Подготовила: воспитатель Сорокина Е.А.




ГБДОУ детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Формирование здорового образа жизни дошкольников»

 

 

Подготовила: воспитатель Сорокина Е.А.


 

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует особо отметить отсутствие у детей очень важных психо-физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Вследствие этого, крайне важно, планировать работу так, чтобы бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности семейного воспитания, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.).

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

ü формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках;

ü привить необходимые санитарно-гигиенические навыки;

ü воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

ü развивать умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких;

ü вырабатывать навык правильной осанки;

ü обогащать знания детей о физической культуре в целом.

Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой).

Работа по укреплению и профилактике заболеваний будет успешна лишь при активном взаимодействии родителей, детей и сотрудников дошкольных учреждений.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

ü занятия физкультурой, прогулки;

ü рациональное сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками, соблюдение правил личной гигиены; закаливание, создание условий для полноценного сна;

ü организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

ü использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито и аэротерапии и др.);

ü профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирую­щих средств, индивидуальная профилактика);

ü организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием при­родных источников здоровья (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);

ü формирование понятия «не вреди себе сам»

 


Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.

Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».


Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Принципы реализации системы эффективного закаливания сводятся к использованию контрастных воздушных и водных ванн и контрастного душа. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста.


Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Способствуют закаливанию и циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста - 18-20°С.


Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

ü утренняя гимнастика (ежедневно);

ü физкультурные занятия (3 раза в неделю);

ü музыкально - ритмические занятия (2 раза в неделю);

ü прогулки с включением подвижных игр;

ü пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

· дыхательная гимнастика;

· корригирующая гимнастика после дневного сна (ежедневно);

· физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

· эмоциональные разрядки, релаксация;

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

· спортивные досуги, развлечения, (1 раз в месяц)

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому помимо всего прочего следует способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: