РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА
ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА
Кафедра «Всеобщей истории искусств»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и история искусствознания»
Для направления подготовки
073900.62 «Теория и история искусств»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Москва
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория и история искусствознания»
являются: овладение инструментарием, методологией мирового искусствознания, углубленное знакомство с основными школами и направлениями искусствознания, постижение специфики изобразительного искусства, качественного отличия классического искусствознания от постклассического
2. Задачи дисциплины. Познакомить студентов с основными направлениями и идеями мирового и русского искусствознания; выработать самостоятельность в анализе и постижении искусства; а также:
1. постижение борьбы разных направлений в истории искусствознания;
2. формирование студента как теоретически грамотного искусствоведа;
3. углубленное изучение роли русского искусствознания в общем мировом процессе изучения истории искусства
3. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Теория и история искусствознания»
входит в базовую часть общепрофессионального цикла ФГОС по направлению «Теория и история искусств» (бакалавр) и изучается в течении двух семестров.
Курс построен хронологически и органично входит в контекст общепрофессиональных дисциплин. Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по ранее изучаемым дисциплинам.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у студента:
Общекультурные компетенции
Ок-2 способность понимать закономерности и многовариантность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ОК-12 способность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции, готовность к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию, расширению границ своих научных познаний;
ОК-14 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК-23 способность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, готовность развивать художественное восприятие и вкус, стремление к эстетическому развитию и самосовершенствованию
ОК-24 способность определять и анализировать основные вехи в истории искусств (по видам), разбираться в стилях и жанрах мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения, высказывать свои взгляды на современное состояние развития искусства
Профессиональные компетенции
Пк-3 способен владеть понятийным аппаратом в области методологии и технологии обучения искусству; психологии и педагогики художественного творчества; анализировать основные факторы формирования и закономерности развития современного языка, особенностей и перспектив развития искусства;
ПК-17 способность рассматривать художественный аспект произведения искусства в социальном, культурном и историческом контексте, как структуру смысла, как единство формы и содержания
ПК-18 способность воссоздавать архитектонику произведения искусства: фиксировать главные признаки его замысла, стилистики, исполнительских особенностей и т.д.
ПК-32 способность дать профессиональную консультацию, проводить художественно-эстетический анализ и оценку явлений искусства, осуществлять редакторскую работу
ПК-40 способность понимать социально-психологические и социально-экономические факторы, влияющие на культурное потребление в зависимости от национально-исторических особенностей;
способность учитывать в явлении искусства социальные, политические, собственно культурные и экономические факторы
ПК-41 способность применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки; искусствоведческие, исторические, культурологические, психолого-педагогические подходы в исследовании искусства, с привлечением современных информационных технологий.
5. Структура и содержание дисциплины «Теория и история искусствознания»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, т.е 216 часов, и распределяется на два семестра следующим образом:
1 семестр: 2,25 зачетных единиц.Аудиторная работа - 60 часов.
Форма контроля – экзамен-27 часов
2 семестр: 3,75 зачетных единиц.Аудиторная работа – 72 часа. Самостоятельная работа – 30 часов. Итоговая форма контроля – ЭКЗАМЕН – 27 часов
Дисциплина осваивается на 3 -м курсе в 5 и 6 семестрах.
Распределение часов по формам и видам работы
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||
1 семестр | ||||
Тема 1. Формальная школа | ||||
Тема 2. Критики формальной школы | ||||
Тема 3. Синтез формальной школы и ее критиков | ||||
ЭКЗАМЕН | ||||
Всего | ||||
2 семестр | ||||
Тема 4. Античное искусствознание | ||||
Тема 5. Средневековые представления об искусстве | ||||
Тема 6. Искусствоведческие идеи Возрождения Тема 7. Эпоха Просвещения и зарождение научного искусствознания Тема 8. Классика в век романтики. Ф. Шеллинг и Г. Гегель Тема 9. Культурно-историческая школа в европейском искусствознании ХIХ века Тема 10. Русское искусствознание. Вклад русского искусствознания в мировое учение об искусстве | ||||
ЭКЗАМЕН | ||||
Всего за семестр | 27+30 | |||
ИТОГО 216 часов: | 54+30 |
Примечание: по ФГОС лекций не более 30 % от аудиторных часов - в интерактивных формах не менее 40% от аудиторных
Содержание дисциплины