СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ




       
 
   
 


Рис. 1.1. Факторы внешней среды, воздействующие на предпринимателя

 

Изменения в окружающей среде приводят к организационным изменениям, к которым относятся следующие:

§ изменения в основной структуре (характер и уровень деловой активности, правовая структура, собственность, источники финансирования, международные операции и их воздействие, диверсификация, слияния, совместные предприятия);

§ изменения в задачах и деятельности (ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, новые рынки, клиенты и поставщики);

§ изменения в применяемой технологии (оборудование, орудия труда, материалы и энергия, технологические процессы, канцелярская техника);

§ изменения в управленческих структурах и процессах (внутренняя организация, трудовые процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы);

§ изменения в организационной культуре (ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства);

§ изменения в людях (руководство и служебный персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе);

§ изменения в эффективности работы (финансовые, экономические, социальные, показывающие, как организация связана с окружающей средой, выполняет свою задачу и пользуется новыми возможностями; изменения в престиже организации в деловых кругах и в обществе).

Человеческий аспект в организационных изменениях является фундаментальным, потому что именно поведение людей на предприятии – руководящих, технических кадров и других сотрудников – в конечном итоге определяет, что можно изменить и какую это даст реальную пользу. Теория изменений в людях была разработана Куртом Левиным. Это модель, состоящая из трех последовательных стадий:

Ø стадия «размораживание», которая подразумевает тревожную ситуацию. К условиям, усиливающим этот процесс, обычно относятся: повышенный уровень напряженности, ведущий к ощутимой потребности в переменах (например, отсутствие источников информации); прекращение обычных контактов или заведенного, привычного порядка; снижение уровня самоуважения среди людей. В других случаях необходимость в изменениях не ощущается, и чтобы вызвать «размораживание», следует продемонстрировать, что случится с организацией, если она останется прежней;

Ø стадия «изменение», предполагающая движение к переменам – центральная стадия модели, когда и руководство, и служащие начинают практиковать новые отношения, методы и формы поведения. При этом выделяются два элемента – «идентификация» (люди испытывают предложенные изменения) и «усвоение» (отдельные лица переводят общие цели и принципы изменений в специфические личные цели и нормы);

Ø стадия «повторное замораживание», то есть когда меняющееся лицо опробует изменения на опыте. Для этого требуется благоприятная и поддерживающая среда (например, одобрение руководства). Обычно, когда осознаются достижения в осуществлении задач, растет самоуважение.

Проявляющееся со стороны людей сопротивление изменениям объясняется следующим:

§ отсутствие убежденности в необходимости изменений (недостаточная информированность),

§ недовольство переменами, насаждаемыми сверху (людям не нравится, когда с ними обращаются, как с пассивными объектами, когда они не могут высказать своего мнения),

§ недовольство неожиданностями,

§ страх перед неизвестностью, неопределенностью,

§ нежелание иметь дело с непопулярными проблемами,

§ страх перед неспособностью выполнить что-либо и неудачей,

§ нарушение установленного порядка, привычек и взаимоотношений,

§ отсутствие уважения и доверия к лицу, содействующему осуществлению изменений.

Изменения в организации – не конечная цель, а лишь средство, помогающее приспособиться к новым условиям и сохранить или повысить конкурентоспособность, эффективность работы и производительность.

Основными методами изменений в организациях являются:

– незапланированные изменения – эволюционные, естественные. Например, конкуренция может вынудить снизить цены, забастовка – повысить зарплату, оборудование стареет и т.д. Эти изменения происходят независимо от желания руководства. Их нельзя, в сущности, планировать, но можно и нужно учитывать, определяя будущее предприятия. Можно планировать мероприятия по предотвращению и устранению отрицательных последствий эволюционных изменений;

– планируемая перестройка;

– навязываемые изменения (на отношение к переменам очень сильно влияют уровень культуры, образования, стиль руководства, приоритетность власти, объективная необходимость, доступ к информации, наличие альтернатив и другие факторы);

– изменения с участием (посредством информирования, консультирования, привлечения к активному участию сотрудников в планировании и осуществлении перемен). Процесс более медленный и дорогостоящий, но считающийся более эффективным в долговременной перспективе;

– изменения с использованием переговоров (между руководством и профсоюзами, представительствами). Такого рода изменения могут определяться законом, коллективным договором или же иным соглашением, официальным или неофициальным.

Для управления изменениями необходима соответствующая структура системы. Очень популярной формой являются специальные проекты и задания временного характера. При этом часто используют целевые и рабочие группы (с определением времени, когда группа прекратит существование, если руководство не решит продлить его).

Проверить в ограниченном масштабе обоснованность мероприятий по перестройке позволяет эксперимент, проводимый в одном или двух организационных подразделениях и в ограниченный период времени. Так, можно, например, установить гибкий график работы или новую систему премий.

Показательные проекты используют, чтобы проверить новые схемы изменений, как правило, требующие крупных финансовых затрат. При оценке такого проекта следует беспристрастно рассмотреть условия, в которых он выполнялся.

Новые организационные подразделения часто создаются, если руководство решило продолжать изменения, если необходимость в переменах документирована. Новые формы организации труда включают людей, участвующих в реорганизации и перестройке своей работы.

Перестройка может быть эффективной, если пользуется поддержкой людей, которых затрагивает. Полезный общий метод получения поддержки и уменьшения сопротивления – пригласить людей активно участвовать во всех этапах перемен.

Для проведения изменений требуется вмешательство, которое может быть реализовано в следующем виде:

§ обучение и повышение квалификации,

§ применение методов организационного диагноза и решения проблем,

§ обучение действием,

§ планирование, повышающее эффективность работы предприятия. Это метод систематического выявления проблем и их решения с определенными методиками совершенствования работы в организации,

§ собрания,

§ временные группы,

§ кружки качества (для улучшения качества товаров, технического обслуживания, рабочих условий, повышения производительности и т.д.),

§ постановка цели,

§ конфронтация, связанная с проблемами внутренней конкуренции (в большинстве организаций обычно ведется борьба за ограниченные ресурсы),

§ обратная связь,

§ инструктирование и рекомендации.

Для планируемых изменений благоприятные условия создают и такие характеристики организационной культуры, как:

§ принятие необходимого темпа изменений,

§ изменения на основе творческой активности людей,

§ ориентирование изменений на приоритетные цели,

§ назначение высоких премий за рационализаторство и изменения.

Особая роль отводится новаторам и агентам по изменениям. Предприятия, которые хотят перестроиться, должны поощрять новшества, экспериментирование и предприимчивость. Изобретательные и предприимчивые лица или группы необходимы для успеха. Существуют два типа агентов по изменениям:

1) те, кто способны производить отличные технические идеи;

2) те, кто могут помогать администрации разрабатывать и осуществлять изменения, которые требуют как индивидуального, так и группового активного участия многих людей.

1.2. Бизнес-план как инструмент эффективного управления
предприятием

Деловое планирование, или бизнес-планирование, представляет собой самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. При этом «бизнесом» мы называем экономическую деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленную на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективного его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.п.

Необходимо не только представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Нередко руководители небольших предприятий и частные предприниматели отрицают необходимость (и даже возможность) планирования своей финансово-хозяйственной деятельности. В качестве «теоретического обоснования» такого подхода наиболее часто можно услышать два тезиса:

- невозможно предсказать объем продаж, изменение цен и т.п. даже на ближайшие несколько месяцев, т.к. рыночные условия слишком динамичны;

- малочисленный управленческий аппарат и без того очень загружен, а его расширение требует «неподъемных» затрат.

Как следствие планирование подменяется различными решениями собственника или директора о направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, не подкрепляются финансово-экономическими расчетами, ориентируются на ближайший период времени и не учитывают средне- и дальнесрочную перспективу. При этом официально принятые планы отсутствуют.

Для обеспечения устойчивого положения предприятия следует помнить, что бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы, а также необходимый инструмент управленческих решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Таким образом, бизнес-план является важным элементом эффективного управления предприятием. Под эффективным следует понимать такое управление, которое позволяет достичь намеченных целей с минимумом затрат.

Планирование требует определенных усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

ü заставляет руководителей мыслить перспективно;

ü обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

ü увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

ü способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

ü ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

ü позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

Выделяются следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительная стадия. Ключевым моментом здесь является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения, цели предприятия на планируемый период и др.;

2) стадия разработки бизнес-плана. Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают решение о подготовке бизнес-плана;

3) стадия продвижения бизнес-плана. Продвижение идеи предполагает организацию и проведение презентации бизнес-плана, переговоры с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта;

4) стадия реализации бизнес-плана. Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для перевода делового проекта из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Для практической реализации бизнес-планирования, как процесса, необходимо соблюдение следующих принципов:

· гибкости, предполагающей адаптацию к изменениям среды;

· непрерывности, означающей скользящий характер планирования;

· коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

· интерактивности, предусматривающей творческий характер планирования и неоднократность проработки составленных разделов плана;

· многовариантности, предполагающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

· участия, означающего вовлечение в процесс планирования возможных участников будущей организации;

· адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

 

Рекомендуемая литература [3, 6, 7, 15, 18, 25, 30, 31, 42, 45, 52].

 

Контрольные вопросы и задания

1. Оцените факторы прямого воздействия на предпринимателя.

2. Оцените факторы косвенного воздействия на предпринимателя.

3. Назовите возможные организационные изменения под воздействием изменений среды, окружающей предпринимателя.

4. Приведите примеры возможных изменений в структуре предприятия.

5. Приведите примеры возможных изменений в деятельности предприятия.

6. Приведите примеры возможных изменений в применяемых технологиях на предприятии.

7. Приведите примеры возможных изменений в управленческих структурах и процессах на предприятии.

8. Приведите примеры возможных изменений в организационной культуре предприятия.

9. Приведите примеры возможных изменений в людях на предприятии.

10. Приведите примеры возможных изменений в эффективности работы предприятия.

11. В чем суть теории изменений в людях по Левину?

12. Рассмотрите причины, по которым люди сопротивляются изменениям.

13. Охарактеризуйте основные методы изменений в организации.

14. Что включает в себя понятие «управление изменениями»?

15. Какие благоприятные условия способствуют изменениям?

16. Какова специфика планирования в рыночных условиях?

17. В чем суть понятия эффективного управления?

18. Какие выгоды получает предприятие от планирования?

19. Каково содержание основных стадий процесса бизнес-планирования?

20. Каковы принципы реализации бизнес-планирования?

СУТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

2.1. Определение, функции и цели бизнес-плана

Управление предприятием предполагает осуществление общих и конкретных функций управления. Одной из основных управленческих функций, осуществляемых руководством, является функция планирования. Планирование представляет собой процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности предприятия. Особенностью планирования является необходимость непрерывного пересмотра планов, так как в сложной и динамичной рыночной среде никакой план не может быть окончательным и неизменным.

При осуществлении общей функции «планирование» необходимо создать аналитическую модель деятельности предприятия на определенный период времени. Эта модель выражена количественными параметрами, системой показателей производственно-хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

Одновременно функция «планирование» представляется как выработка направлений, средств и мероприятий по реализации целей деятельности предприятия, принятие адресных плановых решений.

Важной подфункцией планирования является «целеполагание», включающее выработку стратегических, текущих и оперативных целей деятельности. При этом должно быть обращено внимание на реальность и реализуемость целей, учет изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования предприятия.

В условиях рыночных отношений в белорусской экономике достаточно распространенной формой планирования стало бизнес-планирование, в основе которого лежит разработка бизнес-плана. В широком смысле бизнес-план представляется как документ, содержащий описание будущего бизнеса. С позиций практики бизнес-планы часто классифицируют по назначению:

1) бизнес-план предприятия на некоторый период (год, пять лет и т.п.);

2) бизнес-план инвестиционного проекта;

3) бизнес-план инновационного проекта;

4) бизнес-план конкретной бизнес-операции или мероприятия (крупной сделки, рекламной кампании, реструктуризации и т.п.);

5) бизнес-план санации (финансового оздоровления) предприятия.

Таким образом, бизнес-план – подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения поставленных целей и их последствия для предприятия.

Бизнес-план является итоговым документом, составлению которого предшествует определение миссии и целей бизнеса, анализ внешней среды, собственных возможностей. На рис. 1.2 представлена технология разработки бизнес-плана, предполагающая последовательные этапы реализации управленческих и маркетинговых знаний. Представленный комплекс управленческих действий по разработке отдельных блоков показывает не только сложность плановой работы, но и необходимость подключения к ней специалистов в различных областях. Достижению цели, преследуемой бизнес-планом, способствует в первую очередь компетентность разработчиков, а также наличие и реализация корпоративной политики предприятия.

Необходимость серьезного подхода к составлению бизнес-плана обусловлена тем, что:

a) в предпринимательскую деятельность включается все большее число людей, как правило, слабо представляющих ее сложность;

б)меняется облик экономической модели в связи с изменением экономических приоритетов;

в) любое производство требует соединения четырех факторов: земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской инициативы. При наличии капитала остальные ресурсы можно приобрести на рынке, но при недостатке собственного капитала необходимым условием его привлечения (т.е. получения внешних инвестиций) является наличие бизнес-плана как аргументированного доказательства того, что инвестиции принесут прибыль и выгоду.

 

 
 

 


БИЗНЕС-АНАЛИЗ
Анализ внешней среды 1. Перспективы развития отрасли и продукции. 2. Состояние конкуренции. 3. Потребители продукции. 4. Сбытовая деятельность. 5. Тенденции развития макросреды (среды косвенного воздействия) предприятия Оценка внутренней среды (управленческий анализ) 1. Маркетинг. 2. Финансы. 3. Производство. 4. Человеческие ресурсы. 5. Административная деятельность.

 

Рис. 1.2. Технология разработки бизнес-плана

 

Бизнес-план является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности предприятия на перспективу. Он представляет собой модель организации производства и реализации продукции, включающую анализ экономических ситуаций, с которыми может столкнуться коллектив, и определение способов их решения. Кроме того, бизнес-план является элементом имиджа предприятия, дает возможность ознакомиться с предприятием, выполняя обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

Основной целью бизнес-планаявляется достижение разумного компромисса между тем, что предприятие намерено и чего способно достичь в плановом периоде.

Бизнес-планпризван ответить на три ключевых вопроса:

1. Каково положение предприятия в настоящий момент (проведение бизнес-анализа или ситуационного анализа)?

2. Каковы перспективы развития предприятия (определение миссии, задач, целей, конкурентных преимуществ)?

3. Как предприятие, используя свои конкурентные преимущества (составление бизнес-плана), будет выполнять свою миссию, решать задачи и достигать поставленные цели?

Необходимо иметь четкое представление о сущности своей деятельности, чтобы предприятие не отклонялось от намеченного курса, а также для привлечения необходимых дополнительных финансовых средств.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:

1) заключается в том, что бизнес-план используется для разработки концепции бизнеса, для определения стратегии, что позволяет обнаружить проблемы еще «на бумаге», рассмотрев деятельность предприятия всесторонне – в области маркетинга, производственной деятельности, финансов. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности;

2) представляет бизнес-план как инструмент контроля и управления, т.е. служит для сравнения фактических результатов деятельности за определенный период с запланированными, чтобы определить благоприятность или нежелательность отклонений и будущие направления и возможности развития;

3) позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современной белорусской экономике функционирует программа поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющая возможность пользования кредитными линиями. Но при этом банковская система предпринимает комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в том числе предоставление кредита при наличии проработанного бизнес-плана;

4) позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

5) позволяет менеджменту посредством бизнес-плана активизировать человеческий фактор. Путем вовлечения сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшается их информированность о предстоящих действиях, координируются усилия, создается мотивация достижения целей.

Бизнес-план служит основой организации производства продукции, аргументации перестройки структуры управления, обеспечения реализации направлений маркетинга и сбыта продукции, материально-технического снабжения предприятия, политики в отношении персонала, грамотной системы юридической защиты.

Структура бизнес-плана в общих чертах представляется следующим образом:

· идея (товар/услуга);

· состояние отрасли;

· маркетинг: – рынок и конкуренция,

– стратегия маркетинга;

· производство;

· менеджмент;

· финансовый план.

В целом распространение в хозяйственной практике бизнес-плана как формы обоснования предпринимательских проектов или стратегий развития бизнес-единиц объясняется сочетанием в нем:

Ø производственного и рыночного;

Ø финансового и технического;

Ø внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.

Наличие таких гибких сочетаний выделяет особенную специфику бизнес-плана по его содержанию.

Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется. Это позволяет использовать его как актуальный системный инструмент. Он отражает текущую динамику бизнеса и обеспечивает непрерывное управление предприятием, базируясь на стратегических и текущих целях. Для этого на всех уровнях менеджмента должны быть созданы постоянно действующие обратные связи.

Управленческая деятельность имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы. Лучше отложить непродуманное мероприятие, требующее значительных ресурсов, чем столкнуться с ситуацией сбоя из-за их недостатка в процессе реализации.

 

2.2. Назначение бизнес-плана

Как уже отмечалось, одним из видов бизнес-плана является бизнес-план инвестиционного проекта. На современном этапе развития белорусской экономики наблюдается рост потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг. В связи с этим возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от масштаба, длительности и сложности последнего.

Если речь идет о необходимости привлечения дополнительных финансовых средств, то потенциального инвестора как минимум интересуют следующие моменты:

Ø имеющийся положительный опыт в бизнесе;

Ø рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес-направления);

Ø собственность и юридическая форма организации бизнеса;

Ø вопросы управления персоналом;

Ø организация производства, снабжение сырьем и материалами;

Ø график финансирования проекта;

Ø график возврата денежных средств;

Ø коммерческая эффективность проекта;

Ø возможные риски проекта, поскольку в конечном итоге все они – риски невозврата средств;

Ø представляемые гарантии.

Указанные пункты – это разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. Сами разделы могут называться по-разному, но главное – каждый из них и вместе они должны дать потенциальному инвестору исчерпывающую информацию о проекте.

Имеются два вида внешних источников финансирования инвестиционных проектов: заимодавцы (коммерческие банки, фонды и т.п.) и инвесторы.

При привлечении средств заимодавцев часто подразумевается получение кредитов. Кредиты, предоставляемые банками, можно подразделить на следующие виды:

а) кредиты на оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) на срок не более одного оборота. Возможно предоставление кредитной линии для реализации нескольких оборотов с общей длительностью не более одного года. В этом случае к бизнес-плану прилагаются копии договоров о поставках (протоколов о намерениях с поставщиками) с указанием цен;

б) инвестиционные кредиты (на оборудование, необходимое для реализации проекта) на срок более года. К бизнес-плану прилагаются копии контрактов (протоколов о намерениях) с поставщиками оборудования с указанием договорной или существующей рыночной цены, условий и сроков поставки;

в) кредит на капитальное строительство (указывается подрядчик, прилагается смета). При отсутствии ипотеки этот вид кредита, фактически, аналогичен предыдущему;

г) кредит на выплату текущей заработной платы. Такие кредиты, обычно, предоставляются только обслуживающим банком под дополнительные гарантии.

Когда заимодавцы рассматривают просьбу о ссуде, кредите, в центре их внимания находится реализация так называемого принципа кредита «four С» («четыре Д»):

ü character (деловая репутация);

ü cash-flow (денежный поток);

ü collateral (дополнительное обеспечение);

ü contribution (доля собственного капитала).

Инвесторы также принимают во внимание эти факторы, хотя придают им другое значение и даже по-иному определяют их. Это обусловлено тем, что заимодавцы и инвесторы имеют различные интересы в бизнесе. Заимодавцев интересует способность предприятия вернуть долг независимо от того, добилось оно крупного успеха или нет. Они обычно довольствуются обещанием обеспечить им вознаграждение в виде регулярных выплат основной суммы и процентов. Что же касается инвесторов, то им гарантируется солидная норма прибыли, ибо они «имеют долю участия» в предприятии и обмен на свои инвестиции. Следовательно, они готовы принять на себя больший риск, если при этом существует возможность получения большей прибыли.

Бизнес-план используется органами управления при приватизации предприятия. При этом необходимо, чтобы он включал оценку технико-экономического уровня производства и прогноз его развития в условиях функционирования акционерного общества.

Текущий и перспективный бизнес-планы предприятия выступают не только как формализованные цели и задачи, но и как мерило достигнутых результатов. Хотя предприятие формально составляет новый бизнес-план один раз в год, на деле его выполнение контролируется постоянно, а уточнения вносятся ежеквартально и даже ежемесячно. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения в соответствие с меняющимися условиями создает возможность его использования и вкачестве критерия оценки фактических результатов деятельности предприятия и инструмента регулирования.

Прошлогодний бизнес-план может показать, какая из стратегий оказалась эффективной, а какая нет, насколько действенным был тот или иной способ осуществления стратегии. Изучение фактических результатов работы путем сравнения с бизнес-планом помогает выявить сильные и слабые стороны предприятия.

Финансовый раздел предыдущего бизнес-плана (бюджет предприятия) может использоваться как средство объективного слежения за процессом производства. Рассчитанные на его основе нормативы позволяют планировать и оценивать эффективность текущего производства. Отклонения от расчетов выявляют области, где суждения о необходимых ресурсах были ошибочными либо контроль в период выполнения плана был недостаточным.

Бизнес-план предназначен для изучения как сотрудниками предприятия, так и теми, кто на нем не работает. Круг сотрудников обычно ограничивается менеджерами и советом директоров; сторонние читатели – это те, кто представляет источники финансирования, а также советники, поставщики, дистрибьюторы и другие.

Бизнес-план используют:

а) менеджеры предприятия высшего, среднего и низшего звеньев для:

· уяснения целей предприятия;

· создания команды;

· практического анализа деятельности;

· помощи в получении денег;

б) собственники предприятия для оценки возможности:

· установления и отслеживания задач предприятия;

· определения потребности в деньгах;

в) кредиторы для оценки:

· ликвидности и риска;

· качества управления;

г) поставщики, дистрибьюторы-консультанты для:

· уяснения планов предприятия;

· приспособления своих действий к планам предприятия;

· выработки рекомендаций и предложений.

Помимо управления бизнес-план используется как средство мониторинга. И кредиторы, и инвесторы замечают расхождения между планом и фактическими результатами работы предприятия и интересуются причинами отклонений.

 

Рекомендуемая литература [5, 7, 8, 15, 16, 17, 21, 22, 31, 40, 51].

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть планирования и его необходимость.

2. Каков механизм планирования на предприятии?

3. Понятие и виды бизнес-плана.

4. Технология разработки бизнес-плана.

5. Объективная необходимость составления бизнес-плана.

6. Каково целевое назначение бизнес-плана?

7. Какие функции выполняет бизнес-план?

8. Какова общая структура бизнес-плана?

9. В чем содержательная специфика бизнес-плана?

10. В чем и как проявляется интерес потенциального инвестора?

11. Кто и с какой целью использует бизнес-планы?

12. Какие бывают кредиты по назначению?

13. Содержание принципа кредита «four С» («четыре Д»).

14. Каковы различия между заимодавцами и инвесторами?

15. Охарактеризовать общее назначение бизнес-плана.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

3.1. Бизнес-план как документ

В настоящее время форма и структура и содержание бизнес-плана регламентируются только в некоторых случаях.

В частности, коммерческие организации государственной собственности и негосударственные коммерческие организации, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), или переданы в управление органам государственного управления, должны разрабатывать прогнозы развития на пять лет и бизнес-планы развития на год в соответствии с Рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186. Для предприятий торговли и строительного комплекса действуют соответствующие Отраслевые рекомендации, утвержденные Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14.12.2006 № 158, и Методические рекомендации, утвержденные Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.11.2005 № 290.

При разработке инвестиционных проектов, представляемых на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, необходимо руководствоваться Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 № 158.

При получении кредита или оформлении договора лизинга форма и структура бизнес-плана, состав и содержание прилагаемых к нему расчетных таблиц определяются требованиями конкретного банка, финансовой организации или лизинговой компании. В остальных случаях конкретных формальных требований к бизнес-плану не выдвигается.

 

 

Любой бизнес-план должен содержать:

ü концепцию предпринимательства, цель бизнеса;

ü характеристику и специфику продукции;

ü долю удовлетворения потребностей рынка;

ü тактику поведения предприятия в определенных рыночных сегментах;

ü организационную и производственную структуру предприятия;

ü финансовый план;

ü стратегию финансирования, инвестирования и развития предприятия.

Основные разделы бизнес-плана:

v «Резюме»;

v «Характеристика предприятия и стратегия его развития»;

v «Описание продукции»;

v «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

v «Производственный план»;

v «Организационный план»;

v «Инвестиционный план»;

v «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

v «Показатели эффективности»;

v «Юридический план».

В Приложении к бизнес-плану помещаются таблицы с расчетами основных показателей плана и другие необходимые материалы вспомогательного или справочного характера (подтверждающие данные, используемые в бизнес-плане, копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалы аудиторской проверки и т.п.).

Основанием для разработки бизнес-плана является, как правило, приказ руководителя организации, которым определяют:

· ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения изменений и дополнений в течение срока его реализации;

· механизм взаимодействия между структурными подразделениями;

· необходимость и порядок привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

· смету затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости)

· сроки разработки.

Для разработки бизнес-плана рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных. Каких-либо жестких требований к объему бизнес-плана, как правило, не выдвигается. Для инвестиционных проектов, с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: