ПРОКОСМИЗМ - философское и религиозное отношение к миру как воплощению и порождению добра.




АМИНЬ - Торжественное подтверждение (на иврите означает «правдиво»или «истинно»). В христианстве имеет такую же символическую силу, как и священная индуистская мантра Ом (или Аум) – воплощение в звуке божественного духа, призываемого на помощь молящимся.

АНГЕЛЫ- Человекоподобные крылатые создания, которые отождествлялись с божественной волей. Возможно произойдя от древнеегипетских и древнесемитских крылатых божеств, ангелы в некоторых религиях являются посредниками между материальным и духовным уровнями; их символика была тщательно разработана в исламском, иудейском и особенно христианском вероисповеданиях. Атрибуты ангелов в искусстве включают трубы, арфы, мечи, кадила, скипетры или жезлы. Ангелы появляются в ролях вестников (греческие«angelos»), воителей и, в более современных представлениях, охранников или защитников.

АНТИКОСМИЗМ - Философское и религиозное отношение к миру как воплощению и порождению зла.

АНТИСОМАТИЗМ - Философское и религиозное отношение к телесной оболочке как воплощению и порождению зла.

АНТИХРИСТ - (греч. άντίχριστος «противохристос»), в христианской мифологии противник Иисуса Христа, который явится в конце времён и возглавит борьбу против Христа, но будет им побеждён.

АРМАГЕДДОН - Из Библии. В Новом Завете, в Апокалипсисе (Откровении Иоанна Богослова, гл. 16, ст. 16), так (на древнееврейском языке) названо место, где должна состояться последняя, решающая битва между силами Бога и силами Зла. Это сражение и ознаменует собою конец света, который описывается в Апокалипсисе.
Иносказательно: 1. Конец света. 2. Глобальная мировая война, экологическая или техногенная катастрофа, последствия которых равнозначны концу света. 3. Последняя, решающая схватка между силами Добра и Зла.

АРХАНГЕЛЫ- (греч. άρχάγγελοι, «ангелоначальники»), в христианских представлениях старшие ангелы; в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5- нач. 6 вв.), А. - восьмой из девяти чинов ангельских (занимают иерархическое место ниже властей и выше собственно ангелов).

АСМОДЕЙ - (собственно Ашмедай, то есть искуситель) — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. Его имя, вероятно, происходит от авестийского божества Аэшма-дэва. В книге Товия Асмодей убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, то есть сатаною, изгнавшим царя Соломона из его царства. Асмоде́й — (греч.) существо судящее, демон, дающий знания тем, кто обратится.

БЕГЕМОТ - упоминаемый в Библии, - это, вероятнее всего, млекопитающее вида (Hippopotamus amphibius). Б. - травоядное животное, вес к-рого может достигать 40 центнеров. В древности Б. был довольно распространенным животным. Егип. надписи указывают, что он встречался на всем протяжении Нила. Б. водился и в Палестине, в реке Иордан. Также персонаж романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (1872), по всей вероятности, знакомом Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским — Левиафаном — обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул также из книги М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой «семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном», причем «пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее он должен был подбросить ее на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени».

БОГОМИЛЫ- болгарские еретики, с X в. существовавшие в виде многочисленной и весьма влиятельной партии во все время самостоятельной жизни болгарского царства и сохранившиеся после, даже, пожалуй, до начала настоящего столетия. Название — коренное славянское. Греческие писатели, а вслед за ними и западные, производят его от слов Бог и милуй или Богу-милый, но вернее будет это название производить от Богомила — попа, который был если не первым основателем богомильского учения, то, по крайней мере, решительным распространителем его в Болгарии.

ВАЛТАСАР — последний вавилонский царь, внук Навуходоносора. Погиб в 539 г. до н. э. при взятии Вавилона персами. С именем Валтасара связана библейская легенда о том, что во время его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, извещающая о падении Вавилона в ту же ночь. Прочитать ее смог только мудрец Даниил, предсказавший гибель Валтасара. Валтасаров пир — символ беспечности перед грядущей катастрофой.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ - от соб. им. Один из кровавых эпизодов французских религиозных войн. В воскресенье, 24 августа 1572 г., день св. Варфоломея, удар в колокол на башне Saint-Germain l’Auxerrois, в Париже, послужил сигналом к умерщвлению протестантской партии, ставшей в тягость королевскому правлению. Солдаты и низший класс народа бросались толпами на протестантов и грабили их жилица. Убийства продолжались почти неделю. Примеру столицы последовали многие другие города, так что число всех жертв простиралось до 70,000. Весть о Варфоломеевской ночи произвела различное впечатление в европейских государствах. В Риме, сам папа служил обедню за столь важную победу истинного христианства над гибельной ересью.

ВАСИЛИСК - (от греч. βασιλίσκος — царёк) — мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. На голове василиска имеется красный хохолок, который похож на корону (отсюда название). Однако, согласно «Естественной истории» (VIII, 21), на голове василиска не хохолок, а «белое пятно, похожее на корону или диадему». Василиски несколько раз упоминаются в Вульгате (латинском переводе Библии). В Средние века они считались вполне реально существующими животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того — подобно медузе Горгоне — они способны убивать лишь одним своим взглядом.

ВЕЛЬЗЕВУЛ - (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub), в христианских представлениях демоническое существо. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа В. или утверждали, что он изгоняет бесов силою В., «князя бесов» (Матф. 10, 25; 12, 24 и 27; Мк. 3, 22; Лук. 11, 15-19). Это первое текстуально засвидетельствованное упоминание слова «В.». Переводчик и комментатор Библии Евсевий Иероним (4 - нач. 5 вв.) связывал имя «В.» с именем упоминаемого в Ветхом завете бога филистимлян Баал-Зебуба (ва'а1- zebûb, «повелитель мух»; имеются археологические находки изделий в виде мухи, посвящённые, очевидно, соответствующему божеству), который почитался в городе Аккарон (Экрон); за обращение к оракулу Баал-Зебуба царя израильского Охозию постигла кара Яхве (4 Царств 1, 2-3 и 6; в русском переводе Библии этот божок так и назван - «В.»). Толкование Иеронима до недавнего времени оставалось последним словом филологии, оно нашло отражение и в художественной литературе (ср. название романа английского писателя У. Дж. Голдинга «Повелитель мух», 1954). Современная наука предлагает ещё два толкования: 1) по-видимому, в еврейской среде бытовало фигурировавшее впоследствии в народной христианской латыни имя сатаны «Zabulus» (искажённое греческое Διάβολος,«дьявол»), в таком случае «В.» значит «Баал (Ваал)-дьявол» (т. е. является синонимом дьявола, сатаны); 2) еврейский глагол zabal - «вывозить нечистоты» применялся в раввинистической литературе как метафора для обозначения духовной «нечистоты» - отступничества, идолопоклонства и т. п., в таком случае «В.» значит «повелитель скверн».

ВЛАСТИ - (греч.), в христианских представлениях ангельские существа. В новозаветных текстах бегло упоминаются как особого рода космические духи, причем как благие, послушные Богу (1 Петр. 3:22 — [Христу] «...покорились Ангелы, и Власти, и Силы»), так и злые, антагонисты Бога (Еф. 6:12). В связи с этим гностики из секты каинитов, совершая в согласии со своей доктриной тот или иной имморальный акт, понимали это как дань В. и произносили ритуальную формулу: «О, Власть имярек, творю действие твое». В иерархии девяти чинов ангельских Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в. или нач. VI в.) отводит В. место последнего «чина» средней триады, после Господств и Сил, особую близость В. к которым подчеркивает: как и они, В. воплощают принцип непогрешимой и невозмутимой иерархической стройности, повелевания в послушании, без всякой возможности «тиранического употребления во зло» авторитета.

ГНОСТИЦИЗМ — направление религиозно-философской мысли поздней античности и Средневековья, для которого характерны «мистический рационализм», дуализм доброго и злого начал, неприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа. Было представлено различными группами, сектами и церквами.

ГОСПОДСТВА - (греч.), в христианских представлениях (по классификации византийского богослова V или начала VI в. Псевдо-Дионисия Ареоиагита) четвертый из девяти чинов ангельских, образующий с Силами и Властями вторую, среднюю триаду.

 

ДУАЛИЗМ - (от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п. Дуалистичны, напр., следующие пары объектов: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), реальный и возможный миры.

КАИН — в Ветхом Завете первый сын Адама и Евы, старший брат Авеля. Убив своего младшего брата из-за того, что «призрел Бог на Авеля и на жертву его, а на Каина и на жертву его не призрел», Каин вынужден был уйти от своих родителей. Он поселился в земле Нод, где у него родился сын Ханох (Енох). Затем он построил город и назвал его именем сына.

МАНИХЕИ - (Лат.) Секта третьего столетия, которая верила в два вечных принципа добра и зла, - первый одарил человечество душами, а последний - телами. Эта секта была основана неким полу-христианским мистиком Мани, который выдавал себя за ожидаемого "Утешителя", Мессию и Христа. Много столетий спустя, когда эта секта уже не существовала, возникло Братство, называвшее себя "манихеями", - масонского типа с несколькими степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были неправильно поняты.

НАЧАЛЬСТВА - нач’альства (2Пет.2:10; Иуд.1:8; 1Кор.15:24; Еф.1:21; Еф.6:12; Кол.1:16; Кол.2:10,15) — ангельский чин см. власть. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская

ПРЕСТОЛЫ- ангельский чин (см. выше).

ПРОКОСМИЗМ - философское и религиозное отношение к миру как воплощению и порождению добра.

ПРОСОМАТИЗМ — Философское и религиозное отношение к телесной оболочке как благу.

СЕРАФИМЫ— в иудаизме и христианстве ангелы, стоящие на высшей ступени небесной иерархии, ближайшие к «престолу божьему». Изображаются в облике людей с 6 крыльями (двумя закрывают лицо, двумя — ноги, с помощью двух оставшихся летают, непрерывно славя Господа).

СИЛЫ- один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании (Римл. VIII, 38; Ефес. I, 21). Отцами церкви С. усвояется обыкновенно место второго чина второй степени (господства, С., власти).

ТЕОДИЦЕЯ — религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не противоречит представлениям о Боге как абсолютном добре.

ТРИКСТЕР -Человеческий или животный персонаж, существующий в мифах всех континентов. Как правило, отличается лукавством, хитроумием, способностью к трансформациям или перевоплощению. Часто выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, греческий Прометей, скандинавский Локи. В большинстве случаев трикстер - существо мужского пола, хотя встречаются и исключения. В подавляющем большинстве мифов трикстер выступает как "второй" творец мира (реже - части мира), а главным образом играет роль существа, которое "испортило" творение верховного божества, впустив в мир все существующие несчастья. Наглядным примером трикстера является змей из Книги Бытия, пробуждающий сексуальность у прародительской четы. Здесь трикстер выступает в "умеренной" форме, так как он создан верховным творцом.

ХЕРУВИМЫ— в иудаизме и христианстве одна из высших (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.

ШАМАН - (от эвенкийск. шаман, саман - возбужденный, исступленный человек) - англ. shaman; нем. Schamane. Человек, входящий в общение со сверхъестественными силами посредством камлания - ритуального экстаза, достигаемого при помощи особых приемов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: