянии экономики.

На состояние рыночного равновесия оказывает влияние, как изменение спроса, так и изменение предложения или их одновременное изменение. Альфред Маршалл вывел закон:

Чем короче рассматриваемый период, тем больше влияние спроса на цену равновесия и наоборот, чем длиннее рассматриваемый период, тем больше на цену равновесия влияет предложение.

Различают следующие рыночные ситуации по спросу и предложению:

ü стабильное – нарушенное рыночное равновесие восстанавливается опять;

ü нестабильное – нарушенное рыночное равновесие остаётся таковым на протяжении длительного времени (например, хронический товарный дефицит);

ü рынок потребителя – устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);

ü рынок производителя – устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

 

 

Денежная масса и денежные агрегаты.

Деньги – одно из величайших изобретений человечества – составляет наиболее увлекательный аспект экономической науки. «Деньги заколдовывают людей. Из-за них люди мучаются, ради них трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить деньги и наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы их не истратите. Люди почти всё сделают ради денег, и деньги почти всё сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка».

Так что же такое деньги?

Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли.

Деньги – это общепризнанные знаки оплаты за товары и услуги.

Возникли они в результате возникновения торговли. Вначале торговля существовала как бартер, т.е. прямой обмен товарами и услугами. Но бартер был крайне неудобен, во-первых, потому что обменивающиеся должны были найти друг друга, а это нелегко; во-вторых, товары должны быть равноценными; в-третьих, продавец должен стать и покупателем. Поэтому для более успешного обмена стали использовать какие-то определённые вещи, т.е. появились первые деньги.

Образно о рождении денег сказал выдающийся историк Фернан Бродель: «Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздаётся и лепет денег».

Слово деньги происходит от латинского «pecus» - скот, т.к. именно скот был самым распространённым видом денег в древности.

В древнерусском языке слово «скотница» означало место хранения сокровищ, т.е. казну государства.

А вообще, деньгами может служить любая вещь, принимаемая продавцами как плата за товары и услуги.

Деньги прошли несколько стадий в своём развитии, т.е. истории известны несколько видов денег:

а) первобытные или товарные.

В разных странах это были разные товары: ракушки, кожа, серебро, золото, чай, соль, скот и т.д. Кожу как деньги использовали в Древнем Риме, Спарте, Скандинавии. В Древней Монголии в качестве денег использовали прессованные кирпичики чая (один кирпичик весил 1,5 кг.).

В 1640г. у американских индейцев была особая форма денег – вампум – белые и чёрные ракушки (чёрные ценились в два раза дороже белых). Например, за молодую рабыню давали 5 мешков ракушек.

В 15 веке в Исландии деньгами была сушёная рыба, например, за пару женских башмаков – 3 рыбины, за бочонок вина – 100 рыбин.

Но у первобытных денег были недостатки: они портились, были неудобны в обращении и не делились. С развитием торговли и производства пришли к замене товарных денег на металлические. Но хотя до сих пор существуют товарные деньги: у нас – это «жидкая валюта», т.е. бутылка спиртного напитка. В Анголе – это пиво. Говорят, что в Анголе всё измеряется на пиво, т.е. это своего рода национальная валюта, например 24-х баночная упаковка импортного пива стоит около 930 $.

б) металлические деньги.

Но они тоже в каждой стране были разные. В Китае – оловянные, в Древнем Риме – медные, а позже серебряные. Металлические деньги имели свой облик. Так, в Китае напоминали рубашку, в Мексике – в виде буквы Т, в Северной Америке – свинцовые пули, в Древней Греции в качестве денег использовали 6 полутораметровых прутиков, которые легко можно было захватить в кулак, эти деньги называли драхмами (в переводе с греческого горстка).

Позже стали использовать дорогие металлы золото и серебро. Уже 2 тысячи лет до нашей эры серебряные и золотые деньги использовали в Китае, Иране, Древнем Египте, в Индии. В Европе золотые и серебряные монеты впервые узнали в 19 веке. С появлением металла деньги стали взвешивать и хранить в слитках. Но это было неудобно для мелкой торговли, поэтому на металлические деньги стали ставить пробы, на которых указывался вес и качество металла. Сначала это делали торговцы, заслужившие всеобщее доверие, а затем государство. Оно стало изготавливать монеты определённой формы, веса, внешнего вида, на них ставили пробу.

Название «монета» пришло из Древнего Рима. У жены римского бога Юпитера имя было Юнона-Монета. Легенда рассказывает, что Юнона-Монета собрала средства, которые помогли римлянам победить в войне. В благодарность ей на Капитолийском холме построили денежную кузницу и дали имя богини. Это было в 275 г. до н.э.

Какие монеты были в древности? Древние римляне ковали динары и аурек. Эти монеты использовались во всей Европе. Особенно популярны были дукаты – монеты 12 века, сделанные на Сицилии. С 16в. в Европе начал шествие доллар (долдерис), в Италии это был таллеро, в Германии – талер, в англоговорящих странах – доллар.

В Древней Руси не было собственной добычи металла, поэтому пользовались иностранными монетами. Наиболее широко ходили арабские деньги: золотые динары, серебряные диргемы, медные фельсы. После завоевания монголами на Руси стала ходить татарская монета «деньга». Собственные деньги на Руси начали чеканить в конце 14в. во времена Дмитрия Донского. Термин «рубль» появился в XIII веке в Новгороде Великом: по одной версии, как синоним древнерусской денежной и весовой единицы гривны (серебряный брусок весом 200 граммов); по другой версии – как часть той же гривны, разРУБЛенной пополам. В монетном виде российский рубль чеканился в разных вариантах: из серебра весом 28 граммов (1704 г.), из меди весом в 1,6 килограмма (1725 г.), из золота весом 1,6 грамма (1756 г.), из медно-никелевого сплава (1961 год в СССР).

В истории развития металлических денег существуют стандарты:

ü С 8 по 14 века деньги чеканили из серебра, т.к. в средневековой Европе не было золота. Это время называют «серебряным стандартом».

ü С 14в. по 18в. в обращении были и золотые, и серебряные монеты, поэтому это – «биметаллизм».

ü И только с 19в. золото стало единственным всеобщим эквивалентом, а серебряные монеты разрешёнными. Это – «золотой стандарт». Но первая мировая война прервала этот стандарт, и он окончательно отменён в 30-е годы 20 века. Сегодня золото продолжает оставаться мировыми деньгами, но в основном для выравнивания платёжного баланса между государствами (причём в виде слитков определённого веса).

Золотые и серебряные монеты льют из лигатурыоднородного сплава разных веществ (такие монеты меньше всего изнашиваются). В качестве оптимального для лигатуры золота с медью рекомендовано соотношение 9:1 (900 проба), серебра с медью 5:1 (833 проба).

Пробаэто соотношение между «чистым» и «общим» весом монеты.

Другие меры веса для драгоценных металлов:

Каратэто мера веса общая для камней и драгоценных металлов, 1 карат = 0,2г.; чистое золото соответствует 24 каратам.

Гранчасть карата, разная для разных металлов: для драгкамней 1гран – 1/3 карата, для золота 1 гран – 1/12 карата, для серебра 1 гран – 1/18 карата.

Тройская унциямеждународная единица веса золота, равная 31,1г, равная 1/12 части «тройского фунта, равного 373,2г».

На главных международных рынках золота в Лондоне и Цюрихе именно цена тройской унции золота выступает как мировая цена, применяемая в расчётах между государствами.

в) бумажные деньги.

Их появление историки датируют 650 годом в Китае. Использовали их взамен медных денег. Они появились в 13в. в Персии, в 14в. – в Японии. В Европу бумажные деньги пришли в конце 17 – начале 18вв.

Свойства денег:

ü Стабильность (стоимость денег должна быть более - менее одинаковой и сегодня и завтра);

ü Портативность (должны быть удобными для использования);

ü Износостойкость (материал, из которого изготавливают деньги, должен быть достаточно прочным);

ü Однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);

ü Делимость;

ü Узнаваемость;

ü Уникальность (невозможность подделки).

Функции денег:

ü средство обращения, т.е. деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг;

ü мера стоимости, т.е. общепризнанный измеритель рыночной стоимости различных благ;

ü средство накопления, т.е. являются способом сохранения ценности с момента получения до момента расходования;

ü средство платежа, т.е. использование денег для безналичных расчётов;

ü мировые деньги, т.е. используются при взаиморасчётах между государствами.

Измерителями денежной массы являются денежные агрегаты, количество которых в различных странах различно. Рассмотрим структуру денежных агрегатов США:

М1наличные деньги (монеты и бумажные деньги), находящиеся в обращении, плюс чековые вклады до востребования, дорожные чеки и др.;

М2это М1 плюс нечековые сберегательные вклады и мелкие срочные вклады (до100000$);

М3это М2 плюс крупные срочные вклады (свыше 100000$);

Lэто М3 плюс краткосрочные казначейские облигации.

Структура денежной массы в РБ:

М0 наличные деньги;

М1 = М0 + счета до востребования;

М2 = М1 + срочные рублёвые счета;

М3 = М2 + счета органов местного госуправления;

М4 = М3 + все валютные депозиты.

В экономической теории под деньгами понимают М1 – деньги, обслуживающие товарооборот.

 

Денежный рынок

Денежный рынокэто рынок, на котором продаётся и покупается особый товар – деньги.

Элементы денежного рынка:

ü предложение денег;

ü спрос на деньги;

ü цена денег (ставка ссудного процента).

Предложение денег МS – количество денег, находящихся в обращении (т.е. общее количество денег в стране).

Предложение денег в стране контролирует государство. Делает это Центральный банк путём эмиссии денег, т.е. выпуска дополнительного количества денежных знаков, и путём управления денежно-кредитной системой страны.

Стабильная экономика характеризуется относительно неизменным предложением денег, поэтому кривая предложения денег MS - вертикальная линия (см. рис. 2.6.)

i – процентная ставка.

 

i

МS

 

 

количество денег

Рис.2.1. Кривая предложения денег

 

Спрос на деньги LD – это желание экономических субъектов иметь в своём распоряжении в определённый момент времени некоторую величину данного актива.

Спрос на деньги обусловлен двумя функциями денег: быть средством обращения и средством накопления. Поэтому совокупный спрос на деньги состоит из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги как средства сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок не зависит от процентной ставки, он зависит от номинального ВНП, поэтому спрос на деньги для сделок является вертикальной прямой.

i

 


LDt

 

 

количество денег

Рис. 2.2. Спрос на деньги для сделок

 

Спрос на деньги для сохранения зависит от процентной ставки, чем выше процентная ставка, тем больше денег будет сберегаться в виде ценных бумаг, тем меньше в виде вкладов в сберегательные банки (т.к. курс облигаций обратно пропорционален процентной ставке, т.е. если процентная ставка высока, то курс (цена) облигаций низкий. Следовательно, спрос на облигации вырастет и сократится запас наличности).

 

i

LDа

 

количество денег

 

Рис. 2.3. Кривая спроса на деньги для сохранения богатства

 

Совокупный спрос LD на деньги получают путём суммирования спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов (т.е. на сбережения). Т.е. кривая спроса будет убывающей, но более крутой, чем кривая спроса на деньги для сохранения богатства.

i

 

L

 

 

 


количество денег

 

Рис. 2.4. Общая кривая спроса на деньги

 

Равновесие на денежном рынке наступает в точке пересечения кривых спроса и предложения денег. Это определяет равновесную ставку процента i*, т.е. цену денег.

i

Ms

 

i* Ld

 

 

 


количество денег

 

Рис. 2.5. Равновесие на денежном рынке

 

3. Задача:

Единственным переменным фактором является труд, остальные факторы – фиксированные. По приведенным данным рассчитайте средний и предельный продукты и постройте графики всех продуктов.

 

Число рабочих, чел.            
Выпуск продукции, шт.            

 

 

Решение

Средние издержки представляют собой издержки на производство единицы продукции.

Средние издержки вычисляются по формуле:

АC = ТC/Q

где АС - средние издержки;

ТС - общие издержки;

Q - произведенное количество продукции.

AС1 = 40/1 = 40;

AС2 = 90/2 = 45;

AС3 = 138/3 = 46;

AС4 = 180/4 = 45;

AС5 = 200/5 = 40.

 

Предельные издержки (МС) - дополнительные издержки, которые необходимы для выпуска еще одной единицы товара.

Предельные издержки показывают изменение издержек в зависимости от изменения объёма выпуска.

Предельные издержки определяется по формуле:

MC = ΔТC/ΔQ

где МC - предельные издержки;

ΔТC - прирост (изменение) общих издержек;

ΔQ – прирост (изменение) объема выпуска товара.

Для расчета прироста общих издержек применяют следующую формулу:

ΔТС = ТС2 - ТС1

Для расчета изменения выпуска продукции используется следующее равенство:

ΔQ = Q2 - Q1

Подставив данные равенства в формулу предельных издержек, получаем следующую формулу:

МС = (ТС2 - ТС1) / (Q2 - Q1)

Здесь Q1, ТC1– начальное количество выпуска и соответствующее ему количество издержек,

Q2 и ТС2 – новое количество выпуска и соответствующая величина издержек.

MС1 = (40 – 0)/(1 – 0) = 40;

MС2 = (90 – 40)/(2 – 1) = 50;

MС3 = (138 – 90)/(3 – 2) = 48;

MС4 = (180 – 138)/(4 – 3) = 42;

MС5 = (200 – 180)/(5 – 4) = 20.

 

 

 


 

Заключение

При характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.

Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.

Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится возвратиться к нему. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

Современное общество немыслимо без денег. Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена: люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Деньги служат также расчетной единицей или "мерой стоимости". Роль денег как "единицы измерения" позволяет использовать установленные цены для сделок. Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять экономические величины понятным для всех способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения). Как "средство сбережения" деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.

Список использованной литературы

1. Вахитов К.И. Экономика. Учебное пособие. - М., 2004.

2. Салов А.И. Экономика. Конспект лекций. — СПб.: Юрайт., 2009.

3. Экономическая теория: практикум и метод.рекомендации к семинар. занятиям для студ. неэконом. спец. БГУИР всех форм обуч. / Н. Д. Бостынец [и др.]. – Минск: БГУИР, 2007.

4.Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. Новиковой И.В. Ясинского Ю. М.- Минск: ТетраСистемс, 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: